Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тезаурусное моделирование ключевых терминополей метаязыка английской психолингвистики

Работа №108014

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы61
Год сдачи2019
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Семиотические основы лингвистической терминологии...8
1.1. Актуальные тенденции теории психолингвистики 8
1.2. Определение термина в различных научных школах 12
1.3. Термин как знак в русле информационно-семиотической теории..15
1.4. Различные подходы к моделированию терминологии 19
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Тезаурусно-сетевое моделирование англоязычной психолингвистической терминологии 25
2.1. Анализ существующих моделей тезауруса лингвистической
терминологии 25
2.2. Семантическое поле ТЗ disorder ‘расстройство’ 30
2.3. Семантическое поле ТЗprocessing ‘обработка’ 35
2.4. Семантическое поле ТЗ lexicon ‘лексикон’ 38
Выводы по второй главе 42
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения

В настоящее время, словарь-тезаурус является одной из самых актуальных и часто используемых моделей при конструировании метаязыка предметных областей большинства социально-гуманитарных наук, характеризующихся «мягкой» системой. Уже существующие
таксономические модели лингвистических предметных областей, как английской [6; 9; 10; 19; 23; 35], так и французской терминологии [14; 15; 33] помогают обозначить четкую структуру корпуса терминологических единиц, оформленного в строгую систему, которая предусматривает, что каждый терминологический знак и терминологическое словосочетание находятся в строго обозначенной ячейке понятийной матрицы, связанной с рядом других денотатов сетью эквивалентных, иерархических и ассоциативных отношений.
Психолингвистика, зародившаяся в середине XX столетия в США и являющаяся результатом комбинации двух наук - психологии и лингвистики, за время своего существования развила немалый понятийный аппарат, который нуждается в систематизации и конкретизации. В связи с оказываемым на психолингвистику влиянием со стороны двух научных областей и синкретизмом различных подходов, ей, как и многим гуманитарным наукам, свойственна многоконцептуальность. Это может затруднить процесс построения терминосистемы, в связи с чем, возникает необходимость рассмотрения и тщательного анализа различных парадигм, представленных как российскими (Р. Г. Пиотровский, Ю. И. Горбунов, Е. Ю. Горбунов, Д. Слобин), так и зарубежными (Н. Хомский, Э. Сепир, Б. Уорф, Дж. Филд) учеными. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы, которой посвящено данное исследование.
В рамках наших когнитивных исследований объектом послужила английская психолингвистическая терминология, а предметом - информационно-семиотическая природа метаязыка предметной области (ПО) «Английская Психолингвистика» с учетом специфики ее «мягкой» структуры.
Цель настоящей бакалаврской работы состоит в построении модели ключевых семантических полей ПО «Английская Психолингвистика» с помощью инструментария тезаурусно-сетевого конструирования метаязыка лингвистической терминологии.
Исходя из поставленной цели, а также объекта и предмета исследования, ключевыми задачами являются:
1) предоставить обзор различных парадигм исследований в области терминологии и информационно-семиотической природы термина;
2) проанализировать различные подходы к моделированию терминологии и определить наиболее актуальный;
3) выявить семантические отношения английских психолингвистических терминов, которые демонстрируют характеристики их «означаемых» в информационно-семиотической системе метаязыка английской психолингвистической терминологии;
4) сконструировать ключевые семантические поля тезауруса метаязыка английской психолингвистики.
Цель и задачи исследования реализуются путем использования таких методов, как:
1) сравнительно-сопоставительный и типологический приемы;
2) методы семасиологических, понятийно-функциональных
исследований терминологического уровня языка;
3) метод тезаурусно-сетевого моделирования;
4) метод компонентного анализа.
Методологическая база исследования основывается на работах таких ученых как: Дж. Филд, А. А. Леонтьев, Р. Г. Пиотровский, Н. Ю. Зайцева, Ю. И. Горбунов.
Материалом для исследования послужил корпус терминологических единиц ПО «Английская Психолингвистика» общим объемом 458 единиц из учебно-методических пособий, печатных и онлайн лингвистических словарей.
