ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей потребностно- мотивационной сферы людей раннего юношеского возраста с разными уровнями интернет зависимости 7
1.1 Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста
1.2 Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста
в соотношении с уровнем интернет - зависимости 17
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей потребностно- мотивационной сферы людей раннего юношеского возраста с разными уровнями интернет зависимости 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 30
Выводы по второй главе 46
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей потребностно- мотивационной сферы людей раннего юношеского возраста с разными уровнями интернет зависимости 7
1.1 Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста
1.2 Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста
в соотношении с уровнем интернет - зависимости 17
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей потребностно- мотивационной сферы людей раннего юношеского возраста с разными уровнями интернет зависимости 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 30
Выводы по второй главе 46
Заключение 49
Список используемой литературы 51
В 21 веке цифровое пространство является многофакторной системой, позволяющей человеку находить информацию, общаться, удовлетворять потребности. С каждым годом интернет всё чаще и сильнее врывается в нашу жизнь. Он становится не просто инструментом человека, но и полноценным виртуальным миром со своими законами и особенностями. Современному человеку без интернета сейчас «прожить» практически невозможно, ровно так же, как в нем можно жить, практически не выходя из дома. В современной научной сфере существует множество психологических исследований, целью которых является попытка определить влияние интернета на личность, ее качества и жизнедеятельность. Все авторы в целом сходятся на том, что воздействие сети как виртуальной среды намного глубже и глобальней чем персонального компьютера и других технических систем. В условиях полной анонимности интернета человек получает способность делать многое, на что в реальной жизни пойти не готов, реализовать то, на что в реальном мире не хватит внутренних ресурсов. Также, интернет представляется как сфера удовлетворения различных потребностей человека, начиная базовыми потребностями в признании и уважении, заканчивая экзистенциальными, имеющими сильную мотивационную подпитку и основу. Также сеть интернет является сложной для исследований в плане невозможности точного измерения деятельности индивида в сети, и грани определения места, с которого начинаются проблемы, становятся более широкими, и, зачастую, трудно детерминируемыми. Тот факт, что интернет может являться своеобразной новой социальной сферой развития индивида, наталкивает на вопрос - как же в интернете человек реализует потребности, связанные напрямую с людьми, что вокруг него, в сети? Насколько удовлетворены потребности у интернет зависимых людей? Имеется ли у них потребность в поисках новых ощущений? На данный момент имеется очень мало исследований на тему удовлетворения потребностей в сети интернет, это и обуславливает актуальность данной работы.
Цель исследования: изучить особенности потребностно- мотивационной сферы личности в раннем юношеском возрасте с разными уровнями интернет - зависимости.
Объект исследования: Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста.
Предмет исследования: Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста в соотношении с уровнем интернет - зависимости.
Гипотеза исследования: у людей с разным уровнем интернет зависимости имеются различия в степени удовлетворенности основных потребностей, и проявлении потребности в поисках новых ощущений. Чем выше степень интернет зависимости, тем более выражен высокий уровень удовлетворенности социальных потребностей, и менее выражены уровни удовлетворенности физиологических потребностей, и потребностей, связанных с безопасностью.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретический материал по проблеме: особенности раннего юношеского возраста, структура потребностей индивида;
2) подобрать и обосновать диагностический инструментарий;
3) обобщить и проинтерпретировать результаты экспериментального исследования;
4) сделать выводы.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме
2. Эмпирические: тестирование (Опросник Кимберли Янг, Метод парных сравнений В.В. Скворцова, Шкала потребности в поисках ощущений, М. Цукерман)
3. Методы обработки данных:
а) качественный метод;
б) количественный метод;
Практическая значимость исследования, состоит в том, что результаты помогут психологу понять особенности мотивационно- потребностной сферы людей с интернет зависимостью, и учитывать это при консультации и других видах деятельности психологии. Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 лиц раннего юношеского возраста, мужского и женского пола, опрошенные дистанционно в сети интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы.
Цель исследования: изучить особенности потребностно- мотивационной сферы личности в раннем юношеском возрасте с разными уровнями интернет - зависимости.
Объект исследования: Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста.
Предмет исследования: Мотивационно-потребностная сфера людей раннего юношеского возраста в соотношении с уровнем интернет - зависимости.
