Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников средствами фольклора

Работа №107831

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования
духовно-нравственных качеств младших школьников
1.1 Понятие «духовно-нравственные качества» в психолого-
педагогической литературе
1.2 Методы, приемы и условия формирования духовно-
нравственных качеств младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников средствами фольклора
2.1 Диагностика уровня сформированности духовно-
нравственных качеств младших школьников
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков с
использованием средств фольклора по формированию духовно - нравственных качеств младших школьников
2.3 Анализ и обобщение результатов 52
Заключение 64
Список используемой литературы 66
Приложение 72


Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника является актуальной проблемой двадцать первого века.
На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовно-нравственными. Вследствие этого, у современного школьника отмечается безнравственное отношение к окружающему его миру. Его духовное развитие находится в пределах среднего, либо низкого уровнях. Интерес к культуре и художественной литературе младших школьников стремительно падает. Свободное от учёбы время учащиеся проводят с наименьшей пользой для себя и своего развития. Это времяпрепровождение занимают различные компьютерные игры и развлекательные телепередачи. К сожалению, данная деятельность школьников не способствует повышению уровня развития их духовно-нравственных качеств.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения определяет перед школой и семьёй задачу развития самостоятельного гражданина, который способен оценивать свою деятельность и планировать наряду с интересами и запросами общества. Для того чтобы решить поставленную ФГОС второго поколения задачу, необходимо формировать устойчивые духовно-нравственные качества младшего школьника.
В психолого-педагогической литературе есть множество научно-педагогических работ, оказавших наибольшее значение на разработку проблемы формирования духовно-нравственных качеств: Л.И. Божович, О.А. Воронова, Л.А. Григорович, К.В. Зелинский, А.И. Зимина, Н.А. Курмелёва, Д.А. Леонтьев, Р.Л. Лившиц, Г.Н. Мусс, Т.С. Перекрёстова, Н.Н. Трегубова.
Проблемой нашего исследования является создание необходимого комплекса уроков с использованием средств фольклора по формированию духовно-нравственных качеств младших школьников в соответствии с тремя компонентами (когнитивным, эмоциональным и поведенческим).
Также нам необходимо отметить противоречие между требованиями со стороны общества и слабой научной разработкой проблемы формирования духовно-нравственных качеств младших школьников.
Цель исследования - формирование духовно-нравственных качеств младших школьников средствами фольклора.
Объект исследования - процесс формирования духовно-нравственных качеств младших школьников.
Предмет исследования - формирование духовно-нравственных качеств младших школьников средствами фольклора на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование духовно-нравственных качеств младших школьников будет успешным при соблюдении следующих условий:
1. Педагог в своей работе будет руководствоваться компонентной структурой духовно-нравственных качеств (когнитивный, эмоциональный и поведенческий);
2. Будет разработан комплекс уроков по литературному чтению с использованием средств фольклора, способствующий формированию духовно-нравственных качеств учащихся начальных классов.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы нашего исследования, мы поставили ряд задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования духовно-нравственных качеств младших школьников;
2. Определить уровень сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников;
3. Разработать и внедрить комплекс уроков с использованием средств фольклора для повышения уровня сформированности духовно-нравственных качеств;
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, обобщение, синтез и классификация;
• практические: педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анкетирование, тест.
База исследования: МБУ школа № 61, 2 «А» и 2 «В» классы.
Практическая значимость: комплекс уроков по литературному чтению с использованием средств фольклора может быть включён учителем начальных классов в систему работы по формированию духовно - нравственных качеств младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания нашей работы была изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме формирования духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Анализ теоретической психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что духовно-нравственные качества - это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств применяются добровольно и правильно.
Мы убедились в том, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в отношении формирования духовно-нравственных качеств, так как это возраст отмечается многими психологами, как сензитивный и наиболее восприимчивый к любым изменениям. Нами были выделены различные методы и приемы формирования духовно-нравственных качеств младших школьников, сформулированные многими известными авторами и методистами, были проанализированы их классификации и различные формы. Также мы сделали вывод о том, что использование фольклорных средств является одним из методов формирования духовно-нравственных качеств младших школьников.
