Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения старшеклассников 7
1.1 Сущность профессионального самоопределения с позиций зарубежной и отечественной психологии 7
1.2 Факторы, определяющие профессиональное самоопределение личности в контексте профессиональной ориентации школьников 15
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических условий профессионального самоопределения старшеклассников в ходе профориентационной работы 31
2.1 Описание методов исследования и экспериментальной выборки 31
2.2 Диагностика состояния профессионального самоопределения старшеклассников 35
2.3 Формирование профессионального самоопределения посредством организации профориентационной работы 43
2.4 Оценка эффективности работы по формированию профессионального самоопределения 51
Выводы по второй главе 56
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложения 66
Актуальность исследования. Проблема профессионального самоопределения - одна из ключевых в психологии становления личности. Профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны, как наиболее значимый компонент развития личности, а с другой - как критерий важнейшего для личности в период юности, когда выбор профессии считается задачей возраста.
Глобальные социально-экономические и политические изменения современности характеризуются крайне запутанной и противоречивой ситуацией. Налицо переплетение экономических, социальных и политических проблем. На наших глазах произошла смена социокультурного фона, что привело к обострению взаимоотношений между людьми и даже разделило между собой старшее и молодое поколения. Отсутствие внимания к вопросу психологической помощи личности на этапе принятия одного из важнейших в жизни решений - может стать причиной социальной дезадаптации, дезорганизации и нарушения социальных норм и традиций.
Выбор профессии - это один из главных жизненных выборов, которые совершает молодой человек. Выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Подростковый и юношеский возраст - это период раздумий о будущем, личность строит планы, определяет перспективы своей жизни. Собственное будущее выпускники связывают с интересными и престижными занятиями, они ожидают такой работы, которая сможет обеспечить личностный рост, поможет добиться материального благополучия, сделать экономически независимыми. Однако в старших классах школы очень сложно сориентироваться в огромном многообразии профессий - их насчитывается более 20 тысяч. Школьник, выбирающий свое будущее, должен разобраться в огромном разнообразии профессиональных возможностей, определить требования, которые предъявляет к работнику профессиональная сфера, сопоставить их со своими возможностями и способностями, сочетая род выбранной деятельности со своими интересами и склонностями. Таким образом, выбор профессии можно сравнить с решением сложной творческой и при этом чрезвычайно ответственной задачи со многими неизвестными, требующими учета множества факторов.
Профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, выбор профессии более точным, а овладение специальностью проходит быстрее и эффективнее, если в качестве основного фактора при профессиональном самоопределении является ориентация на содержание предстоящей деятельности. Молодому человеку на этом шаге необходимо взять на себя ответственность за свое решение. Но очень часто, ориентируясь на свои интересы и склонности, старшеклассник затрудняется в адекватной оценке своих возможностей - выраженности психофизиологических возможностей, наличия необходимого интеллектуального потенциала и профессионально значимых качеств личности. Поэтому для очень многих ситуация профессионального самоопределения оказывается стрессовой. В связи с этим нами определена проблема оказания систематизированной научно обоснованной помощи на ранних этапах профориентации подростка, которая должна состоять в обеспечении всестороннего изучения личности для определения степени профпригодности к конкретному виду деятельности.
В числе проблем находится психологическое изучение процесса формирования и развития профессионального самоопределения личности на этапе профессионального самоопределения.
Исходя из этого, цель исследования - формирование профессионального самоопределения старшеклассников посредством специально организованной психолого-педагогической работы.
Объект исследования - профессиональное самоопределение старшеклассников.
Предмет исследования - психологические условия профессионального самоопределения старшеклассников в рамках профориентационной работы.
Гипотеза исследования - профессиональному самоопределению способствует создание следующих психологических условий: расширение знаний о мире профессий, самопознание (когнитивный фактор); осознание необходимости самостоятельного решения (мотивационный фактора); активизация профессиональной рефлексии и формирования навыков целеполагания и планирования (поведенческий фактор) в рамках специально организованной психолого-педагогической работы со старшеклассниками.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические исследования по проблеме профессионального самоопределения.
2. Выявить уровень профессионального самоопределения старшеклассников.
3. Организовать психолого-педагогическую работу, обеспечивающую когнитивные и поведенческие условия профессионального самоопределения.
4. Оценить эффективность проведенной работы по профессиональному самоопределению старшеклассников.
В исследовании использованы следующие методы:
1) методы теоретического анализа
2) методы констатирующего и формирующего эксперимента
3) методы психологической диагностики
4) методы анализа и обобщения эмпирических данных с применением методов математической статистики.
Работа имеет практическую значимость и отличается новизной в связи с недостаточным применением в практике работы со старшеклассниками структурированных и научно-обоснованных комплексных программ, способствующих профессиональному самоопределению.
Бакалаврская работа включает в себя введение, две главы (теоретическую и экспериментальную), выводы, заключение, список используемой литературы, приложение.
