Исследование и анализ тактических возможностей подразделений при тушении возможного пожара в зданиях образовательных учреждений на примере СОШ № 58 г. Тюмени
Введение 3
1 Анализ состояния охраны труда и пожарной безопасности в
образовательных учреждениях 5
1.1 Общие сведения об исследуемом объекте 5
1.2 Нормативно-правовое обеспечение системы охраны труда
и пожарной безопасности в образовательных учреждениях 9
1.3 Анализ причин и возможных мест возникновения пожаров в
образовательных учреждениях 17
1.4 Тактика тушения пожара в образовательных учреждениях 22
2 Исследование и анализ тактических возможностей подразделений при
тушении возможного пожара в зданиях образовательных учреждений на примере СОШ № 58 г. Тюмени 30
2.1 Силы и средства, необходимые для тушения возможного пожара 30
2.2 Способы внедрения системы пожаротушения 41
3 Опытно-экспериментальная апробация системы пожаротушения 48
3.1 Анализ внедрения системы пожаротушения в образовательных
учреждениях 48
3.2 Обоснование целесообразности применения предлагаемой инновации 60
Заключение 71
Список используемых источников 74
Приложение А План-схема 1 этажа ул. Метелевская, 11 79
Приложение Б Выписка из расписания выездов подразделений пожарной охраны г. Тюмени 80
Приложение В Схема возможного развития пожара ул. Метелевская, 11 82
Приложение Г Схема развертывания подразделений пожарной охраны ул. Метелевская, 11
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. Перед пожарно-спасательной службой МЧС России стоят сложные задачи повышения эффективности боевой деятельности в сфере борьбы с пожарами, снижения материального ущерба и гибели людей от пожаров. Возрастание пожарной опасности объектов, количества погибших на пожарах в стране, отсутствие необходимого количества кадров способствуют исследованию тактической эффективности боевых действий подразделений пожарной охраны. Данное исследование можно отнести к числу основных направлений научной деятельности в области техносферной безопасности.
Объектом исследования является совершенствование системы пожарной безопасности образовательных учреждений.
Предметом исследования являются тактические возможности подразделений пожарной охраны при тушении возможного пожара в зданиях образовательных учреждений на примере средней образовательной школы № 58 города Тюмени (далее - СОШ № 58 г. Тюмени).
Цель работы - повышение пожарной безопасности в образовательных учреждениях на примере СОШ № 58 г. Тюмени.
Гипотеза исследования состоит в том, что пожарная безопасность в образовательных учреждениях повысится, если:
- будет проанализирована действующая в образовательном учреждении система охраны труда, система безопасности, в т.ч. пожарная безопасность;
- разработана нормативная документация по охране труда;
- предложены к внедрению современные автоматизированные системы пожаротушения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Ознакомиться с нормативно-правовым обеспечением системы охраны труда и пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
- Провести анализ причин и возможных мест возникновения пожаров в образовательных учреждениях.
- Описать основные тактики тушения пожара в образовательных учреждениях.
- Охарактеризовать объект исследования, в т.ч. средства
пожаротушения, противопожарное водоснабжение, применяемые на объекте.
- Определить силы и средства, привлекаемые на тушение пожара и время их сосредоточения.
- Рассмотреть способы внедрения системы пожаротушения.
- Проанализировать внедрение системы пожаротушения в образовательных учреждениях
- Обоснование целесообразности применения предлагаемой инновации.
Для решения указанных задач были использованы следующие основные методы исследования:
- теоретический метод исследования - изучение нормативно-технической документации;
- эмпирические методы исследования - оценка условий охраны труда в учреждении, оценка новых систем пожаротушения, анализ внедрения новой системы пожаротушения.
Опытно-экспериментальная база исследования - средняя образовательная школа № 58 города Тюмени.
Научная новизна исследования заключается во внедрении и модернизации современных автоматизированных систем пожаротушения в образовательных учреждениях.
В ходе исполнения настоящего исследования были решены поставленные задачи и сделаны следующие выводы.
