История подготовки специалистов в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете (1960-2016 гг.)
|
Введение 3
Глава I. История развития сварочного производства в СССР и России
1. Развитие сварочного производства в СССР и России 10
2. История становления сварочного производства в Самарской области 12
Глава II. Научные школы в области сварочного дела и создание материально-технической базы в Тольяттинском государственном университете.
1. Научные школы сварочного производства и их реализация в
Тольяттинском государственном университете 17
2. Создание материально-технической базы для развития сварочного дела в Тольяттинском государственном университете 27
Заключение 43
Список использованной литературы и источников 45
Приложение 49
Глава I. История развития сварочного производства в СССР и России
1. Развитие сварочного производства в СССР и России 10
2. История становления сварочного производства в Самарской области 12
Глава II. Научные школы в области сварочного дела и создание материально-технической базы в Тольяттинском государственном университете.
1. Научные школы сварочного производства и их реализация в
Тольяттинском государственном университете 17
2. Создание материально-технической базы для развития сварочного дела в Тольяттинском государственном университете 27
Заключение 43
Список использованной литературы и источников 45
Приложение 49
Актуальность темы исследования заключается в том, что требования к специалистам в области сварочного производства претерпевают изменения, обусловленные потребностями современной российской экономики. Конкурентоспособность российского сварочного производства напрямую зависит от выполнения кадровым составом различных задач, стоящих перед ним. Новые потребности государства и общества могут удовлетворить высококвалифицированные специалисты-сварщики, способные решать различные профессиональные задачи, быть мобильными и восприимчивыми к изменениям в производстве страны. Современный специалист в области сварочного дела должен быть одновременно и исследователем, и новатором, и менеджером. Для того чтобы обеспечить современное сварочное производство высококвалифицированным кадровым составом, необходимо разработать правильную методику обучения, оснащенную необходимой материально-технической базой.
Сварочное производство в свою очередь, является важным элементом, необходимым практически во всех отраслях промышленности. А промышленность, есть основополагающая часть экономики любой страны. На сегодняшний день сварка является незаменимым способом соединения металлических, неметаллических и композиционных материалов.
В последние десятилетия отмечается повышенный интерес к исследованиям в области образовании. Это связано с тем, что в постсоветском российском пространстве высшее профессиональное образование подвергается глубоким изменениям. В первую очередь, это социальные исследования, призванные для решения прикладных задач. Посредством критического анализа исследователи призывают читателей к размышлениям о будущем высшего российского образования, о его возможных путях развития. Существуют и специальные конкретно-исторические работы по данной проблеме.
Цель исследования состоит в комплексном изучении развития сварочного производства в Тольяттинском государственном университете в период 1960-2016 гг., его истоков и анализе научных школ.
Для достижения данной цели определены следующие исследовательские задачи:
1) Раскрыть основные тенденции развития сварки в СССР и России;
2) Изучить историю становления сварочного производства в городе Тольятти;
3) Проанализировать значение научных школ сварочного производства и их реализацию в Тольяттинском государственном университете;
4) Охарактеризовать материально-техническую оснащенность кафедр, выпускающих специалистов в области сварочного производства.
Объектом исследования является высшее образование в СССР и России в области сварочного производства.
Предметом исследования выступает история подготовки специалистов и бакалавров в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете.
Хронологические рамки исследования охватывают государственную политику в области сварочного дела и её реализацию в Тольяттинском государственном университете в период с 1960-2016гг. Это связано с тем, что в 1960 году было положено начало подготовки учащихся по специальности «Оборудование и технология сварочного производства». Именно тогда были заложены основы будущего самостоятельного института, который по сей день выпускает бакалавров со сварочной специальностью для нашего региона и за его пределы. 2016 год - это верхняя граница исследования, т.к. статистические данные за 2017 год не могут быть использованы в полном объеме, и произошли изменения в организационно-штатной структуре подготовки высококвалифицированных специалистов.
