Психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни 8
1.1 Особенности формирования предпосылок математической
грамотности у детей 7-го года жизни 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни 18
2.1 Выявление уровня сформированности предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни 18
2.2 Содержание работы по формированию предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий 30
2.3 Определение эффективности формирования предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни 39
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложение А Характеристика выборки исследования 56
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 57
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 59
Приложение Г Конспекты занятий 6
Глава 1 Теоретические аспекты формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни 8
1.1 Особенности формирования предпосылок математической
грамотности у детей 7-го года жизни 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни 18
2.1 Выявление уровня сформированности предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни 18
2.2 Содержание работы по формированию предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий 30
2.3 Определение эффективности формирования предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни 39
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложение А Характеристика выборки исследования 56
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 57
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 59
Приложение Г Конспекты занятий 6
Одним из острых вопросов современной педагогики представляется подготовка дошкольников к формированию математической грамотности. Научные труды по проблеме указывают на необходимость поиска оптимальных методов и форм процесса формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни, на улучшение результатов диагностики уровня готовности к систематическому овладению знаниями, на необходимость разработки дифференцированных подходов к детям, что в целом будет способствовать решению данной проблемы.
Дошкольный возраст - это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 7 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. Именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки.
Современные программы предусматривают использование различных психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни в образовательном процессе, но рассматривается этот вопрос в программах недостаточно широко и подробно. В основном данная информация отражается в требованиях к организации предметно-пространственной среды группы и ДОУ в целом.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для формирования предпосылок математической грамотности, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, и другие. Проблема развития предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни изучалась в работах Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной. Психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни отражены в работах Р.Л. Березиной, Е.П. Гуменниковой, З.А. Михайловой, Ю.А. Первина и других.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни возможно, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
- подобраны дидактические игры в соответствии с показателями формирования предпосылок математической грамотности;
- привлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по формированию у детей предпосылок математической грамотности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты формирования предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни;
- выявить уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни;
- разработать и апробировать содержание работы по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий.
Теоретическо-методологической основой исследования выступают:
- теоретические исследования формирования предпосылок математической грамотности (Р.Л. Березина, Е.П. Гуменникова, З.А. Михайлова и другие);
- исследования особенностей формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни (А.В. Горячев, Ю.А. Первин и другие);
- исследования психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни (А.А. Калинина, Л.Д. Лебедева, В.О. Штумф и другие).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольный этапы),
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ №10. В данном исследовании принимали участие дети в возрасте 6-7 лет в количестве 40 человек.
Новизна исследования: определены специфика и содержание психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 8 рисунками.
Дошкольный возраст - это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 7 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. Именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки.
Современные программы предусматривают использование различных психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни в образовательном процессе, но рассматривается этот вопрос в программах недостаточно широко и подробно. В основном данная информация отражается в требованиях к организации предметно-пространственной среды группы и ДОУ в целом.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для формирования предпосылок математической грамотности, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, и другие. Проблема развития предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни изучалась в работах Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной. Психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни отражены в работах Р.Л. Березиной, Е.П. Гуменниковой, З.А. Михайловой, Ю.А. Первина и других.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни возможно, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
- подобраны дидактические игры в соответствии с показателями формирования предпосылок математической грамотности;
- привлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по формированию у детей предпосылок математической грамотности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты формирования предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни;
- выявить уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни;
- разработать и апробировать содержание работы по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий.
Теоретическо-методологической основой исследования выступают:
- теоретические исследования формирования предпосылок математической грамотности (Р.Л. Березина, Е.П. Гуменникова, З.А. Михайлова и другие);
- исследования особенностей формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни (А.В. Горячев, Ю.А. Первин и другие);
- исследования психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни (А.А. Калинина, Л.Д. Лебедева, В.О. Штумф и другие).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольный этапы),
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ №10. В данном исследовании принимали участие дети в возрасте 6-7 лет в количестве 40 человек.
Новизна исследования: определены специфика и содержание психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 8 рисунками.
