Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни 8
1.1 Особенности формирования предпосылок математической
грамотности у детей 7-го года жизни 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни 12
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни 18
2.1 Выявление уровня сформированности предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни 18
2.2 Содержание работы по формированию предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий 30
2.3 Определение эффективности формирования предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни 39
Заключение 49
Список используемой литературы 53
Приложение А Характеристика выборки исследования 56
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 57
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля 59
Приложение Г Конспекты занятий 6
Одним из острых вопросов современной педагогики представляется подготовка дошкольников к формированию математической грамотности. Научные труды по проблеме указывают на необходимость поиска оптимальных методов и форм процесса формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни, на улучшение результатов диагностики уровня готовности к систематическому овладению знаниями, на необходимость разработки дифференцированных подходов к детям, что в целом будет способствовать решению данной проблемы.
Дошкольный возраст - это время, когда познавательное, нравственное, физическое развитие ребенка происходит особенно интенсивно. В частности, именно до 7 лет ребенок приобретает более половины суммарных навыков мышления, которые пригодятся ему в будущем. Именно поэтому ему необходимо уделять особое внимание. Именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки.
Современные программы предусматривают использование различных психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни в образовательном процессе, но рассматривается этот вопрос в программах недостаточно широко и подробно. В основном данная информация отражается в требованиях к организации предметно-пространственной среды группы и ДОУ в целом.
Дошкольное детство, с психологической точки зрения, является самым благоприятным для формирования предпосылок математической грамотности, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, О.М. Дьяченко, и другие. Проблема развития предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни изучалась в работах Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной. Психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни отражены в работах Р.Л. Березиной, Е.П. Гуменниковой, З.А. Михайловой, Ю.А. Первина и других.
Таким образом анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Объект исследования: процесс формирования предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни возможно, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
- подобраны дидактические игры в соответствии с показателями формирования предпосылок математической грамотности;
- привлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по формированию у детей предпосылок математической грамотности.
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты формирования предпосылок
математической грамотности у детей 7-го года жизни;
- выявить уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни;
- разработать и апробировать содержание работы по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий.
Теоретическо-методологической основой исследования выступают:
- теоретические исследования формирования предпосылок математической грамотности (Р.Л. Березина, Е.П. Гуменникова, З.А. Михайлова и другие);
- исследования особенностей формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни (А.В. Горячев, Ю.А. Первин и другие);
- исследования психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни (А.А. Калинина, Л.Д. Лебедева, В.О. Штумф и другие).
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: психолого-педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий и контрольный этапы),
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ №10. В данном исследовании принимали участие дети в возрасте 6-7 лет в количестве 40 человек.
Новизна исследования: определены специфика и содержание психолого-педагогических условий формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий может быть использовано в работе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (29 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 8 рисунками.
В ходе изучения теоретических аспектов формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни нами было установлено, что математическая грамотность - это навыки детей выражать, использовать и толковать математику как в разных видах деятельности, так и в разнообразных контекстах. В данное понятие, входит особое математическое мышление, а также знание о математических величинах, понятиях и процедурах. Предпосылки математической грамотности - это сформированность математических представлений и логического мышления. Математические представления - это сформированные знания о форме, времени, величине, пространстве, количестве, а также тех отношениях и свойствах, которые имеют данные категории. Мышление - обобщенное и опосредованное отражение закономерных, существенных взаимосвязей действительности. Логическое мышление - это такой вид мышления, который отличается тем, что в его процессе применяются логические термины и конструкции, и характеристиками которого являются рассудительность, доказательность. В старшем дошкольном возрасте мыслительная деятельность в основном направлена на установку связей с предметами. Происходит познание окружающего пространства, развивается способность ориентирования в знакомой обстановке, вырабатывается понимание направления.
В работе с детьми 7 года жизни целью является формирование предметной математической и ключевых компетенций, необходимых для самореализации воспитанников в быстро меняющемся мире. Для достижения указанной цели предусматривается формирование: целостного восприятия мира, понимания роли математики в познании действительности; готовности к распознаванию проблем, которые решаются с применением математических методов, способности решать сюжетные задачи, логически рассуждать, обосновывать свои действия и выполнять действия по алгоритмом; умение пользоваться математической терминологией, знаковой и графической информацией; ориентироваться на плоскости и в пространстве; применять вычислительные навыки в практических ситуациях и понимать сущность процесса измерения величин; интереса к изучению математики, творческого подхода и эмоционально ценностного отношения к выполнению математических задач; умение учиться. Нами выделены следующие психолого-педагогические условия формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни: разработка перспективного плана по математическому развитию с учетом возрастных особенностей детей; использование игровых форм обучения, а именно - дидактических игр; создание предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики; организация совместной деятельности воспитателей и родителей.
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни можно диагностировать у 45% детей. Дошкольник не может применять высказывания и высказывательные формы математического содержания, он не знает, какой предмет длиннее, а какой - короче. Ответ пытается угадать, на вопрос педагога о причине выбора предмета не отвечает, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник не может построить грамотное математическое предложение. Он не знает отношения количества, что такое меньше и больше. Ответ пытается угадать, на вопрос педагога о причине выбора ответа не дает, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник не может применять высказывания с кванторами, он не знает последовательность дней недели, сбивается. Ответ пытается угадать, на вопрос педагога о причине выбора ответа не отвечает, свои действия адекватно пояснить не может.