Территориальные рамки включают Самарскую область, город Тольятти.
Теоретико-методологической базой исследования явился принцип научной объективности и историзма. Исследование базируется на принципах критической интерпретации источников, систематизации и сравнительном анализе данных. Применялись специально-исторические методы: сравнительно-сопоставительный, проблемно-хронологический, историко-системный, метод статистического анализа. Для выявления значимости повседневной жизни в общественной системе использовался историко- системный метод.
Степень изученности:
Вопросам высшего образования и сварочного производства России уделено множество исследований. Эти исследования можно разделить на несколько направлений.
В первое направление можно отнести исследования, которые ставили своей целью рассмотрение высшего образования в СССР и России.
Е.А. Фомина в своей научной статье «Этапы развития высшего образования в России» рассматривает высшее образование в советский период и в первое постсоветское десятилетие, а так же его нормативно - правовую базу и реформирование. Ею проведена статистика данных по количеству ВУЗов и количеству обучающихся в них студентов 1.
Примечательна работа В.М. Новикова «Проблемы и перспективы российского высшего образования». В своей статье В.М. Новиков определяет ряд объективных проблем, существующих в современном высшем образовании России, и предлагает пути преодоления этих проблем с возможным выходом высшего российского образования на передовые позиции в мире .
Заслуживает внимания монография Л.Л. Шпаковской «Политика высшего образования в Европе и России», где впервые было произведено сравнение российской и советской политики образования с западной моделью. Лариса Шпаковская в своей работе допускает включение в современные традиции России модели политики высшего образования европейских стран. Её работу отличает связь образовательной политики и политики социальной. Образовательная политика, в свою очередь, рассматривается в контексте теорий государства всеобщего благосостояния на Западе.
Так же здесь следует отметить такие работы, как: В.В. Петрик «Высшее образование СССР, как фактор укрепления международного сотрудничества в области подготовки специалистов (конец 50-х - начало 90-х гг. XX века)», М.Г. Минзарипов «Современное российское образование: проблемы и перспективы развития» и многое другое.
Второе направление - это исследования, связанные с рассмотрением отечественного сварочного производства.
В первую очередь следует отметить работу М.А. Лукина «Научно - технический уровень сварочного производства в современной России». Работа очень примечательна тем, что даёт читателю полное представление об основных тенденциях, существующих в современном сварочном производстве России. По мнению автора, существуют серьёзные проблемы, угрожающие благополучию отечественных сварочных технологий. Анализируя ситуацию в области сварочного дела, автор предлагает некоторые меры, которые смогли бы обеспечить научно-технический потенциал сварочного производства, его конкурентоспособность на международном рынке .
Научная статья «Модернизация сварочного оборудования - как решение приоритетной задачи по импортзамещению» располагает интересной информацией, полезной не только специалистам, занимающиеся непосредственно сварочными технологиями, но и читателям, радеющим за сварочное дело России. Здесь проблематика исследования тесно переплетается с вышепредставленной статьёй. Затрагивается проблема развития, конкурентоспособности и уровня научно-технического потенциала отечественного сварочного оборудования. Предложена перспектива развития, заключающаяся в модернизации сварочной техники, которая своей целью ставит решение задачи импортозамещения.
Третье направление исследований, удовлетворяющих нашу тему бакалаврской работы, включает в себя изыскания авторов, связанные конкретно с подготовкой специалистов в области сварки.
Весьма полезной оказалась работа А.Г. Валишевой «Методическая система подготовки будущих инженеров в области сварочного производства к решению типовых профессиональных задач». В статье определены задачи, стоящие перед ВУЗом, по подготовке будущих специалистов-сварщиков, отвечающих потребностям современного общества. Предложено новое решение практико-ориентировочной методики обучения студентов, обеспечивающее в будущем необходимый кадровый состав сварочного производства России.
Георгий Зубриенко, стоявший у истоков становления сварочного производства Самары, являющийся ветераном завода «Прогресс», написал очень полезную для нашего исследования книгу под названием «Записки главного сварщика».
