Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ, ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССАЖА 7
1.1. Понятие осанки и ее значение для здоровья детей дошкольного возраста 7
1.2. Формирование правильной осанки на ранних этапах развития ребенка и причины ее нарушений 12
1.3. Роль гимнастики, лечебной физической культуры и массажа в формировании осанки у дошкольников 17
Выводы по главе 23
ГЛАВА П. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 34
Выводы по главе 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1 Результаты исследования 36
3.2. Обсуждение результатов исследования 39
Выводы по главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность. В сегодняшних условиях жизни формирование правильной осанки у детей играет важную роль. Неправильная осанка - это одна из основных проблем современных детей, а связана она, прежде всего, с недостаточной физической активностью детей, проводящих много времени за настольными играми и компьютерами.
Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе, грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5-2%.
В этой связи, большое внимание должно уделяться раннему выявлению нарушений осанки и сколиозов. С этой целью, врачами врачебно-физкультурного диспансера ежегодно проводятся семинары для медицинских работников и инструкторов лечебной физкультуры по ранней диагностике пороков осанки, сколиозов и их коррекции [9].
Дошкольный период - это, период формирования как психического, так и физического здоровья ребенка. Уже в дошкольном возрасте начинают закладываться основы физической культуры. Поэтому, правильно организованное физическое воспитание детей - это, одна из главных задач детских дошкольных учреждений.
Таким образом, формирование правильной осанки у дошкольников - одна из основных задач в физическом воспитании, так как полноценное гармоничное развитие невозможно без правильной походки и осанки.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями осанки на занятиях коррекционной группы.
Предмет исследования - коррекционная методика, направленная на формирование правильной осанки, исправление и профилактику ее нарушений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение влияния коррекционной методики на формирование правильной осанки и исправление ее нарушений у детей дошкольного возраста.
В работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Оценить состояние осанки у детей дошкольного возраста до и после педагогического эксперимента.
2. Разработать коррекционную методику, направленную на формирование правильной осанки, устранение имеющихся дефектов и профилактику ее нарушений у детей дошкольного возраста.
3. Оценить влияние коррекционной методики на исправление нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование методики корригирующей гимнастики поможет в формировании правильной осанки, устранении имеющихся дефектов, а также в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Для проведения исследования были выбраны следующие методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Проведение тестирования.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статическая обработка данных, полученных в исследовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами коррекционная методика может применяться воспитателями в детских садах, учителями адаптивного физического воспитания - в специальных медицинских группах; может быть рекомендована методистам лечебной физической культуры для использования в кабинетах и отделениях ЛФК поликлиник, профилакториев, санаториев и других оздоровительных учреждений; а также может самостоятельно применяться в домашних условиях всеми заинтересованными лицами.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 6 таблиц, 4 рисунка, список используемой литературы включает 98 источников. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
1. Анализ литературных источников помог выявить главные аспекты исследуемой проблемы, сформулировать цели и задачи исследования, а также найти необходимую информацию по выбранной теме.
2. Разработана коррекционная методика с использованием специально подобранных гимнастических упражнений, комплексов лечебной физической культуры и массажа, направленных на укрепление «мышечного» корсета позвоночника и исправление дефектов осанки у детей дошкольного возраста.
3. Увеличение показателей силы мышц спины, гибкости позвоночника и антропометрических данных, а также улучшение результатов теста соматоскопии, подтверждает, что экспериментальная методика эффективно воздействует на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.
4. Показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы, что говорит о положительном влиянии экспериментальной методики:
• Согласно результатам тестовой карты, на выявление нарушений осанки, результаты улучшились в обеих группах. Однако, в экспериментальной группе увеличилось количество детей с нормальной осанкой на 1человека, а количество детей с незначительными нарушениями уменьшилось на 1 человека. В контрольной группе, количество детей с незначительными нарушениями увеличилось на 1 человека, а количество детей с выраженными отклонениями уменьшилось на 1 человека.
