Введение
Глава 1 Теоретические основы бухгалтерского учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
1.1.Задачи и общая характеристика бухгалтерского учета расчетов с
покупателями и заказчиками
1.2.Документальное оформление операций по расчетам с покупателями и
заказчиками
1.3 Анализ расчетов с покупателями и заказчиками: содержание и основные
методы
Глава 2 Бухгалтерский учет и анализ расчетов с покупателями и заказчиками
на примере ООО «ПРАЙМ»
2.1.Организационно - экономическая характеристика ООО «ПРАЙМ»
2.2.Порядок бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками
ООО «ПРАЙМ»
2.3.Анализ расчетов с покупателями и заказчиками ООО «ПРАЙМ»
Глава 3 Рекомендации по совершенствованию учета и оптимизации расчетов
с покупателями и заказчиками ООО «ПРАЙМ»
3.1.Проблемы учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО
«ПРАЙМ»
3.2.Рекомендации по совершенствованию расчетов с покупателями и
заказчиками ООО «ПРАЙМ»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Бухгалтерский баланс ООО «ПРАЙМ»
Приложение Б Отчет о финансовых результатах ООО «ПРАЙМ»
Значимость изучения вопросов управления расчетами с покупателями и заказчиками определяется неразрывной связью между финансовым состоянием и рыночной, финансовой устойчивостью экономических систем. Осуществление деятельности на любом уровне укрупнения (на уровне государств и на уровне фирм) связано с образованием разрывов между совершением операций и их оплатой. Как следствие, у предприятий образуется задолженность различных форм и видов, включая кредиторскую и дебиторскую, задолженность по налогам и сборам и другие. По всем направлениям образования задолженности неэффективный подход к управлению ее объемом, структурой, сроками погашения может создавать условия для ухудшения финансового состояния предприятия. Последствия этого ухудшения могут варьироваться, в зависимости от характера задолженности. Частными проявлениями этих последствий можно считать отвлечение капитала организации на обслуживание долговых обязательств, существенное ухудшение наблюдаемых контрагентами и кредиторами показателей финансовой устойчивости. Таким образом, выбранную в работе проблематику управления задолженностью компаний можно признать значимой.
Актуальность выбранной темы формируется под воздействием широкой совокупности преимущественно неблагоприятно влияющих на финансовое состояние российских предприятий факторов. К числу таковых факторов можно отнести угрозу снижения деловой активности предприятий на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения, роста цен, повышения уровня налоговой нагрузки и мер, связанных с ограничением распространения пандемии COVID-19.
Определенные негативные тенденции в состоянии задолженности российского корпоративного сектора можно проследить по данным Федеральной службы государственной статистики, Банка России, Федеральной налоговой службы и других ведомств, агрегирующих информацию о финансовом состоянии организаций. Как следует из данных Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2020 г. в общенациональном масштабе достигнут максимальный объем абсолютного размера кредиторской задолженности, так и ее просроченной формы, в особенности - задолженности в отношении контрагентов [56]. Параллельно с этим у организаций по итогам 2020 г. снизился объем сальдо прибылей и убытков [15].
Как следствие, многие российские предприятия оказываются в ситуации, когда темпы роста выручки оказываются ниже темпов роста затрат, получают убыток и не способны ответить по принятым на себя финансовым обязательствам. Контрагенты подобных предприятий, в свою очередь, в сложившихся условиях получают существенное ухудшение качества портфеля задолженности (переход ее из категории нормальной в категорию просроченной, необходимость списания).
Параллельно с этим растут требования к срокам погашения задолженности самих предприятий, в целях ускорения оборачиваемости участники рынка менее активно предоставляют отсрочки платежей, проводят более агрессивную политику взыскания задолженности. Именно в подобных условиях для предприятий, желающих сохранить свои рыночные позиции, растёт потребность в применении действенных методик повышения эффективности расчетов с покупателями и заказчиками.
Цель исследования: разработка мер по совершенствованию расчетов с покупателями и заказчиками ООО «ПРАЙМ».
Задачи исследования:
-охарактеризовать задачи бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками,
-изучить документальное оформление операций по расчетам с покупателями и заказчиками,
-дать организационно-экономическую характеристику ООО «ПРАЙМ»,
-изучить порядок бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «ПРАЙМ»,
-проанализировать проблемы учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «ПРАЙМ»,
-предложить рекомендации по совершенствованию расчетов с покупателями и заказчиками ООО «ПРАЙМ».
Объект исследования: ООО «ПРАЙМ».
Предмет исследования: расчеты с покупателями и заказчиками в деятельности предприятий.