Наконец, существует конкретно историческая работа, связанная с подготовкой специалистов-сварщиков в Тольяттинском государственном университете. Гуров Владимир Алексеевич в своей научной статье «История кафедры «Оборудование и производства сварочного производства и пайки» Тольяттинского государственного университета (1960-2014гг.)» раскрывает историю создания в городе Тольятти кафедры, подготавливающей высококвалифицированных специалистов-сварщиков и внедряющей в сварочное производство современные технологии и оборудование. Показана неразрывная связь профессорско-преподавательского состава университета и студентов в ходе процесса обучения.
Анализ источников: Источниковую базу исследования составляют письменные опубликованные и неопубликованные источники, которые можно разделить на группы:
1) В первую группу источников следует отнести нормативно-правовые акты. К ним относятся документы органов государственной власти Российской Федерации и бывшего СССР. Благодаря данной группе источников можно провести анализ государственной политики в области сварочного дела, официальную позицию руководства страны.
2) Во вторую группу источников нужно материалы официального делопроизводства, которые основательно дополняют источниковую базу. При изучении становления и развития сварочного дела в городе Тольятти важную роль играют архивы Тольяттинского государственного университета, а также материалы архивов мэрии городского округа Тольятти. Здесь следует отметить приказы ректора и протоколы ученого совета, дающие исчерпывающую информацию о педагогическом составе кафедры, её научных достижениях и материально-технической оснащенности.
3) Периодическая печать играет важную составляющую при изучении темы данного исследования. Городские газеты описывали жизнь Тольяттинского политехнического института, в том числе и жизнь кафедры ОТСП. Из группы периодической печати стоит выделить такие газеты, как «Гидростроитель», «Жигулёвский рабочий», «Политехник», «Тольяттинский государственный университет».
Научная новизна работы заключается в том, что впервые посредством анализа не вовлеченных в научный оборот источников было проведено комплексное изучение методической системы подготовки специалистов и бакалавров в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете. Были рассмотрены вопросы зарождения сварочного дела в городе Тольятти, развитие его научных школ и направлений.
Структура дипломной работы:
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список источников и литературы, приложение.
В первой главе работы рассмотрены развитие сварочного производства в СССР и России и история становления сварочного производства в Самарской области, городе Тольятти.
Во второй главе работы проведён анализ научных школ в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете и создания материально-технической базы.
В заключении представлены выводы по итогам проведению исследования.
Сварочное производство в свою очередь, является важным элементом, необходимым практически во всех отраслях промышленности. А промышленность, есть основополагающая часть экономики любой страны. На сегодняшний день сварка является незаменимым способом соединения металлических, неметаллических и композиционных материалов.
В последние десятилетия отмечается повышенный интерес к исследованиям в области образовании. Это связано с тем, что в постсоветском российском пространстве высшее профессиональное образование подвергается глубоким изменениям. В первую очередь, это социальные исследования, призванные для решения прикладных задач. Посредством критического анализа исследователи призывают читателей к размышлениям о будущем высшего российского образования, о его возможных путях развития. Существуют и специальные конкретно-исторические работы по данной проблеме.
Цель исследования состоит в комплексном изучении развития сварочного производства в Тольяттинском государственном университете в период 1960-2016 гг., его истоков и анализе научных школ.
Для достижения данной цели определены следующие исследовательские задачи:
1) Раскрыть основные тенденции развития сварки в СССР и России;
2) Изучить историю становления сварочного производства в городе Тольятти;
3) Проанализировать значение научных школ сварочного производства и их реализацию в Тольяттинском государственном университете;
4) Охарактеризовать материально-техническую оснащенность кафедр, выпускающих специалистов в области сварочного производства.
Объектом исследования является высшее образование в СССР и России в области сварочного производства.
Предметом исследования выступает история подготовки специалистов и бакалавров в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете.
