Конституционный принцип равенства перед законом и судом в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА 11
1.1. Понятие и природа конституционного принципа равенства всех перед
законом и судом 11
1.2. Система нормативно-правового регулирования и содержание
принципа равенства перед законом и судом 19
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ 32
2.1. Формально-юридические требования и формы равноправия 32
2.2. Антидискриминационное регулирование, запрещающее любые формы
ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности 41
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 61
3.1. Принцип гендерного равенства и запрета дискриминации как один из
основополагающих принципов современного конституционного и международного права 61
3.2. Проблемы гендерной дискриминации в Российской Федерации 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО СТАТУСА ЧЕЛОВЕКА 11
1.1. Понятие и природа конституционного принципа равенства всех перед
законом и судом 11
1.2. Система нормативно-правового регулирования и содержание
принципа равенства перед законом и судом 19
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ И СУДОМ 32
2.1. Формально-юридические требования и формы равноправия 32
2.2. Антидискриминационное регулирование, запрещающее любые формы
ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности 41
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 61
3.1. Принцип гендерного равенства и запрета дискриминации как один из
основополагающих принципов современного конституционного и международного права 61
3.2. Проблемы гендерной дискриминации в Российской Федерации 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Невозможно найти в обществе людей, объединенных одной устойчивой группой, внутри которой они были бы равными между собой во всех общественных отношениях, т.е. находились бы в одной нормативно-ценностной среде. Однако, действующее конституционное законодательство провозглашает принципы равенства и равноправия, которые имеют достаточно разноплановый характер и являются как институтом правового положения человека, так и принципами федерализма, правового государства. Кроме того, равенство находит свое отражение в конституционным нормах, составляющих политико-правовую основу гражданского общества, и является формой достижения юридического равновесия между интересами отдельно взятого индивида и группы людей. Такая многоплановость и универсальность содержания конституционного требования равенства, а также необходимость создания сбалансированной модели равенства между всеми членами общества создает множество проблем в процессе его реализации. Особенно много сложностей при реализации равноправия проявляется при сочетании нормативного закрепления равенства и его реальным обеспечением или вообще не соблюдением.
Так, не все члены нашего общества реально равны. Примером одного из таких неравенств является завышенная оплата труда в некоторых административно-властных структурах в сравнении с уровнем оплаты труда большинства рабочих и служащих по отношению к произведенной продукции1. Парламентский иммунитет, обеспечивающий неприкосновенность членов парламента на срок их полномочий, имеет тенденцию усиления, которая не всегда отвечает тем целям, для которых он введен.
Набирают оборот научные дискуссии по вопросу гендерного равенства, провозглашенного в части 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации и его практической реализации в Российской Федерации. При этом, уже в начале 2019 года сразу две влиятельные международные организации обнародовали доклады о состоянии проблемы гендерного неравенства в современном мире, что вызвало оживленную дискуссию среди экспертов и политиков во многих странах. Всемирный банк опубликовал доклад «Женщины, бизнес и закон 2019: десятилетие реформ». В нем эксперты Банка проанализировали изменения, которые вносились в законодательство 187 государств за последнее десятилетие. Учитывались восемь показателей: оплата труда, трудоустройство, ведение собственного бизнеса, управление активами, пенсионное обеспечение, свобода передвижения, брак и дети.
Всемирный экономический форум также опубликовал ежегодный доклад о гендерном неравенстве Global Gender Gap в 2018 году. В этом году при составлении рейтинга эксперты учитывали положение женщин в 149 странах мира по таким критериям, как: участие в экономике и положение на рынке труда, включая разницу в оплате труда и возможность карьерного роста; доступность образования; продолжительность жизни и уровень младенческой смертности; вовлеченность в политику.
Теоретической основой этих исследований являются господствующие в современной науке концепции пола и гендера, применение на практике которых определяет многие процессы в современном обществе. На этой основе делаются попытки проанализировать влияние на гендерное равенство трех социальных процессов в современном мире. Речь идет в первую очередь о сексуальной и семейной революции, а также введение в общественные отношения категории «гендера», что повлекло изменения в оценке поведения мужчин и женщин и появление новых форм в отношениях между полами.
В Российской Федерации, где равенство мужчины и женщины провозглашено на уровне Конституции Российской Федерации, трудовое законодательство развивается в сторону большей гендерной нейтральности, уравнивания прав и гарантий их реализации для работников обоих полов.
Однако, в отраслях национального права Российской Федерации можно найти множество примеров гендерной дискриминации по половому признаку, которая разрушает идеи справедливости, нарушает принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.
При всей очевидности существующей проблемы гендерной дискриминации, данный вопрос преимущественно освещается неюридическими науками (социологией, экономикой, историей, культурологией и иными гуманитарными науками), тогда как гендерный подход законодателя к правовому регулированию отношений, возникающих в современном обществе, требует обращения не только к межотраслевому исследованию, но и на уровне конституционной доктрины.
