Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование метода моделирования в формировании экологических представлений у детей 5-6 лет 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования экологических представлений у детей 5-6 лет 9
1.2 Роль моделирования в формировании экологических представлений у детей 5-6 лет 16
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования экологических представлений у детей 5-6 лет посредством моделирования 28
2.1 Диагностика уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет 28
2.2 Содержание и организация работы по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет посредством моделирования 43
2.3 Динамика уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет 49
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Список детей участвующих в эксперименте 62
Приложение Б Стимульный материал для проведения диагностического задания 1 63
Приложение В Протоколы исследования уровня сформированности у детей 5-6 лет экологических представлений 65
Приложение Г Перспективный план работы по формированию у детей 5-6 лет экологических представлений посредством моделирования 66
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека.
Экологические представления являются основой для формирования экологической культуры и экологического мировоззрения подрастающего поколения. Экологическое образование дошкольников является одной из важнейших задач дошкольных образовательных организаций.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (2013) содержанием образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у детей дошкольного возраста «первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы». Именно в дошкольном возрасте у детей закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети получили достоверные представления и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие с природой. Благоприятным периодом для формирования экологического сознания является старший дошкольный возраст. Для этого возраста характерно, проявление эмпатии, доступна логика природы. Дети легко устанавливают сходства в окружающем мире. Достаточно высоко развита идентификация с собой («растению, животному больно, так же, как и мне», «оно дышит, движется»). Так как этот возраст является наиболее сенситивным к окружающему миру, именно в этот период важно сформировать у детей бережное отношение к нему, осознание взаимозависимости и равноценности. Важно, чтобы сообщение детям определенного набора экологических представлений сочеталось с эмоциональным воздействием природных объектов на них, с практической деятельностью, стимуляцией экологической активности детей.
Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались И.Д. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, Н.Н. Поддъяков, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова, В.П. Арсентьева и другие.
Формирование представлений дошкольника в познавательной сфере должно идти по пути оптимизации мыслительных операций, доминирующих для данного возраста. В частности, для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о природе может быть использован метод моделирования - система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. Основной мыслительной операцией наглядного моделирования является замещение (по Л.А. Венгеру) - «использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов». Метод наглядного моделирования помогает ребенку создать образ особого типа - схематизированный, отражающий не все, а наиболее существенные связи и свойства объектов.
Специальными исследованиями (Л.А. Венгер, Е.В. Проскура, Г.Е. Залесский и другие) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности.
В то же время в педагогической практике актуализируется противоречие между признанием педагогами важности формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических представлений и отсутствием практических навыков использования моделирования как средства реализации этого процесса в условиях дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования - каковы возможности моделирования как средства формирования экологических представлений у детей 5-6 лет?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования экологических представлений у детей 5-6 лет посредством моделирования.
Объект исследования - процесс формирования экологических представлений у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - формирование экологических представлений у детей 5-6 лет посредством моделирования.
Гипотеза исследования - мы предположили, что формирование у детей 5-6 лет экологических представлений будет успешным, если:
• пополнить предметно-пространственную среду группы информационными наглядными моделями;
• разработать перспективный план работы по формированию у детей 5-6 лет экологических представлений посредством моделирования;
• использовать в совместной деятельности с детьми модели разных видов: материальные (предметные) и нематериальные (информационные наглядные).
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования экологических представлений у детей 5-6 лет посредством моделирования.
2. Выявить уровень сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет.
3. Определить и разработать содержание работы по формированию у детей 5-6 лет экологических представлений посредством моделирования.
4. Выявить динамику уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы в аспекте изучаемой проблемы;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольные этапы), беседа;
• статистические: количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования.
Теоретической основой исследования явились:
• теоретические положения по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с природой;
• теоретические положения С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, Л.М. Макаровой, Д.Ф. Петяевой по проблеме экологического образования детей дошкольного возраста;
• теоретические положения Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой о формировании у дошкольников экологических представлений методом моделирования.
Новизна исследования состоит в следующем:
• обосновано и экспериментально проверено влияние использования моделирования на формирование экологических представлений у детей 5-6 лет;
• определены показатели и уровни сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования: показана возможность формирования экологических представлений у детей 5-6 лет посредством моделирования.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные материалы по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет посредством моделирования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МКОУ Вальдиватская СШ им. Г.А. Жукова Дошкольная группа «Светлячок» Ульяновская область, Карсунский район, село Белозерье. В экспериментальном исследовании принимали участие 10 детей из старшей подгруппы.
Структура бакалаврской работы. Работа включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (26 источников), 4 приложения, в тексте работы представлены 13 таблиц, 2 рисунка.