Методы исследования: общенаучные методы (анализа и синтеза, системного подхода и классификации), методы экономического и финансового анализа результатов деятельности, методы прогнозирования, финансового планирования, финансового менеджмента.
Структура исследования включает в себя введение, главы основной части, заключение и список литературы. Основная часть работы разделена на три главы.
Осознанная необходимость управления расчетами с покупателями и заказчиками включает его в спектр критически важных зон управленческой деятельности.
Как и в отношении любого процесса управления стратегически важной составляющей деятельности, наиболее эффективным для управления финансовым потенциалом является подход системный, предполагающий учет широкой совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, формирующих финансовый потенциал компании.
Управление расчетами с покупателями и заказчиками опирается на результаты финансового анализа, который в свою очередь представляет собой процесс исследования финансового состояния и результатов финансовой деятельности компании.
Главной целью анализа выступает формирование информационной базы для принятия управленческих решений в форме совокупности ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния компании, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Информационная система управления базируется, таким образом, на совокупности документов управленческой и бухгалтерской отчетности.
Для оценки состояния практики расчетов с покупателями и заказчиками широко используются финансовые коэффициенты - они оценивают финансовое состояние организации.
Эти показатели выражают отношения одних абсолютных показателей к другим.
Используются финансовые коэффициенты для сравнения показателей состояния конкретной организации с аналогичными показателями других организаций или среднеотраслевыми показателями.
В работе проведена комплексная характеристика практики расчетов с покупателями и заказчиками ООО «ПРАЙМ».
Выявлены основные тенденции развития предприятия и дана им оценка с позиции угроз развитию организации.
Учитывая, что глобальное влияние на результаты оценки синтетических показателей деятельности ООО «ПРАЙМ» оказывает динамика выручки и структуры баланса, инструментами достижения более лучшего финансового состояния необходимо обозначить следующие:
-стимулирование расширения рыночного присутствия компании за счет выхода на новые рынки,
-усиления позиций на рынках, традиционных для ООО «ПРАЙМ»; ускорение оборачиваемости.
1.Азиева, З.И., Папова, Л.В. Совершенствование бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками // Вестник Академии знаний. 2019. №1 (30). C243-246.
2.Астафурова, И.С, Разгонина, И.В. Актуальные методы анализа расчетов с поставщиками и покупателями / И.С. Астафурова, И.В. Разгонина // АНИ: экономика и управление. 2016. №3 (16). С.31-33.
3.Антюшина, А.В., Бжассо, А.А. Аудит расчетов с покупателями и заказчиками и его значение в снижении рисков организации / А.В. Антюшина, А.А. Бжассо, // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №3-1. С.5-7.
4.Бердникова, Л. Ф., Одарич В.В. К вопросу об анализе эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности / Л.Ф. Бердникова, В.В, Одарич // КНЖ. 2016. №4 (17). C.56-59.
5.Бердникова, Л. Ф., Одарич В.В. Источники информации для анализа дебиторской и кредиторской задолженности / Л.Ф. Бердникова, В.В, Одарич // КНЖ. 2016. №4 (17). С.66-46.
6.Берлина, С.Х. Влияние международной практики учета расчетов с покупателями и заказчиками на совершенствование российской практики учета в торговых организациях / С.Х. Берлина // Вестник Академии знаний.
2018.№2 (25). C.54-60.
7.Берлина, С. Х. Меры по совершенствованию в торговой организации учета оказанных услуг и расчетов с покупателями и заказчиками / С.Х. Берлина // Современная научная мысль. 2017. №2. C. 165-169.
8.Воронина, М. В. Финансовый менеджмент: учебник для бакалавров / М. В. Воронина. — 2-е изд. — Москва : Дашков и К, 2020. — 399 с.
9.Герасимова, Е. А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Е. А. Герасимова, Н. Н. Еронкевич. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. — 244 c.
10.Гиляровская, Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит» / Л. Т. Гиляровская, А. В. Ендовицкая. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 159 с.
11.Гринавцева, Е.В., Федотова, Л.В. Понятие и бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №15. С.29-37.
12.Кириченко, Т. В. Финансовый менеджмент : учебник / Т. В. Кириченко. — Москва : Дашков и К, 2018. — 484 с.
13.Кирьянова, З.В. Теория бухгалтерского учета: учеб. - М.: Финансы и статистика, 1995.
14.Козлова, Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т. Н. и др. Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 1995.
15.Кредиторская задолженность организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики - https://rosstat.gov.ru/folder/11192 (дата обращения: 01.01.2022)...