Таким образом, актуальность темы настоящей магистерской диссертации «Конституционный принцип равенства перед законом и судом» заключается в том, что данный принцип не является должным образом закрепленным в соответствующих законодательных актах. Кроме того, на доктринальном уровне принцип равенства всех перед законом и судом, не имеющий однообразного понимания среди ученых, остается предметом многочисленных научных дискуссий.
Степень разработанности темы. Проблема конституционного принципа равенства всех перед законом и судом является как предметом самостоятельных диссертационных работ в рамках конституционного права, так и множества междисциплинарных исследований. Ученые рассматривают принцип равенства перед законом и судом в контексте фактического и юридического равенства, исследуют его природу и место в системе конституционных принципов прав и свобод человека и гражданина, как принцип отдельных отраслей права, правового государства, основы российского федерализма и т.д.
Все чаще предметом научно-правовых дискуссий являются вопросы гендерного равенства как такового. Особенность этой литературы в том, что она достаточно разнородна. Здесь можно найти работы по философии, истории, психологии, социологии о генезисе и существе гендерной проблемы. Особый интерес представляют междисциплинарные исследования на базе объединительной парадигмы, которая подчеркивает роль гендерных практик, стратегии и условий достижения гендерного равенства. Обзор наиболее значительных работ в данной области содержится в курсе лекций по гендерной социологии проф. Петербургского государственного морского технического университета Б.А. Смагина, в учебном пособии Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина «12 лекций по гендерной социологии» и ряде других работ.
Актуальными являются исследования, проводимые ученым по вопросам гендерной дискриминации в России. Вопросы гендерного равенство исследуются и зарубежными учеными.
Методологическую основу диссертационного исследования. Тема магистерской диссертации предполагает необходимость использования комплекса методов научного познания. Так, с помощью диалектического метода познания был исследован конституционный принцип равенства перед законом и судом, как принцип правового положения личности. Исследование данного принципа с учетом совокупности правовых, политических, экономических и социальных факторов проводилось с помощью метода объективного и всестороннего анализа. Природа и место конституционного принципа равенства перед законом и судом в системе конституционных принципов правового положения личности были определены посредством системного метод исследования. Формально-логические методы исследования позволили наметить подходы и пути преодоления гендерной дискриминации в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: А.И. Александрова, Н.А. Бобровой, Н.С. Бондарь, А.В. Буяновой, Т.А. Волковой, Д.А. Гарбатович, В.З. Гущина, Л.Н. Дегтяревой, В.Д. Зорькина, Д.Т. Караманукян, Г.А. Кузьмичевой, П.Р. Магомедовой, В.С. Несесянц, В.О. Самсоновой, Е.С. Чаннова и др.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Предметом исследования - нормы конституционного, отраслевого и международного права, регулирующие равенство всех перед законом и судом, а также материалы юридической практики и доктринальные источники.
Цель исследования - комплексный теоретико-правовой анализ конституционного принципа равенства перед законом и судом, как принципа правового положения человека и гражданина.
Задачи исследования:
1) определить понятие и природу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом;
2) рассмотреть систему нормативно-правового регулирования и содержание принципа равенства перед законом и судом;
3) выявить формально-юридические требования и формы равноправия, посредством которых гарантируется обеспечение принципа равенства перед законом и судом;
4) исследовать антидискриминационное регулирование, запрещающее любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
5) определить особенности гендерного равенства и запрета дискриминации как одного из основополагающих принципов современного конституционного и международного права;
6) выявить проблемы гендерной дискриминации в Российской Федерации и наметить пути их решения.
Научная новизна исследования заключается в положениях, выносимых на защиту:
- конституционный принцип равенства перед законом и судом представляет собой основополагающий конституционный принцип правового статуса личности, федерализма и построения и функционирования правового государства, имеющий универсальный характер и распространяющийся на все сферы общественных отношений и всех субъектов права;
- в Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом конкретизирован в различных отраслях права. При этом в качестве уравнивающего института в одних случаях выступает и закон и суд, в других только закон, а в третьих только суд. Такой подход законодателя к закреплению принципа равенства перед законом и судом в отраслевом законодательстве связан с тем, что несмотря на взаимосвязь данных уравнивающих институтов, каждое из них является относительно независимым конституционно-правовым императивом. При этом, равенство перед законом является более широким понятием чем равенство перед судом;
- принимая во внимание тот факт, что совершение непреступного общественно опасного уголовно-правового деяния влечет для лица, его совершившего, определенные уголовно-правовые последствия, которые назначаются в соответствии с уголовным законом, необходимо в ст. 4 УК РФ («Принцип равенства граждан») внести изменения следующего характера:
«Лица, совершившие преступления или иные общественно опасные деяния, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности или иным мерам уголовно-правового характера независимо...»;
- с целью приведения действующего уголовно-процессуального закона в соответствие с требования Конституции РФ, целесообразно в УПК РФ включить отдельно статью, закрепляющая равенство всех перед законом и судом в уголовном процессе;
- конституционный принцип равноправия отличается определенными формально-юридическими требованиями (равенство всех перед законом и судом; наличие позитивной дискриминации; соблюдение требований справедливости и равного для всех уважения достоинства человека) и специфическими формами проявления (социально-демографические, национальные и социально-территориальные);
- дискриминация - это способ деформации равенства субъектов правовой жизни общества, выражающееся в нарушении системы равенства их социально-правового статуса, которое проявляется в дисбалансе соответствия прав и обязанностей, а также их обеспечения, сферах и объеме реализации в социуме;
- предупреждение и выявление фактов дискриминации выполняет важную профилактическую функцию предотвращения межэтнических, конфессиональных и иных социальных конфликтов, поэтому необходимо четко различать признаки, указывающие на прямую и косвенную дискриминацию. Действия против дискриминации должны быть тщательно спланированы и скоординированы как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях, сопровождаться усилением контроля и надзора, усилением мер юридической ответственности к лицам, допускающим дискриминационные действия.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе при чтении курса «Конституционное право», а также при совершенствовании действующего законодательства в части реализации принципа равенства перед законом и судом.