• Согласно результатам антропометрических показателей, в начале эксперимента, средний рост составил 115,6 см у экспериментальной группы и 116,6 см у контрольной группы. К концу эксперимента, средний результат экспериментальной группы стал 117,4 и у контрольной группы составил 117,8 см. Соответственно, у детей экспериментальной группы рост увеличился на 1,8 см, а у участников контрольной - на 1,2 см. Этому могли способствовать упражнения на укрепление мышц туловища.
• Средний показатель объема грудной клетки до эксперимента составил 58,6 см у испытуемых экспериментальной группы и 59,5 - у детей контрольной группы. Результат эксперимента показал, что в экспериментальной группе показатели объема увеличились у детей, в среднем, на 3,8 см и стали равняться 62,4 см; а в контрольной группе - на 0,9 см. и средний размер ОГК составил 60,4 см.
• Показатель гибкости позвоночника до эксперимента, в среднем, составил 4,12 см у участников экспериментальной группы и 4,22 см - у детей контрольной группы. Согласно результатам повторного тестирования, прирост показателей в экспериментальной группе составил 0,94 см, а в контрольной 0,62 см. Можно предположить, что на прирост показателей повлияли упражнения на растягивание и разные упражнения с наклонами.
• Показатель статической выносливости мышц спины до эксперимента, в среднем, составил 16,2 с у испытуемых экспериментальной группы, и 16,4с - у детей контрольной группы. Согласно результатам, показатели статической мышечной выносливости возросли у детей обеих группах. Однако, в экспериментальной группе средний прирост данного показателя составил 4,8 с, а в контрольной - 3,2с. Можно предположить, что показатели у детей увеличились в результате использования наиболее эффективных упражнений, воздействующих на мышцы спины.
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2005. - 210 с.
2. Адаптивное физическое воспитание детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие/ составители Н. А. Бойко, В. Н. Бойко. - Сургут: Сургутский гос. пед. университет, 2016. - 116 с.
3. Акатова А. А. Врачебный контроль в лечебной физической культуре и адаптивной физической культуре: учебное пособие/ А. А. Акатова, Т. В. Абызова. - Пермь: Пермск. гос. гум-пед.универ., 2015. - 102 с.
4. Андрианов В.А., Садофьева В.В. Заболевания и повреждения позвоночника у детей и подростков. - М.: Медицина, 2012. - 256с.
5. Антонюк С. Д. Особенности двигательного развития детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья / С. Д. Антонюк, М. В. Хватова, А. В. Сычев // Физическая культура: образование, воспитание, тренировка. - 2011. - № 4. - С. 56-57.
6. Антропова М. В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 236 с.
7. Антропова М. В., Кольцова М. М., Терехова Н.Т. Влияние двигательной активности на развитие ребенка. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 188с.
8. Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: метод. пособие - М: Астрель, 2003. - 206 с.
9. Белозерова Л.И., Клестов В.В. Нарушения осанки у детей, коррекция и оценка эффективности //Тез. докл. IV съезда специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины, 19-20 октября 2002, - Ростов-на-Дону: 2002. - С.129.
10. Вайнбаум Я.С. Гигиена физических упражнений: учебное пособие для вузов, 3-е изд.стреотипн. - М.: Академия, 2015. - 240с.
11. Вайнер Э. Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура [Электронный ресурс] / Э. Н. Вайнер, С. А. Кастюнин. - 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2012. - 144 с.
12. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Флинта, 2008. - 381 с.
13. Васильев В.Е. Лечебная физическая культура. - М.: Академия, 2005. - 398 с.
14. Васильева Т.Д. Лечебная физическая культура при сколиозах: Метод. разраб. для студентов ин-тов физ. культуры и методистов. -М.: ГЦОЛИФК, 2008. - С.20-21.
15. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 2009. - № 2. - С. 114 - 123.
...