Введение 3
Глава I. История развития сварочного производства в СССР и России
1. Развитие сварочного производства в СССР и России 10
2. История становления сварочного производства в Самарской области 12
Глава II. Научные школы в области сварочного дела и создание материально-технической базы в Тольяттинском государственном университете.
1. Научные школы сварочного производства и их реализация в
Тольяттинском государственном университете 17
2. Создание материально-технической базы для развития сварочного дела в Тольяттинском государственном университете 27
Заключение 43
Список использованной литературы и источников 45
Приложение 49
Актуальность темы исследования заключается в том, что требования к специалистам в области сварочного производства претерпевают изменения, обусловленные потребностями современной российской экономики. Конкурентоспособность российского сварочного производства напрямую зависит от выполнения кадровым составом различных задач, стоящих перед ним. Новые потребности государства и общества могут удовлетворить высококвалифицированные специалисты-сварщики, способные решать различные профессиональные задачи, быть мобильными и восприимчивыми к изменениям в производстве страны. Современный специалист в области сварочного дела должен быть одновременно и исследователем, и новатором, и менеджером. Для того чтобы обеспечить современное сварочное производство высококвалифицированным кадровым составом, необходимо разработать правильную методику обучения, оснащенную необходимой материально-технической базой.
Сварочное производство в свою очередь, является важным элементом, необходимым практически во всех отраслях промышленности. А промышленность, есть основополагающая часть экономики любой страны. На сегодняшний день сварка является незаменимым способом соединения металлических, неметаллических и композиционных материалов.
В последние десятилетия отмечается повышенный интерес к исследованиям в области образовании. Это связано с тем, что в постсоветском российском пространстве высшее профессиональное образование подвергается глубоким изменениям. В первую очередь, это социальные исследования, призванные для решения прикладных задач. Посредством критического анализа исследователи призывают читателей к размышлениям о будущем высшего российского образования, о его возможных путях развития. Существуют и специальные конкретно-исторические работы по данной проблеме.
Цель исследования состоит в комплексном изучении развития сварочного производства в Тольяттинском государственном университете в период 1960-2016 гг., его истоков и анализе научных школ.
Для достижения данной цели определены следующие исследовательские задачи:
1) Раскрыть основные тенденции развития сварки в СССР и России;
2) Изучить историю становления сварочного производства в городе Тольятти;
3) Проанализировать значение научных школ сварочного производства и их реализацию в Тольяттинском государственном университете;
4) Охарактеризовать материально-техническую оснащенность кафедр, выпускающих специалистов в области сварочного производства.
Объектом исследования является высшее образование в СССР и России в области сварочного производства.
Предметом исследования выступает история подготовки специалистов и бакалавров в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете.
Хронологические рамки исследования охватывают государственную политику в области сварочного дела и её реализацию в Тольяттинском государственном университете в период с 1960-2016гг. Это связано с тем, что в 1960 году было положено начало подготовки учащихся по специальности «Оборудование и технология сварочного производства». Именно тогда были заложены основы будущего самостоятельного института, который по сей день выпускает бакалавров со сварочной специальностью для нашего региона и за его пределы. 2016 год - это верхняя граница исследования, т.к. статистические данные за 2017 год не могут быть использованы в полном объеме, и произошли изменения в организационно-штатной структуре подготовки высококвалифицированных специалистов.
Территориальные рамки включают Самарскую область, город Тольятти.
Теоретико-методологической базой исследования явился принцип научной объективности и историзма. Исследование базируется на принципах критической интерпретации источников, систематизации и сравнительном анализе данных. Применялись специально-исторические методы: сравнительно-сопоставительный, проблемно-хронологический, историко-системный, метод статистического анализа. Для выявления значимости повседневной жизни в общественной системе использовался историко- системный метод.
Степень изученности:
Вопросам высшего образования и сварочного производства России уделено множество исследований. Эти исследования можно разделить на несколько направлений.
В первое направление можно отнести исследования, которые ставили своей целью рассмотрение высшего образования в СССР и России.
Е.А. Фомина в своей научной статье «Этапы развития высшего образования в России» рассматривает высшее образование в советский период и в первое постсоветское десятилетие, а так же его нормативно - правовую базу и реформирование. Ею проведена статистика данных по количеству ВУЗов и количеству обучающихся в них студентов 1.
