Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития навыков сотрудничества со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1 Психолого-педагогические основы феномена сотрудничества со сверстниками детей старшего дошкольного возраста как межсубъектного взаимодействия 7
1.2 Условия развития навыков сотрудничества у детей 6-7 лет 12
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества со сверстниками в изобразительной деятельности 17
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7лет навыков сотрудничества со сверстниками 17
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества со сверстниками в ходе организации изобразительной деятельности 32
2.3 Динамика уровня развития у детей 6-7лет навыков сотрудничества со сверстниками 42
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение 56
В современном мире умение взаимодействовать, общаться, сотрудничать с людьми является одной из главных составляющих жизни человека. Вступая во взаимодействие с окружающими, человек получает информацию, выражает эмоции, чувствует - то есть полноценно живет и существует в мире. Всем известно, что все качества закладываются в дошкольный период, в процессе познания окружающего. Именно в познавательно-исследовательской деятельности детям необходимы содержательные конструктивные контакты со сверстниками.
В основу современного образовательного процесса положен гуманистический принцип, требующий раскручивания такого типа гуманных отношений как партнерство, сотворчество, сотрудничество, умение работать в группе. Такие отношения способствуют становлению личности, без затруднений проявляющей себя в социо-духовном пространстве.
Педагогика рассматривает личность как главную ценность социума - деятельного, созидательного субъекта познания, коммуникации, деятельности и взаимодействия. Передавать опыт положительного, творческого взаимодействия позволяет сотрудничество, которое является ценностью культуры и обеспечивает самореализацию личности.
Ш.А. Амонашвили, Г.М. Андреева, Т.И. Бабаева, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров, Е.В. Субботский и другие ученые рассматривают диалогическую структуру и деятельностный, гуманистический характер сотрудничества. Указывают на необходимость овладения сотрудничеством с дошкольного возраста, когда происходит опыт сотрудничества со сверстниками, повышающий эффективность совместной детской деятельности, способствующий формированию мотивационной готовности к школьному обучению.
В психолого-педагогических работах исследованы различные аспекты формирования сотрудничества: Р.С. Буре и М.В. Крулехт изучали особенности формирования сотрудничества в трудовой деятельности; В.Я. Воронова и Д.В. Менджерицкая рассматривали данный процесс в игровой деятельности; Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова, И.А. Рудовская, Л.И. Тажибаева проблему развития сотрудничества дошкольников анализировали с позиций изобразительной деятельности.
Анализ исследований позволил нам выявить противоречие: разнообразное образовательное содержание изобразительной деятельности, регулярность и систематичность ее организации в дошкольной образовательной организации открывает большие перспективы для накопления детьми опыта сотрудничества со сверстниками в процессе совместной изобразительной деятельности, но до настоящего времени остаются недостаточно исследованы возможности изобразительной деятельности, как средства развития навыков сотрудничества дошкольников.
Проблема исследования: каковы возможности изобразительной деятельности, как средства развития у детей 6-7 лет навыков сотрудничества?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в изобразительной деятельности.
Объект исследования - процесс развития у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
Предмет исследования - развитие у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса развития у детей 6-7 лет навыков сотрудничества в изобразительной деятельности повысится, если будет обеспечено выполнение следующих условий:
• разработка и реализация специальных ситуаций, предполагающих организацию детей в изобразительной деятельности;
• целенаправленное включение детей в разнообразные ситуации, требующие от детей приятия общего решения, распределения действий и выполнения задания совместно;
• привлечение детей к выполнению совместных заданий, способствующих развитию у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника в процессе сотрудничества.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определенны следующие задачи исследования:
1. .Изучить теоретические основы развития навыков сотрудничества в дошкольном возрасте.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет навыков сотрудничества.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества со сверстниками в изобразительной деятельности.
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, включающий в себя: констатирующий, формирующий и контрольный этапы; наблюдение за взаимодействием детей; беседа с детьми; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами ситуации могут использоваться педагогами дошкольных образовательных организаций в ходе специально организованной изобразительной деятельности педагога и детей, что будет способствовать развитию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества со сверстниками.
Экспериментальной базой исследования является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 «Золотой улей» г.о. Тольятти. В исследовании принимало участие 20 детей подготовительной к школе группы № 01.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (50 источников) и 7 приложений. Работа проиллюстрирована 16 таблицами и 5 рисунками.
Изучению сотрудничества посвящено немало исследований в отечественной и зарубежной психологии. В работах Ш.А. Амонашвили, Г.М. Андреевой, Т.Х. Ахаян, М.И. Лисиной, В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и др. раскрывается деятельностный, гуманистический характер сотрудничества, его диалогическая структура, подчеркивается необходимость освоения сотрудничества с дошкольного детства. Освоение опыта сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной детской деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе, об этом в своих работах говорили Т.И. Бабаева, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов, Е.В. Субботский и др.
Проблема развития сотрудничества дошкольников получила определенное отражение в психолого-педагогических исследованиях. Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (Р.С. Буре, М.В. Крулехт), в игре (В.Я. Воронова, Д.В. Менджерицкая и др.), продуктивной деятельности (Р.С. Буре, Р.Л. Кричевский, Д.И. Воробьева, Т.С. Комарова, И.А. Рудовская, Л.И. Тажибаева).
Д.И. Воробьева, Л.М. Таджибаева и д.р. доказали, что в продуктивной деятельности формируются необходимые представления для полноценного сотрудничества: представления об образце поведения в совместной работе, о нормах взаимоотношений, о планировании совместной работы.
На этапе констатации мы выявили уровень развития у детей 6-7 лет навыков сотрудничества со сверстниками.
Исходя из полученных результатов, мы констатировали, что 75% обследуемых детей условно относятся к низкому и среднему уровням развития навыков сотрудничества со сверстниками. Поэтому необходимо проведение специальной работы, способствующей развитию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества со сверстниками.
На этапе проведения формирующей работы для развития у детей 6-7 лет навыков сотрудничества нами были разработаны три блока ситуаций, используемых в изобразительной деятельности.
При разработке ситуаций, способствующих развитию у детей 6-7 лет навыков сотрудничества со сверстниками, мы опирались на следующие положения: данные ситуации должны требовать от детей принятия общего решения, распределения действий и выполнения задания совместно, а так же они должны иметь эмоционально-положительную направленность на сверстника в ходе выполнения совместных заданий.
Ситуации первого блока использовались в ходе организации изобразительной деятельности - рисование. Целью данных ситуации было развитие у детей умения распределять совместные действия.
Ситуации второго блока использовались в ходе организации изобразительной деятельности - аппликация. Ситуации этого блока были направлены на развитие у детей эмоционально-положительной направленности на сверстника.
Ситуации третьего блока использовались в ходе организации изобразительной деятельности - лепка. Целью данных ситуации являлось развитие у детей умения принимать общее решение.
Результаты контрольного среза выявили динамику уровня развития у детей 6-7 лет навыков сотрудничества со сверстниками: показатель высокого уровня развития навыков сотрудничества со сверстниками повысился на 15%, показатель среднего уровня развития навыков сотрудничества со сверстниками остался на прежнем уровне (55%), показатель низкого уровня развития навыков сотрудничества со сверстниками снизился на 15%.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, наша гипотеза подтвердилась.