Наше опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МБУ школа №61, эмпирическую выборку составили учащиеся вторых классов.
На основании исследований многих научных методистов и деятелей мы выделили три компонента духовно-нравственных качеств такие, как когнитивный, эмоциональный и поведенческий, опираясь на которые мы подобрали необходимые диагностические методики: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Г.М. Фридман, «Как поступать» И.Б. Дерманова, «Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов» Н.П. Капустин.
Анализ и интерпретация данных подобранных диагностических методик позволили на констатирующем этапе эксперимента выявить уровень сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников. Нами был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень сформированности духовно-нравственных качеств учащихся, а в контрольной высокий и средний уровни.
На формирующем этапе нашего эксперимента мы разработали и внедрили комплекс уроков с использованием средств фольклора с целью повышения уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников.
Повторная диагностика по тем же методикам, осуществленная на контрольном этапе эксперимента, выявила повышение уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса уроков.
Таким образом, цель исследования была достигнута, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были решены, гипотеза доказана.



1. Аксёнова, А.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе театрализованной деятельности [Текст] / А.И. Аксёнова, С.И. Семенака // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - №5. - С. 41-45.
2. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - СПб. : Питер, 2008. - 398 с.
3. Бойматова, А.Г. Цели и задачи духовно-нравственного воспитания молодежи [Текст] / А.Г. Бойматова // Современная педагогика. - 2016. - №8. - С. 35-38.
4. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров - 2-ое изд., перераб. и доп. - М. : «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2000. - 1456 с.
5. Васев, Д.В. Чтение как фактор успешного обучения и социального становления личности [Текст] / Д.В. Васев // Воспитание школьников. - 2011. - №10. - С.18-21.
6. Васильева, О.Н. Правило взаимности - «золотое правило нравственности» [Текст] / О.Н. Васильева // Начальная школа. - 2015. - №7. - С. 5-7.
7. Воронова, О.А. Уроки духовности [Текст] / О.А. Воронова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №1. - С. 29-33.
8. Голубков, В.В. Методы преподавания литературы [Текст] : учеб. - метод. пособие / В.В. Голубков. - М.: Изд-во Академия, 2008. - 253 с.
9. Григорович, Л. А. Педагогика и психология [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская - М. : Проспект, 2013. - 480 с.
10. Гуткина, Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе [Текст] : методический материал / Л.Д. Гуткина; редколлегия В.М. Лизинский, Е.В. Макарова; под ред. А.А. Рождественская. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
11. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль - М. : Олма Медиа Групп, 2015. - 448 с.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] /А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М .: Просвещение, 2009.
13. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития [Текст] / И.Б. Дерманова. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. - 118 с.
14. Дьячкова, М.А. О роли педагога в духовно-нравственном воспитании школьников [Текст] / М.А. Дьячкова // Вестник развития науки и образования. - 2009. - № 6. - С. 101-105.
15. Зелинский, К.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы [Текст] : учеб. -метод. пособие / К.В. Зелинский, Т.В. Черникова; под ред. В.И. Слободчикова. - М. : Изд-во Планета, 2010. - 280 с.
16. Зимина, А.И. Организация работы по направлению «Нравственность» [Текст] / И.А. Зимина // Классный руководитель. - 2011. - №6. - С. 6.
17. Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников [Текст] / Е.Е. Игнатьева // Воспитание школьника. - 2010. - №9. - С. 8-11.
18. Измаилова, И.Х. Современные подходы к духовно - нравственному воспитанию младших школьников [Текст] / И.Х. Измаилова // Педагогический журнал. - 2016. - №6. - С. 210-221.
19. Колупанова, Ю.В. Взаимодействие образовательного учреждения и музея в духовно-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения [Текст] / Ю.В. Колупанова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №1. - С. 17-20.
20. Конеева, Г.М. Формирование нравственных основ у младших школьников [Текст] / Г.М. Конеева // Начальная школа. - 2016. - №5. - С. 13¬14.
21. Кохичко, А.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами русского (родного) языка [Текст] / А.Н. Кохичко // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №3. - С. 78-85.