Примечательна работа В.М. Новикова «Проблемы и перспективы российского высшего образования». В своей статье В.М. Новиков определяет ряд объективных проблем, существующих в современном высшем образовании России, и предлагает пути преодоления этих проблем с возможным выходом высшего российского образования на передовые позиции в мире .
Заслуживает внимания монография Л.Л. Шпаковской «Политика высшего образования в Европе и России», где впервые было произведено сравнение российской и советской политики образования с западной моделью. Лариса Шпаковская в своей работе допускает включение в современные традиции России модели политики высшего образования европейских стран. Её работу отличает связь образовательной политики и политики социальной. Образовательная политика, в свою очередь, рассматривается в контексте теорий государства всеобщего благосостояния на Западе.
Так же здесь следует отметить такие работы, как: В.В. Петрик «Высшее образование СССР, как фактор укрепления международного сотрудничества в области подготовки специалистов (конец 50-х - начало 90-х гг. XX века)», М.Г. Минзарипов «Современное российское образование: проблемы и перспективы развития» и многое другое.
Второе направление - это исследования, связанные с рассмотрением отечественного сварочного производства.
В первую очередь следует отметить работу М.А. Лукина «Научно - технический уровень сварочного производства в современной России». Работа очень примечательна тем, что даёт читателю полное представление об основных тенденциях, существующих в современном сварочном производстве России. По мнению автора, существуют серьёзные проблемы, угрожающие благополучию отечественных сварочных технологий. Анализируя ситуацию в области сварочного дела, автор предлагает некоторые меры, которые смогли бы обеспечить научно-технический потенциал сварочного производства, его конкурентоспособность на международном рынке .
Научная статья «Модернизация сварочного оборудования - как решение приоритетной задачи по импортзамещению» располагает интересной информацией, полезной не только специалистам, занимающиеся непосредственно сварочными технологиями, но и читателям, радеющим за сварочное дело России. Здесь проблематика исследования тесно переплетается с вышепредставленной статьёй. Затрагивается проблема развития, конкурентоспособности и уровня научно-технического потенциала отечественного сварочного оборудования. Предложена перспектива развития, заключающаяся в модернизации сварочной техники, которая своей целью ставит решение задачи импортозамещения.
Третье направление исследований, удовлетворяющих нашу тему бакалаврской работы, включает в себя изыскания авторов, связанные конкретно с подготовкой специалистов в области сварки.
Весьма полезной оказалась работа А.Г. Валишевой «Методическая система подготовки будущих инженеров в области сварочного производства к решению типовых профессиональных задач». В статье определены задачи, стоящие перед ВУЗом, по подготовке будущих специалистов-сварщиков, отвечающих потребностям современного общества. Предложено новое решение практико-ориентировочной методики обучения студентов, обеспечивающее в будущем необходимый кадровый состав сварочного производства России.
Георгий Зубриенко, стоявший у истоков становления сварочного производства Самары, являющийся ветераном завода «Прогресс», написал очень полезную для нашего исследования книгу под названием «Записки главного сварщика».
Наконец, существует конкретно историческая работа, связанная с подготовкой специалистов-сварщиков в Тольяттинском государственном университете. Гуров Владимир Алексеевич в своей научной статье «История кафедры «Оборудование и производства сварочного производства и пайки» Тольяттинского государственного университета (1960-2014гг.)» раскрывает историю создания в городе Тольятти кафедры, подготавливающей высококвалифицированных специалистов-сварщиков и внедряющей в сварочное производство современные технологии и оборудование. Показана неразрывная связь профессорско-преподавательского состава университета и студентов в ходе процесса обучения.
Анализ источников: Источниковую базу исследования составляют письменные опубликованные и неопубликованные источники, которые можно разделить на группы:
1) В первую группу источников следует отнести нормативно-правовые акты. К ним относятся документы органов государственной власти Российской Федерации и бывшего СССР. Благодаря данной группе источников можно провести анализ государственной политики в области сварочного дела, официальную позицию руководства страны.
2) Во вторую группу источников нужно материалы официального делопроизводства, которые основательно дополняют источниковую базу. При изучении становления и развития сварочного дела в городе Тольятти важную роль играют архивы Тольяттинского государственного университета, а также материалы архивов мэрии городского округа Тольятти. Здесь следует отметить приказы ректора и протоколы ученого совета, дающие исчерпывающую информацию о педагогическом составе кафедры, её научных достижениях и материально-технической оснащенности.