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также другие федеральные законы, регулирующее вопросы реализации принципа равенства перед законом и судом.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список используемых источников.
Так, не все члены нашего общества реально равны. Примером одного из таких неравенств является завышенная оплата труда в некоторых административно-властных структурах в сравнении с уровнем оплаты труда большинства рабочих и служащих по отношению к произведенной продукции1. Парламентский иммунитет, обеспечивающий неприкосновенность членов парламента на срок их полномочий, имеет тенденцию усиления, которая не всегда отвечает тем целям, для которых он введен.
Набирают оборот научные дискуссии по вопросу гендерного равенства, провозглашенного в части 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации и его практической реализации в Российской Федерации. При этом, уже в начале 2019 года сразу две влиятельные международные организации обнародовали доклады о состоянии проблемы гендерного неравенства в современном мире, что вызвало оживленную дискуссию среди экспертов и политиков во многих странах. Всемирный банк опубликовал доклад «Женщины, бизнес и закон 2019: десятилетие реформ». В нем эксперты Банка проанализировали изменения, которые вносились в законодательство 187 государств за последнее десятилетие. Учитывались восемь показателей: оплата труда, трудоустройство, ведение собственного бизнеса, управление активами, пенсионное обеспечение, свобода передвижения, брак и дети.
Всемирный экономический форум также опубликовал ежегодный доклад о гендерном неравенстве Global Gender Gap в 2018 году. В этом году при составлении рейтинга эксперты учитывали положение женщин в 149 странах мира по таким критериям, как: участие в экономике и положение на рынке труда, включая разницу в оплате труда и возможность карьерного роста; доступность образования; продолжительность жизни и уровень младенческой смертности; вовлеченность в политику.
Теоретической основой этих исследований являются господствующие в современной науке концепции пола и гендера, применение на практике которых определяет многие процессы в современном обществе. На этой основе делаются попытки проанализировать влияние на гендерное равенство трех социальных процессов в современном мире. Речь идет в первую очередь о сексуальной и семейной революции, а также введение в общественные отношения категории «гендера», что повлекло изменения в оценке поведения мужчин и женщин и появление новых форм в отношениях между полами.
В Российской Федерации, где равенство мужчины и женщины провозглашено на уровне Конституции Российской Федерации, трудовое законодательство развивается в сторону большей гендерной нейтральности, уравнивания прав и гарантий их реализации для работников обоих полов.
Однако, в отраслях национального права Российской Федерации можно найти множество примеров гендерной дискриминации по половому признаку, которая разрушает идеи справедливости, нарушает принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.
При всей очевидности существующей проблемы гендерной дискриминации, данный вопрос преимущественно освещается неюридическими науками (социологией, экономикой, историей, культурологией и иными гуманитарными науками), тогда как гендерный подход законодателя к правовому регулированию отношений, возникающих в современном обществе, требует обращения не только к межотраслевому исследованию, но и на уровне конституционной доктрины.
Таким образом, актуальность темы настоящей магистерской диссертации «Конституционный принцип равенства перед законом и судом» заключается в том, что данный принцип не является должным образом закрепленным в соответствующих законодательных актах. Кроме того, на доктринальном уровне принцип равенства всех перед законом и судом, не имеющий однообразного понимания среди ученых, остается предметом многочисленных научных дискуссий.
Степень разработанности темы. Проблема конституционного принципа равенства всех перед законом и судом является как предметом самостоятельных диссертационных работ в рамках конституционного права, так и множества междисциплинарных исследований. Ученые рассматривают принцип равенства перед законом и судом в контексте фактического и юридического равенства, исследуют его природу и место в системе конституционных принципов прав и свобод человека и гражданина, как принцип отдельных отраслей права, правового государства, основы российского федерализма и т.д.
Все чаще предметом научно-правовых дискуссий являются вопросы гендерного равенства как такового. Особенность этой литературы в том, что она достаточно разнородна. Здесь можно найти работы по философии, истории, психологии, социологии о генезисе и существе гендерной проблемы. Особый интерес представляют междисциплинарные исследования на базе объединительной парадигмы, которая подчеркивает роль гендерных практик, стратегии и условий достижения гендерного равенства. Обзор наиболее значительных работ в данной области содержится в курсе лекций по гендерной социологии проф. Петербургского государственного морского технического университета Б.А. Смагина, в учебном пособии Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина «12 лекций по гендерной социологии» и ряде других работ.