Противопожарная защита объекта не будет полноценно работать, пока не объединить все системы пожарной автоматики в единый, слаженно работающий комплекс.
Для учебных заведений необходимо искать оптимальные решения задач управления пожарной автоматикой в целях защиты людей и материальных ценностей. Для этого разрабатываются и реализуются сложные алгоритмы управления системами автоматического пожаротушения, сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, вентиляции и дымоудаления и др.
Немалую проблему представляют ложные срабатывания технических средств, входящих в системы пожаротушения, пожарной сигнализации, поскольку это создает угрозу необоснованной паники среди находящихся в здании людей, нарушения режима эксплуатации объекта, материальный ущерб, в том числе, и при срабатывании автоматических установок пожаротушения. Помочь свести к минимуму число ложных срабатываний и соответствующие потери также может система автоматизации. Она повысит достоверность информации об обнаружении пожара. Очень важно, чтобы высокая чувствительность извещателей не подавала ложную тревогу по другим причинам.
Школы находятся под пристальным вниманием органов, контролирующих пожарную безопасность, и это вполне обоснованно. Поэтому при внедрении систем автоматизации в образовательных учреждениях всегда возникают вопросы, как обеспечения самой безопасности, так и согласования проекта с МЧС. Существует ряд нормативов, которых необходимо соблюсти, им должна соответствовать применяемая система, а главное - проект ее внедрения. Пространство коридора должно быть спроектировано правильно, турникеты и запасные выходы должны разблокироваться при срабатывании пожарной сигнализации, должна быть предусмотрена возможность экстренного освобождения прохода. Помимо всего прочего, люди должны видеть, в каком направлении двигаться для эвакуации, и не допустить отравления продуктами горения.
Современная система контроля удаленного доступа (СКУД) - один из подсистем в комплексе автоматизации здания, и школа - не исключение из этого правила.
Колоборация СКУД и системы видеонаблюдения - достаточно эффективное техническое средство безопасности. Такие решения находят применение и в школах. Совмещение этих систем фактически используется для того, чтобы сделать удобным наблюдение за происходящими событиями.
Таким образом, комплекс автоматической противопожарной защиты это не только система безопасности, но и гибкий информационный инструмент с множеством возможностей и применений. Четкая и слаженная работа при чрезвычайной ситуации всех противопожарных и инженерных систем объекта по заранее спланированному алгоритму позволит предотвратить и избежать самого страшного.
Выбрав один из вариантов возможного возникновения пожара, очевидно, что большое количество личного состава задействовано, в первую очередь, на спасение людей. В случае внедрения новой системы пожаротушения в образовательном учреждении, эвакуация людей возможна силами персонала учреждения еще до прибытия подразделения пожарной охраны, и время свободного развития пожара сократится.
Для улучшения тактических возможностей подразделения пожарной охраны при тушении возможного пожара в образовательном учреждении на примере СОШ № 58 г. Тюмени были предложены такие технические решения, как внедрение системы дымоудаления, спринклерной системы в сочетании с самосрабатывающими огнетушителями.
Для улучшения тактических возможностей подразделений пожарной охраны по тушению возможного пожара на примере данного объекта необходимо применить современные системы автоматического пожаротушения.
Согласно статье 78 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» среднее время прибытия пожарного расчета к очагу возгорания не должно превышать 10 минут для города и 20 минут для сельской местности. Но иногда и этого времени бывает достаточно, чтобы огонь успел распространиться на большую территорию. Грамотно выбранная, спроектированная и установленная система пожарной защиты способна с большой долей надежности защитить помещение от пожара или потушить его на самых ранних стадиях с минимальным риском для жизни и здоровья.
Исследуемый объект имеет небольшую площадь и простую коридорную систему, в связи с этим руководство учреждения может проигнорировать предлагаемые новшества. Это обусловлено высокими затратами на монтаж систем и дальнейшее их обслуживание. Поэтому необходимо уделить большое внимание подготовке персонала учреждения по предупреждению и действиям во время пожара.