Гипотеза исследования: у людей с разным уровнем интернет зависимости имеются различия в степени удовлетворенности основных потребностей, и проявлении потребности в поисках новых ощущений. Чем выше степень интернет зависимости, тем более выражен высокий уровень удовлетворенности социальных потребностей, и менее выражены уровни удовлетворенности физиологических потребностей, и потребностей, связанных с безопасностью.
В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретический материал по проблеме: особенности раннего юношеского возраста, структура потребностей индивида;
2) подобрать и обосновать диагностический инструментарий;
3) обобщить и проинтерпретировать результаты экспериментального исследования;
4) сделать выводы.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа, систематизации, обобщения научных источников по теме
2. Эмпирические: тестирование (Опросник Кимберли Янг, Метод парных сравнений В.В. Скворцова, Шкала потребности в поисках ощущений, М. Цукерман)
3. Методы обработки данных:
а) качественный метод;
б) количественный метод;
Практическая значимость исследования, состоит в том, что результаты помогут психологу понять особенности мотивационно- потребностной сферы людей с интернет зависимостью, и учитывать это при консультации и других видах деятельности психологии. Выборка исследования: в исследовании принимали участие 40 лиц раннего юношеского возраста, мужского и женского пола, опрошенные дистанционно в сети интернет.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и эмпирической главы, исследования, выводов, заключения, списка использованной литературы.
Нами были рассмотрены особенности раннего юношеского возраста, структура потребностей человека, удовлетворение их через интернет, а также сам феномен интернет зависимости. Поскольку интернет представляет собой по сути средство для удовлетворения всех основных потребностей, он может мешать развитию и жизни индивида. Виртуальное общение может повлиять на общение в реальном мире, фальшивые способы удовлетворения потребностей, не приносящие настоящей пользы, создают ощущение успешного удовлетворения, но на короткий период, и с гораздо меньшим качеством. Также, интернет, и в частности соцсети, создают иллюзию самореализации, исходящей не из реальных талантов подростка, а его популярности в сети интернет. Согласно результатам проведенного исследования, лица, с высокой зависимостью от сети интернет, отличаются по многим показателям, от людей со средним уровнем зависимости. Это выражается в минимальном уровне удовлетворенности биологических потребностей, отсутствие корректной реализации их, и иногда невозможность в связи с высоким уровнем аддикции. Это может оказать отрицательное влияние в рамках юношеского возраста, для человека как растущего организма. От проблем с пищеварительными системами организма, до репродуктивных функций и создания семьи. Расхождения в уровне удовлетворенности потребности в безопасности говорят о различии восприятия сферы вокруг себя. Если же для людей со средним уровнем зависимости настоящий мир имеет больший приоритет, в нем больше объективных факторов, влияющих на ощущение комфорта и безопасности индивида, что и сказывается на более высоком уровне удовлетворенности. Для интернет - зависимых людей сеть является зоной комфорта, отвлекающей от реальности, в которой они себя чувствуют относительно безопасно, в большей части из - за возможности контролировать чуть ли не полностью всю окружающую среду в сети интернет. Для юношеского возраста это опасно тем, что являет собой угрозу для последующего состояния индивида вне сети и способности адаптироваться к жизненным невзгодам. Особенно важно это на данном жизненном этапе, и начале профессиональной деятельности. Различия в социальных потребностях представляют основную проблему и в то же время функцию сети как отдельного социума, с особым процессом протекания коммуникаций и социализации как таковой. Люди со средним уровнем интернет - зависимости, имеют приоритет в общении в реальной жизни, и получение эмоций, реакций, ощущений оттуда. Зачастую среда может быть недружелюбна по отношению к человеку, и таким образом, он не чувствует себя причастным к какой-либо социальной группе, или может не иметь друзей, с которыми можно поделиться своими переживаниями. У интернет зависимых эта потребность удовлетворена больше, потому что это их социум, их место для общения с друзьями, место, где они могут значить что - то для определенной группы лиц, и быть полностью анонимными в том числе. Для юношеского возраста социализация в среде интернет несет проблемы в мотивации для профессиональной деятельности. Она отвлекает от настоящего социума, достижения значимых целей в нем, и постройки своей личности. Происходит фокус и концентрация на интернет сфере, заменяющей все окружение.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ МОТИВАЦИИ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016