Актуальными являются исследования, проводимые ученым по вопросам гендерной дискриминации в России. Вопросы гендерного равенство исследуются и зарубежными учеными.
Методологическую основу диссертационного исследования. Тема магистерской диссертации предполагает необходимость использования комплекса методов научного познания. Так, с помощью диалектического метода познания был исследован конституционный принцип равенства перед законом и судом, как принцип правового положения личности. Исследование данного принципа с учетом совокупности правовых, политических, экономических и социальных факторов проводилось с помощью метода объективного и всестороннего анализа. Природа и место конституционного принципа равенства перед законом и судом в системе конституционных принципов правового положения личности были определены посредством системного метод исследования. Формально-логические методы исследования позволили наметить подходы и пути преодоления гендерной дискриминации в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: А.И. Александрова, Н.А. Бобровой, Н.С. Бондарь, А.В. Буяновой, Т.А. Волковой, Д.А. Гарбатович, В.З. Гущина, Л.Н. Дегтяревой, В.Д. Зорькина, Д.Т. Караманукян, Г.А. Кузьмичевой, П.Р. Магомедовой, В.С. Несесянц, В.О. Самсоновой, Е.С. Чаннова и др.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного принципа равенства перед законом и судом.
Предметом исследования - нормы конституционного, отраслевого и международного права, регулирующие равенство всех перед законом и судом, а также материалы юридической практики и доктринальные источники.
Цель исследования - комплексный теоретико-правовой анализ конституционного принципа равенства перед законом и судом, как принципа правового положения человека и гражданина.
Задачи исследования:
1) определить понятие и природу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом;
2) рассмотреть систему нормативно-правового регулирования и содержание принципа равенства перед законом и судом;
3) выявить формально-юридические требования и формы равноправия, посредством которых гарантируется обеспечение принципа равенства перед законом и судом;
4) исследовать антидискриминационное регулирование, запрещающее любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
5) определить особенности гендерного равенства и запрета дискриминации как одного из основополагающих принципов современного конституционного и международного права;
6) выявить проблемы гендерной дискриминации в Российской Федерации и наметить пути их решения.
Научная новизна исследования заключается в положениях, выносимых на защиту:
- конституционный принцип равенства перед законом и судом представляет собой основополагающий конституционный принцип правового статуса личности, федерализма и построения и функционирования правового государства, имеющий универсальный характер и распространяющийся на все сферы общественных отношений и всех субъектов права;
- в Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом конкретизирован в различных отраслях права. При этом в качестве уравнивающего института в одних случаях выступает и закон и суд, в других только закон, а в третьих только суд. Такой подход законодателя к закреплению принципа равенства перед законом и судом в отраслевом законодательстве связан с тем, что несмотря на взаимосвязь данных уравнивающих институтов, каждое из них является относительно независимым конституционно-правовым императивом. При этом, равенство перед законом является более широким понятием чем равенство перед судом;
- принимая во внимание тот факт, что совершение непреступного общественно опасного уголовно-правового деяния влечет для лица, его совершившего, определенные уголовно-правовые последствия, которые назначаются в соответствии с уголовным законом, необходимо в ст. 4 УК РФ («Принцип равенства граждан») внести изменения следующего характера:
«Лица, совершившие преступления или иные общественно опасные деяния, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности или иным мерам уголовно-правового характера независимо...»;
- с целью приведения действующего уголовно-процессуального закона в соответствие с требования Конституции РФ, целесообразно в УПК РФ включить отдельно статью, закрепляющая равенство всех перед законом и судом в уголовном процессе;
- конституционный принцип равноправия отличается определенными формально-юридическими требованиями (равенство всех перед законом и судом; наличие позитивной дискриминации; соблюдение требований справедливости и равного для всех уважения достоинства человека) и специфическими формами проявления (социально-демографические, национальные и социально-территориальные);
- дискриминация - это способ деформации равенства субъектов правовой жизни общества, выражающееся в нарушении системы равенства их социально-правового статуса, которое проявляется в дисбалансе соответствия прав и обязанностей, а также их обеспечения, сферах и объеме реализации в социуме;
- предупреждение и выявление фактов дискриминации выполняет важную профилактическую функцию предотвращения межэтнических, конфессиональных и иных социальных конфликтов, поэтому необходимо четко различать признаки, указывающие на прямую и косвенную дискриминацию. Действия против дискриминации должны быть тщательно спланированы и скоординированы как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях, сопровождаться усилением контроля и надзора, усилением мер юридической ответственности к лицам, допускающим дискриминационные действия.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования результатов исследования в учебном процессе при чтении курса «Конституционное право», а также при совершенствовании действующего законодательства в части реализации принципа равенства перед законом и судом.
Нормативной базой исследования являются: Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также другие федеральные законы, регулирующее вопросы реализации принципа равенства перед законом и судом.
