Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ

Работа №107796

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2019
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
182
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей потребностно- мотивационной сферы людей раннего юношеского возраста с разными уровнями интернет зависимости 7
1.1 Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста
1.2 Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста
в соотношении с уровнем интернет - зависимости 17
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей потребностно- мотивационной сферы людей раннего юношеского возраста с разными уровнями интернет зависимости 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 30
Выводы по второй главе 46
Заключение 49
Список используемой литературы 51

В 21 веке цифровое пространство является многофакторной системой, позволяющей человеку находить информацию, общаться, удовлетворять потребности. С каждым годом интернет всё чаще и сильнее врывается в нашу жизнь. Он становится не просто инструментом человека, но и полноценным виртуальным миром со своими законами и особенностями. Современному человеку без интернета сейчас «прожить» практически невозможно, ровно так же, как в нем можно жить, практически не выходя из дома. В современной научной сфере существует множество психологических исследований, целью которых является попытка определить влияние интернета на личность, ее качества и жизнедеятельность. Все авторы в целом сходятся на том, что воздействие сети как виртуальной среды намного глубже и глобальней чем персонального компьютера и других технических систем. В условиях полной анонимности интернета человек получает способность делать многое, на что в реальной жизни пойти не готов, реализовать то, на что в реальном мире не хватит внутренних ресурсов. Также, интернет представляется как сфера удовлетворения различных потребностей человека, начиная базовыми потребностями в признании и уважении, заканчивая экзистенциальными, имеющими сильную мотивационную подпитку и основу. Также сеть интернет является сложной для исследований в плане невозможности точного измерения деятельности индивида в сети, и грани определения места, с которого начинаются проблемы, становятся более широкими, и, зачастую, трудно детерминируемыми. Тот факт, что интернет может являться своеобразной новой социальной сферой развития индивида, наталкивает на вопрос - как же в интернете человек реализует потребности, связанные напрямую с людьми, что вокруг него, в сети? Насколько удовлетворены потребности у интернет зависимых людей? Имеется ли у них потребность в поисках новых ощущений? На данный момент имеется очень мало исследований на тему удовлетворения потребностей в сети интернет, это и обуславливает актуальность данной работы.
Цель исследования: изучить особенности потребностно- мотивационной сферы личности в раннем юношеском возрасте с разными уровнями интернет - зависимости.
Объект исследования: Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста.
Предмет исследования: Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста в соотношении с уровнем интернет - зависимости.
Гипотеза исследования: у людей с разным уровнем интернет зависимости имеются различия в степени удовлетворенности основных потребностей, и проявлении потребности в поисках новых ощущений. Чем выше степень интернет зависимости, тем более выражен высокий уровень удовлетворенности социальных потребностей, и менее выражены уровни удовлетворенности физиологических потребностей, и потребностей, связанных с безопасностью.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретический материал по проблеме: особенности раннего юношеского возраста, структура потребностей индивида;
2) подобрать и обосновать диагностический инструментарий;
3) обобщить и проинтерпретировать результаты экспериментального исследования;