Научная новизна бакалаврской работы состоит в том, что в ней впервые исследована информационно-семиотическая природа терминологии ПО «Английская Психолингвистика».
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что она вносит вклад в теорию когнитивных исследований, дополняет и актуализирует сведения относительно природы психолингвистических терминов, а также расширяет парадигму знания о семантических моделях различных предметных областей прикладной лингвистики.
В свою очередь, практическая значимость исследования состоит в возможности использования её результатов в практике преподавания различных аспектов теории иностранного языка, в частности в лекционных курсах и на семинарских занятиях по психолингвистике, чтобы студенты- лингвисты могли усваивать информацию системно.
Логика исследования обуславливает структуру выпускной квалификационной работы, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Первая глава посвящена обзору различных научных школ, выведению рабочего понятия термина как знака и определению подхода к моделированию терминологии.
Вторая глава описывает процесс проведения компонентного анализа корпуса дефиниций и формирования матрицы примитивов ключевых семантических полей.
В заключении подводятся итоги проведенного эксперимента в соответствие с поставленной целью и задачами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, мы пришли к ряду выводов на базе поставленных нами задач.
Во-первых, проведя обзор парадигм исследований в области терминологии и информационно-семиотической природы термина мы приняли за основу теорию Пиотровского-Зайцевой и неососсюрианскую модель знака, согласившись с его двусторонней природой.
Во-вторых, поставив вопрос о возможности моделирования терминологии двумя путями: по «означаемому» и по «означающему», мы удостоверились, что формальный подход, ориентирующийся на «означающее», не применим к психолингвистике, как предметной области с «мягкой» и непостоянной системой. Апробация гипотезы Е. Ю. Горбунова о моделировании терминологии гуманитарных и социальных наук строго по «означаемому» была успешно проведена на материале метаязыка ПО «Английская психолингвистика», тем самым расширив парадигму знания о семантических моделях различных областей прикладной лингвистики.
В-третьих, нам удалось выявить семантические отношения терминов английской психолингвистики на всех трех уровнях: эквивалентном (синонимия), иерархическом (гиперо-гипонимия, голонимия и меронимия) и ассоциативном (антонимия, когипонимия, комеронимия, «наука», «область исследования», «признак», «процесс», «теория», «хранилище», «элемент») [13]. Данные семантические отношения наглядно демонстрируют характеристики «означаемых» терминов в информационно-семиотической системе метаязыка ПО «Английская психолингвистика».
Наконец, сконструировав ключевые семантические поля тезауруса метаязыка английской психолингвистики, а именно терминополя ТЗ disorder (расстройство), ТЗ processing (обработка) и ТЗ lexicon (лексикон), мы пришли к выводу, что все они связаны в рамках одной из ключевых областей language comprehension, являющейся голонимом для всех сконструированных нами терминополей.
Исходя из ситуации на настоящий момент, следует также отметить, что метод тезаурусного моделирования метаязыка английской психолингвистики в русле современной синергетической парадигмы можно считать одним из самых эффективных в контексте унификации и систематизации терминологии. По мнению Р. Г. Пиотровского, это является важным для разработки «обучающих лингвистических автоматов, выступающих лингводидактическим инструментом формирования профессиональной компетенции» будущего лингвиста или психолингвиста [31].
Таким образом, все поставленные задачи были решены, а значит цель настоящего исследования можно считать достигнутой.
Наряду с этим хотелось бы отметить, что данное исследование имеет перспективу продолжения и развития в контексте моделирования всего метаязыка английской психолингвистики.



1. Багана, Ж.К. вопросу об определении понятий "термин", "терминология" и "терминосистема" в лингвистике [Текст] / Ж. Багана, Е.Н. Таранова // Научная мысль Кавказа. - 2010. - №1 (61). - 3-16 с.
2. Болотнова, Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие [Текст] / Н.С. Болотнова. - 4-е изд. - М.: Флинта : Наука, 2009. - 520 с.