В ходе изучения теоретических аспектов формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни нами было установлено, что математическая грамотность - это навыки детей выражать, использовать и толковать математику как в разных видах деятельности, так и в разнообразных контекстах. В данное понятие, входит особое математическое мышление, а также знание о математических величинах, понятиях и процедурах. Предпосылки математической грамотности - это сформированность математических представлений и логического мышления. Математические представления - это сформированные знания о форме, времени, величине, пространстве, количестве, а также тех отношениях и свойствах, которые имеют данные категории. Мышление - обобщенное и опосредованное отражение закономерных, существенных взаимосвязей действительности. Логическое мышление - это такой вид мышления, который отличается тем, что в его процессе применяются логические термины и конструкции, и характеристиками которого являются рассудительность, доказательность. В старшем дошкольном возрасте мыслительная деятельность в основном направлена на установку связей с предметами. Происходит познание окружающего пространства, развивается способность ориентирования в знакомой обстановке, вырабатывается понимание направления.
В работе с детьми 7 года жизни целью является формирование предметной математической и ключевых компетенций, необходимых для самореализации воспитанников в быстро меняющемся мире. Для достижения указанной цели предусматривается формирование: целостного восприятия мира, понимания роли математики в познании действительности; готовности к распознаванию проблем, которые решаются с применением математических методов, способности решать сюжетные задачи, логически рассуждать, обосновывать свои действия и выполнять действия по алгоритмом; умение пользоваться математической терминологией, знаковой и графической информацией; ориентироваться на плоскости и в пространстве; применять вычислительные навыки в практических ситуациях и понимать сущность процесса измерения величин; интереса к изучению математики, творческого подхода и эмоционально ценностного отношения к выполнению математических задач; умение учиться. Нами выделены следующие психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни: разработка перспективного плана по математическому развитию с учетом возрастных особенностей детей; использование игровых форм обучения, а именно - дидактических игр; создание предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики; организация совместной деятельности воспитателей и родителей.
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни можно диагностировать у 45% детей. Дошкольник не может применять высказывания и высказывательные формы математического содержания, он не знает, какой предмет длиннее, а какой - короче. Ответ пытается угадать, на вопрос педагога о причине выбора предмета не отвечает, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник не может построить грамотное математическое предложение. Он не знает отношения количества, что такое меньше и больше. Ответ пытается угадать, на вопрос педагога о причине выбора ответа не дает, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник не может применять высказывания с кванторами, он не знает последовательность дней недели, сбивается. Ответ пытается угадать, на вопрос педагога о причине выбора ответа не отвечает, свои действия адекватно пояснить не может.
Средний уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Дошкольник может применять высказывания и высказывательные формы математического содержания при подсказке взрослого, он затрудняется выбрать, какой предмет длиннее, а какой - короче. Ответ дает путем долгого сопоставления задания и подсказки педагога, на вопросы педагога о причине выбора предмета отвечает односложно, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник может построить грамотное математическое предложение только при подсказке взрослого, он путает понятия и не совсем верно их употребляет. Ответ дает путем долгого сопоставления задания и подсказки педагога, на вопросы педагога о причине выбора ответа отвечает односложно, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник может применять высказывания с кванторами только при подсказке взрослого, он затрудняется выбрать, в каком порядке идут дни недели. Ответ дает путем долгого сопоставления задания и подсказки педагога, на вопросы педагога о причине выбора ответа отвечает односложно, свои действия адекватно пояснить не может.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий.
Нами было экспериментально доказано, что формирование предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни возможно, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
- подобраны дидактические игры в соответствии с показателями формирования предпосылок математической грамотности;
- привлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по формированию у детей предпосылок математической грамотности.
Первым шагом нашей работы стала активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики.
Вторым шагом нашей работы стало использование дидактических игр в работе с детьми 7-го года жизни с целью формирования предпосылок математической грамотности. Все игры по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года, разработанные нами, выдавались детям на заранее приготовленных карточках. Карточки к играм представлены в Приложении Г. Всего было разработано и проведено 10 игр. Игры давались нами во время совместной деятельности педагога и детей.