3) Периодическая печать играет важную составляющую при изучении темы данного исследования. Городские газеты описывали жизнь Тольяттинского политехнического института, в том числе и жизнь кафедры ОТСП. Из группы периодической печати стоит выделить такие газеты, как «Гидростроитель», «Жигулёвский рабочий», «Политехник», «Тольяттинский государственный университет».
Научная новизна работы заключается в том, что впервые посредством анализа не вовлеченных в научный оборот источников было проведено комплексное изучение методической системы подготовки специалистов и бакалавров в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете. Были рассмотрены вопросы зарождения сварочного дела в городе Тольятти, развитие его научных школ и направлений.
Структура дипломной работы:
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список источников и литературы, приложение.
В первой главе работы рассмотрены развитие сварочного производства в СССР и России и история становления сварочного производства в Самарской области, городе Тольятти.
Во второй главе работы проведён анализ научных школ в области сварочного производства в Тольяттинском государственном университете и создания материально-технической базы.
В заключении представлены выводы по итогам проведению исследования.
Своё стремительное развитие сварочное производство получает в 30 -ые годы ХХ века. Толчок этому развитию дали специальные правительственные постановления по расширению и максимальному внедрению сварочных технологий во все отрасли промышленности страны. Меры, принятые советским правительством, удовлетворили потребность общества в необходимом научно-техническом уровне сварочного производства. В результате в единой связке с научными учреждениями проводили совместную работу различные сварочные предприятия. Сварка стала важным элементом во всех отраслях промышленности. В 1990-ые годы происходит стремительный передел общественной собственности. Распад СССР на 15 самостоятельных государств обусловил исчезновение значительной части отраслевой промышленности, в которой было задействовано сварочное производство. Однако в современной России не существует такого промышленного предприятия, которое смогло бы обойтись без сварочного ремесла. Помимо крупных на сегодняшний день предприятий(на каждом их них заняты по несколько сот человек) в России существует множество мелких предприятий, выполняющих работы в области сварки.
В самарской области сварочное производство рождалось в заводе «Прогресс», отечественным ракетно-космическим предприятии. Ветераны самарского завода проводили первые серьёзные исследования в области сварочных технологий в нашем регионе.
Инициатором создания института со сварочной специальностью в городе Ставрополе стал начальник строительства ГЭС в городе Жигулёвск И.В.Комзин. В 1960 году было положено начало дневного (очного) обучения в нашем городе и заложены основы будущего самостоятельного института, была организована самостоятельная кафедра «Оборудование и технология сварочного производства». В 1970 году, в связи с ростом потребностей в специалистах по пайке для всего Поволжского региона была организована первая и единственная в стране кафедра «Оборудование и технология пайки».
На кафедре ОТСП постоянно развивались различные научные направления, которые возникали в ответ на потребности промышленных предприятий города. Это стало причиной создания новых специализаций и кафедр. В рамках одного научного направления в 1991 году появилась такая выпускающая кафедра, как «Восстановление деталей машин». В 1992 году в ответ на потребности АО «АВТОВАЗ» была создана кафедра «Оборудование и технология литейного производства».
По мере того, как развивались различные научные направления, расширялась материально-техническая оснащенность кафедр, выпускающих специалистов в области сварочного дела. Создание специальной лаборатории позволило значительно улучшить результаты обучения инженеров- сварщиков, т.к. подготовка студентов специальности «Оборудование и технология сварочного производства» проводилась одновременно с внедрением нового поколения оборудования на предприятиях страны. Стоит отметить, что система подготовки будущих специалистов-сварщиков была тесно взаимосвязана с производством. Комплекс лабораторий позволил проводить не только научно-исследовательские работы студентам, но и повышать квалификацию сотрудникам кафедры и соискателям ученой степени к.т.н
1) Архив ЦГАОР СССР, Ф. 5674, Оп. 1, Д. 40, Л 58-65.
2) Архив ТГУ. Ф. 1. Оп. 1-и. Д. 4. Л. 5.
3) Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти. Ф. 1. Оп. 1 -и. Д.
46. Л. 3.
4) Там же. Л. Д.46. 18.
5) Управление по делам архивов мэрии г.о. Тольятти. Ф. 1. Оп. 1 -и. Д.
37. Л. 3.