В связи удаленным местоположением образовательного учреждения, требуется обратить особое внимание на подготовку персонала учреждения по действиям при ЧС, разработать инструкции по охране труда и пожарной безопасности, а также внедрить современные системы пожаротушения до прибытия специальных подразделений пожарной охраны.
По результатам работы была опубликована статья в XXXV международной научно-практической конференции «Вопросы технических и физико-математических наук в свете современных исследований» на тему «Анализ причин возникновения пожаров в образовательных учреждениях».
1. Анализ обстановки с пожарами и их последствий на территории
Российской Федерации за 9 месяцев 2020 года. [Электронный ресурс] // Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России. Москва, 2020. URL: https://fireman.club/literature/analiz-obstanovki-s- pozharami-i-ih-posledstviy-na-territorii-rf-za-9-mesyatsev-2020-goda/ (дата
обращения: 15.05.2021).
2. Болонин К.В. Системы пожаротушения: от устройства и видов до
технического обслуживания [Электронный ресурс] // Аргументы и факты, интернет-сайт, 2021. URL: https://aif.ru/boostbook/sistemy-
pozharotushenija.html (дата обращения: 15.05.2021)
3. ГОСТ Р 50680-94 от 01.01.1995 «Установки водяного
пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний» [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200006830 (дата обращения: 15.05.2021).
4. ГОСТ Р 50800-95 от 01.01.1996 «Установки пенного
пожаротушения автоматические. Общие технические требования. Методы испытаний» [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200006829 (дата обращения: 15.05.2021).
5. ГОСТ 12.1.004-91 от 01.07.1992 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования» [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно¬технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/9051953 (дата обращения: 15.05.2021).
6. ГОСТ 12.3.046-91 от 01.01.1993 «Система стандартов безопасности труда. Установки пожаротушения автоматические. Общие
технические требования» [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL:
https://docs.cntd.ru/document/1200003194 (дата обращения: 15.05.2021).
7. Клименти Н. Ю. Пожарная тактика [Электронный ресурс]:курс лекций: в 2 ч. Ч. 2 / Н. Ю. Клименти. Волгоград : ВолгГАСУ, 2014. 106 с. URL: http://www.vgasu.ru/publishing/on-line/ (дата обращения: 15.05.2021).
8. Коренков Г.П. О некоторых аспектах управления охраной труда в
образовательных организациях [Электронный ресурс] // Охрана труда и пожарная безопасность в школе, журнал, 2017. URL: http://xn
5cdabpnn3 clplkte7at4a7 e. xn--p 1 ai/publ/vse/o_nekotorykh_aspektakh_upravlenij a_ okhranoj_truda_v_obrazovatelnykh_organizacij akh_chast_2/1-1-0-89 (дата
обращения: 15.05.2021)
9. Кузовлев А.В., Тараненко Н.Н. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАСЧЁТА СИЛ И СРЕДСТВ// Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: научный журнал. № 10(1). Воронеж: ФГБОУ ВО ВИ ГПС МЧС России, 2019. С. 209-210. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-raschyota- sil-i-sredstv/viewer (дата обращения: 15.05.2021).
10. Кузовлев А.В., Хатунцев К.Э. ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ ТУШЕНИИ ПОЖАРОВ В ЗДАНИЯХ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ// Пожарная безопасность:
проблемы и перспективы: научный журнал. № 10(1). Воронеж: ФГБОУ ВО ВИ ГПС МЧС России, 2019. С. 213-214. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/takticheskie-deystviya-podrazdeleniy-pri-tushenii- pozharov-v-zdaniyah-s-massovym-prebyvaniem-lyudey/viewer (дата обращения: 15.05.2021)
11. Огнетушитель самосрабатывающий «ШАР-1» // ПожТехАльянс . URL: http: //www. abc01. ru/shar.php (дата обращения: 15.05.2021).
12. Патент RU2452539C1 Российская Федерация. Заявка: RU2011114835/12A, 15.04.2011. Устройство для объемного тушения пожара [Электронный ресурс]. URL: https://patents.google.com/patent/RU2452539C1 /ru (дата обращения: 15.05.2021).