22. Курмелева, Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению [Текст] / Н.А. Курмелева // Начальная школа. - 2014. - №11. - С. 55-59.
23. Курносова, С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе [Текст] / С.А. Курносова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 2(55). - С. 42-47.
24. Курносова, С.А. Эмоциональная отзывчивость личности: психолого-педагогический аспект [Текст] / С.А. Курносова // Вестник Гуманитарные науки. - 2007. - №1. - С. 56-62.
25. Леонтьев, Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Гуманитарные проблемы современной психологии. Изв. Таганрогского гос. радиотехн. ун-та. - 2005. - №7. - С. 16-21.
26. Лившиц, Р. Л. Духовность и бездуховность личности [Текст] / Р.Л. Лившиц - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1997. - 150 с.
27. Лобанова, А.В. Потенциал прикладного искусства в формировании духовно-нравственных ориентаций детей [Текст] / А.В. Лобанова // Современная педагогика. - 2017. - №3. - С. 123-126.
28. Медведева, Н.В. Технология этического мышления как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №1. - С. 14¬17.
29. Метлик, И.В. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе [Текст] / И.В. Метлик // Воспитание школьника. - 2012. - № 2. - С. 9-18.
30. Мусс, Г.Н. Проблема определения критериев воспитанности младшего школьника (На примере усвоения базовых национальных ценностей) [Текст] / Г.Н. Мусс // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №9. - С. 50-54.
31. Никитченков, А.Ю. Фольклор в системе духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника [Текст] / А.Ю. Никитченков // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №5. - С. 53-57.
32. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, А.Н. Российская. - 3-е изд., стереотипное. - М. : ООО «А ТЕМП», 1995. - 928 с.
33. Первова, Г.М. Фольклорные традиции - одно из направлений духовного воспитания [Текст] / Г.М. Первова // Начальная школа. - 2016. - №5. - С. 23-28.
34. Перекрестова, Т.С. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС: от теории к практике [Текст] / Т.С. Перекрестова // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - №1. - С. 11-15.
35. Погонцева, Д.В. Особенности формирования интереса к занятию фольклором у современных подростков [Текст] / Д.В. Погонцева // Современная педагогика. - 2016. - №11.
36. Провоторова, В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / В.П. Проворотова // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 51-53.
37. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель. - 2001. - №6. - С. 24-43.
38. Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов /А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб. : Питер, 2001. - 394 с.
39. Реброва, О.В. Приобщение современных школьников к проблеме духовных поисков человека [Текст] / О.В. Реброва // Начальная школа. - 2015. - №6. - С. 27-28.
40. Секачёва, И.Н. Нравственное воспитание младших школьников [Текст] / И.Н. Секачёва // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №11. - С. 11-14.
41. Скоков, Г.В. Современные методы духовно -нравственного воспитания [Текст] / Г.В. Скоков // Начальная школа. - 2012. - № 11. - С. 45¬49.
42. Соловцова, И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии [Текст]: учеб.-метод. пособие для педагогов и студентов / И.А. Соловцова. - Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2004. - 160 с.
43. Трегубова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора [Текст] : материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.) / Н.Н. Трегубова. - Краснодар : Новация, 2016. - 277 с.
44. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М. : Политиздат, 1987. - 590 с.
45. Фридман, Г.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов [Текст] : книга для учителя / Г.М. Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я. Каплунович. - М. : Просвещение, 1988 - 207 с.
46. Хаблиева, А. Т. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / А.Т. Хаблиева. - М. : Академия, 2007. - 403 с.
47. Холманский, А.С. Негативное влияние электронных средств коммуникации на духовное развитие учеников и студентов [Текст] / А.С. Холманский, Л.И. Холманская // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №1. - С. 33-37.
48. Чиплиева, А.Д. Эмпирическое исследование ориентации младших школьников на нравственные ценности [Текст] / А.Д. Чиплиева // Современная педагогика. - 2017. - №1. - С. 19-21.
49. Шитякова, Н.П. Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях [Текст] : курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования / Н.П. Шитякова - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2004. - 158 с.
50. Шуляпова, О.В. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения [Текст] / О.В. Шуляпова // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №1. - С. 3-6.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