Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение творческой самореализации воспитателей дошкольного образовательного учреждения в сельской местности

Работа №108127

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость4885 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
135
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологическое исследование творческой самореализации воспитателей дошкольного образовательного учреждения в сельской местности 9
1.1 Основные теоретические подходы к рассмотрению самореализации в отечественной и зарубежной психологии 9
1.2 Особенности творческой самореализации 20
1.3 Творческая самореализация воспитателей дошкольного образовательного учреждения в сельской местности 27
Глава 2 Эмпирическое исследование творческой самореализации воспитателей дошкольного образовательного учреждения в сельской местности 41
2.1 Организация и методы исследования 41
2.2 Результаты исследования творческой самореализации воспитателей дошкольного образовательного учреждения в сельской местности 44
2.3 Рекомендации по совершенствованию творческой самореализации 54
Заключение 58
Список используемой литературы 63


Человеку присущи определенные задатки и способности. Они являются индивидуальными для каждой личности. Задатки и способности помогают реализоваться в профессиональной деятельности. Умение распознать их в себе и правильно использовать определяют самореализацию личности.
Самореализацию личности в своих трудах рассматривали различные психологи.
З. Фрейд [84] считал, что самореализация находится в бессознательном слое человеческой психики. Она проявляется, по его мнению, в стремлении к удовольствию. З. Фрейд [84] отмечает, что противостоят самореализации требования культуры такие, как нормы, традиции и правила.
Также про самореализацию писал Э. Фромм [85]. Он полагал, что самореализация нацелена на удовлетворение потребности в целостности и идентификации.
О самореализовавшейся личности писал американский психолог А. Маслоу [53]. Влечение к самореализации находится на вершине его пирамиды. А. Маслоу [53] выделил основные признаки самореализовавшейся личности.
Проблема самореализации заключается в том, что человек, во-первых, не может реализовать свои возможности из-за наличия определенных условий; во-вторых, из-за того, что человек игнорирует наличие у себя каких-либо способностей и задатков.
Отсутствие самореализации приводит к тому, что личность не может реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности. Лучшем вариантом реализации себя в профессии является наличие у человека творческой самореализации.
Е.Ю. Трацевская [80] в своем диссертационном исследовании рассматривает творческую самореализацию как процесс, который предполагает продуктивное использование личностью своего творческого потенциала в разных видах деятельности.
О.В. Шелкунова [92] о творческой самореализации писала следующее: «целенаправленный процесс, ориентированный на максимальное раскрытие творческих способностей в процессе профессиональной самодеятельности» [92, с. 55].
С.Л. Рубинштейн [68] пишет о том, что человек через творческую деятельность самореализовывается.
Н.Ю. Хрящева [86] пишет, что творчество является важным условием для самореализации личности.
Творческая самореализация актуальна в профессиональной деятельности воспитателей дошкольных учреждений. Именно от наличия такого вида самореализации зависит эффективность педагогического процесса. Обладание творческой самореализацией предполагает сделать образовательный процесс более качественным и повышает уровень эффективности применения инновационных технологий.
На научно-теоретическом уровне актуальность заключается в том, что проблема исследования творческой самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений в сельской местности недостаточно представлена в исследованиях и рассматривается не полно.
В связи с этим возникла проблема изучения творческой самореализации и теоретическое обоснование исследования у воспитателей дошкольных учреждений сельской местности.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется необходимостью разработки методов исследования творческой самореализации у воспитателей дошкольных учреждений сельской местности.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования творческой самореализации воспитателей дошкольных учреждений, выявилось следующее противоречие между значимостью изучения творческой самореализации воспитателей дошкольных учреждений сельской местности в системе коррекционной работы и недостаточной разработанностью данной темы по отношению к воспитателю дошкольных учреждений.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в недостаточной разработанности темы по исследованию творческой самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений сельской местности.
Объект исследования: творческая самореализация.
Предмет исследования: творческая самореализация воспитателей дошкольных образовательных учреждений в сельской местности.
Основываясь на выделенном противоречии, определена цель работы: исследовать особенности творческой самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений в сельской местности.
Гипотеза состоит в предположении о доминировании у педагогов ДОУ в сельской местности таких структурных элементов самореализации как коммуникативность, самопринятие и социальная креативность.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования с целью уточнения понятия «творческая самореализация» и ее особенностей;
2. Выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
3. Провести исследование особенностей творческой самореализации у воспитателей дошкольных учреждений;
4. Провести анализ результатов исследования;
5. Разработать перечень рекомендаций по совершенствованию творческой самореализации у воспитателей дошкольных образовательных учреждений в сельской местности. 

