Личностные особенности интернет-зависимых подростков
|
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение личностных особенностей интернет- зависимых подростков
1.1 Характеристика и причины интернет-зависимости у подростков 8
1.2 Особенности подросткового возраста 13
1.3 Личностные особенности интернет-зависимой личности 19
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных особенностей интернет-зависимых подростков 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Диагностика личностных особенностей интернет-зависимых
подростков 28
2.3 Обсуждение результатов исследования и рекомендации 40
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение А Результаты диагностики по методике «Шкала
Интернет-зависимого поведения» 52
Приложение Б Результаты диагностики по методике «Тест опросник самоотношения» (ОСО) (В.В. Столин) 53
Приложение В Результаты диагностики по методике «Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (Н. В. Панина) 54
Глава 1 Теоретическое изучение личностных особенностей интернет- зависимых подростков
1.1 Характеристика и причины интернет-зависимости у подростков 8
1.2 Особенности подросткового возраста 13
1.3 Личностные особенности интернет-зависимой личности 19
Глава 2 Эмпирическое исследование личностных особенностей интернет-зависимых подростков 24
2.1 Организация исследования 24
2.2 Диагностика личностных особенностей интернет-зависимых
подростков 28
2.3 Обсуждение результатов исследования и рекомендации 40
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение А Результаты диагностики по методике «Шкала
Интернет-зависимого поведения» 52
Приложение Б Результаты диагностики по методике «Тест опросник самоотношения» (ОСО) (В.В. Столин) 53
Приложение В Результаты диагностики по методике «Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ)» (Н. В. Панина) 54
Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возраст характеризуется наличием самых разнообразных психологических проблем и трудностей, чувства подростка чрезвычайно напряжены, им характерны бурные неуправляемые реакции, перепады настроения, обостренная чувствительность с излишней самонадеянностью. Такая эмоциональная наполненность переживаниями часто вызывает у подростка психические перегрузки, что может перерасти в открытое агрессивное поведение, а также девиантное поведение. В свою очередь отклонения в поведении подростков способствуют усилению негативных эмоциональных состояний.
Зависимость - это острая потребность в достижении определенного желания или выполнении конкретной деятельности. Ранее считалось, что зависимыми людьми становятся только те, кто употребляет химические вещества: алкоголь, наркотики и пр. На сегодняшний день выделяют нехимическую аддикцию: шопоголизм, пищевая и интернет-зависимости, пр. В процессе постоянного потребления конкретного вещества или удовлетворения своей потребности возникает все большая потребность в увеличении дозы. Человеку становится мало того, что у него было.
В современном мире активно набирает обороты повсеместная компьютеризация и «интернетизация» общества. Вместе с этим возрастает количество людей, проводящих в интернете большое количество времени. С помощью интернета многие люди ищут необходимую информацию, покупают товары, общаются с людьми из разных частей света, реализуют свои игровые и даже сексуальные пристрастия. Такая многофункциональность сети Интернет делает её очень притягательной для использования и имеет множество положительных сторон. Однако интернет привносит в нашу жизнь не только положительные эффекты, но и определенные негативные последствия, к которым можно отнести интернет- зависимость. Для современного общества вопросы негативного влияния сети Интернет являются крайне актуальными в связи с тем, что по всему миру неуклонно возрастает количество интернет-зависимых людей. Стремительное возрастание количества интернет-зависимых обусловлено тем, что у четверти пользователей Интернета зависимость формируется уже после полугода его активного использования. С дальнейшим увеличением продолжительности активного пользования Интернетом растет и процент интернет-зависимых.
У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.
Базовые положения психологической теории личности описаны в работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна. Исследованиям закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте посвящены труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко,
Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. Исследования психологических факторов риска интернет-зависимости выполнены российскими и зарубежными учеными, такими как: А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, К. Янг.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью изучения личностных особенностей интернет-зависимых подростков и недостаточной
разработанностью данного направления.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы личностные особенности интернет-зависимых подростков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Личностные особенности интернет-зависимых подростков».
Цель исследования: изучение личностных особенностей интернет- зависимых подростков.
Объект исследования: интернет - зависимость.
Предмет исследования: личностные особенности интернет-зависимых подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у интернет-зависимых подростков отмечаются следующие особенности личности:
- высокие показатели ожидаемого отношения к себе от других и самопонимания;
- низкие показатели самопринятия и самопоследовательности;
- низкие показатели удовлетворенности жизнью.
