ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений у детей 6-7 лет в процессе коллекционирования 8
1.1 Проблема формирования исследовательских умений у детей 6-7 лет в современных исследованиях 8
1.2 Характеристика коллекционирования как средства познавательного развития дошкольников 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет исследовательских умений в процессе коллекционирования 21
2.1 Исследование уровня сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет 21
2.2 Экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у детей 6-7 лет в процессе коллекционирования 39
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет 45
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение 64
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования исследовательских умений у детей 6-7 лет в процессе коллекционирования 8
1.1 Проблема формирования исследовательских умений у детей 6-7 лет в современных исследованиях 8
1.2 Характеристика коллекционирования как средства познавательного развития дошкольников 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет исследовательских умений в процессе коллекционирования 21
2.1 Исследование уровня сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет 21
2.2 Экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у детей 6-7 лет в процессе коллекционирования 39
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет 45
Заключение 54
Список используемой литературы 57
Приложение 64
Одно из важнейших качеств современного человека является способность решать исследовательские задачи. В связи с этим формирование умений, которые можно определить, как исследовательские, необходимы для развития познавательной сферы детей с дошкольного возраста.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из видов детской деятельности является познавательно-исследовательская. Её освоение предполагает формирование соответствующих умений, которые могут быть определены как исследовательские [1].
В современных исследованиях представлены различные аспекты освоения детьми познавательно-исследовательской деятельности. Согласно деятельностному подходу в отечественно психологии (А.Н. Леонтьев, А.Г. Рубинштейн и др.) личность развивается и проявляется в деятельности.
В своих исследованиях А.Н. Савенков выделяет компоненты исследовательской деятельности в связи с осуществлением учебного исследования о характеризует их как этапы. В.В. Щетинина выделяет компоненты поисково-познавательной деятельности как ее этапы.
Различные аспекты освоения детьми исследовательскими умениями представлены в ряде исследований: исследование поведения, общие исследовательские способности (А.И. Савенков), исследовательская активность (Н.Н. Поддьяков), перечень поисково-информационных умений (В.В. Щетинина) и др.
Согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Л.Ф. Тихомирова и др.), исследовательские умения, помогают обеспечить детям необходимые условия для приобретения познавательно-практического опыта.
По мнению А.Н. Поддьякова, даже дошкольники чувствительны к проявлениям многофакторности и к ситуациям, которые требуют исследовательское поведение и экспериментирование.
В своих исследования В.В. Щетинина определяет перечень поисково-информационных умений, а также подчеркивает необходимость конкретизации операционально-деятельностного состава каждого умения.
Рассмотрение возможностей коллекционирования как средства формирования исследовательских умений детей требует уточнения понятий, относящихся к процессу коллекционирования, структурных компонентов и этапов коллекционирования как деятельности.
Создание коллекции предполагает решение поисковых задач. Тогда коллекционирование рассматривается как деятельность исследовательского характера. В своих работах Е.А. Сидякина выделила виды коллекционирования и основные принципы при его организации.
Н.М. Короткова выделяет цель исследовательской деятельности детей в процессе коллекционирования, которая заключается в поиске основания для группировки и систематизации какого-либо множества однородных объектов.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования исследовательских умений 6-7 лет и недостаточной разработкой возможностей такого средства как коллекционирование.
Проблема исследования: каковы возможности коллекционирования в формировании исследовательских умений у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коллекционирования как средства формирования исследовательских умений у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет исследовательских умений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет исследовательских умений посредством коллекционирования.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование исследовательских умений у детей 6-7 в процессе коллекционирования эффективно, если:
• определен комплекс исследовательских умений, их операционально- деятельностный состав с учетом специфики исследовательской деятельности и возрастных особенностей детей;
• определена логика и содержание работы с детьми, обеспечивающая формирование всей совокупности исследовательских умений в процессе коллекционирования.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить современные исследования и выявить степень изученности проблемы, определить основные понятия темы исследования;
2) изучить и определить уровень сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет;
3) разработать и апробировать этапы и содержание работы с детьми по формированию исследовательских умений у детей 6-7 лет в процессе коллекционирования;
4) выявить изменение в уровне сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет после проведенной работы.