Хронологические рамки исследования охватывают государственную политику в области сварочного дела и её реализацию в Тольяттинском государственном университете в период с 1960-2016гг. Это связано с тем, что в 1960 году было положено начало подготовки учащихся по специальности «Оборудование и технология сварочного производства». Именно тогда были заложены основы будущего самостоятельного института, который по сей день выпускает бакалавров со сварочной специальностью для нашего региона и за его пределы. 2016 год - это верхняя граница исследования, т.к. статистические данные за 2017 год не могут быть использованы в полном объеме, и произошли изменения в организационно-штатной структуре подготовки высококвалифицированных специалистов.
Территориальные рамки включают Самарскую область, город Тольятти.
Теоретико-методологической базой исследования явился принцип научной объективности и историзма. Исследование базируется на принципах критической интерпретации источников, систематизации и сравнительном анализе данных. Применялись специально-исторические методы: сравнительно-сопоставительный, проблемно-хронологический, историко-системный, метод статистического анализа. Для выявления значимости повседневной жизни в общественной системе использовался историко- системный метод.
Степень изученности:
Вопросам высшего образования и сварочного производства России уделено множество исследований. Эти исследования можно разделить на несколько направлений.
В первое направление можно отнести исследования, которые ставили своей целью рассмотрение высшего образования в СССР и России.
Е.А. Фомина в своей научной статье «Этапы развития высшего образования в России» рассматривает высшее образование в советский период и в первое постсоветское десятилетие, а так же его нормативно - правовую базу и реформирование. Ею проведена статистика данных по количеству ВУЗов и количеству обучающихся в них студентов 1.
Примечательна работа В.М. Новикова «Проблемы и перспективы российского высшего образования». В своей статье В.М. Новиков определяет ряд объективных проблем, существующих в современном высшем образовании России, и предлагает пути преодоления этих проблем с возможным выходом высшего российского образования на передовые позиции в мире .
Заслуживает внимания монография Л.Л. Шпаковской «Политика высшего образования в Европе и России», где впервые было произведено сравнение российской и советской политики образования с западной моделью. Лариса Шпаковская в своей работе допускает включение в современные традиции России модели политики высшего образования европейских стран. Её работу отличает связь образовательной политики и политики социальной. Образовательная политика, в свою очередь, рассматривается в контексте теорий государства всеобщего благосостояния на Западе.
Так же здесь следует отметить такие работы, как: В.В. Петрик «Высшее образование СССР, как фактор укрепления международного сотрудничества в области подготовки специалистов (конец 50-х - начало 90-х гг. XX века)», М.Г. Минзарипов «Современное российское образование: проблемы и перспективы развития» и многое другое.
Второе направление - это исследования, связанные с рассмотрением отечественного сварочного производства.
В первую очередь следует отметить работу М.А. Лукина «Научно - технический уровень сварочного производства в современной России». Работа очень примечательна тем, что даёт читателю полное представление об основных тенденциях, существующих в современном сварочном производстве России. По мнению автора, существуют серьёзные проблемы, угрожающие благополучию отечественных сварочных технологий. Анализируя ситуацию в области сварочного дела, автор предлагает некоторые меры, которые смогли бы обеспечить научно-технический потенциал сварочного производства, его конкурентоспособность на международном рынке .
Научная статья «Модернизация сварочного оборудования - как решение приоритетной задачи по импортзамещению» располагает интересной информацией, полезной не только специалистам, занимающиеся непосредственно сварочными технологиями, но и читателям, радеющим за сварочное дело России. Здесь проблематика исследования тесно переплетается с вышепредставленной статьёй. Затрагивается проблема развития, конкурентоспособности и уровня научно-технического потенциала отечественного сварочного оборудования. Предложена перспектива развития, заключающаяся в модернизации сварочной техники, которая своей целью ставит решение задачи импортозамещения.
Третье направление исследований, удовлетворяющих нашу тему бакалаврской работы, включает в себя изыскания авторов, связанные конкретно с подготовкой специалистов в области сварки.