Структура магистерской диссертации: введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список используемых источников.
Проведенный конституционно-правовой анализ конституционного принципа равенства перед законом и судом в Российской Федерации, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, важным составляющим правового фундамента цивилизованного общества, на котором строится система прав, свобод и обязанностей личности, является принцип формального равенства (равноправия). При этом важно различать правовое, формальное равенство и равенство перед законом и судом. В качестве последнего понимается лишь то, что законодательные акты в равной мере применяются ко всем, а суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам как указанном в законе и так по другим, не предусмотренным федеральным законом, основаниям. Иными словами, равенство может выступать как правовая категория, т.е. регулятор общественных отношений и как принцип, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ.
В целом под конституционным принципом равенства перед законом и судом следует понимать основополагающий конституционный принцип правового статуса личности, федерализма и построения и функционирования правового государства, имеющий универсальный характер и распространяющийся на все сферы общественных отношений и всех субъектов права.
Во-вторых, принцип равенства перед законом и судом, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ в отражен в ряде документов международно-правового характера. Кроме статьи 19 Конституции РФ рассматриваемый принцип отражается и в других конституционных нормах посредством таких выражений, как «равный доступ», «равное право и обязанность», «каждый имеет право», «никто не может», «наравне» и др. Конституция РФ задает концептуальные основы равенства посредством закрепления таких общих идей, как равенство перед законом и судом, равенство прав и возможностей их реализации независимо от пола, запрет дискриминации, равенство прав и обязанностей граждан Российской Федерации, а также равная защита всех форм собственности. С учетом данных положений отраслевое законодательство создает конкретные нормы, позволяющие осуществлять регулирование в определенной сфере общественных отношений.
В Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом распространяется на все сферы общественной жизни. В связи с чем, данный принцип конкретизирован в различных отраслях права. При этом в качестве уравнивающего института в одних случаях выступает и закон и суд, в других только закон, а в третьих только суд. Такой подход законодателя к закреплению принципа равенства перед законом и судом в отраслевом законодательстве связан с тем, что несмотря на взаимосвязь данных уравнивающих институтов, каждое из них является относительно независимым конституционно-правовым императивом. При этом, равенство перед законом является более широким понятием чем равенство перед судом.
Следует также учитывать то обстоятельство, несмотря на которое принцип равенства перед судом находится в нормативном единстве с принципом равноправия сторон и состязательности, в то же время, это совершенно разные самостоятельные принципы.
В ст. 4 УК РФ законодатель не уточняет, что не все действия (бездействие) считаются преступлениями, хотя формально и содержащие признаки определенного деяния, предусмотренного нормами Особенной части, так как в силу малозначительности могут не представлять общественной опасности. Принимая во внимание тот факт, что совершение непреступного общественно опасного уголовно-правового деяния влечет для лица, его совершившего, определенные уголовно-правовые последствия, которые назначаются в соответствии с уголовным законом, необходимо в ст. 4 УК РФ («Принцип равенства граждан») внести изменения следующего характера:
«Лица, совершившие преступления или иные общественно опасные деяния, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности или иным мерам уголовно-правового характера независимо...».
Кроме того, в некоторых нормативных правовых актах, принцип равенства перед законом и судом может быть раскрыт не прямо, а опосредованно. Примером опосредованного закрепления принципа равенства перед законом и судом, является ч. 4 ст. 15 УПК РФ, в которой рассматриваемый принцип урегулирован относительно сторон обвинения и защиты. Однако, некоторые ученые считают, что исследуемый принцип не нашел своего явного закрепления в нормах действующего уголовно-процессуального законодательства, так как это было сделано в нормах его предшественника. Поэтому, учитывая, что равенство перед законом и судом не может иметь абсолютный характер, данный принцип необходимо включить в нормы УПК РФ.
В связи с изложенным, с целью приведения действующего уголовно-процессуального закона в соответствие с требования Конституции РФ, целесообразно в УПК РФ включить отдельно статью, закрепляющая равенство всех перед законом и судом в уголовном процессе.
Как можно заметить, все отраслевые нормативные правовые акты содержат декларативное закрепление либо тавтологические определения, не раскрывающие сущности принципа равенства всех перед законом и судом.
При этом, несмотря на установленную в Конституции РФ взаимосвязь равенства перед законом и перед судом, первое является более широким понятием, присущим для всех сфер жизнедеятельности человека и не ограничивающееся только сферой судопроизводства в отличие от равенства перед судом.
Таким образом, отраслевое законодательство не всегда прямо закрепляет принцип равенства всех перед законом и судом. Тогда как данный принцип, отражающий сущность правосудия, нуждается в закреплении в отраслевом законодательстве.
В-третьих, равенство перед законом и судом, являясь одной из категорий равноправия, отличается определенными формально-юридическими требованиями и специфическими формами проявления.
В магистерской диссертации были рассмотрены такие формально-юридические требования к равенству перед законом и судом, как социально-правовой характер, наличие позитивной дискриминации и соблюдение требований справедливости и равного для всех уважения достоинства человека, которое должно соотноситься с демографической и социальной политикой, определяющей меры государственной поддержки нуждающихся.