Третьим шагом нашей работы стала организация совместной деятельности воспитателей и родителей. Нами было проведено родительское собрание на тему «Математическая подготовка к школе». Целью собрания стало повышение уровня педагогической грамотности родителей на тему формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Контрольный этап исследования показал, что в экспериментальной группе уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни существенно повысился: количество детей с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
В работе с детьми 7 года жизни целью является формирование предметной математической и ключевых компетенций, необходимых для самореализации воспитанников в быстро меняющемся мире. Для достижения указанной цели предусматривается формирование: целостного восприятия мира, понимания роли математики в познании действительности; готовности к распознаванию проблем, которые решаются с применением математических методов, способности решать сюжетные задачи, логически рассуждать, обосновывать свои действия и выполнять действия по алгоритмом; умение пользоваться математической терминологией, знаковой и графической информацией; ориентироваться на плоскости и в пространстве; применять вычислительные навыки в практических ситуациях и понимать сущность процесса измерения величин; интереса к изучению математики, творческого подхода и эмоционально ценностного отношения к выполнению математических задач; умение учиться. Нами выделены следующие психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни: разработка перспективного плана по математическому развитию с учетом возрастных особенностей детей; использование игровых форм обучения, а именно - дидактических игр; создание предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики; организация совместной деятельности воспитателей и родителей.
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни можно диагностировать у 45% детей. Дошкольник не может применять высказывания и высказывательные формы математического содержания, он не знает, какой предмет длиннее, а какой - короче. Ответ пытается угадать, на вопрос педагога о причине выбора предмета не отвечает, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник не может построить грамотное математическое предложение. Он не знает отношения количества, что такое меньше и больше. Ответ пытается угадать, на вопрос педагога о причине выбора ответа не дает, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник не может применять высказывания с кванторами, он не знает последовательность дней недели, сбивается. Ответ пытается угадать, на вопрос педагога о причине выбора ответа не отвечает, свои действия адекватно пояснить не может.
Средний уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Дошкольник может применять высказывания и высказывательные формы математического содержания при подсказке взрослого, он затрудняется выбрать, какой предмет длиннее, а какой - короче. Ответ дает путем долгого сопоставления задания и подсказки педагога, на вопросы педагога о причине выбора предмета отвечает односложно, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник может построить грамотное математическое предложение только при подсказке взрослого, он путает понятия и не совсем верно их употребляет. Ответ дает путем долгого сопоставления задания и подсказки педагога, на вопросы педагога о причине выбора ответа отвечает односложно, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник может применять высказывания с кванторами только при подсказке взрослого, он затрудняется выбрать, в каком порядке идут дни недели. Ответ дает путем долгого сопоставления задания и подсказки педагога, на вопросы педагога о причине выбора ответа отвечает односложно, свои действия адекватно пояснить не может.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий.
Нами было экспериментально доказано, что формирование предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни возможно, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
- подобраны дидактические игры в соответствии с показателями формирования предпосылок математической грамотности;
- привлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по формированию у детей предпосылок математической грамотности.
Первым шагом нашей работы стала активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики.
Вторым шагом нашей работы стало использование дидактических игр в работе с детьми 7-го года жизни с целью формирования предпосылок математической грамотности. Все игры по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года, разработанные нами, выдавались детям на заранее приготовленных карточках. Карточки к играм представлены в Приложении Г. Всего было разработано и проведено 10 игр. Игры давались нами во время совместной деятельности педагога и детей.
Третьим шагом нашей работы стала организация совместной деятельности воспитателей и родителей. Нами было проведено родительское собрание на тему «Математическая подготовка к школе». Целью собрания стало повышение уровня педагогической грамотности родителей на тему формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Контрольный этап исследования показал, что в экспериментальной группе уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни существенно повысился: количество детей с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- Формирование естественно-научной грамотности обучающихся на уроках окружающего мира (Ишимский Педагогический Институт)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Комплекс дидактических игр как средство повышения уровня экологического воспитания дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019