6) Архив ТГУ. Ф. 1. Оп. 1-и. Д. 34. Л. 34.
7) Там же.Л. Д. 37.56.
8) Архив ТГУ. Ф. 1. Оп. 1-и. Д. 54. Л. 57.
9) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1314. Л. 16.
10) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1260. Л. 11.
11) Там же. Д. 1260. Л. 45.
12) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1418. Л. 36.
13) Архив ТГУ. Ф. 4. Оп. 5. Д. 956. Л. 85.
14) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 765. Л. 98.
15) Там же. Д. 765. Л. 23.
16) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1357. Л. 23.
17) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1445. Л. 78.
18) Архив ТГУ. Ф. 4. Оп. 3. Д. 1329. Л. 76.
19) Архив ТГУ. Ф. 4. Оп. 2. Д. 1314. Л. 16.
20) Архив ТГУ. Ф. 4. Оп. 2. Д. 1260. Л. 10.
21) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1418. Л. 33.
22) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1418. Л. 95,113.
23) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1419. Л. 31-41; Д. 1275. Л. 56.
24) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 1560. Л. 140; Д. 1385. Л. 126.
25) Архив ТГУ. Ф. 2. Оп. 1-и. Д.143. Л. 4.
Источники личного происхождения:
1) Интервью с В.В. Ельцовым, завкафедрой «Сварка, обработка материалов давлением и родственные процессы» г. Тольятти. О создании материально-технической базы в Тольяттинском государственном университете в период с 1960 по 2016 г. Интервьюер Сафронов А.С. 2 июня 2016 г.
Опубликованные источники:
1) Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 30 октября 1998 г. N 63 «Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства»
Литература:
1) Е.А. Фомина. Этапы развития высшего образования в России.2005. С.283-285.
2) В.М. Новикова. Проблемы и перспективы российского высшего образования/ Российское высшее образование в мировом пространстве//2009.С.161-168.
3) Шпаковская Л. Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб.: Норма, 2007. С. 17-22.
4) В.В. Петрик. Высшее образование СССР как фактор укрепления
международного сотрудничества в области подготовки специалистов (конец 50-х - начало 90-х гг.). Вестник
ТГПУ.2007.№7. С.134-137.
5) Современное российское образование: проблемы и перспективы развития / Под ред. В.В. Фурсовой, О.В. Горбачевой. - Казань: Изд- во Казан.гос. ун-та, 2012.С.253-257.
6) М.А. Лукин. Научно-технический уровень сварочного производства в современной России/ Металлургия, машиностроение и материалообработка/ / 2015.С.142-148.
7) Сварка, родственныепроцессыитехнологии//Модернизация
сварочного оборудования - как решение приоритетной задачи по
импортозамещению.
Габитов.С.45-49.
8) ВалишеваА.Г.Методическая система подготовки будущих инженеров в области сварочного производства к решению типовых профессиональных задач[текст]//Наука, образование и культура. С.106-112.
9) Г.А.Зубриенко.Записки главного сварщика.С.19-23.
10) Гуров В. А. История кафедры «Оборудование и технология сварочногопроизводства и пайки» Тольяттинского государственного университета(1960-2014 гг.) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22.
- ART 75342. -0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75342.htm. - ISSN 2304-120X.
11) Анисимов Ю.А., Медовар Б.И., Патон Б.Е., Антонов И.А. Сварка в СССР. Том 1. Москва.1981.С.494-497.
12) Патон Б. Е. Технология электрической сварки металлов и сплавов плавлением. М. Машиностроение, 1974.С.156-158.
13) Недорезов В. Е. Технология производства электросварочных машин. Л.: Машиностроение, 1968.С.143-145.
14) М.А.Лукин. Научно-технический уровень сварочного
производства в современной России// Металлургия,
машиностроение и материалообработка.2014.С. 135-137.
15) В России гибнет целая промышленная отрасль. Электронный ресурс. URL: // www.nr2.ru/ekb/394671.html
16) Гуров В. А. История кафедры «Оборудование и технология
сварочного производства и пайки» Тольяттинского
государственного университета (1 960-2014 гг.) // Концепт. - 2015.С.1.
17) Патон Б. Е. Технология электрической сварки металлов и сплавов плавлением. М.: Машиностроение,1974.С.145-147.
18) Недорезов В. Е. Технология производства электросварочных машин. Л.: Машиностроение, 1968.С.136-137.