Актуальность профессионального самоопределения определяется особенностями современных социально-экономических условий, в которых встает вопрос о психологической адаптации молодежи и планирования своего будущего. Изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на этапе профессионального самоопределения, таким образом, представляется актуальной задачей современной практической психологии.
В проведенном нами исследовании был проведен теоретический анализ понятия профессионального самоопределения, рассмотрено содержание понятия профессионального самоопределения в историческом контексте, проанализированы подходы к проблеме профессионального самоопределения в зарубежной и отечественной психологии. В теоретическом разделе работы также подробно рассмотрены возрастные психологические особенности старшеклассников, являющиеся значимыми в дальнейшем выборе профессионального пути, а также проанализировано содержание проблемы профессионального самоопределения старшеклассников на современном этапе. Анализ сущности профессионального самоопределения в психолого-педагогических исследованиях позволил выявить факторы, определяющие профессиональное самоопределение личности, учесть особенности старшего школьного возраста и их возможности по выбору профессии в разработанной нами программе просветительской и консультативной работы.
В практической части нашей работы были рассмотрены ряд следующих вопросов: состояние профессионального самоопределения старшеклассников, формирование профессионального самоопределения посредством организации психолого-педагогической работы психолога, оценивание эффективности работы по формированию профессионального самоопределения.
Было показано, что определенное количество учащихся на момент тестирования имеют трудности в составлении списка профессий, плохо осознают, что они хотят от своей профессиональной карьеры и требуют помощи в профессиональном самоопределении со стороны специалистов, педагогов и семьи.
По результатам констатирующей части эксперимента проведенного опроса можно сделать вывод, что старшеклассники имели невысокий уровень профессионального самоопределения, плохо ориентировались в том, чем склонности отличаются от способностей, затруднялись с определением качеств личности, которыми должен обладать человек определенной профессии, не всегда обладали определенной информацией, чтобы сделать правильный профессиональный выбор.
В ходе занятий произошло определение школьниками своего профессионального типа личности, формирование навыков целеполагания и планирования за счет применения методов психологической диагностики, профориентационной беседы и тренинговых упражнений, которые доказали свою эффективность.
Выбранные формы проведения занятий показали себя как эффективные, у учащихся была возможность задуматься, осмыслить. После участия в программе занятий в экспериментальной группе произошли видимые изменения.
Произошло естественное изменение профессиональных планов и представлений об их конкретном содержании.
Более содержательными стали ответы на вопрос об основных факторах, которые учащиеся обозначили как главные при выборе профессии: способности, интересы, информированность, востребованность на рынке труда, уровень притязаний, мнение родителей.
Профессиональная направленность не дифференцирована, уровень осознания того, что школьники хотят достичь в своей профессиональной карьере невысокий, актуальной является помощь в профессиональном самоопределении со стороны специалистов.
Организация и содержание работы по формированию профессионального самоопределения старшеклассников была направлена на расширение знаний о мире профессий, самопознание, исследование внутренних ресурсов личности каждого учащегося; осознание необходимости самостоятельного решения; активация внутренних психологических ресурсов формирование навыков профессиональной рефлексии, целеполагания и планирования.
Контрольный этап эксперимента позволил выявить факторы, влияющие на профессиональное самоопределение, выявить профессиональный тип личности. Данная динамика количественных и качественных проявлений профессионального самоопределения свидетельствует об эффективности разработанного комплекса занятий по профессиональному самоопределению подростков, правомерности основных методических идей, обозначенных нами в гипотезе исследования.
Мы доказали, что профессиональное самоопределение может быть тесно связано с профориентацией и должно рассматриваться как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к труду, развития и самореализации индивидуальных особенностей личности, формирования им адекватных профессиональных намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала.
Полученные результаты имеют практическое значение для руководства формированием профессиональных интересов в индивидуальной профконсультации.
1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г.Ананьев. - М.: Академия, 2001. - 428 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
3. Бендюков, М. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда [Текст] / М. Бендюков, И. Соломин. - СПб., 1998. - 334 с.
4. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика [Текст] / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - СПб.: речь, 2003. - 236 с.
5. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2001. - 384с.
7. Бондаревский, В. Формирование нравственного сознания старшеклассников [Текст] / В. Бондаревский. - М.: Просвещение, 1991. - 352 с.
8. Бурлачук, Л. Ф. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2004. - 427с.
9. Гейжан, И. Ф. Теория и практика профессиональной консультации [Текст] / И. Ф. Гейжан. - М., 1991.
10. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка [Текст] / М.Р. Гинзбург // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №3. - С. 21-27.
11. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И.Головаха . - Киев, 2000. - 142 с.
12. Гуревич, К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы [Текст] / К.М. Гуревич. - М., Академия, 2002. - 423 с.
13. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст] / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 2003. - 222 с.
14. Захаров, Н. Н. Профессиональная ориентация школьников [Текст] / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 2004. - 365с.
15. Зеер, Е. Ф. Психология профессий [Текст] / Е.Ф. Зеер. - Екатеринбург, 2007. - 115 с.
...