Задачи исследования.
- провести теоретическое изучение личностных особенностей
интернет-зависимых подростков;
- выявить эмпирически личностные особенности интернет-зависимых подростков;
- сделать выводы по проведенному исследованию и разработать рекомендации по профилактике интернет - зависимости у подростков с учетом их личностных особенностей .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психодиагностический метод: шкала Интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS) (А. Чен); тест - опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин); тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) (Н.В. Панина);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования выступают:
- базовые положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн);
- исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследование психологических факторов риска Интернет- зависимости, выполненные российскими и зарубежными учеными (А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, К. Янг).
Новизна исследования заключается в том, что выявлены личностные особенности интернет-зависимых подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы личностные особенности интернет-зависимых подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные личностные особенности интернет-зависимых подростков, а также разработанные рекомендации по профилактике интернет-зависимости у подростков могут быть использованы в работе психолога.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Школа № 118 Г.О. Самара, по адресу: 443048, Самарская область, г. Самара, п Красная Глинка, кв-л 4, д. 28. В данном исследовании - 40 испытуемых в возрасте 12-14 лет, из них 20 подростков с интернет-зависимостью, и 20 - без интернет- зависимости.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 2 таблицами, 4 рисунками.
Зависимость - это острая потребность в достижении определенного желания или выполнении конкретной деятельности. Ранее считалось, что зависимыми людьми становятся только те, кто употребляет химические вещества: алкоголь, наркотики и пр. На сегодняшний день выделяют нехимическую аддикцию: шопоголизм, пищевая и интернет-зависимости, пр. В процессе постоянного потребления конкретного вещества или удовлетворения своей потребности возникает все большая потребность в увеличении дозы. Человеку становится мало того, что у него было.
В современном мире активно набирает обороты повсеместная компьютеризация и «интернетизация» общества. Вместе с этим возрастает количество людей, проводящих в интернете большое количество времени. С помощью интернета многие люди ищут необходимую информацию, покупают товары, общаются с людьми из разных частей света, реализуют свои игровые и даже сексуальные пристрастия. Такая многофункциональность сети Интернет делает её очень притягательной для использования и имеет множество положительных сторон. Однако интернет привносит в нашу жизнь не только положительные эффекты, но и определенные негативные последствия, к которым можно отнести интернет- зависимость. Для современного общества вопросы негативного влияния сети Интернет являются крайне актуальными в связи с тем, что по всему миру неуклонно возрастает количество интернет-зависимых людей. Стремительное возрастание количества интернет-зависимых обусловлено тем, что у четверти пользователей Интернета зависимость формируется уже после полугода его активного использования. С дальнейшим увеличением продолжительности активного пользования Интернетом растет и процент интернет-зависимых.
У подростка быстро возникает зависимое состояние, при котором человека ничего не интересует кроме посещений различного рода сайтов в сети. Подростки часто пребывают в депрессивном настроении, имеют проблемы с общением и трудности с учебой. Лица, большую часть времени проводившие за компьютером, склонны к ожирению и болезням двигательной системы.
Базовые положения психологической теории личности описаны в работах Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна. Исследованиям закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте посвящены труды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко,
Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др. Исследования психологических факторов риска интернет-зависимости выполнены российскими и зарубежными учеными, такими как: А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, К. Янг.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью изучения личностных особенностей интернет-зависимых подростков и недостаточной
разработанностью данного направления.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы личностные особенности интернет-зависимых подростков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Личностные особенности интернет-зависимых подростков».
Цель исследования: изучение личностных особенностей интернет- зависимых подростков.
Объект исследования: интернет - зависимость.
Предмет исследования: личностные особенности интернет-зависимых подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у интернет-зависимых подростков отмечаются следующие особенности личности:
- высокие показатели ожидаемого отношения к себе от других и самопонимания;
- низкие показатели самопринятия и самопоследовательности;
- низкие показатели удовлетворенности жизнью.
Задачи исследования.
- провести теоретическое изучение личностных особенностей
интернет-зависимых подростков;
- выявить эмпирически личностные особенности интернет-зависимых подростков;
- сделать выводы по проведенному исследованию и разработать рекомендации по профилактике интернет - зависимости у подростков с учетом их личностных особенностей .