теоретические положения, которые сформулированы ведущими отечественными и зарубежными психологами:
- понятие «самореализация» в зарубежной психологии (Э. Фромм, К.Р. Роджерс, К. Юнг, А. Адлер);
- характеристики самореализирующейся личности (А.Г. Маслоу), к которым относятся принятие себя и других, автономия, независимость, пиковые переживания и другие;
- понятие «самореализация» в отечественной литературе (Т.В. Скородумова, Д.А. Леонтьев, И.С. Кон, Л.А. Коростылева);
- Р.А. Зобов, В.И. Келасьев, Л.А. Коростылева выделили факторы, влияющие на процесс самореализации - субъективные и объективные;
- О.В. Шелкунова в своей работе раскрыла понятие «творческая самореализация».
- характеристика понятий: «самоопределение» (П.П. Соболь,
В.В. Горбачева); «самоактуализация» (К. Гольдштейн, К. Роджерс); «творчество» (А.А. Леонтьев, Л.В. Ведерникова); «творческий потенциал» (Л.Г. Устинова, Б.П. Чечет); «творческая самореализация» (О.В. Шелкунова, A. С. Лукьянов); «профессиональная самореализация» (Л.А. Коростылева, B. В. Байлук) и «творческая самореализация педагогов» (Е.Н. Кухарчик, Г.Ф. Привалова).
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ, синтез);
2. Психодиагностические («Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ» (А.В. Лазуркин в адаптации Н.Ф. Калинина), «Ваш творческий потенциал» (М.А. Аралов), «Определение социальной креативности» (А.В. Батаршев));
3. Статистические (факторный анализ - метод главных компонентов).
Эмпирическая база исследования: структурные подразделения ДОУ «Радуга» и «Теремок». В исследовании принимали участие 20 воспитателей дошкольных учреждений.
Научная новизна работы заключается в исследовании творческой самореализации воспитателей дошкольных учреждений в сельской местности и разработка рекомендаций по совершенствованию творческой самореализации.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования способствуют расширению теоретических знаний по проблеме исследования, а также результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях в области психологии.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть апробированы воспитателями дошкольных образовательных учреждений и использование психологом ДОУ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования достигнута в результате обобщения теоретических и эмпирических данных в раннее выполненных работах по изучению творческой самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений, использованию диагностического инструментария, адекватному целям, объекту и предмету исследования, а также в результате анализа эмпирических данных с применением методов математико-статистического анализа.
Личное участие автора состоит в определении цели работы, постановке и решении задач, выборе объекта и предмета исследования, а также в сборе, обработке необходимой информации, которая сформировала теоретическую базу исследования. Полученные и описанные данные, сделанные выводы по теме диссертационной работы также являются результатом самостоятельного исследования.
Апробация результатов исследования: выводы диссертационного исследования использованы в научных публикациях и всероссийских конференциях:
- VII Международная научно-практическая конференция «Научные исследования и современное образование» (22.06.2019);
- LXXXVIII Международная студенческая научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов XXI столетия» (2020).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Условия профессиональной деятельности педагогов ДОУ в сельской местности способствуют доминированию в структуре их самореализации таких элементов, как: ориентация во времени, потребность в познании, контактность и самопонимание.
2. У педагогов ДОУ в сельской местности, наиболее выраженной является социальная креативность как способность к гибкой организации различных форм социального взаимодействия.
3. Внедрение в деятельность педагогов ДОУ в сельской местности мероприятий, направленных на оптимизацию креативности и творческого подхода будет способствовать более гармоничной самореализации личности.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 3 рисунка, 3 таблицы, список использованной литературы. Основной текст работы изложен на 71 странице.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творческая самореализация - это процесс, который предполагает продуктивное использование личностью своего творческого потенциала в разных видах деятельности. Творческая самореализация педагога - это использование творческого потенциала конкретно в профессиональной деятельности педагога.
О.В. Шелкунова [92] определяет творческую самореализацию через целенаправленный процесс, который способствует максимальному раскрытию человеком своих творческих способностей в профессиональной деятельности.
Актуальность данной темы диссертационного исследования заключается во взаимосвязи уровня развития творческой самореализации и эффективности воспитательного и образовательного процессов. Наличие творческой самореализации у педагогов позволяет сделать образовательный процесс более качественным.