3. Буянова, Л.Ю. Термин как единица логоса : монография [Текст] / Л.Ю. Буянова. - М. : Флинта : Наука, 2012. - 224 с.
4. Ведерникова, Ю.В. Тезаурусное моделирование терминополя general terms (общие понятия) предметной области «Английская когнитивная лингвистика» [Текст] / Ю. В. Ведерникова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2011. - № 8. - С. 48-54.
5. Ведерникова, Ю.В. Тезаурусный подход к моделированию английской когнитивно-лингвистической терминологии (на примере семантического поля термина cognitive grammar (когнитивная грамматика)) [Текст] / Ю.В. Ведерникова // Вектор науки ТГУ. - 2011. - 3(17). - С. 262¬266.
6. Ведерникова, Ю.В. Тезаурусное моделирование английской терминологии когнитивной лингвистики : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 [Текст] / Ю.В. Ведерникова. - Самара, 2013. - 26 с.
7. Ведерникова, Ю.В. Верхний уровень терминополя conceptual metaphor theory (теория концептуальной метафоры): опыт тезаурусного моделирования [Текст] / Ю.В. Ведерникова, О.В. Мурдускина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. - 4(17). - С. 4-12.
8. Винокур, Г.О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии [Текст] / Г.О. Винокур // Сб. статей по языкознанию / Под ред. М. В. Сергиевского, Д. Н. Ушакова, Р.О. Шор. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1939. - 420 с.
9. Горбунов, Е.Ю. Тезаурусное моделирование английских грамматических терминов морфологии и морфосинтаксиса : дис. ... канд. филол. наук : защищена 29.01.2008 : утв. 19.09.2008 [Текст] / Е.Ю. Горбунов. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 192 с.
10. Горбунов, Е.Ю. Семиотико-синергетические принципы тезаурусного моделирования семантического поля термина lexicology ‘лексикология’ [Текст] / Е. Ю. Горбунов // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И.Я. Яковлева. - 2015. - №2 (86). - С. 46-53.
11. Горбунов, Е.Ю. Семиотико-синергетическая природа английских морфологических терминов, обозначающих части речи [Текст] / Е. Ю. Горбунов // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. - 2014. - №5 (32). - С. 149¬155.
12. Горбунов, Е.Ю. Тезаурусно-сетевое моделирование «мягкой» предметной области как инновационная гуманитарная технология [Текст] / Е. Ю. Горбунов // Вестник Орлов. гос. ун-та. - 2014. - № 1 (36). - С. 138-140.
13. Горбунов, Е.Ю. Тезаурусное моделирование семантического поля термина word ‘слово’ в предметной области «Английская лексикология» [Текст] / Е.Ю. Горбунов // Вестник Перм. ун-та. - 2015. - № 4 (32). - С. 30¬
33.
14. Горбунов, Ю.И. Французско-русский грамматический тезаурус: учебное пособие [Текст] / Ю.И. Горбунов. - Тольятти : Тольяттинский государственный университет, 2003. - 152 с.
15. Горбунов, Ю.И. Тезаурусное моделирование метаязыка французской фонетики и фонологии [Текст] / Ю.И. Горбунов // Научное мнение. - 2012. - № 9. - С. 46-52.
16. Горбунов, Ю.И. Тезаурусное моделирование метаязыка современной лингвистики [Текст] / Ю.И. Горбунов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2015. - № 3-2 (33-2). - С. 188-192.
17. Гринев-Гриневич, С.В. Введение в терминографию : Как просто и легко составить словарь: учебное пособие [Текст] / С.В. Гринев-Гриневич. - Изд-е 3-е, доп. - М. : Книжный дом «Либроком», 2009. - 224 с.
18. Жеребило, Т.В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т.В. Жеребило // - Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань : ООО «Пилигрим», 2010.- 486 с.
19. Жучкова, И.И. Тезаурусное моделирование терминологического поля предметной области «text linguistics» [Текст] / И.И. Жучкова // Вестник Волгоград. гос. ун-та. - 2014. - № 2 (21). - С. 53-59.