Теоретические основы исследования:
• деятельностный подход к развитию личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.);
• теоретические положения об особенностях поисково-исследовательской деятельности дошкольников (А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, В.В. Щетинина и др.);
• идеи об общих исследовательских умениях (А.И. Савенков и др.);
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
• эмпирические (беседы с детьми, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования у детей 6-7 лет исследовательских умений в процессе коллекционирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были выделены и охарактеризованы исследовательские умения детей 6-7 лет и уровни их сформированности.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических материалов для проведения диагностики исследовательских умений у детей 6-7 лет и заданий по формированию исследовательских умений в процессе коллекционирования.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с №28 «Ромашка», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 6-7 лет по 20 человек в каждой (экспериментальная и контрольная).
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (58 наименований), 4 приложений. Текст иллюстрирован 4 рисунками, 9 таблицами.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из видов детской деятельности является познавательно-исследовательская. Её освоение предполагает формирование соответствующих умений, которые могут быть определены как исследовательские [1].
В современных исследованиях представлены различные аспекты освоения детьми познавательно-исследовательской деятельности. Согласно деятельностному подходу в отечественно психологии (А.Н. Леонтьев, А.Г. Рубинштейн и др.) личность развивается и проявляется в деятельности.
В своих исследованиях А.Н. Савенков выделяет компоненты исследовательской деятельности в связи с осуществлением учебного исследования о характеризует их как этапы. В.В. Щетинина выделяет компоненты поисково-познавательной деятельности как ее этапы.
Различные аспекты освоения детьми исследовательскими умениями представлены в ряде исследований: исследование поведения, общие исследовательские способности (А.И. Савенков), исследовательская активность (Н.Н. Поддьяков), перечень поисково-информационных умений (В.В. Щетинина) и др.
Согласно теоретическим положениям психологов и педагогов (Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, А.И. Савенков, Л.Ф. Тихомирова и др.), исследовательские умения, помогают обеспечить детям необходимые условия для приобретения познавательно-практического опыта.
По мнению А.Н. Поддьякова, даже дошкольники чувствительны к проявлениям многофакторности и к ситуациям, которые требуют исследовательское поведение и экспериментирование.
В своих исследования В.В. Щетинина определяет перечень поисково-информационных умений, а также подчеркивает необходимость конкретизации операционально-деятельностного состава каждого умения.
Рассмотрение возможностей коллекционирования как средства формирования исследовательских умений детей требует уточнения понятий, относящихся к процессу коллекционирования, структурных компонентов и этапов коллекционирования как деятельности.
Создание коллекции предполагает решение поисковых задач. Тогда коллекционирование рассматривается как деятельность исследовательского характера. В своих работах Е.А. Сидякина выделила виды коллекционирования и основные принципы при его организации.
Н.М. Короткова выделяет цель исследовательской деятельности детей в процессе коллекционирования, которая заключается в поиске основания для группировки и систематизации какого-либо множества однородных объектов.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволил нам выявить противоречие между: необходимостью формирования исследовательских умений 6-7 лет и недостаточной разработкой возможностей такого средства как коллекционирование.
Проблема исследования: каковы возможности коллекционирования в формировании исследовательских умений у детей 6-7 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности коллекционирования как средства формирования исследовательских умений у детей 6-7 лет.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет исследовательских умений.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет исследовательских умений посредством коллекционирования.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что формирование исследовательских умений у детей 6-7 в процессе коллекционирования эффективно, если:
• определен комплекс исследовательских умений, их операционально- деятельностный состав с учетом специфики исследовательской деятельности и возрастных особенностей детей;
• определена логика и содержание работы с детьми, обеспечивающая формирование всей совокупности исследовательских умений в процессе коллекционирования.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить современные исследования и выявить степень изученности проблемы, определить основные понятия темы исследования;
2) изучить и определить уровень сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет;
3) разработать и апробировать этапы и содержание работы с детьми по формированию исследовательских умений у детей 6-7 лет в процессе коллекционирования;
4) выявить изменение в уровне сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет после проведенной работы.
