Введение 4
Глава 1 Понятие и общая характеристика органов прокуратуры в Российской Федерации и их роль в противодействии преступности 6
1.1 Прокуратура в системе органов государственной власти Российской
Федерации 6
1.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской
Федерации 8
1.3 Место и роль органов прокуратуры в противодействии преступности .... 14
Глава 2 Проблемы организации и осуществления координационной деятельности прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности 19
2.1 Нормативные и организационные основы координационной деятельности прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности .... 19
2.2 Проблемы осуществления и перспективы координационной деятельности
прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности .... 24
Глава 3 Сочетание прокурорского надзора и уголовного преследования в деятельности прокуратуры Российской Федерации в контексте противодействия преступности 32
3.1 Анализ особенностей противодействия преступности посредством
прокурорского надзора 32
3.2 Анализ особенностей противодействия преступности посредством
уголовного преследования 43
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 63
Актуальность исследования. В настоящее время, в контексте реализации правоохранительной функции государства, правоохранительные органы продолжают осуществлять различные меры, которые направлены на общее снижение уровня преступности.
Прокуратура Российской Федерации во все времена была и остаётся оплотом законности и правопорядка. Нормативная природа органов прокуратуры, закреплённая в федеральном законодательстве, позволяет им бескомпромиссно реагировать на не соответствующие Конституции Российской Федерации [23] и законам действия и акты федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Прокуратура - есть важнейший элемент обеспечения соблюдения конституционной законности. При этом «прокуратура выступает не только в качестве одного из ключевых элементов системы сдержек и противовесов разделенных властей, но и важным интегратором и координатором этих властей в целях обеспечения должного единства всей государственной власти» [63, с. 5].
Тем не менее, несмотря на всю важность, месту прокуратуры в системе противодействия преступности в науке почти не уделяется внимания. Как правило, всестороннему исследованию подвергаются иные направления деятельности данной системы органов. Законодательное регулирование вопросов, касающихся функционирования органов прокуратуры многократно подвергалось нормативным коррективам, что предопределяет важность анализа положений действующего законодательства, применительно к деятельности прокуратуры по противодействию преступности.
Степень разработанности темы исследования. Вопросы нормативной регламентации деятельности органов прокуратуры, в том числе, связанной с противодействием преступности, в разные годы разрабатывались в работах отечественных специалистов, таких как: Г.Г. Анисимов, П.Н. Басманов, В.Г. Бессарабов, А.Ю. Гулягин, Ф.М. Кобзарев и других.
Объект исследования - общественные отношения, связанные с противодействием преступности в Российской Федерации.
Предмет исследования - выступают нормативно-правовые акты и материалы правоприменительной практики, связанные с организацией деятельности прокуратуры, направленной на противодействие преступности.
Цель исследования - рассмотрение и анализ деятельность органов прокуратуры по противодействию преступности.
Задачи исследования:
- обозначить вопрос, связанные с дефиницией понятия и сущностью прокуратуры, уделив внимание базовым принципы организации и деятельности органов прокуратуры РФ;
- определить роль органов прокуратуре в общей системе противодействия преступности в стране;
- охарактеризовать особенности противодействия преступности посредством различных направлений деятельности прокуратуры и дать предложения по совершенствованию регулирования.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке соответствующих теоретических аспектов осуществления координационной деятельности прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности.
Практическая значимость работы обусловлена необходимостью совершенствования нормативной регламентации положений, касающихся осуществления координационной деятельности прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, разделённых на отдельные параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В заключении проведённой работы, подведем её общие итоги и сформулируем выводы и предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства.
Анализ конституционных норм, посредством которых определены органы власти в стране, демонстрирует, что прокуратура являет собой целостное государственно-властное образование, состоящее из органов и учреждений, обеспечивающих надзор за исполнением действующих законов на территории всей страны. При этом, органы прокуратуры организованы и функционируют в условиях достаточной самостоятельности - они не включены ни в одну из традиционно выделяемых ветвей государственной власти.
Деятельность органов прокуратуры функционально проникает, в той, или ной мере, в деятельность практически всех ветвей государственной власти Российской Федерации. Такого рода взаимодействие осуществляется в форме надзорной, а также иной деятельности органов прокуратуры, определяемой в рамках правового регулирования.
Законодательное регулирование вопросов, касающихся функционирования органов прокуратуры многократно подвергалось нормативным коррективам, что предопределяет важность соответствующего анализа положений действующего законодательства, применительно к деятельности органов прокуратуры по противодействию преступности.
В условиях российской действительности, а также тех многочисленных законодательных изменений правового поля, что коснулись, в том числе, организации и деятельности анализируемой системы органов, прокуратура остаётся важной составляющей «системы сдержек и противовесов» в структуре органов государственной власти. Именно органы прокуратуры в рамках реализуемых полномочий способствуют установлению активного взаимодействия различных ветвей государственной власти друг с другом, сохраняя свою целостность, самостоятельность независимость.