Авторы связывают творческую самореализацию не только с творческим потенциалом и творческими способностями, но и с профессиональной самореализацией, самоопределением и самоактуализацией. По проблеме исследования были изучены труды отечественных и зарубежных ученных.
В нашей работе изучение творческой самореализации начинается с изучения понятия «самореализация» (Э. Фромм, К.Р. Роджерс, К. Юнг, А. Адлер, Т.В. Скородумова, Д.А. Леонтьев, И.С. Кон, Л.А. Коростылева).
Далее в исследовании мы обращались к таким понятиям как «самоопределение» (П.П. Соболь, В.В. Горбачева); «самоактуализация» (К. Гольдштейн, К. Роджерс); «творчество» (А.А. Леонтьев, Л.В. Ведерникова); «творческий потенциал» (Л.Г. Устинова, Б.П. Чечет); «творческая самореализация» (О.В. Шелкунова, А.С. Лукьянов); «профессиональная самореализация» (Л.А. Коростылева, В.В. Байлук) и «творческая самореализация педагогов» (Е.Н. Кухарчик, Г.Ф. Привалова).
Исходя из актуальности нашего исследования, нами была выявлена следующая проблема исследования - недостаточная разработанность темы по исследованию творческой самореализации воспитателей ДОУ в сельской местности.
Сформулированная проблема позволила выделить цель нашей работы: исследовать особенности творческой самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений в сельской местности.
Гипотеза исследования состоит в предположении о доминировании у педагогов ДОУ в сельской местности таких структурных элементов самореализации как коммуникативность, самопринятие и социальная креативность.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами были решены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования с целью уточнения понятия «творческая самореализация» и ее особенностей;
2. Выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
3. Провести исследование особенностей творческой самореализации у воспитателей дошкольных учреждений;
4. Провести анализ результатов исследования;
5. Разработать перечень рекомендаций по совершенствованию творческой самореализации у воспитателей дошкольных образовательных учреждений в сельской местности.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на изучение творческой самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Для изучения были использованы следующие методики:
- «Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ» (А.В. Лазуркин в адаптации Н.Ф. Калинина);
- «Ваш творческий потенциал» (М.А. Аралов);
- «Определение социальной креативности» (А.В. Батаршев).
Исследование проходило на базе структурных подразделений ДОУ «Теремок» и «Радуга». В нем приняло участие 20 воспитателей.
В результате эмпирического исследования были получены следующие результаты:
- по методике М.А. Аралова «Ваш творческий потенциал» выделилось два уровня развития - низкий и средний. В д/с «Теремок» низкий - 10%, средний - 90%, в д/с «Радуга» у всех педагогов преобладает только средний уровень;
- анализ результатов по тесту А.В. Батаршева «Определение социальной креативности» показывает, что в обеих группах присутствует низкий уровень данного параметра (10%). В д/с «Теремок» - отсутствует высокий уровень; средний 30% и выше среднего - 60%. Высокий уровень социальной креативности выявился только у д/с «Радуга» (30%).
Результаты по методике САМОАЛ были обработаны при помощи метода математической обработки - факторного анализа. Он показал, что у педагогов ДОУ «Теремок» в структуре самореализации преобладают такие факторы как:
- коммуникативность;
- доверительные отношения к людям;
- принятие себя и осознание ценности настоящего.
У педагогов ДОУ «Радуга» в структуре самореализации значительными являются следующие факторы:
- уверенность в себе и принятие себя;
- коммуникативность;
- потребность в познании.
Из всего выше перечисленного мы можем сделать вывод, что:
- условия профессиональной деятельности педагогов ДОУ в сельской местности способствуют доминированию в структуре их самореализации таких элементов, как: ориентация во времени, потребность в познании, контактность и самопонимание;
- у педагогов ДОУ в сельской местности, более выраженной является социальная креативность как способность к гибкой организации различных форм социального взаимодействия.
Также необходимо отметить, что внедрение в деятельность педагогов ДОУ в сельской местности мероприятий, направленных на оптимизацию креативности и творческого подхода будет способствовать более гармоничной самореализации личности.
Ориентируясь на полученные данные, нами были разработаны рекомендации, систематическое исполнение которых может привести к повышению уровня творческой самореализации личности:
- улучшить оснащение учебного и воспитательного процесса (методические пособия и оснащение материально-технической базы);
- вовлекать в научно-практические конференции, проекты, конкурсы по педагогическому мастерству (ежемесячное информирование педагогов о проводимых конкурсах и семинаров на базе Северо-Западного управления);
- стимулировать применение нестандартных форм работы для совершенствования профессиональных навыков:
- методические дни;
- тематические педагогические советы;
- создание творческих групп.
