Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты психологических условий готовности ребенка к школе
1.1 Психологические особенности ребенка, поступающего в школу 7
1.2 Психологические условия готовности ребенка к обучению в школе 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических условий
готовности ребенка к школе
2.1 Описание выборки и методики выборки 22
2.2 Диагностика уровня готовности к школе на этапе констатирующего
эксперимента 24
2.3 Формирование готовности к школе 25
2.4 Диагностика уровня готовности к школе на этапе контрольного
эксперимента 29
Выводы по второй главе 34
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Приложение 43
В современном мире для многих родителей становится проблемой подготовка ребенка к школе. Так же встает вопрос о том стоит ребенка вообще готовить ребенка к школе. И если стоит готовить хватит ли ребенку подготовки в детском саду или необходимо еще дополнительно отдавать в дополнительные курсы. И где лучше подготовить дома или на курсах.
Для ребенка школа - это новый мир, где свой режим, свои правила. Так же в школе ребенка ждет напряжение не только физическое - необходимо просидеть урок 30-35 минут, но и нервное напряжение. В школе необходимо усвоение определенного программного материала в определённый срок и новых условиях. Так же необходимо ребенку удерживать внимание на одном задании определенный отрезок времени. Слушать то, что говорить учитель и выполнять все, что говорит делать учитель.
Актуальность данной работы заключается в том, что есть необходимость в подготовке ребенка к школьному обучению. Но подготовка велась не только в плане знаний, умений и навыков, но и психологической подготовки ребенка к школе. И подготовкой ребенка к школе необходимо заниматься не только в детском саду или на дополнительных занятиях, но в дома с родителями.
Готовность ребенка к школе состоит из нескольких аспектов, таких как физическая, социальная, личностная, познавательная сфера, эмоционально-волевая и психологическая. Основной целью психологической подготовки ребенка к школе является адаптация ребенка к обучению и к определенным условиям.
К моменту поступлению в школу ребенок должен быть готов к общению, как со сверстникам, так и с учителем. Решать возникшие конфликты не только личные между сверстниками, но и уметь решать конфликты, которые возникают в процессе учебной деятельности.
У ребенка, поступающего в школу, должна быть сформирована мотивация. Он должен хотеть в школу не только потому, что ему родители купили красивые вещи, а потому что он в школе получить новые знания, познакомиться с новыми людьми.
В подготовку ребенка к школе так же входит развитие познавательных процессов. Ребенок не только должен получить определенные знания, умения и навыки, но еще и у него должны быть развиты внимание, мышление, воображение и т.д.
К моменту поступления в школу ребенок еще должен быть физически развит в соответствии с возрастными особенностями. О физическом развитии не стоит забывать и развивать на протяжении всего дошкольного возраста.
Подготовку ребенка к школе, а также диагностику готовности ребенка к школе изучали такие отечественные исследователи, такие как Л.С. Выготский, А.В. Запорожц, В.В. Давыдов, Н.Н. Гудкина, Р.В. Овчарова и др.
Под психологической готовностью ребенка понимается определенный уровень психологического развития для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
К моменту поступления в школу ребенок должен быть развит все стороне. Как физически, так в плане знаний, умений и навыков, так и в плане психологической стороны. При подготовке ребенка к школе не стоит упускать ни одной стороны. Так как если какая-либо из сторон не будет развито, то ребенок будет не так успешен в школьном обучении.
Целью исследования - является разработка программы по созданию психологических условий повышению уровня готовности ребенка к школе.
Объект исследования: готовность ребенка к школе.
Предметом исследования являются психологические условия готовности ребенка к школе.
Гипотеза исследования: психологические условия для повышения уровня готовности ребенка к школе в рамках осуществления специальной развивающей программы являются следующие направления работы с ребенком:
- развитие познавательных процессов;
- развитие пространственных отношений;
- развитие произвольного поведения;
- развитие мелкой моторики.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы по данной проблеме.
2. Подбор методик для изучения подготовки ребенка к школе.
3. Разработка программы по созданию психологических условий готовности ребенка к школе.