В части 2 ст. 19 Конституции РФ установлены обстоятельства, которые не могут служить основанием для формального или фактического различия. Данные обстоятельства можно разделить на социально-демографические, национальные и социально-территориальные.
В-четвертых, дискриминацию можно определить как способ деформации равенства субъектов правовой жизни общества, выражающееся в нарушении системы равенства их социально-правового статуса, которое проявляется в дисбалансе соответствия прав и обязанностей, а также их обеспечения, сферах и объеме реализации в социуме.
В Российской Федерации можно выделить несколько уровней правового регулирования отношений, связанных с недопущением всех видов дискриминации: международный, конституционный, федеральный и региональный.
Особое внимание в магистерской диссертации было уделено рассмотрению отдельных проблем дискриминационного характера в Российской Федерации.
Так, в настоящее время принята Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, согласно которой владение русским языком является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории. А ст. 19 Конституции РФ указывает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, языка, происхождения, а также других обстоятельств. Русский язык полноценно функционирует и используется на всей территории страны. Никто не отрицает государствообразующую роль русского языка. Но в данном случае федеральный центр призван не снимать проблемы. Принятие Концепции преподавания русского языка и литературы хотя и является своевременной мерой, когда, по существу, носителей русского языка, русской культуры с каждым годом становится все меньше, но принятая Концепция не соответствует представлениям субъектов Российской Федерации, так как не учтены их предложения.
Кроме того, были выявлены дискриминационные нормы в отношении инвалидов, осужденных к исправительным работам. В этой связи необходимо внести изменения в региональное законодательство, предусмотрев предоставление мер поддержки работодателей, трудоустроивших и эту категорию инвалидов по направлению органов местного самоуправления. В противном случае эта ситуация будет характеризоваться как нарушение принципа равенства граждан перед законом и оказывать влияние на предупреждение совершения инвалидами, осужденными к исправительным работам, новых преступлений во время отбывания уголовного наказания из-за отсутствия средств к существованию (из-за невозможности их трудоустройства).
Существующая в настоящее время в Российской Федерации конституционно-правовая форма выбора экономического поведения федеральным центром позволяет последнему решать экономические проблемы страны не путем проведения институциональных преобразований и стимулирования экономического роста, а с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Данный подход влечет не только экономическую зависимость различных территориальных образований от федеральной власти, но и постепенно усиливающееся неравенство между ними. Более того, используемые в отечественном правовом поле подходы, связанные с увязыванием различных социальных обязательств с уже существующими экономическими показателями конкретных территорий, эту ситуацию усугубляют. Такая тенденция может в перспективе крайне негативно сказаться на единстве не только экономического, но и социального пространства страны.
При этом Конституция РФ напрямую не закрепляет обязанности государства способствовать равномерному социально-экономическому развитию субъектов Федерации и муниципальных образований. Однако такая обязанность все же косвенно закреплена на конституционном уровне, вытекая из смысла ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Следовательно, создание механизмов, направленных на финансово-бюджетное выравнивание различных по уровню социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований путем сбалансированности их полномочий и собственных доходов, является не просто желательным направлением развития Российской Федерации, а конституционно обусловленной обязанностью высших властных структур.
В-пятых, в современном мире гендерная проблематика и борьба за равноправие женщин - предмет активного обсуждения не только ученых, но и в обществе в целом. Фактор пола в контексте ч. 2 ст. 19 Конституции РФ является обстоятельством, которое не может влиять на обладание права и свободами. При этом соблюдение некоторых прав женщин является предметом отдельного конституционного регулирования, что связано с особенностями физиологических функций женского организма, способного к деторождению. Иными словами, устанавливая равенство мужчин и женщин, не исключается некоторая дифференциация правового регулирования соответствующих категорий граждан.
Провозглашенный в ч. 3 ст. 19 в Конституции РФ принцип равенства мужчин и женщин имеет множество проблем, связанных как с формальным закреплением в нормах действующего законодательства, так и с его фактической реализацией, являющихся причиной гендерной дискриминации.
В-шестых, в целях повышения эффективности правового регулирования и реализации основополагающих стандартов прав человека отечественному законодателю следует учесть ошибки юридической техники по вопросу соблюдения принципа равенства всех перед законом и, как результат, создать необходимый баланс прав и свобод для качественного правового воздействия на общественные отношения.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что предупреждение и выявление фактов дискриминации выполняет важную профилактическую функцию предотвращения межэтнических, конфессиональных и иных социальных конфликтов, поэтому необходимо четко различать признаки, указывающие на прямую и косвенную дискриминацию. Действия против дискриминации должны быть тщательно спланированы и скоординированы как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях, сопровождаться усилением контроля и надзора, усилением мер юридической ответственности к лицам, допускающим дискриминационные действия. Только в этом случае, возможно, будет обеспечить надлежащий уровень и качество жизни общества. Пока же можно сделать вывод о том, что проявления дискриминации находятся в теневой сфере правовой жизни общества.