- поддерживать педагогически комфортную среду (разработка штатным психологом плана мероприятий по улучшению отношений «руководитель-подчиненный»);
- побуждать к самообразованию (разработка индивидуальных программ развития);
- содействовать формированию у педагогов потребности и личностной мотивации к творческой самореализации. Формы работы:
- тренинг;
- мастер-классы;
- способствовать стимулированию (создание локальной системы стимуляции).
Данные рекомендации составляют практическую значимость работы и могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений, руководителями и психологами дошкольных образовательных учреждений, а также школьными психологами.
Рекомендации способствуют качественному развитию творческой самореализации воспитателей дошкольных образовательных учреждений, но и делают образовательный процесс более интересным и познавательным.



1. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М.: Флинта, 1991. 299 с.
2. Адлер А. Понять природу человека. М. : Академический проект, 1997. 249 с.
3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань : Альска, 1998. 246 с.
4. Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб. ст. участников Всерос. науч. -практ. конф. с междунар. участием,25 марта 2016 г. Казань : Центр инновационных технологий, 2016 - С. 77-80.
5. Аралов М. А. Справочник психолога ДОУ. М. : ТЦ Сфера, 2010. 272 с.
6. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М. : Эксмо-Пресс, 2002. 416 с.
7. Афанасенкова Е. Л., Васягина Н. Н. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности // Педагогическое образование в России. 2019. №2. С. 10-30
8. Базаева Ф. У. Самореализация личности в педагогической деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. 2011. №2. С. 25-30.
9. Байлук В. В. Функции профессиональной самореализации
личности // Педагогическое образование в России. 2014. №11. С. 6-15.
10. Байлук В. В. Ценности профессиональной самореализации
личности // Педагогическое образование в России. 2015. №3. С. 19-26.
11. Батаршев А. В., Алексеева И. Ю., Майорова Е. В. Диагностика профессионально важных качеств. СПБ. : Питер, 2007. 192 с.
12. Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. М. : Институт психологии АН СССР, 1991. 511 с.
13. Бондаревская Е. В. Педагогика. Ростов-на-Дону. Творческий центр «Учитель», 2000. 560 с.
14. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис. на соиск. уч. ст. к. псх. н. М., 1995. 423 с.
15. Бройченко С. Л., Миронова, М. Р. Личностный рост и его критерии// Психологические проблемы самореализации личности. 1997. №5. С. 38-46.
16. Брылева Л. Г. Самореализация личности
(онтокультурологический аспект): монография. СПБ. : ИОВ РАО,2003. 188 с.
17. Бюллер Ш. Жизненный путь человека. Нью-Йорк, 1968. 446 с.
18. Вахромов Е. Е. Психологические концепции развития человека. Теория самоактуализации: учеб. пособие. М. : Междунар. пед. Акад., 2001. 158 с.
19. Вахромов Е. Е. Самоактуализация и жизненный путь человека // Современные проблемы смысла жизни и акме. М. : ПИРАО, 2002. С.147-164.
20. Ведерникова Л. В. Теория и практика формирования ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: монография. - 2-е изд. доп. и перераб. Ишим: ИГПИ им. Г. П. Ершова, 2012. 196 с.
21. Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века // Классный руководитель. 2000. №3. С. 6-33.
22. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного
самоопределения// Вопросы психологии. 1994. №3. С. 43-52.
23. Горбачева В. В. Самоопределение личности тренера в структуре профессиональной деятельности // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет : Ежегодник. 1993. С. 143-149.
24. Горячева Е. И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: автореф. дис. М., 1996. 207 с.
25. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ, 2003. 415 с.
26. Давыдова Н. Н., Пермякова И. Г. Пути раскрытия творческого потенциала педагогических работников в условиях саморазвивающегося образовательного учреждения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. №1. С. 55-57.
27. Дроздикова Л. Н. Творческая самореализация старшеклассников в условиях системно-целевой дифференциации обучения: дис. кан. пед. наук. М. 1998. 197 с.
28. Егорычева И. Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) // Мир психологии. 2005. №3. С. 11-33.
29. Ефимова Е. А. Модель формирования творческой
самореализации будущего педагога // Сибирский педагогический журнал. 2007. №3. С. 5-11.
