Лечебная физическая культура при нарушениях осанки у детей с нарушениями слуха
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ, ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССАЖА 7
1.1. Понятие осанки и ее значение для здоровья детей дошкольного возраста 7
1.2. Формирование правильной осанки на ранних этапах развития ребенка и причины ее нарушений 12
1.3. Роль гимнастики, лечебной физической культуры и массажа в формировании осанки у дошкольников 17
Выводы по главе 23
ГЛАВА П. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 34
Выводы по главе 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1 Результаты исследования 36
3.2. Обсуждение результатов исследования 39
Выводы по главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ГИМНАСТИКИ, ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И МАССАЖА 7
1.1. Понятие осанки и ее значение для здоровья детей дошкольного возраста 7
1.2. Формирование правильной осанки на ранних этапах развития ребенка и причины ее нарушений 12
1.3. Роль гимнастики, лечебной физической культуры и массажа в формировании осанки у дошкольников 17
Выводы по главе 23
ГЛАВА П. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Задачи исследования 24
2.2. Методы исследования 24
2.3. Организация исследования 34
Выводы по главе 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 36
3.1 Результаты исследования 36
3.2. Обсуждение результатов исследования 39
Выводы по главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность. В сегодняшних условиях жизни формирование правильной осанки у детей играет важную роль. Неправильная осанка - это одна из основных проблем современных детей, а связана она, прежде всего, с недостаточной физической активностью детей, проводящих много времени за настольными играми и компьютерами.
Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе, грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5-2%.
В этой связи, большое внимание должно уделяться раннему выявлению нарушений осанки и сколиозов. С этой целью, врачами врачебно-физкультурного диспансера ежегодно проводятся семинары для медицинских работников и инструкторов лечебной физкультуры по ранней диагностике пороков осанки, сколиозов и их коррекции [9].
Дошкольный период - это, период формирования как психического, так и физического здоровья ребенка. Уже в дошкольном возрасте начинают закладываться основы физической культуры. Поэтому, правильно организованное физическое воспитание детей - это, одна из главных задач детских дошкольных учреждений.
Таким образом, формирование правильной осанки у дошкольников - одна из основных задач в физическом воспитании, так как полноценное гармоничное развитие невозможно без правильной походки и осанки.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями осанки на занятиях коррекционной группы.
Предмет исследования - коррекционная методика, направленная на формирование правильной осанки, исправление и профилактику ее нарушений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение влияния коррекционной методики на формирование правильной осанки и исправление ее нарушений у детей дошкольного возраста.
В работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Оценить состояние осанки у детей дошкольного возраста до и после педагогического эксперимента.
2. Разработать коррекционную методику, направленную на формирование правильной осанки, устранение имеющихся дефектов и профилактику ее нарушений у детей дошкольного возраста.
3. Оценить влияние коррекционной методики на исправление нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование методики корригирующей гимнастики поможет в формировании правильной осанки, устранении имеющихся дефектов, а также в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Для проведения исследования были выбраны следующие методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Проведение тестирования.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статическая обработка данных, полученных в исследовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами коррекционная методика может применяться воспитателями в детских садах, учителями адаптивного физического воспитания - в специальных медицинских группах; может быть рекомендована методистам лечебной физической культуры для использования в кабинетах и отделениях ЛФК поликлиник, профилакториев, санаториев и других оздоровительных учреждений; а также может самостоятельно применяться в домашних условиях всеми заинтересованными лицами.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 6 таблиц, 4 рисунка, список используемой литературы включает 98 источников. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
Многие вопросы диагностики и коррекции сколиозов сегодня воспринимаются врачами как очевидные, хотя знания и технические средства, появившиеся в последние десятилетия, позволяют по-новому взглянуть на некоторые аспекты этой патологии. Деформации во фронтальной плоскости занимают первое место среди заболеваний позвоночника у детей и подростков. Их частота в популяции превышает 15%, в том числе, грубые сколиозы с выраженными косметическими и функциональными нарушениями составляют 1,5-2%.