Во-первых, важным составляющим правового фундамента цивилизованного общества, на котором строится система прав, свобод и обязанностей личности, является принцип формального равенства (равноправия). При этом важно различать правовое, формальное равенство и равенство перед законом и судом. В качестве последнего понимается лишь то, что законодательные акты в равной мере применяются ко всем, а суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам как указанном в законе и так по другим, не предусмотренным федеральным законом, основаниям. Иными словами, равенство может выступать как правовая категория, т.е. регулятор общественных отношений и как принцип, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ.
В целом под конституционным принципом равенства перед законом и судом следует понимать основополагающий конституционный принцип правового статуса личности, федерализма и построения и функционирования правового государства, имеющий универсальный характер и распространяющийся на все сферы общественных отношений и всех субъектов права.
Во-вторых, принцип равенства перед законом и судом, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ в отражен в ряде документов международно-правового характера. Кроме статьи 19 Конституции РФ рассматриваемый принцип отражается и в других конституционных нормах посредством таких выражений, как «равный доступ», «равное право и обязанность», «каждый имеет право», «никто не может», «наравне» и др. Конституция РФ задает концептуальные основы равенства посредством закрепления таких общих идей, как равенство перед законом и судом, равенство прав и возможностей их реализации независимо от пола, запрет дискриминации, равенство прав и обязанностей граждан Российской Федерации, а также равная защита всех форм собственности. С учетом данных положений отраслевое законодательство создает конкретные нормы, позволяющие осуществлять регулирование в определенной сфере общественных отношений.
В Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом распространяется на все сферы общественной жизни. В связи с чем, данный принцип конкретизирован в различных отраслях права. При этом в качестве уравнивающего института в одних случаях выступает и закон и суд, в других только закон, а в третьих только суд. Такой подход законодателя к закреплению принципа равенства перед законом и судом в отраслевом законодательстве связан с тем, что несмотря на взаимосвязь данных уравнивающих институтов, каждое из них является относительно независимым конституционно-правовым императивом. При этом, равенство перед законом является более широким понятием чем равенство перед судом.
Следует также учитывать то обстоятельство, несмотря на которое принцип равенства перед судом находится в нормативном единстве с принципом равноправия сторон и состязательности, в то же время, это совершенно разные самостоятельные принципы.
В ст. 4 УК РФ законодатель не уточняет, что не все действия (бездействие) считаются преступлениями, хотя формально и содержащие признаки определенного деяния, предусмотренного нормами Особенной части, так как в силу малозначительности могут не представлять общественной опасности. Принимая во внимание тот факт, что совершение непреступного общественно опасного уголовно-правового деяния влечет для лица, его совершившего, определенные уголовно-правовые последствия, которые назначаются в соответствии с уголовным законом, необходимо в ст. 4 УК РФ («Принцип равенства граждан») внести изменения следующего характера:
«Лица, совершившие преступления или иные общественно опасные деяния, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности или иным мерам уголовно-правового характера независимо...».
Кроме того, в некоторых нормативных правовых актах, принцип равенства перед законом и судом может быть раскрыт не прямо, а опосредованно. Примером опосредованного закрепления принципа равенства перед законом и судом, является ч. 4 ст. 15 УПК РФ, в которой рассматриваемый принцип урегулирован относительно сторон обвинения и защиты. Однако, некоторые ученые считают, что исследуемый принцип не нашел своего явного закрепления в нормах действующего уголовно-процессуального законодательства, так как это было сделано в нормах его предшественника. Поэтому, учитывая, что равенство перед законом и судом не может иметь абсолютный характер, данный принцип необходимо включить в нормы УПК РФ.
В связи с изложенным, с целью приведения действующего уголовно-процессуального закона в соответствие с требования Конституции РФ, целесообразно в УПК РФ включить отдельно статью, закрепляющая равенство всех перед законом и судом в уголовном процессе.
Как можно заметить, все отраслевые нормативные правовые акты содержат декларативное закрепление либо тавтологические определения, не раскрывающие сущности принципа равенства всех перед законом и судом.
При этом, несмотря на установленную в Конституции РФ взаимосвязь равенства перед законом и перед судом, первое является более широким понятием, присущим для всех сфер жизнедеятельности человека и не ограничивающееся только сферой судопроизводства в отличие от равенства перед судом.
Таким образом, отраслевое законодательство не всегда прямо закрепляет принцип равенства всех перед законом и судом. Тогда как данный принцип, отражающий сущность правосудия, нуждается в закреплении в отраслевом законодательстве.
В-третьих, равенство перед законом и судом, являясь одной из категорий равноправия, отличается определенными формально-юридическими требованиями и специфическими формами проявления.
В магистерской диссертации были рассмотрены такие формально-юридические требования к равенству перед законом и судом, как социально-правовой характер, наличие позитивной дискриминации и соблюдение требований справедливости и равного для всех уважения достоинства человека, которое должно соотноситься с демографической и социальной политикой, определяющей меры государственной поддержки нуждающихся.
