Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка 8
1.1. Понятие «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Роль уроков русского языка в развитии самостоятельности младших школьников 16
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию самостоятельности младших школьников на уроках русского языка 28
2.1. Диагностика уровня самостоятельности у младших школьников 28
2.2. Проектирование и апробация уроков, направленных на развитие самостоятельности учащихся на уроках русского языка 35
2.3. Анализ и обобщение результатов исследования 41
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список используемых источников 48
Приложения 51
За последние несколько лет интерес к самостоятельной работе учащихся ощутимо вырос. И это вполне обоснованно. Он отражает требования, предъявляемые к задачам образования обществом. Как гласят материалы ФГОС, ценностным ориентиром начального образования выступает «развитие самостоятельных инициатив, ответственности личности как одного из первостепенных условий ее самореализации» [26].
Перемены, произошедшие в Российском обществе, определили новый социальный заказ общества для образовательной системы в целом. Ранее приоритетом выступало «усвоение всего количества знаний, которые доступны человечеству» [3,с.320-321], сейчас первое место занимает личность ученика, готовность к самоопределению последнего и самореализации.
Первостепенная задача школы - обучить учащихся получать знания самостоятельно, приобретать их из различных информационных источниках, овладеть максимальным количеством и разнообразием видов, приемов самостоятельной работы.
Начальная школа относится к фундаментальной основе. Именно начальная школа выполняет основную часть работы по формированию навыков учащихся.
Фактическая успешность обучения имеет прямую зависимость от условий, которые преподаватель обеспечивает школьникам для того, чтобы развиваться активно и самостоятельно. В этих целях учителя начальных классов ведут работу по совершенствованию учебного процесса за счёт использования форм, методик активного обучения, повышения методических умений, привлечения технологических и прочих наглядных средств, расширенного применения новых преподавательских приемов. Создаются определенные условия, при которых гарантируется возможность активного участия школьников в процессе подготовки, систематического упражнения с самостоятельным получением знаний и в повсеместном их применении. Современный педагог ставит перед собой ряд задач для достижения главной цели образования: развитие готовности учеников к самоопределению, саморазвитию в регулярных динамических условиях развития современного общества.
Непосредственно по этой причине проблема развития учебной самостоятельности учеников является актуальной.
Вопрос подготовки растущего поколения к современным условиям жизни и разработка научных основ её предоставления в школах общеобразовательного типа представлены в ряде трудов известных специалистов-педагогов: Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, И.Т. Огородникова, Г.М. Муртазина, М.И. Моро, Т.И. Шамова, которые занимались разработкой ценных рекомендаций по организации самостоятельности учащихся; А.Н. Леонтьева, О.А. Конопкина, П.Я. Гальперина, И.Т. Зимней, которые занимались разработкой психологической концепции построения самостоятельной деятельности личности.
Известные специалисты прошлого, а также опыт школьного образования отобразили, что овладеть устойчивыми знаниями ученики способны лишь в процессе собственной усердной деятельности. Как подчеркнул К.Д. Ушинский, ученик способен стать обладателем навыков и знаний только в том случае, если проявит достаточную самостоятельность в приобретении последних. Главное условие организации учебного процесса основывается на том, чтобы школьники как можно больше трудились самостоятельно, преподаватель только руководил этим трудом, давал материал для его осуществления. Данное условие, как можно заметить по программам начального образования, не потеряло своего значения и по настоящее время.
Из-за этого ключевой компетенцией школьника младших классов выступает учебная самостоятельность, основывающаяся на рефлексивных умениях и учитывающая индивидуальные характеристики учащихся, опирающаяся на универсальные действия.
Проблема исследования состоит в выявлении психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование самостоятельности младших школьников на уроках русского языка.
Цель исследования - выявление и внедрение наиболее эффективных условий, активизирующих самостоятельность младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что самостоятельность младших школьников на уроках русского языка будет формироваться наиболее эффективно при следующих условиях:
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- разработки уровней, показателей и критериев сформированности самостоятельности у младшего школьника;
- разработка и внедрение уроков по предмету русский язык, направленных на формирование самостоятельности младших школьников;
- развитие субъектности учащихся.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучение психолого - педагогической литературы по проблеме формирования самостоятельности младших школьников.
2. Определение уровней, показателей и критериев сформированности самостоятельности у младшего школьника.
3. Проектирование и апробация уроков по предмету «Русский язык».
4. Обобщение и анализ результатов исследования.
В процессе исследования использовались следующие методы: анализ педагогической, научной и методической литературы, нормативно - программной и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособий; системный анализ, синтез; наблюдение, беседа, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс уроков по предмету русского языка позволяет формировать у младших школьников самостоятельность. Результаты исследования могут быть использованы в образовательном процессе младших школьников.