Весьма полезной оказалась работа А.Г. Валишевой «Методическая система подготовки будущих инженеров в области сварочного производства к решению типовых профессиональных задач». В статье определены задачи, стоящие перед ВУЗом, по подготовке будущих специалистов-сварщиков, отвечающих потребностям современного общества. Предложено новое решение практико-ориентировочной методики обучения студентов, обеспечивающее в будущем необходимый кадровый состав сварочного производства России.
Георгий Зубриенко, стоявший у истоков становления сварочного производства Самары, являющийся ветераном завода «Прогресс», написал очень полезную для нашего исследования книгу под названием «Записки главного сварщика».
Наконец, существует конкретно историческая работа, связанная с подготовкой специалистов-сварщиков в Тольяттинском государственном университете. Гуров Владимир Алексеевич в своей научной статье «История кафедры «Оборудование и производства сварочного производства и пайки» Тольяттинского государственного университета (1960-2014гг.)» раскрывает историю создания в городе Тольятти кафедры, подготавливающей высококвалифицированных специалистов-сварщиков и внедряющей в сварочное производство современные технологии и оборудование. Показана неразрывная связь профессорско-преподавательского состава университета и студентов в ходе процесса обучения.
Анализ источников: Источниковую базу исследования составляют письменные опубликованные и неопубликованные источники, которые можно разделить на группы:
1) В первую группу источников следует отнести нормативно-правовые акты. К ним относятся документы органов государственной власти Российской Федерации и бывшего СССР. Благодаря данной группе источников можно провести анализ государственной политики в области сварочного дела, официальную позицию руководства страны.
2) Во вторую группу источников нужно материалы официального делопроизводства, которые основательно дополняют источниковую базу. При изучении становления и развития сварочного дела в городе Тольятти важную роль играют архивы Тольяттинского государственного университета, а также материалы архивов мэрии городского округа Тольятти. Здесь следует отметить приказы ректора и протоколы ученого совета, дающие исчерпывающую информацию о педагогическом составе кафедры, её научных достижениях и материально-технической оснащенности.
3) Периодическая печать играет важную составляющую при изучении темы данного исследования. Городские газеты описывали жизнь Тольяттинского политехнического института, в том числе и жизнь кафедры ОТСП. Из группы периодической печати стоит выделить такие газеты, как «Гидростроитель», «Жигулёвский рабочий», «Политехник», «Тольяттинский государственный университет».
Научная новизна работы заключается в том, что впервые посредством анализа не вовлеченных в научный оборот источников было проведено комплексное изучение методической системы подготовки специалистов и бакалавров в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете. Были рассмотрены вопросы зарождения сварочного дела в городе Тольятти, развитие его научных школ и направлений.
Структура дипломной работы:
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список источников и литературы, приложение.
В первой главе работы рассмотрены развитие сварочного производства в СССР и России и история становления сварочного производства в Самарской области, городе Тольятти.
Во второй главе работы проведён анализ научных школ в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете и создания материально-технической базы.
В заключении представлены выводы по итогам проведению исследования.
Своё стремительное развитие сварочное производство получает в 30 -ые годы ХХ века. Толчок этому развитию дали специальные правительственные постановления по расширению и максимальному внедрению сварочных технологий во все отрасли промышленности страны. Меры, принятые советским правительством, удовлетворили потребность общества в необходимом научно-техническом уровне сварочного производства. В результате в единой связке с научными учреждениями проводили совместную работу различные сварочные предприятия. Сварка стала важным элементом во всех отраслях промышленности. В 1990-ые годы происходит стремительный передел общественной собственности. Распад СССР на 15 самостоятельных государств обусловил исчезновение значительной части отраслевой промышленности, в которой было задействовано сварочное производство. Однако в современной России не существует такого промышленного предприятия, которое смогло бы обойтись без сварочного ремесла. Помимо крупных на сегодняшний день предприятий(на каждом их них заняты по несколько сот человек) в России существует множество мелких предприятий, выполняющих работы в области сварки.