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- психодиагностический метод: шкала Интернет-зависимого поведения (Chen Internet addiction Scale, CIAS) (А. Чен); тест - опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин); тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ) (Н.В. Панина);
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования выступают:
- базовые положения психологической теории личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн);
- исследование закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- исследование психологических факторов риска Интернет- зависимости, выполненные российскими и зарубежными учеными (А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров, К. Янг).
Новизна исследования заключается в том, что выявлены личностные особенности интернет-зависимых подростков.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы личностные особенности интернет-зависимых подростков.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выявленные личностные особенности интернет-зависимых подростков, а также разработанные рекомендации по профилактике интернет-зависимости у подростков могут быть использованы в работе психолога.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Школа № 118 Г.О. Самара, по адресу: 443048, Самарская область, г. Самара, п Красная Глинка, кв-л 4, д. 28. В данном исследовании - 40 испытуемых в возрасте 12-14 лет, из них 20 подростков с интернет-зависимостью, и 20 - без интернет- зависимости.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 2 таблицами, 4 рисунками.
В ходе теоретического изучения личностных особенностей интернет- зависимых подростков нами было установлено, что в подростковом возрасте образ «я» нестабилен, и пике его изменений приходится на 12-13-летних. Именно в этот все сферы личности, связанные с «Я-концепцией», продолжают интенсивно меняться. Конечно, развитие эмоций и других психических процессов в подростковом возрасте является важным фактором для изменения личности. Самосознание подростков, их собственные способности, т. е. ряд компонентов, образовательная деятельность, их социальные роли и отличительные черты, экологические и физические данные и поведение самооценки связаны с формирующейся способностью оценивать себя и других. Современные подростки также характеризуются новой максимальной мобильностью и необходимостью постоянно приобретать новые знания. Однако для него также характерна и склонность к потреблению запрещенных веществ (алкоголь, наркотики) и отсутствие устоявшейся системы ценностей.
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что у подростков с интернет-зависимостью плохо сформирована «Я-концепция», понижены способности к рефлексии, для них характерна неадекватная самооценка. Самым ярким образом нарушения самооценки выражаются в области саморегуляции, а также самоконтроля. Нарушения самоконтроля выражаются у данных подростов как в предрасположенности к незамедлительному отреагированию собственных переживаний, так и в неосуществимости контроля над своим поведением.
Мы предположили, что у интернет-зависимых подростков отмечаются следующие особенности личности:
- высокие показатели ожидаемого отношения к себе от других и самопонимания;
- низкие показатели самопринятия и самопоследовательности;
- низкие показатели удовлетворенности жизнью.
По результатам диагностики личностных особенностей интернет- зависимых подростков нами были сделаны следующие выводы.
У большинства подростков (50%) выявлен высокий уровень интернет - зависимости. Данные подростки не могут не заходить в Интернет или не пользовать им вообще длительное время, они испытывают при этом сильный дискомфорт. Они тратят на Интернет много времени и не могут контролировать свое время, которое проводит за компьютером или планшетом.
Далее, для выявления личностных особенностей интернет-зависимых подростков, испытуемые были разбиты нами на 2 группы. Так, 20 подростков с высокими показателями интернет - зависимости составили группу 1, а 20 подростков с низкими и средними показателями интернет - зависимости - группу 2.
У подростков с высоким уровнем интернет - зависимости наиболее ярко выражены признаки ожидаемого отношения от других и самопонимания. Они ожидают позитивного отношения к себе окружающих и обладают точностью самооценки, выраженностью процесса саморефлексии, направленного на изучение причинно-следственных связей в собственной душевной жизни.
У подростков с низким или средним уровнем интернет - зависимости наиболее ярко выражены признаки самоинтереса и самоуверенности. Данные подростки близки к самому себе, имеют интерес к собственным мыслям и чувствам, готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересности для других. Подростки уверенны в отсутствии у себя минусов и отрицательных свойств характера.
У подростков с высоким уровнем интернет - зависимости не выявлены такие признаки самоотношения, как самопринятие и самопоследовательность. Они не способны принимать себя такими, какие они есть в действительности, со всеми объективно значимыми достоинствами и недостатками, без самоосуждения или, напротив, самообожания. Также они не соблюдают последовательность в регламентации собственной жизни, не настроены на определенный жизненный ритм и достижение значимых целей.