4) сделать выводы.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме
2. Эмпирические: тестирование (Опросник Кимберли Янг, Метод парных сравнений В.В. Скворцова, Шкала потребности в поисках ощущений, М. Цукерман)
3. Методы обработки данных:
а) качественный метод;
б) количественный метод;
Практическая значимость исследования, состоит в том, что результаты помогут психологу понять особенности мотивационно- потребностной сферы людей с интернет зависимостью, и учитывать это при консультации и других видах деятельности психологии. Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 лиц раннего юношеского возраста, мужского и женского пола, опрошенные дистанционно в сети интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами были рассмотрены особенности раннего юношеского возраста, структура потребностей человека, удовлетворение их через интернет, а также сам феномен интернет зависимости. Поскольку интернет представляет собой по сути средство для удовлетворения всех основных потребностей, он может мешать развитию и жизни индивида. Виртуальное общение может повлиять на общение в реальном мире, фальшивые способы удовлетворения потребностей, не приносящие настоящей пользы, создают ощущение успешного удовлетворения, но на короткий период, и с гораздо меньшим качеством. Также, интернет, и в частности соцсети, создают иллюзию самореализации, исходящей не из реальных талантов подростка, а его популярности в сети интернет. Согласно результатам проведенного исследования, лица, с высокой зависимостью от сети интернет, отличаются по многим показателям, от людей со средним уровнем зависимости. Это выражается в минимальном уровне удовлетворенности биологических потребностей, отсутствие корректной реализации их, и иногда невозможность в связи с высоким уровнем аддикции. Это может оказать отрицательное влияние в рамках юношеского возраста, для человека как растущего организма. От проблем с пищеварительными системами организма, до репродуктивных функций и создания семьи. Расхождения в уровне удовлетворенности потребности в безопасности говорят о различии восприятия сферы вокруг себя. Если же для людей со средним уровнем зависимости настоящий мир имеет больший приоритет, в нем больше объективных факторов, влияющих на ощущение комфорта и безопасности индивида, что и сказывается на более высоком уровне удовлетворенности. Для интернет - зависимых людей сеть является зоной комфорта, отвлекающей от реальности, в которой они себя чувствуют относительно безопасно, в большей части из - за возможности контролировать чуть ли не полностью всю окружающую среду в сети интернет. Для юношеского возраста это опасно тем, что являет собой угрозу для последующего состояния индивида вне сети и способности адаптироваться к жизненным невзгодам. Особенно важно это на данном жизненном этапе, и начале профессиональной деятельности. Различия в социальных потребностях представляют основную проблему и в то же время функцию сети как отдельного социума, с особым процессом протекания коммуникаций и социализации как таковой. Люди со средним уровнем интернет - зависимости, имеют приоритет в общении в реальной жизни, и получение эмоций, реакций, ощущений оттуда. Зачастую среда может быть недружелюбна по отношению к человеку, и таким образом, он не чувствует себя причастным к какой-либо социальной группе, или может не иметь друзей, с которыми можно поделиться своими переживаниями. У интернет зависимых эта потребность удовлетворена больше, потому что это их социум, их место для общения с друзьями, место, где они могут значить что - то для определенной группы лиц, и быть полностью анонимными в том числе. Для юношеского возраста социализация в среде интернет несет проблемы в мотивации для профессиональной деятельности. Она отвлекает от настоящего социума, достижения значимых целей в нем, и постройки своей личности. Происходит фокус и концентрация на интернет сфере, заменяющей все окружение.