13. Патент RU (11) 2 208 745(13) C2 Российская Федерация. Заявка:
2001103440/06, 05.02.2001. Устройство дымоудаления [Электронный ресурс]. URL: https://patents.s3.yandex.net/RU2208745C2_20030720.pdf (дата
обращения: 15.05.2021).
14. Патент RU (11) 2 588 486(13) C1 Российская Федерация. Заявка:
2015108093/12, 06.03.2015. Модуль пожаротушения [Электронный ресурс]. URL: https://patents.s3.yandex.net/RU2588486C1_20160627.pdf (дата
обращения: 15.05.2021).
15. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об
утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/565837297 (дата обращения: 15.05.2021).
16. Приказ Минтруда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н
«Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (ред. от 27.04.2020) [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической
документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/499072756 (дата
обращения: 15.05.2021).
17. Принцип работы системы дымоудаления и подпора воздуха,
функционал // Блог Эдуарда Валитова: 25.10.2018.
URL:https://fireflyer.ru/dymoudalenie/chto-i-kogda-udalyaet-dymoudalenie.html (дата обращения: 15.05.2021).
18. Самосрабатывающие огнетушители // ПожТехБазис . URL:
http://ptb01.ru/samosrabatyvayuschie-ognetushiteli (дата обращения:
15.05.2021).
19. Свичканев А.А., Щипанов А.В. АНАЛИЗ ПРИЧИН
ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Вопросы технических и физико-математических наук в свете современных исследований: сб. ст. по матер. XXXV междунар. науч.-практ. конф. № 1(28). Новосибирск: СибАК, 2021. С. 15-18. URL:
https://sibac.info/conf/technology/28/201655
20. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система
оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности № 3.13130.2009 от 01.05.2009 [Электронный ресурс] // Кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200071145 (дата
обращения: 15.05.2021).
21. Спринклерная система пожаротушения // Пожарная безопасность. URL: https://fire-declaration.ru/sistemy-pozharotusheniya/sprinklernaya-sistema- pozharotusheniya.html (дата обращения: 15.05.2021).
22. Устройство и принцип работы спринклерного пожаротушения, нормы установки // ПРОFFIДОМ : 23.05.2019. URL: https://proffidom.ru/68- sprinklernaya-sistema-pozharotusheniya.html (дата обращения: 15.05.2021).
23. Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной
безопасности» (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс: правовой сайт. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_543 8/ (дата обращения: 15.05.2021).
24. Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности» (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: правовой сайт. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699/ (дата обращения: 15.05.2021).
25. Чугунов, Р.В. Пожарная тактика: электронное учебно-методическое пособие / Р.В. Чугунов. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2018. 1
оптический диск.
26. #339 - Fire Safety in Schools: A Fire And Life Safety Inspection Checklist [Электронный ресурс] // Quick Response Fire Supply, 2020. URL: https://www.qrfs.com/blog/339-school-fire-and-life-safety-inspection-checklist/ (дата обращения: 15.05.2021)
27. Fire Fighting Systems and Equipment in Buildings [Электронный ресурс] // South Australian Metropolitan Fire Service, 2017. URL: https://www.mfs.sa.gov.au/community-safety/commercial/building-fire-safety/fire- fighting-systems-and-equipment-in-buildings/ (дата обращения: 15.05.2021).
28. Fire safety in schools - A Step by Step guide for 2020 [Электронный
ресурс] // Businesswatch, 2020. URL: https://www.businesswatchgroup.co.uk/ fire-safety-in-schools-a-step-by-step-guide-for-2020/ (дата обращения: 15.05.2021).
29. School Building Fires (2009-2011). Topical Fire Report [Электронный ресурс] // U.S. Department of Homeland Security - Emmitsburg, Maryland, 2014. С. 3. URL: https://www.usfa.fema.gov/downloads/pdf/statistics/v14i14.pdf (дата обращения: 15.05.2021).
30. Understanding Automatic Fire Suppression Systems [Электронный
ресурс] // FireTrace International, 2019. URL: https://www.firetrace.com/fire- protection-blog/understanding-automatic-fire-suppression-systems/ (дата
обращения: 15.05.2021)