Теоретические основы исследования:
• деятельностный подход к развитию личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.);
• теоретические положения об особенностях поисково-исследовательской деятельности дошкольников (А.И. Савенков, Н.Н. Поддьяков, В.В. Щетинина и др.);
• идеи об общих исследовательских умениях (А.И. Савенков и др.);
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
• эмпирические (беседы с детьми, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты);
• методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Новизна исследования: выявлена степень исследования проблемы в современных исследованиях, доказана возможность формирования у детей 6-7 лет исследовательских умений в процессе коллекционирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что были выделены и охарактеризованы исследовательские умения детей 6-7 лет и уровни их сформированности.
Практическая значимость данной работы определяется тем, что педагоги могут использовать разработанные в исследовании: комплекс диагностических материалов для проведения диагностики исследовательских умений у детей 6-7 лет и заданий по формированию исследовательских умений в процессе коллекционирования.
Экспериментальная база исследования: МБУ д/с №28 «Ромашка», г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 2 группы детей 6-7 лет по 20 человек в каждой (экспериментальная и контрольная).
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (58 наименований), 4 приложений. Текст иллюстрирован 4 рисунками, 9 таблицами.
В соответствии с требованиями общества, а также системой дошкольного образования, выпускник ДОО должен обладать способность к применению собственных решений. Мы рассматриваем поисково - исследовательскую деятельность как наиболее предпочтительный вид деятельности, способствующий появлению и развитию данных качеств. В такой деятельности мы предположили эффективным формирование исследовательских умений у дошкольников, развитие которых дает ребенку возможность быть самостоятельным и инициативным.
В своей работе мы выдели операциональный состав исследовательских умений (и разработали к ним показатели): умение формулировать вопросы об объекте познания; умение «видеть» проблему; умение выдвигать предположения и формулировать гипотезы; умение получать информацию, используя различные источники; умение выбирать способы фиксации информации; умение презентовать результаты работы.
Анализ результатов диагностики детей позволил выявить недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет. Анкетирование воспитателей показало недостаточное проведение работы по формированию выделенных умений посредством коллекционирования.
Формирующий эксперимент проводился поэтапно: информационный с целью формирования у детей представлений о коллекционировании и правилах составления коллекции; деятельностный с целью формирования у детей исследовательских умений в процессе коллекционирования; презентационный с целью формирования умение презентовать работу (исследование, коллекцию).
На каждом этапе были определены цели и задачи, разработан план деятельности с детьми по формированию каждого исследовательского умения.
Повторная диагностика детей позволила нам выявить положительную динамику в уровне сформированности представлений о коллекционировании у детей экспериментальной группы. Количество детей с высоким уровнем повысилось на 30% и составило 40%. Средний уровень понизился на 15% и составил 50%. Низкий уровень в ЭГ уменьшился на 15% и составил 10%.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.
В своей работе мы выдели операциональный состав исследовательских умений (и разработали к ним показатели): умение формулировать вопросы об объекте познания; умение «видеть» проблему; умение выдвигать предположения и формулировать гипотезы; умение получать информацию, используя различные источники; умение выбирать способы фиксации информации; умение презентовать результаты работы.
Анализ результатов диагностики детей позволил выявить недостаточный уровень сформированности исследовательских умений у детей 6-7 лет. Анкетирование воспитателей показало недостаточное проведение работы по формированию выделенных умений посредством коллекционирования.
Формирующий эксперимент проводился поэтапно: информационный с целью формирования у детей представлений о коллекционировании и правилах составления коллекции; деятельностный с целью формирования у детей исследовательских умений в процессе коллекционирования; презентационный с целью формирования умение презентовать работу (исследование, коллекцию).
На каждом этапе были определены цели и задачи, разработан план деятельности с детьми по формированию каждого исследовательского умения.
Повторная диагностика детей позволила нам выявить положительную динамику в уровне сформированности представлений о коллекционировании у детей экспериментальной группы. Количество детей с высоким уровнем повысилось на 30% и составило 40%. Средний уровень понизился на 15% и составил 50%. Низкий уровень в ЭГ уменьшился на 15% и составил 10%.
Таким образом, задачи нашего научного исследования решены в полном объеме, цель достигнута, гипотеза нашла свое практическое подтверждение.