30. Зеер Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. №2. С. 43-55.
31. Зеер Э. Ф., Попова Л. С. Влияние уровня креативности на преодоление барьеров профессионального развития // Образование и наука. 2012. №1. С. 94-106.
32. Зобов Р. А. Самореализация человека: введение в
человекознание. Учеб. пособие. СПб. : СПбУ, 2001. 244с.
33. Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. 2013. №2. С. 1-5.
34. Идинов И. А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (онтологический и гносеологический анализ): автореферат кан. дис. Фрунзе, 1990. 18 с.
35. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984. 144 с
36. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема социальной философии: автореферат дис.канд. философ. наук. М, 1993. 16 с.
37. Исаев И. Ф. Проблема творческой самореализации преподавателя в педагогической деятельности: культурологический аспект // Белгородский государственный университет. 1994. № .5. С. 8-13.
38. Канн-Калик В. А., Никандоров Н. Д. Педагогическое творчество. М. : Педагогика. 1990. 329 с.
39. Капиренкова О. Н. Креативность личности лидера как фактор интеграция малой группы: автореф. дис... канд. психол. наук. М.,2004. 24 с.
40. Кириллова О. В., Чемерилова И. А. Исследование условий творческой самореализации будущих педагогов-психологов в образовательном процессе // Вестник КГУ. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №5. С. 57-61.
41. Клочко В. Н., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск : Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
42. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. : Политиздоб, 1984. 333 с.
43. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции
деятельности. М. : Ленанд, 2011. 320 с.
44. Коростылева Л. А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. 1997. №3. С. 3-19.
45. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности: дис. дпн. СПБ, 2001. 164 с.
46. Крылова Н. Г. Педагогические условия самореализации подростка в деятельности сельского учреждения дополнительного образования: автореферат дис.канд. пед. наук. Кострома, 1999. 21 с.
47. Кубарев Е. Н. Модель профессионального развития личности // Проблемы и перспективы развития образования взрослых: Материалы науч.- практ. конф. 13-15 июня 2001 г. Ч. 1ю. Новокузнецк. 2001. С. 92-96.
48. Кудинов С. И. Психологическая структура самореализации личности // Самореализация личности в современных социокультурных
условиях: сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции 24-25 октября. Тольятти: ТГУ. 2007. С. 26-33.
49. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Москва. 2008. №1. С. 28-37.
50. Кулагина И. В. Влияние творческой самореализации на психологическую адаптацию студентов: автореферат дис.канд. псх. наук. Москва, 2011. 21 с.
51. Кулик Н. Л. Самореализация личности как философская проблема. дис...кан. философ. наук. Киев. 1992. 178 с.
52. Кухарчик Е. Н. Особенности стимулов творческой профессиональной самореализации педагога // Ярославский педагогический вестник. 2013. №3. С. 64-68.
53. Леонтьев А. А. Научите человека фантазии (творчество и развивающие образы) // Вопросы психологии. 1998. №5. С. 39-44.
54. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. М. : Смысл, 2002. 343 с.
55. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. 1997.С. 156-177.
56. Лукьянов А. С. Самореализация творческого потенциала человека и инновации: методологические проблемы исследования // Ярославский педагогический вестник. 2011. №1 том 2. С. 218-221.
57. Максименко С. Д., Осёдло В. И. Субъектный подход в изучении профессиональной самореализации // Психология и право. 2011. №1. С. 107-109.
58. Мартынов Б. В. Самоактуализация человека: обновляющееся понимание в изменяющихся условиях: дис...канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2003. 18 с.
59. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПБ. : Евразия, 1999. 225 с.
60. Машляковская А. В. Педагогические условия саморазвития подростка в детском коллективе: дис.канд. пед. наук. М., 1999. 246 с.
61. Мичурина Е. С. Формирование профессионального
самоопределения студентов в условиях непрерывного технического образования: автореферат дис.канд. пед. наук. Кемерово, 1999. 33 с.
62. Мишин А. А. Особенности личности педагога с высоким уровнем профессиональной самореализации // Вестник КемГУ. 2013. №2. С. 153-158.
63. Михайлова И. Г. Самореализация в художетвенной деятельности // Мир психологии. 2010. №4. С. 91-102.
64. Муляр В. И. Самореализация личности как социальный прогресс: автореф. дис. канд. философ.наук. Киев. 1990. 16 с.