В части 2 ст. 19 Конституции РФ установлены обстоятельства, которые не могут служить основанием для формального или фактического различия. Данные обстоятельства можно разделить на социально-демографические, национальные и социально-территориальные.
В-четвертых, дискриминацию можно определить как способ деформации равенства субъектов правовой жизни общества, выражающееся в нарушении системы равенства их социально-правового статуса, которое проявляется в дисбалансе соответствия прав и обязанностей, а также их обеспечения, сферах и объеме реализации в социуме.
В Российской Федерации можно выделить несколько уровней правового регулирования отношений, связанных с недопущением всех видов дискриминации: международный, конституционный, федеральный и региональный.
Особое внимание в магистерской диссертации было уделено рассмотрению отдельных проблем дискриминационного характера в Российской Федерации.
Так, в настоящее время принята Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, согласно которой владение русским языком является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории. А ст. 19 Конституции РФ указывает, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, языка, происхождения, а также других обстоятельств. Русский язык полноценно функционирует и используется на всей территории страны. Никто не отрицает государствообразующую роль русского языка. Но в данном случае федеральный центр призван не снимать проблемы. Принятие Концепции преподавания русского языка и литературы хотя и является своевременной мерой, когда, по существу, носителей русского языка, русской культуры с каждым годом становится все меньше, но принятая Концепция не соответствует представлениям субъектов Российской Федерации, так как не учтены их предложения.
Кроме того, были выявлены дискриминационные нормы в отношении инвалидов, осужденных к исправительным работам. В этой связи необходимо внести изменения в региональное законодательство, предусмотрев предоставление мер поддержки работодателей, трудоустроивших и эту категорию инвалидов по направлению органов местного самоуправления. В противном случае эта ситуация будет характеризоваться как нарушение принципа равенства граждан перед законом и оказывать влияние на предупреждение совершения инвалидами, осужденными к исправительным работам, новых преступлений во время отбывания уголовного наказания из-за отсутствия средств к существованию (из-за невозможности их трудоустройства).
Существующая в настоящее время в Российской Федерации конституционно-правовая форма выбора экономического поведения федеральным центром позволяет последнему решать экономические проблемы страны не путем проведения институциональных преобразований и стимулирования экономического роста, а с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Данный подход влечет не только экономическую зависимость различных территориальных образований от федеральной власти, но и постепенно усиливающееся неравенство между ними. Более того, используемые в отечественном правовом поле подходы, связанные с увязыванием различных социальных обязательств с уже существующими экономическими показателями конкретных территорий, эту ситуацию усугубляют. Такая тенденция может в перспективе крайне негативно сказаться на единстве не только экономического, но и социального пространства страны.
При этом Конституция РФ напрямую не закрепляет обязанности государства способствовать равномерному социально-экономическому развитию субъектов Федерации и муниципальных образований. Однако такая обязанность все же косвенно закреплена на конституционном уровне, вытекая из смысла ч. 2 ст. 19 Конституции РФ. Следовательно, создание механизмов, направленных на финансово-бюджетное выравнивание различных по уровню социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований путем сбалансированности их полномочий и собственных доходов, является не просто желательным направлением развития Российской Федерации, а конституционно обусловленной обязанностью высших властных структур.
В-пятых, в современном мире гендерная проблематика и борьба за равноправие женщин - предмет активного обсуждения не только ученых, но и в обществе в целом. Фактор пола в контексте ч. 2 ст. 19 Конституции РФ является обстоятельством, которое не может влиять на обладание права и свободами. При этом соблюдение некоторых прав женщин является предметом отдельного конституционного регулирования, что связано с особенностями физиологических функций женского организма, способного к деторождению. Иными словами, устанавливая равенство мужчин и женщин, не исключается некоторая дифференциация правового регулирования соответствующих категорий граждан.
Провозглашенный в ч. 3 ст. 19 в Конституции РФ принцип равенства мужчин и женщин имеет множество проблем, связанных как с формальным закреплением в нормах действующего законодательства, так и с его фактической реализацией, являющихся причиной гендерной дискриминации.
В-шестых, в целях повышения эффективности правового регулирования и реализации основополагающих стандартов прав человека отечественному законодателю следует учесть ошибки юридической техники по вопросу соблюдения принципа равенства всех перед законом и, как результат, создать необходимый баланс прав и свобод для качественного правового воздействия на общественные отношения.
В заключении хотелось бы обратить внимание на то, что предупреждение и выявление фактов дискриминации выполняет важную профилактическую функцию предотвращения межэтнических, конфессиональных и иных социальных конфликтов, поэтому необходимо четко различать признаки, указывающие на прямую и косвенную дискриминацию. Действия против дискриминации должны быть тщательно спланированы и скоординированы как на законодательном, так и на правоприменительном уровнях, сопровождаться усилением контроля и надзора, усилением мер юридической ответственности к лицам, допускающим дискриминационные действия. Только в этом случае, возможно, будет обеспечить надлежащий уровень и качество жизни общества. Пока же можно сделать вывод о том, что проявления дискриминации находятся в теневой сфере правовой жизни общества.