В самарской области сварочное производство рождалось в заводе «Прогресс», отечественным ракетно-космическим предприятии. Ветераны самарского завода проводили первые серьёзные исследования в области сварочных технологий в нашем регионе.
Инициатором создания института со сварочной специальностью в городе Ставрополе стал начальник строительства ГЭС в городе Жигулёвск И.В.Комзин. В 1960 году было положено начало дневного (очного) обучения в нашем городе и заложены основы будущего самостоятельного института, была организована самостоятельная кафедра «Оборудование и технология сварочного производства». В 1970 году, в связи с ростом потребностей в специалистах по пайке для всего Поволжского региона была организована первая и единственная в стране кафедра «Оборудование и технология пайки».
На кафедре ОТСП постоянно развивались различные научные направления, которые возникали в ответ на потребности промышленных предприятий города. Это стало причиной создания новых специализаций и кафедр. В рамках одного научного направления в 1991 году появилась такая выпускающая кафедра, как «Восстановление деталей машин». В 1992 году в ответ на потребности АО «АВТОВАЗ» была создана кафедра «Оборудование и технология литейного производства».
По мере того, как развивались различные научные направления, расширялась материально-техническая оснащенность кафедр, выпускающих специалистов в области сварочного дела. Создание специальной лаборатории позволило значительно улучшить результаты обучения инженеров- сварщиков, т.к. подготовка студентов специальности «Оборудование и технология сварочного производства» проводилась одновременно с внедрением нового поколения оборудования на предприятиях страны. Стоит отметить, что система подготовки будущих специалистов-сварщиков была тесно взаимосвязана с производством. Комплекс лабораторий позволил проводить не только научно-исследовательские работы студентам, но и повышать квалификацию сотрудникам кафедры и соискателям ученой степени к.т.н
В самарской области сварочное производство рождалось в заводе «Прогресс», отечественным ракетно-космическим предприятии. Ветераны самарского завода проводили первые серьёзные исследования в области сварочных технологий в нашем регионе.
Инициатором создания института со сварочной специальностью в городе Ставрополе стал начальник строительства ГЭС в городе Жигулёвск И.В.Комзин. В 1960 году было положено начало дневного (очного) обучения в нашем городе и заложены основы будущего самостоятельного института, была организована самостоятельная кафедра «Оборудование и технология сварочного производства». В 1970 году, в связи с ростом потребностей в специалистах по пайке для всего Поволжского региона была организована первая и единственная в стране кафедра «Оборудование и технология пайки».
На кафедре ОТСП постоянно развивались различные научные направления, которые возникали в ответ на потребности промышленных предприятий города. Это стало причиной создания новых специализаций и кафедр. В рамках одного научного направления в 1991 году появилась такая выпускающая кафедра, как «Восстановление деталей машин». В 1992 году в ответ на потребности АО «АВТОВАЗ» была создана кафедра «Оборудование и технология литейного производства».
По мере того, как развивались различные научные направления, расширялась материально-техническая оснащенность кафедр, выпускающих специалистов в области сварочного дела. Создание специальной лаборатории позволило значительно улучшить результаты обучения инженеров- сварщиков, т.к. подготовка студентов специальности «Оборудование и технология сварочного производства» проводилась одновременно с внедрением нового поколения оборудования на предприятиях страны. Стоит отметить, что система подготовки будущих специалистов-сварщиков была тесно взаимосвязана с производством. Комплекс лабораторий позволил проводить не только научно-исследовательские работы студентам, но и повышать квалификацию сотрудникам кафедры и соискателям ученой степени к.т.н
Подобные работы
- Развитие исследовательских компетенций при подготовке специалистов по пайке
Магистерская диссертация, методология исследований в специальном образовании . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Становление и развитие Тольяттинского политехнического института в 1951-1991 гг
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018



