Введение 3
Глава 1. Понятие и роль общественного мнения. Функции 5
1.1. Понятие «общественное мнение». Сущность и признаки общественного мнения. Объект и субъект общественного мнения 5
1.2. История развития и изучения общественного мнения 9
1.2. Формирование общественного мнения. Средства манипулирования общественным мнением 16
1.3. Основные функции общественного мнения как социального феномена 21
Глава 2. Общественное мнение как институт в системе социальных институтов современного общества 24
2.1. Понятия «субъект общественного мнения»; «выразитель общественного мнения»; «мнение общества» 24
2.2. Общественное мнение как социальный институт и состояние массового сознания 25
2.3. Особенности изучения общественного мнения 29
Заключение 32
Список используемой литературы 35
...
Основанием возникновения общественного мнения выступает наличие потребности, проявляющейся в общественном интересе.
Актуальность указанных вопросов определила выбор темы работы, ее цель и круг решаемых в процессе ее написания задач.
Цель работы. Изучить понятие общественного мнения, раскрыв его особенности как социального института.
Задачи работы:
рассмотреть понятие общественного мнения;
изучить сущность и признаки общественного мнения;
раскрыть основные функции общественного мнения как социального феномена;
...
Таким образом, общественное мнение – это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.
Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъектом общественного мнения является доминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем.
К причинам или движущим силам общественного мнения относятся массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.
Общественное мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений.
...
1. Аксененко Ю.Н. и др. Социология и психология управления (Серия «Учебники и учебные пособия»). – Ростов на Дону: Феникс, 2006.
2. Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: Тексты // Под ред. В.И. Добренькова. - М., 2004.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006.
4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика, 2009.
5. Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: «Аспект Пресс», 1995.
6. Бем-Баверк О. «Критика теории Маркса» - М.: Социум, 2002.
7. Василенко И.А. Административно-государственное управление. Учебное пособие. М., ГАУ. 2010.
8. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
9. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.
10. Громов И.А., Воронцов А.В., Мацкевич А.Ю. Социология: XIX-XX вв. Учебное пособие. - СПб. 2007.
11. Гуров Ю. С. Основы социологии. Конспект лекций. - Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 2006.
12. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.
13. Зооровский Г. Е. и др. Введение в социологию. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008.
...