Следует отметить наличие устойчивой тенденции к развитию принципов организации и деятельности прокуратуры, что обуславливается объективными условиями функционирования органов прокуратуры России.
Тем не менее, базовые составляющие принципов организации и деятельности прокуратуры являются устойчивыми, что является необходимым свойством принципиальных нормативных положений. Ключевыми в организации и деятельности органов прокуратуры являются принципа законности, единства и централизации прокуратуры РФ и т.д.
В качестве основных направлений деятельности прокуратуры по противодействию преступности следует выделить:
- координацию деятельности по борьбе с преступностью;
- противодействие преступности посредством прокурорского надзора;
- противодействие преступности посредством уголовного преследования;
- иную деятельность, направленная на противодействие преступности.
Одним из базовых полномочий органов прокуратуры, связанных с противодействием преступности, является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Тем не менее, иные формы реализации полномочий органов прокуратуры также играют важную роль в осуществлении эффективного, целенаправленного и наступательного противодействия преступности в современных российских реалиях.
В органах прокуратуры обозначилась достаточно устойчивая практика проведения различных координационных мероприятий, посвящённых самым насущным и требующим реагирования со стороны государства проблемам противодействия современной преступности.
Координация деятельности правоохранительных органов может осуществляться в следующих основных формах:
- проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
- обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
- создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
- разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности и т.д.
Выбор конкретных форм координационной деятельности определяется ее участниками, исходя из конкретной обстановки. Соответственно, данный перечень не является закрытым.
Вряд ли можно усомниться в том, что действительное и объективное снижение показателей преступности можно обеспечить только комплексным подходом, предполагающим интеграцию усилий различных правоохранительных структур в рамках единого организационного взаимодействия.
Что же касается организации противодействия отдельным видам преступности (наркопреступности, организованной преступности и т.д.) то такое организационное взаимодействие должно быть построено, в том числе, непосредственно в каждой правоохранительной структуре, вовлечённой в такое взаимодействие.
Особого внимания в этом контексте требует налаживание качественного взаимодействия следователя с оперативными подразделениями.
Как представляется, в качестве недостатков регламентации координационной деятельности органов прокуратуры можно назвать отсутствие чёткости в определении субъектов данной деятельности. Представляется целесообразным их определить, а также уточнить и скорректировать координационные полномочия прокуроров всех уровней.
Необходимо чётко нормативно урегулировать ряд наиболее важных полномочий прокурора, как ключевой фигуры в обозначенном процессе организационного взаимодействия.
Анализ обозначенных тенденций приводит к выводу о необходимости принятия отдельного Федерального закона «Об организации деятельности государственных органов, структур гражданского общества по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации», что могло бы иметь большое организационное значение в регулировании указанного спектра вопросов. В подобном нормативном документе должны найти своё закрепление место, роль и функциональные полномочия каждого из субъектов координационной деятельности.
Текущие приоритеты данного направления деятельности органов прокуратуры по противодействию преступным проявлениям в обществе должны формироваться предметно - с опорой на результаты анализа состояния преступности по регионам и на уровне страны в целом, с использованием информационных ресурсов, относящихся ко всем участникам координационных совещаний, организуемых в рамках обозначенного направления деятельности.
Для создания дополнительных гарантий эффективности, предпринимаемых в данном направлении усилий, представляется необходимым в большей степени использовать совокупные силы и средства различных правоохранительных органов в их совокупности.
Усиление противодействия преступности в полной мере соответствует интересам обеспечения национальной безопасности.
Также нельзя не отметить, что действующее регулирование указанной сферы не содержит критериев эффективности координационной деятельности, осуществляемой в анализируемом направлении.
В плане определения эффективности государственно-властной правоприменительной деятельности существует проблема неоднозначности понятийного аппарата, а также проблема чёткого определения методик оценки эффективности координационной деятельности.
Безусловно, организационное взаимодействие органов прокуратуры в направлении противодействия преступности не может рассматриваться в качестве единомоментного действия. Будучи направленным на повышение эффективности противодействия преступности, такого рода деятельность должна строится последовательно и реализовываться систематически.
Сказанное предопределяет вывод о том, что координационная работа органов прокуратуры РФ должна поступательно развиваться в комплексном направлении.
Каждая правоохранительная структура должна чётко понимать своё место и роль в подобной совместной деятельности, и, будучи включённой в эту деятельность, проявлять разумную инициативу.
Как представляется, комплексное законодательное регулировании в указанном аспекте, посредством обобщения в едином правовом документе соответствующих положений, может качественно повысить потенциал координационной деятельности прокуратуры по противодействию преступности и, создав предпосылки для дальнейшего развития данного важного направления деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Прокурорский надзор - особое направление деятельности прокуратуры, рассматриваемое нами в качестве средства противодействия преступности.