У большинства подростков с высоким уровнем интернет - зависимости (40%) выявлен низкий уровень удовлетворенности жизнью. Интерес к жизни у данных подростков отсутствует, наблюдается апатия. У них высокий уровень тревожности и напряженности, они не удовлетворены сложившейся жизненной ситуацией. Тогда как у большинства подростков с низким или средним уровнем интернет - зависимости (40%) выявлен высокий уровень удовлетворенности жизнью. Интерес к жизни у данных подростков присутствует. У них низкий уровень тревожности и напряженности, они полностью удовлетворены сложившейся жизненной ситуацией.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что у интернет- зависимых подростков отмечаются такие особенности личности как, высокие показатели ожидаемого отношения к себе от других и самопонимания, низкие показатели самопринятия и самопоследовательности, низкие показатели удовлетворенности жизнью, полностью доказана.
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что у подростков с интернет-зависимостью плохо сформирована «Я-концепция», понижены способности к рефлексии, для них характерна неадекватная самооценка. Самым ярким образом нарушения самооценки выражаются в области саморегуляции, а также самоконтроля. Нарушения самоконтроля выражаются у данных подростов как в предрасположенности к незамедлительному отреагированию собственных переживаний, так и в неосуществимости контроля над своим поведением.
Мы предположили, что у интернет-зависимых подростков отмечаются следующие особенности личности:
- высокие показатели ожидаемого отношения к себе от других и самопонимания;
- низкие показатели самопринятия и самопоследовательности;
- низкие показатели удовлетворенности жизнью.
По результатам диагностики личностных особенностей интернет- зависимых подростков нами были сделаны следующие выводы.
У большинства подростков (50%) выявлен высокий уровень интернет - зависимости. Данные подростки не могут не заходить в Интернет или не пользовать им вообще длительное время, они испытывают при этом сильный дискомфорт. Они тратят на Интернет много времени и не могут контролировать свое время, которое проводит за компьютером или планшетом.
Далее, для выявления личностных особенностей интернет-зависимых подростков, испытуемые были разбиты нами на 2 группы. Так, 20 подростков с высокими показателями интернет - зависимости составили группу 1, а 20 подростков с низкими и средними показателями интернет - зависимости - группу 2.
У подростков с высоким уровнем интернет - зависимости наиболее ярко выражены признаки ожидаемого отношения от других и самопонимания. Они ожидают позитивного отношения к себе окружающих и обладают точностью самооценки, выраженностью процесса саморефлексии, направленного на изучение причинно-следственных связей в собственной душевной жизни.
У подростков с низким или средним уровнем интернет - зависимости наиболее ярко выражены признаки самоинтереса и самоуверенности. Данные подростки близки к самому себе, имеют интерес к собственным мыслям и чувствам, готовы общаться с собой «на равных», уверены в своей интересности для других. Подростки уверенны в отсутствии у себя минусов и отрицательных свойств характера.
У подростков с высоким уровнем интернет - зависимости не выявлены такие признаки самоотношения, как самопринятие и самопоследовательность. Они не способны принимать себя такими, какие они есть в действительности, со всеми объективно значимыми достоинствами и недостатками, без самоосуждения или, напротив, самообожания. Также они не соблюдают последовательность в регламентации собственной жизни, не настроены на определенный жизненный ритм и достижение значимых целей.
У большинства подростков с высоким уровнем интернет - зависимости (40%) выявлен низкий уровень удовлетворенности жизнью. Интерес к жизни у данных подростков отсутствует, наблюдается апатия. У них высокий уровень тревожности и напряженности, они не удовлетворены сложившейся жизненной ситуацией. Тогда как у большинства подростков с низким или средним уровнем интернет - зависимости (40%) выявлен высокий уровень удовлетворенности жизнью. Интерес к жизни у данных подростков присутствует. У них низкий уровень тревожности и напряженности, они полностью удовлетворены сложившейся жизненной ситуацией.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что у интернет- зависимых подростков отмечаются такие особенности личности как, высокие показатели ожидаемого отношения к себе от других и самопонимания, низкие показатели самопринятия и самопоследовательности, низкие показатели удовлетворенности жизнью, полностью доказана.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УГРОЗА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Роль семьи в профилактике интернет-зависимости подростков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Психологические особенности интернет-зависимости у подростков и методы их коррекции (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Коррекция интернет-аддикций подростков посредством тренинга социальных навыков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Диагностика и профилактика интернет-зависимости в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