Формирование экологических представлений у детей 5-6 лет рассматривали многие исследователи Н.Н. Поддъяков, СН. Николаева, Н.Н. Кондратьева и другие. Экологические представления являются частью интеллектуального развития детей (мыслительная способность; умственное развитие; рациональное познание детьми, определяющее его деятельность). В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется методу моделирования. Моделирование способствует развитию междеятельных связей: это ознакомление с природой, изобразительная деятельность, трудовая, конструктивная деятельность, развитие речи, математические представления. Нами было проведено исследование о возможности использования метода моделирования в формировании экологических представлений у детей 5- 6 лет.
На первом этапе работы педагоги изучили психолого-педагогическую, методическую литературу. Затем мы пополнили предметно-пространственную среду группы информационными и наглядными моделями. В группе были размещены для работы с детьми календарь природы, календарь наблюдений за погодой, схемы осадков, таблица по поливу растений, таблица наблюдений за ростом растений, модели различных явлений природы, рисунки, картинки, геометрические фигуры.
На втором этапе работы мы разработали «Перспективный план работы по формированию у детей 5-6 лет экологических представлений посредством моделирования». План представлен в приложении Г.
Третий этап-совместная деятельность педагогов и воспитанников с использованием различных моделей (материальных и нематериальных). В работе мы использовали модели куклы (при закреплении знаний о погоде и сезонных явлениях - «Одень куклу на прогулку»), глобус (был сделан из папье-маше, дети отмечали на нем места проживания животных, приклеивали картинки, использовали при изучении смены дня и ночи). В совместной деятельности изготовили макет вулкана, оформили модель «Сухой аквариум», «Обитатели леса», «Жители саванны». Ежедневно дети отмечали состояние погоды, изменения природных явлений в календарях, следили за осадками и заполняли таблицу. В уголке природы были произведены посадка лука и семена цветов на рассаду. Дети активно наблюдали за ростом растений и заполняли календарь наблюдений за посадками. Были использованы мнемотаблицы по временам года, ознакомлению с птицами.
На четвертом этапе мы сравнили результаты констатирующего и контрольного этапов и пришли к выводу, что с использованием метода моделирования у детей произошла динамика роста полученных знаний. В результате использования моделей и моделирования низкий уровень знаний детей снизился с 4 до 1, средний уровень поднялся с 4до 5, а высокий уровень поднялся с 2до 4%. Дети научились понимать причинно-следственные связи и связь природы и человека. У детей изменилось отношение к природе, они стали более гуманными, бережливыми. Работа с моделями способствовала развитию умственных способностей, расширению словаря, логического мышления.
В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что целенаправленное и систематизированное применение метода моделирования способствует повышению уровня знаний и представлений детей в области экологии. Таким образом, мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу о применении метода моделирования в формировании экологических представлений детей.
1. Арсентьева В. П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста (на примере луга): автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1998.
2. Апполонова Н. И. Прикоснись к природе сердцем. Методическое пособие. Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста. Ульяновск : Издатель Качалин А.В., 2015. 156 с.
3. Белоусова Р. Ю. Пономарева О. А. Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников : Методическое пособие, Нижний Новгород, 2007. 205 с.
4. Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядно-пространственному моделированию // Дошкольное воспитание. 1982. № 9. С. 4.
5. Венгер Л. А., Дьяченко О. М., Варенцова Н. С. Развитие : Программно-методическое пособие. Проект. М. : Издательство НОУ «УЦ им. «Развитие», 2012. 144 с.
6. Ветрова Н. И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний // Дошкольное воспитание: XXVI Герц, чтения. Л., 1973. 180 с.
7. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. 341 с.
8. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для детей 5-6 лет. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 421 с.
9. Гончарова Е. В. Региональная программа экологического образования дошкольников: Экология для малышей : Учебное пособие. Тюмень : Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. 30 с.
10. Глазачев С. Н. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования // Экология и образование. 2004. № 1/2. С. 38-42
11. Дьяченко О. М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. М. : Педагогика, 1980. С. 44.
12. Запорожец А. В. Восприятие и действие. М. : Просвещение, 1967. 323 с.
13. Иванова И. Н. Система работы воспитателя по совершенствованию экологических представлений дошкольников посредством метода моделирования // «Познание». Раздел: дошкольное образование. 2016.
14. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие. СПб. : Детство-Пресс, 2013. 240 с.
15. Ковальчук Т. А. Формирование основ материалистического понимания природы у детей 6-7 лет (в плане преемственности между детским садом и школой) : автореф. дис. кан. пед. наук. Л., 1975. 21 с.
...