В этой связи, большое внимание должно уделяться раннему выявлению нарушений осанки и сколиозов. С этой целью, врачами врачебно-физкультурного диспансера ежегодно проводятся семинары для медицинских работников и инструкторов лечебной физкультуры по ранней диагностике пороков осанки, сколиозов и их коррекции [9].
Дошкольный период - это, период формирования как психического, так и физического здоровья ребенка. Уже в дошкольном возрасте начинают закладываться основы физической культуры. Поэтому, правильно организованное физическое воспитание детей - это, одна из главных задач детских дошкольных учреждений.
Таким образом, формирование правильной осанки у дошкольников - одна из основных задач в физическом воспитании, так как полноценное гармоничное развитие невозможно без правильной походки и осанки.
Объект исследования - процесс адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями осанки на занятиях коррекционной группы.
Предмет исследования - коррекционная методика, направленная на формирование правильной осанки, исправление и профилактику ее нарушений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучение влияния коррекционной методики на формирование правильной осанки и исправление ее нарушений у детей дошкольного возраста.
В работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Оценить состояние осанки у детей дошкольного возраста до и после педагогического эксперимента.
2. Разработать коррекционную методику, направленную на формирование правильной осанки, устранение имеющихся дефектов и профилактику ее нарушений у детей дошкольного возраста.
3. Оценить влияние коррекционной методики на исправление нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование методики корригирующей гимнастики поможет в формировании правильной осанки, устранении имеющихся дефектов, а также в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Для проведения исследования были выбраны следующие методы:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Проведение тестирования.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математико-статическая обработка данных, полученных в исследовании.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами коррекционная методика может применяться воспитателями в детских садах, учителями адаптивного физического воспитания - в специальных медицинских группах; может быть рекомендована методистам лечебной физической культуры для использования в кабинетах и отделениях ЛФК поликлиник, профилакториев, санаториев и других оздоровительных учреждений; а также может самостоятельно применяться в домашних условиях всеми заинтересованными лицами.
Исследование по теме бакалаврской работы организовано на базе физкультурно-оздоровительного центра (ФОК) института физической культуры и спорта (ИФКиС) Тольяттинского государственного университета (ТГУ).
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, содержит 6 таблиц, 4 рисунка, список используемой литературы включает 98 источников. Основной текст работы изложен на 52 страницах.
1. Анализ литературных источников помог выявить главные аспекты исследуемой проблемы, сформулировать цели и задачи исследования, а также найти необходимую информацию по выбранной теме.
2. Разработана коррекционная методика с использованием специально подобранных гимнастических упражнений, комплексов лечебной физической культуры и массажа, направленных на укрепление «мышечного» корсета позвоночника и исправление дефектов осанки у детей дошкольного возраста.
3. Увеличение показателей силы мышц спины, гибкости позвоночника и антропометрических данных, а также улучшение результатов теста соматоскопии, подтверждает, что экспериментальная методика эффективно воздействует на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.
4. Показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы, что говорит о положительном влиянии экспериментальной методики:
• Согласно результатам тестовой карты, на выявление нарушений осанки, результаты улучшились в обеих группах. Однако, в экспериментальной группе увеличилось количество детей с нормальной осанкой на 1человека, а количество детей с незначительными нарушениями уменьшилось на 1 человека. В контрольной группе, количество детей с незначительными нарушениями увеличилось на 1 человека, а количество детей с выраженными отклонениями уменьшилось на 1 человека.
• Согласно результатам антропометрических показателей, в начале эксперимента, средний рост составил 115,6 см у экспериментальной группы и 116,6 см у контрольной группы. К концу эксперимента, средний результат экспериментальной группы стал 117,4 и у контрольной группы составил 117,8 см. Соответственно, у детей экспериментальной группы рост увеличился на 1,8 см, а у участников контрольной - на 1,2 см. Этому могли способствовать упражнения на укрепление мышц туловища.
• Средний показатель объема грудной клетки до эксперимента составил 58,6 см у испытуемых экспериментальной группы и 59,5 - у детей контрольной группы. Результат эксперимента показал, что в экспериментальной группе показатели объема увеличились у детей, в среднем, на 3,8 см и стали равняться 62,4 см; а в контрольной группе - на 0,9 см. и средний размер ОГК составил 60,4 см.