4. Оценка эффективности разработанной программы психологических условий готовности ребенка к школе.
Практическая значимость работы заключается в разработке и применении программы по созданию психологических условий для подготовки ребенка к школе.
Бакалаврская работа включает в себя введение, две главы, выводы, заключение, список используемой литературы, приложение.
Обучение в школе - это очень важный этап в жизни каждого ребенка. Очень важно, чтобы он прошел успешно, от этого зависит вся дальнейшая жизнь человека. Поэтому важное значение имеет подготовка ребенка к обучению в школе. Подготовка должна заключаться не только в передаче определенных знаний и передаче умений и навыков, но психологическая подготовка ребенка к обучению в школе.
Будет успешное или не успешное обучение ребенка в школе в большей степени зависит насколько он готов к этому обучению. И насколько будет успешной, зависит именно от психологической подготовки ребенка в школе. Многие родители считают, что важной задачей подготовки ребенка к школе это дать знания, умения и знания и чем больше, тем лучше. А другая половина родителей считает наоборот, что кто-то подготовит их детей к школе и что не стоит беспокоиться о подготовке ребенка к школе. А про психологическую подготовку ребенка никто не задумывается.
Психологическая готовность ребенка к школе занимает немало важное место в подготовке ребенка к школе. В психологическую подготовку входит личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. У ребенка к поступлению в школу должать быть сформирована позиция школьника. Вовремя приходить на уроки, уважительное отношение к учителю, выполнять во время все задания, которые дает учитель. Удерживать длительно свое внимание на выполнение задания. Так же ребенок должен понимать ситуации урока, что на уроке ребенок должен слушаться учителя.
Так же у ребенка должна быть сформирована мотивация. Ребенок должен хотеть в школу для того, чтобы узнать, что-то новое, познакомится с новыми ребятами, а не потому, что родители купили новые вещи и ими хочется пользоваться.
Ребенок должен уметь общаться как со взрослыми, то есть с учителем, так и со сверстниками. Он должен знать как стоит общаться со взрослыми и в какой ситуации. И как стоит общаться со сверстниками, и то же в какой ситуации.
У ребенка должна быть сформирована адекватная самооценка. Адекватная реакция на свои достижения и неудачи. За счет этого формируется адекватная реакция на поощрения и порицания со стороны родителей, учителей и ближнего окружения. При возникновении трудностей в достижении цели не опускать руки и не расстраивается, а наоборот уметь преодолевать трудности.
Психологическую готовность можно и нужно формировать в 5-7 лет. Она должна формироваться наряду с подготовкой в плане знаний, умений и навыков. Такая подготовка должна проводится не только в специализированных учреждения (детский сад, развивающие центры и т.д.), но и дома с родителями. Родители должны постоянно сотрудничать со своим ребенком в плане подготовки ребенка к школе и не только.
Психологическая подготовка ребенка может проходить в виде различных занятий, упражнений и игр. Занятия могут проходить как по расписанию, так и в свободное время от занятий. Игры и упражнений могут, как и входить в занятия, так и проводиться в свободное время, например во время прогулки или перед обедом. В начале, середине и в конце года обязательно делается диагностика для определения уровня, на котором находится ребенок. Если диагностика делается в начале года для определения, в каком направлении двигается, а в средине года для корректировки направления программы.
Не стоит забывать и о всесторонней подготовке ребенка к школе. Как и о знаниях, умениях и навыках, которые будет в дальнейшем необходимы для обучения, развития и социализации ребенка. Так не стоит и откидывать психологические стороны развития и подготовки ребенка, так как ребенку необходимо уметь общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. Уметь ребенку адаптироваться к меняющимся условиями окружающей среды. Быть самостоятельным, чтоб умел постоять сам за себя.
В подготовке ребенка должны принимать участие не только детский сад и дополнительные курсы, но обязательно должны принимать и родители. В первую очередь должны заниматься подготовкой с ребенком к школе должны родители. Так от того, как и сколько занимаются родители с ребенком, зависит будущее ребенка не только в школе, но и после школы.