База исследования: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Октябрьская средняя школа Павловского района Ульяновской области, 4 класс.
Одним из основных требований нашего общества, которые предъявляются к образованию, является воспитание инициативного человека, умеющего быстро и творческим путем находить способы разрешения поставленных перед ним проблем. Добиться таких результатов можно путем развития такого личностного качества, как самостоятельность, выражающегося в умении задавать себе цели и добиваться их достижения своими силами.
Изучив книги известных исследователей Б.П. Есипова, Г.М. Муртазина, П.И. Пидкасистого, М.И. Моро,И.Т. Огородникова, Т.И. Шамовой, психологов П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, О. А. Конопкина, И.А. Зимней и прочих о развитии самостоятельности в учебной деятельности, видим, что они по-разному трактуют само понятие «самостоятельность», её суть. Проводя анализ сказанного ими, приходим к такому выводу: самостоятельность выявляется как отдельное личностное качество школьника, которое характеризует степень его обученности, умение грамотно организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность и держать под контролем свои усилия во время освоения новых знаний и умений.
Вопрос о формировании самостоятельности не утратил актуальности и сегодня, поскольку сейчас во многих сферах востребованы люди, которые могут самостоятельно и нестандартно мыслить, реализовать креативные идеи, смело добиваться поставленной цели. Научить этим качествам - задача школы, то есть, именно начальной школы, когда проводится основная часть работы, связанной с формированием умений учиться.
Уроки русского языка в младших классах обладают широкими возможностями для формирования самостоятельности школьников младшего возраста. Средством становится проведение самостоятельной работы учеников в различных проявлениях: упражнения дифференцированного и индивидуального типа, письменные работы творческого характера, исследовательская деятельность на уроках, процесс проектирования.
В экспериментальной части нашего исследования мы выявляли степень сформированности самостоятельной учебной работы школьников младшего возраста. Именно с этой целью использовались методики В.Н. Калининой, М.А. Щетининой «Карта проявления самостоятельности», Н.Н. Александровой, а также И.Т. Шульги «Нерешаемая задача». Изучив первоначальную степень самостоятельности, мы сделали вывод, что уровень самостоятельности сформирован на хорошем уровне, однако еще есть резервы для его увеличения.
Для формирования самостоятельности мы разработали и апробировали уроки русского языка в младших классах. Итоги эксперимента помогли нам убедиться в правдивости высказываний гипотезы о том, что самостоятельность школьников младших классов на уроках русского языка будет формироваться максимально эффективно при наличии таких условий: -создании доброжелательного психологического климата на уроке;
- проработки уровней, показателей и различных критериев сформированности самостоятельности у школьника младшего класса;
- проработки и введении уроков по русскому языку, направленных на формирование самостоятельности школьников младшего возраста;
- развитии индивидуальности учеников.
Итак, главная цель проведенного исследования достигнута. Задачи нашего исследования реализованы.
1. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно - историческое понимание развития человека : учебник / А. Г. Асмолов. — 5-е изд., испр. — М. : Смысл; Издательский центр «Академия», 2012. — 448 с.
2. Бакулина Г.А. Субъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров, 2014
3. Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Председатель Науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред. С. Л. Кравец. Т. 19. Маниковский - Меотида. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2016.
4. Гаврилычева, Г. Воспитание самостоятельности / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. - 2008. - № 6. - С. 33-38.
5. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. -М., 1961.- с.34.
6. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя - М.: Лотос, 2013. - 384с.
7. Калинина, Н.В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н.В. Калинина, С.Ю.Прохорова. - М.: АРКТИ, 2008. - 80 с.- ISBN 5-3456-0345-1.
8. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 176 с.с. 134
9. Кушнер Н.Я. Формирование и развитие учебной деятельности в дошкольном и младшем школьном возрасте // Актуальные проблемы подготовки детей к школе: Сб. ст. - Мн, 2002. - с. 20 - 30. с. 27
10. Мамонова Е.Б. «Изучение особенностей развития личностной саморегуляции младших школьников»/ Е.Б. Макарова// Начальная школа- 2011- №1- с.39-40
11. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика. Полный курс : учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 817 с
12. Моро М.И. Самостоятельная работа учащихся на уроках арифметики в начальных классах / М.И. Моро. - М.: 1983,c.94
13. Муртазин Г.М. Самостоятельная учебная работа учащихся. -М.,1974.
14. Мухина В.С. Возрастная психологии :Учебник для студ. Вузов.-7-е изд. Стереотип.- М.:Издательский центр «Академия», 2013.- 456 с.
15. Никитин И.Г., Хохлова Т.Ф., Буркова Н.А. Мониторинг успеваемости учебного процесса продвижения учащихся. Первый рубеж. Пермь, 1996.
...