1. Абулъханова-Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности [Текст] / К.А. Абулъханова-Славская // Теоретические и методологические проблемы психологии личности. - М., 1974. С. 79, 80.
2. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия [Текст] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ. Сер. 14. 1996. Вып. 4. 14-20 с.
3. Бабаева, Ю.Д. Психологические последствия информатизации [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, // Психологический журнал, 1998 , №1
4. Бабаева, Ю.Д. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты [Текст] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, В.В Кобелев, О.К. Тихомиров // Вопросы психологии. 1983. N 2. с. 25-34
5. Варламова, С. Н. Интернет-зависимость молодёжи мегаполисов: критерии и типология [Текст] / С.Н. Варламова, Е.Р. Гончарова, И.В. Соколова // Мониторинг. 2015. №2 (125).
6. Войскунский, А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернет [Текст] / А.Е. Войскунский // Психологический журнал, 1999. - №1
7. Гайнцев, Е.Г. Мотивация интернет пользователей, или почему возникает зависимость от интернета [Текст] / Е.Г. Гайнцев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №2.
8. Жичкина, А.Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета [Текст] / А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская // Труды по социологии образования. М., 2000. Т. 5. Вып. 7
9. Завалишина, О.В. Интернет-аддикция одна из актуальных проблем современности [Текст] / О.В. Завалишина, Н.А. Загуменных, Е.С. Постоева // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2015. №105.
10. Иванова, В.С. Влияние Интернета на студенческую молодежь: оценки первокурсников [Текст] / В.С. Иванова, А.Н. Древаль // Вестник БГУ. 2013. №6.
11. Кастельс, М. Россия и сетевое общество [Текст] / М. Кастельс, Э. Киселева // Мир России, 2000. № 1. С. 23-51
12. Коган, В.З. Человек: информация, потребность, деятельность [Текст] / В.З. Коган, В.А. Уханов // Томск, 1991
13. Кожевникова, О.В. Психологические особенности интернет- зависимых пользователей [Текст] / О.В. Кожевникова, З.Н. Шавалеева // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2012. №3.
14. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. 256с.
15. Короленко Ц.П. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - М.-Екатеринбург, 2000.
16. Коул, М. Новые информационные технологии, базовые навыки и изнанка образования: что следует делать? [Текст] / М. Коул // Социально-исторический подход в психологии обучения. - М., 1989
17. Ларионова, С.О. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики [Текст] / С.О. Ларионова, А.С. Дегтерев // Педагогическое образование в России. 2013. №2.
18. Лепский, В.Е. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете [Текст] / В.Е. Лепский, А.Г. Рапуто // Институт психологии РАН, 1999. - 96с.
19. Макалатия, А.Г. Изучение опыта компьютерных игр [Текст] / А.Г. Макалатия // Международная конференция студентов и аспирантов по фундаментальным наукам „Lomonosov-96“, Секция: Психология, Тезисы. 1996.
20. Маркс, К. Сочинения издание второе [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс // М.Государственное издательство политической литературы, 132 с.
21. Маслоу, А.Г. Теория человеческой мотивации [Текст] / А.Г. Маслоу // Psychological Review, 50, 1943.
22. Молчанов, Б.М. Что такое хакер? [Текст] / Б.М.Молчанов // КомпьютерПресс, 1993, №8.
23. Мустафьева, Г.Н. Социальные аспекты интернет-зависимости [Текст] / Г.Н. Мустафьева // Национальный психологический журнал. 2012. №2.
24. Оськина, Н.Г. Проблема Интернет-зависимости: психолого-педагогическая трактовка [Текст] / Н.Г Оськина // ОНВ. 2012. №3 (109).
25. Розин, В.М. Влияние Интернета на сознание и структуру знания [Текст] / В.М. Розин - М., ИФ РАН. 2004 - 239 с.
26. Скворцов, Л.В. Информационная культура как условие выживания человечества [Текст] / Л.В. Скворцов - М.: Проблема глобальной безопасности - 1995
27. Спиркина, Т. С. Личностные особенности пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости [Текст] / Т.С. Спиркина // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №60.
28. Тихомиров, О.К., Гурьева, Л.П. Психологический анализ трудовой деятельности, опосредствованной компьютерами [Текст] / О.К.Тихомиров, Л.П.Гурьева // Психологический журнал, 1986, №5
29. Тихомиров, О.К. Психологические проблемы автоматизации научно-технических работ [Текст] / О.К.Тихомиров, М.Г. Ярошевский - М.: Наука, 1987. -240 с.
30. Тончева, А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости [Текст] / А.В. Тончева // Интернет-журнал Науковедение. 2012. №4 - 13с.
31. Тончева, А.В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте [Текст] / А.В. Тончева // Вестник ЧГУ. 2013. №1.
32. Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми [Текст] / Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров // Вестник МГУ. - Сер. 14. Психология. 1991.- № 3.
33. Холл, А. Интернет аддикция: студенческое тематическое исследование с помощью лучших методов познавательной терапии [Текст] / А. Холл, Д. Парсонс // Журнал консультации психического здоровья. - 2001. Том 23. - №4 - с. 312-327
34. Чудова, Н.В. Особенности образа «Я» жителя интернета [Текст] / Н.В. Чудова // Психологический журнал, №1, 2002
35. Шмелев, А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии [Текст] / А.Г. Шмелев // Компьютеры и познание - М.: Наука, 1990
36. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста [Текст] / Э. Шпрангер // - М., 1931
37. Янг, К. Диагноз - Интернет-зависимость [Текст] / К. Янг // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29
38. Makeev, S.N. Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being [Текст] / S.N. Makeev // 2'2016
39. Stewart, Talli R. Cell phone addiction, restrictive social environments and health of college students [Текст] / Talli R. Stewart // Health Psychology, 2013, Texas State University - San Marcos
40. Suler, J. Computer and Cyberspace Addiction [Текст] / J. Suler // International Journal of Applied Psychoanalytic Studies, 2004 1, 359-362 с.
41. Kohl, A. B. Video Game Addiction And Motivation In Emerging Adults: A Person-Centered Approach [Текст] / A.B. Kohl // Wayne State University Dissertations, 1454 - 2016
42. Seabra, L.S. Relationship between internet addiction and self-esteem [Текст] / L.S. Seabra // RCAAP - 2015


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