20. Жучкова, И.И. Тезаурусный подход к моделированию английской терминологии лингвистики текста (на примере семантического поля термина «cohesion» (связность)) [Текст] / И.И. Жучкова // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2014. - 1(81). - С. 53-59.
21. Жучкова, И.И. Методика построения тезауруса английской терминологии лингвистики текста [Текст] / И.И. Жучкова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2016. - № 1. - С. 36-42.
22. Караулов, Ю.Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка [Текст] / Ю.Н. Караулов. - М. : Наука, 1981. - С. 148¬150.
23. Коршунова, С.О. Тезаурусное моделирование терминологии синтаксиса : дис. ... канд. филол. наук [Текст] / С.О. Коршунова. - Иркутск : Изд-во ИГЛУ, 2009. - 257 с.
24. Лейчик, В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура [Текст] / В.М. Лейчик. - М. : Либроком, 2009. - 256 с.
25. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст] / А.А. Леонтьев.
-М. : Смысл, 1997. - 287 с.
26. Лесохин, М.М. Введение в математическую лингвистику [Текст] / М.М. Лесохин, К.Ф. Лукьяненков, Р.Г. Пиотровский. - Минск : Наука и техника, 1982. - 263 с.
Т1. Лукина, О.И. Особенности метаязыка лингвистики и
лингвистической терминологии [Текст] / О.И. Лукина // Сопоставительная лингвистика. - Екатеринбург, 2016. - № 5. - С. 111-111.
28. Матвеева, О.Н. Обучающий тезаурус. Методика моделирования на примере терминологии предметной области переводоведения: монография [Текст] / О.Н. Матвеева. - Germany : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011. - 147 с.
29. Никитина, С.Е. Семантический анализ языка науки [Текст] / С.Е. Никитина. - М. : Наука, 1987. - 144 с.
30. Петрякова М.С. Тезаурусно-сетевое моделирование семантического поля термина Pragmatics ‘лингвистическая прагматика’ [Текст] / М.С. Петрякова // Вестник Чуваш. гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 4 (84). - С. 142-151.
31. Пиотровский, Р. Г. Лингвистический автомат (в исследовании и непрерывном обучении): учебное пособие [Текст] / Р.Г. Пиотровский. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. - 256 с.
32. Пиотровская, К.Р. Семиотико-коммуникативные основы межпарадигмального анализа [Текст] / К.Р. Пиотровская // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2004. - №1. - С. 282-293.
33. Сенницкая, Е.Ю. Семантическая область французских социолингвистических терминов [Текст] / Е.Ю. Сенницкая // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 5. - С. 244¬241.
34. Сенницкая, Е.Ю. Типы отношений между понятиями в тезаурусе предметной области «социолингвистика» [Текст] / Е.Ю. Сенницкая // Образование и педагогические науки. - 2015. - № 6. - С. 274-211.
35. Сергеева, Т.Н. Семантическое поле термина «corpus data» (предметная область «корпусная лингвистика») [Текст] / Т.Н. Сергеева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2009. - 1(4). - С. 87-91.
36. Сергеева, Т.Н. Тезаурусное моделирование предметной области «Корпусная лингвистика» на материале английского языка [Текст] / Т.Н. Сергеева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2009. - 1(4). - С. 190-195.
37. Суперанская, А.В. Общая терминология: Вопросы теории [Текст] / А.В. Суперанская, Н.В. Подольская, Н.В. Васильева // Отв. ред. Т.Л. Канделаки. - Изд. 5-е. - М. : Книжный дом «Либроком», 2009. - 248 с.
38. Татаринов, В.А. Феноменология термина (К 100-летию со дня рождения Д.С. Лотте) [Текст] / В.А. Татаринов // Отдел языка и словесности русского филологического вестника. - Том 83. - №1/2-й, 1998. - 288 с.
39. Черниговская, Т.В. Экспериментальное исследование языка и мышления в XXI веке: традиции и возможности [Текст] / Т.В. Черниговская // Перспективные направления развития науки в Петербурге. Отв. ред. Ж. И. Алферов и др. - СПб. : СПбНЦ РАН, 2015. - С. 489-494.