65. Никитина Н. Н. Становление культуры профессионально-личностного самоопределения учителя: дис. д-ра пед. наук. Ульяновск, 2003. 442 с.
66. Пивкин С. Д. Психолого-педагогические аспекты самореализации личности в профессиональной деятельности // Научные исследования в образовании. 2009. №9. С. 46-51.
67. Полубабкина Н. И. Самореализация личности: соц.-философ. аспект: дис. кан. философ. наук. М. 1995. 174 с.
68. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983. 205 с.
69. Привалова Г. Ф. Сущность и содержание формирования творческого потенциала педагога как определяющий фактор его творческой деятельности// Сибирский педагогический журнал. 2007. №13. С. 79-86.
70. Пустовит О. И. Социально-психологические особенности самореализации личности офицеров, уволенных в запас: автореф. дис. М. 1999. 19 с.
71. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара : Бахрам-М, 2001. 672 с.
72. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 232 с.
73. Роджерс К. Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение. М. : ЭКСМО-пресс, 2002. 965 с.
74. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ. : Питер, 2015. 705 с.
75. Рыбакова Н. А. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности и условия ее становления // Педагогические исследования. 2012. №1. С. 100-105.
76. Рыбакова Н. А. Самоактуализация педагога в профессиональной деятельности: технологический аспект проблемы // Образовательные ресурсы и технологии. 2017. №4. С. 53-58.
77. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М. : Академия, 2000. 232 с.
78. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПБ. : Питер, 2004. 224 с.
79. Свидерская С. П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. №4. С. 46-65.
80. Селезнева Е. В. Я познаю мир: Психология. М. : АСТ, 2005. 429 с.
81. Селезнева Е. В. Самоактуализация как интегративная личностная компетентность// Мир психологии. 2011. №1. С. 179-192.
82. Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов: вопросы теории: монография. СПБ. : Волгоград, 1997. 166 с.
83. Скородумова Т. В. Проблема смысла жизни в контексте современности // Вызовы современности в философии материалы «Круглого стола». 2004. С. 117-122.
84. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2002. 576 с.
85. Смирнов И. П. Превращение смысла. М. : Прогресс, 2015. 150 с.
86. Трацевская Е. Ю. Творческая самореализация учащихся в системе непрерывного художественного воспитания: автореферат дис.канд. пед. наук. М., 2009. 24 с.
87. Устинова Л. Г. Развитие творческого потенциала студентов в условиях рейтинговой технологии обучения: дис..канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 223 с.
88. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно¬
содержательные характеристики процесса развития личности. М. : Флинта, 2004. 670 с.
89. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М. : Из-во Института Психотерапии, 2002. 495 с.
90. Фрейд З. Введение в психоанализ. М. : АСТ, 1930. 226 с.
91. Фромм Э. Душа человека. М. : изд-во «АСТ-ЛТД», 1998. 664 с.
92. Хрящева Н. Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире. СПБ. : Питер, 2000. 455 с.
93. Чебышева В. В. Психология трудового обучения. М.: Просвещение, 1983. 303 с.
94. Челомбицкая М. П. Креативность как фактор самореализации личности в условиях глобализации общества // Известия вузов. Северо-кавказский регион. 2008. №5. С. 22-25.
95. Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности: дис.д. философ.наук. СПБ, 1994. 263 с.
96. Чечет Б. Ф. Потребность в самореализации как элемент смысложизненных ориентаций индивида // Совр. общ-во : Материалы науч. конф. Вып. 1. 1999. С. 35-37.
97. Чистякова С. Н., Захарова Н.Н. Профессиональная ориентация школьников организация и управление. М. : Педагогика, 1997.160 с.
98. Шелкунова О. В. Творческая самореализация студентов в учебном процессе вуза: дис.канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 180 с.
99. Эриксон Э. Идентичность юность и кризис. пер. с англ. М. : Прогресс. 1996. 344 с.
100. Юнг К. Сознание и бессознательное. М. : Академический проект, 2014. 345 с.
101. Dictionary Psychology and Philosophy, London, 1902.
102. Ellis A. The impossibility of achieving consistently good mental health // American psychology.1997. C. 42.
103. Goldstein K., Scheerer A. Abstract and Concrete Behavior: an Experimental Study // Psychological Monographs. N.Y., 1941. C. 53.
104. Maslow, A. Motivation and personality / Maslow A. N.Y., 1970. 353 рр.
105. Maslow A. Some educations of humanistic psychology / Harvard Educational Review, 1968. Р. 685-696.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