• Показатель гибкости позвоночника до эксперимента, в среднем, составил 4,12 см у участников экспериментальной группы и 4,22 см - у детей контрольной группы. Согласно результатам повторного тестирования, прирост показателей в экспериментальной группе составил 0,94 см, а в контрольной 0,62 см. Можно предположить, что на прирост показателей повлияли упражнения на растягивание и разные упражнения с наклонами.
• Показатель статической выносливости мышц спины до эксперимента, в среднем, составил 16,2 с у испытуемых экспериментальной группы, и 16,4с - у детей контрольной группы. Согласно результатам, показатели статической мышечной выносливости возросли у детей обеих группах. Однако, в экспериментальной группе средний прирост данного показателя составил 4,8 с, а в контрольной - 3,2с. Можно предположить, что показатели у детей увеличились в результате использования наиболее эффективных упражнений, воздействующих на мышцы спины.
2. Разработана коррекционная методика с использованием специально подобранных гимнастических упражнений, комплексов лечебной физической культуры и массажа, направленных на укрепление «мышечного» корсета позвоночника и исправление дефектов осанки у детей дошкольного возраста.
3. Увеличение показателей силы мышц спины, гибкости позвоночника и антропометрических данных, а также улучшение результатов теста соматоскопии, подтверждает, что экспериментальная методика эффективно воздействует на коррекцию осанки у детей дошкольного возраста.
4. Показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной группы, что говорит о положительном влиянии экспериментальной методики:
• Согласно результатам тестовой карты, на выявление нарушений осанки, результаты улучшились в обеих группах. Однако, в экспериментальной группе увеличилось количество детей с нормальной осанкой на 1человека, а количество детей с незначительными нарушениями уменьшилось на 1 человека. В контрольной группе, количество детей с незначительными нарушениями увеличилось на 1 человека, а количество детей с выраженными отклонениями уменьшилось на 1 человека.
• Согласно результатам антропометрических показателей, в начале эксперимента, средний рост составил 115,6 см у экспериментальной группы и 116,6 см у контрольной группы. К концу эксперимента, средний результат экспериментальной группы стал 117,4 и у контрольной группы составил 117,8 см. Соответственно, у детей экспериментальной группы рост увеличился на 1,8 см, а у участников контрольной - на 1,2 см. Этому могли способствовать упражнения на укрепление мышц туловища.
• Средний показатель объема грудной клетки до эксперимента составил 58,6 см у испытуемых экспериментальной группы и 59,5 - у детей контрольной группы. Результат эксперимента показал, что в экспериментальной группе показатели объема увеличились у детей, в среднем, на 3,8 см и стали равняться 62,4 см; а в контрольной группе - на 0,9 см. и средний размер ОГК составил 60,4 см.
• Показатель гибкости позвоночника до эксперимента, в среднем, составил 4,12 см у участников экспериментальной группы и 4,22 см - у детей контрольной группы. Согласно результатам повторного тестирования, прирост показателей в экспериментальной группе составил 0,94 см, а в контрольной 0,62 см. Можно предположить, что на прирост показателей повлияли упражнения на растягивание и разные упражнения с наклонами.
• Показатель статической выносливости мышц спины до эксперимента, в среднем, составил 16,2 с у испытуемых экспериментальной группы, и 16,4с - у детей контрольной группы. Согласно результатам, показатели статической мышечной выносливости возросли у детей обеих группах. Однако, в экспериментальной группе средний прирост данного показателя составил 4,8 с, а в контрольной - 3,2с. Можно предположить, что показатели у детей увеличились в результате использования наиболее эффективных упражнений, воздействующих на мышцы спины.
Подобные работы
- Образовательный процесс на уроках физической
культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2021 - Коррекционно-компенсаторная направленность адаптивного физического воспитания детей с нарушением слуха
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ГРУППАХ СПОРТИВНОГО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Адаптивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Особенности моторного развития слабослышащих детей
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих детей
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Адаптация организма слабослышащих учащихся к учебным и физическим нагрузкам
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020 - Влияние лёгкой атлетики на двигательные качества у старшеклассников с нарушениями слуха
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020