40. Черниговская, Т.В. Языки мозга, языки человека, языки культуры [Текст] / Т.В. Черниговская // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. Материалы третьего международного симпозиума. Под. ред. М.А. Холодная, Г.В. Ожиганова. - 2016. - С. 33-38.
41. Шарафутдинова, Н.С. О понятиях «терминология», «терминосистема» и «терминополе» [Текст] / Н.С. Шарафутдинова. - Тамбов : Грамота, 2016. - № 6(60): в 3-х ч. - Ч. 3. - С. 168-171.
42. Al-Dala’ien, Othman Aref. Mental lexicon: A conceptual framework [Текст] / Othman Aref Al-Dala’ien, Badri Abdulhakim D.M. Mudhsh, Ayman Hamid Al-Takhayinh // International Journal of Scientific and Research Publications. - 2015. - Volume 5. - Issue 5. - pp. 4-16.
43. Boston, M.F. Parallel processing and sentence comprehension difficulty [Текст] / M.F. Boston, J.T. Hale, S. Vasishth, R. Kliegl // Language and Cognitive Processes. - 2011. - 26(3). - pp. 301-349.
44. Fernandez, E. Appendix: Experimental Designs in Psycholinguistics [Текст] / E. Fernandez // Fundamentals of Psycholinguistics. - London : Wiley- Blackwell, 2010. - 316 p.
45. Field, J. Psycholinguistics. The Key Concepts [Текст] / J. Field. - London - New York : Routledge, 2005. - 366 p.
46. Carmichael, J. Test Review: Test of Language Development - Intermediate by D.D. Hammill and P.L. Newcomer [Текст] / J. Carmichael, R. Fraccaro, D. Nordstokke // Canadian Journal of School Psychology. - 2014. - 29 (2). - pp. 141-149.
47. Levelt, W.J.M. A history of psycholinguistics: The pre-Chomskyan era [Текст] / W.J.M. Levelt. - Oxford : Oxford University Press, 2013. - 672 p.
48. Lowe, W. Meaning and the mental lexicon [Текст] / W. Lowe // Proceedings of the 15th International Joint Conference on Artificial Intelligence. - Nagoya. - 1997. - pp. 1092-1098.
49. Myers, J. Meta-megastudies [Текст] / J. Myers // The Mental Lexicon. - 2016. - 11(3). - pp. 329-349.
50. Norcliffe, E. Cross-linguistic psycholinguistics and its critical role in theory development: early beginnings and recent advances [Текст] / E. Norcliffe, A.C. Harris, T.F. Jaeger // Language, Cognition and Neuroscience. - 2015. - 30 (9). - pp. 1009-1032.
51. Rondeau G. Introduction a la terminologie [Текст] / G. Rondeau. - Montreal : Presses Univ., 1981. - 227 p.
52. Traxler, M.J. Handbook of Psycholinguistics [Текст] / M.J. Traxler, M.A. Gernsbacher. - 2nd ed. - London : Elsevier Inc., 2006. - 1197 p.
53. Traxler, M.J. Introduction to psycholinguistics: Understanding language science [Текст] / M.J. Traxler. - London : John Wiley & Sons, 2011. - 607 p.
54. Warren, P. Introducing psycholinguistics [Текст] / P. Warren. - Cambridge: Cambridge University Press, 2013. - 273 p.
Электронные ресурсы
55. Ярцева, В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] / В.Н. Ярцева. - М. : «Советская энциклопедия», 1990. // Режим доступа: http://tapemark.narod.ru/les/index.html (дата обращения: 14.05.2019).
56. The SIL Glossary of Linguistic Terms [Электронный ресурс]. - 2019. // Режим доступа: http://glossary.sil.org (дата обращения: 14.05.2019).
57. A platform for the linguists and the linguistics learners [Электронный ресурс] / Zubair A. Bajawa. - 2018. // Режим доступа: https://linguistics.pk (дата обращения: 14.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