Средний уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни можно диагностировать у 55% детей данной возрастной группы. Дошкольник может применять высказывания и высказывательные формы математического содержания при подсказке взрослого, он затрудняется выбрать, какой предмет длиннее, а какой - короче. Ответ дает путем долгого сопоставления задания и подсказки педагога, на вопросы педагога о причине выбора предмета отвечает односложно, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник может построить грамотное математическое предложение только при подсказке взрослого, он путает понятия и не совсем верно их употребляет. Ответ дает путем долгого сопоставления задания и подсказки педагога, на вопросы педагога о причине выбора ответа отвечает односложно, свои действия адекватно пояснить не может. Дошкольник может применять высказывания с кванторами только при подсказке взрослого, он затрудняется выбрать, в каком порядке идут дни недели. Ответ дает путем долгого сопоставления задания и подсказки педагога, на вопросы педагога о причине выбора ответа отвечает односложно, свои действия адекватно пояснить не может.
Эти показатели одинаковы для экспериментальной и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий.
Нами было экспериментально доказано, что формирование предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни возможно, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
- активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
- подобраны дидактические игры в соответствии с показателями формирования предпосылок математической грамотности;
- привлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по формированию у детей предпосылок математической грамотности.
Первым шагом нашей работы стала активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики.
Вторым шагом нашей работы стало использование дидактических игр в работе с детьми 7-го года жизни с целью формирования предпосылок математической грамотности. Все игры по формированию предпосылок математической грамотности у детей 7-го года, разработанные нами, выдавались детям на заранее приготовленных карточках. Карточки к играм представлены в Приложении Г. Всего было разработано и проведено 10 игр. Игры давались нами во время совместной деятельности педагога и детей.
Третьим шагом нашей работы стала организация совместной деятельности воспитателей и родителей. Нами было проведено родительское собрание на тему «Математическая подготовка к школе». Целью собрания стало повышение уровня педагогической грамотности родителей на тему формирования предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни.
Контрольный этап исследования показал, что в экспериментальной группе уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни существенно повысился: количество детей с низким уровнем снизилось до 20% (было 45%), а средний уровень повысился до 70% (с 55% на этапе констатации). Высокий уровень сформированности предпосылок математической грамотности у детей 7-го года жизни выявлен у 10%, тогда как ранее этот показатель был равен 0.
Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы.
Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и верность выдвинутой гипотезы.
1. Абраменкова В. В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. 2018. №4. С. 45 - 51.
2. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: Форум, 2017. 144 с.
3. Баракина Т. В. Использование сенсорной интерактивной доски в процессе формирования математических представлений у дошкольников // Детский сад: Теория и практика. 2019. № 3. С. 28 - 37.
4. Белошистая А. В. Теория и методика организации математического развития дошкольников. Мурманск: МГПУ, 2020. 256 с.
5. Белошистая А. В. Учебные средства и их использование на занятии по математике в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: Теория и практика. 2011. № 3. С. 14 - 20.
6. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 2018. 317 с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2014. 174 с.
8. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. Логико-психологический анализ. М.: Наука, 2019. 203 с.
9. Габова М. А. Средства математического развития ребенка: история и современность // Детский сад: теория и практика. 2021. № 3. С. 18¬27.
10. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М.: Эксмо, 2016. 277 с.
11. Ерофеева Т. И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - М.: Проф. образование, 2020. 296 с.
12. Запорожец А. В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Педагогика, 2015. 321 с.
13. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М. : «Академия», 2018. 256 с.
14. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. М.: Федеральный институт развития образования, 2018. 121 с.
15. Киричек К. А. Подготовка бакалавров профиля «Дошкольное образование» к осуществлению математического развития детей в образовательных организациях // Кант. 2016. №1(18). С.37-40.
16. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольного ребенка в детском саду // «Дошкольное воспитание». 2020. №3 С. 12 - 20.
17. Кулюткин Ю. Н. Моделирование педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 2019. 120 с.
18. Мясищев Н. В. Проблемы обучения и умственного развития дошкольников. М.: Просвещение, 2016. 382 с.
19. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учеб. Заведений. М.: Владос, 2017. 496 с.
20. Новоселов С. А. Инновационная модель математического образования в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. 2019. № 2. С. 25-37.
21. Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Слово, 2017. 234 с.
22. Пышкало А. М. Средства обучения математике. М. : Просвещение, 2020. 155 с.
23. Старикова А. Ю. ИКТ в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста //
Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 июля 2015 г.) Чебоксары: ЦНС
«Интерактив плюс», 2015. С. 33-36.
24. Столяр А. А. Педагогика математики. Мн.: Выш.шк., 1986. 414с.
25. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 2020. 64 с.
26. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 284 с.
27. Усова А. П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 2019. 176 с.
28. Эльконин Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7 лет. М. : Педагогика, 2018. 318 с.
29. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. 360 с.