Представляется, что в качестве средства противодействия преступности наибольшую эффективность может иметь надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Сущностную составляющую данного направления прокурорского надзора характеризуют следующие признаки:
- посредством применения средств прокурорского надзора, обеспечивается соблюдение органами, осуществляющими ОРД и предварительное расследование прав и законных интересов лиц и организаций, а также соблюдение реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина;
- посредством применения средств прокурорского надзора создаются дополнительные гарантии точного исполнения органами, осуществляющими ОРД и предварительное расследование, нормативных предписаний, касающихся превентивной деятельности, а также касающихся выявления и расследования уголовно-наказуемых деяний, посягающих на объект уголовно-правовой охраны и т.д.
Важно помнить, что достижение целей данного направления прокурорского надзора обеспечивается средствами прокурорского надзора, что позволяет достаточно эффективно использовать властный ресурс и не допускать нарушений закона в анализируемой сфере.
Законодатель не случайно выделяет в контексте полномочий прокуратуры РФ отдельный их спектр, наряду с надзорными полномочиями. Речь идёт о полномочиях, связанных с осуществлением уголовного преследования. Эта категория властных полномочий регламентируется в нормах российского уголовно-процессуального законодательства.
Нормативно употребляя в Закона о прокуратуре дефиницию «уголовное преследование», федеральный законодатель, несмотря на это, не считает необходимым добавить конкретики содержанию этого оборота.
Значение института уголовного преследования в противодействии преступности силами и средствами органов прокуратуры весьма сложно переоценить. Весьма важно, что органы прокуратуры получили на законодательном уровне наряду надзорными полномочиями, полномочия осуществления от лица государства уголовного преследования лиц, преступающих уголовно-правовой запрет.
Не только органы прокуратуры, конечно же, но и другие государственные органы задействованы в реализации задач обеспечения законности в нашей стране, однако, именно у прокуратуры в этом ряду, как представляется, наиболее важная роль. В частности, в рамках осуществления уголовного судопроизводства - в его досудебных и судебных стадиях.
Таким образом, реализуемая в деятельности органов прокуратуры правоохранительная функция, опираясь на нормы УПК РФ, создаёт дополнительную составляющую реализации основных направлений деятельности прокуратуры РФ.
Иная деятельность, направленная на противодействие преступности содержательно, не конкретизирована, что позволяет, основываясь на положениях действующего законодательства, а также различных ведомственных актов, относить к этому направлению самые разные составляющие.
В частности, можно выделить: использование в деятельности прокуратуры научно-обоснованных результатов проводимых криминологических исследований, направленных на повышение эффективности осуществляемых полномочий, направленных на планомерное, активное и наступательное противодействие преступности; организацию повышения профессиональной подготовки прокурорских работников и т.д.
Таким образом, реализуемая в деятельности органов прокуратуры правоохранительная функция, опираясь на нормы УПК РФ, создаёт дополнительную составляющую реализации основных направлений деятельности прокуратуры РФ.
Только комплексный подход к совершенствованию организационных и нормативных основ деятельности органов прокуратуры по противодействию преступности может обеспечить эффективность.
1. Анисимов Г.Г. Надзор за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в органах ФСБ // Законность. 2015. № 11. С. 16-21.
2. Артамонов А.Н. Полномочия прокурора при надзоре за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия // Законодательство и практика. 2016. № 1. С. 73-79.
3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М., 1997. 411 с.
4. Безруков А.В. Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография. М.: Юстицинформ, 2015. 188 с.
5. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М., 2006. 471 с.
6. Бондаренко В. Надзор за оперативно-розыскной деятельностью // Законность. 2013. № 2. С. 30-35.
7. Бывальцева С.Г. Понятие и структура конституционного статуса прокуратуры // Право и практика. 2013. № 2 (12). С. 24-29.
8. Воробьев Т.Н. Проблемы определения правового статуса прокуратуры в Российской Федерации // Современное право. 2014. № 6. С. 38-42.
9. Громов В.П., Смерников И.Ф. Законность как принцип организации и деятельности прокуратуры // Проблемы юридической науки и правоприменительной деятельности. Вып. 14. Краснодар, 2010. С. 137-143.
10. Гулягин А.Ю. Государственная функция уголовного преследования // Актуальные проблемы публичного права в России и за рубежом: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.,
2011. С. 493-499.
11. Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе правоохранительных органов административной юрисдикции / под ред. В.П. Рябцева. М.: Юрист,
2012. 259 с.
12. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Стр. 8220-8235.
13. Зеленецкий В.С. Функциональная структура прокурорской деятельности. Харьков, 1978. 177 с.
14. Инсаров О.А. Новые шаги в создании и развитии государственной автоматизированной системы правовой статистики // Прокурор. 2016. № 2. С. 52-59.
15. Исаенко В.Н. Государственное обвинение в системе уголовно-процессуальных функций // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 1. С. 183-189.
16. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 5. С. 13-16.
17. Кан М.П. Процессуальные функции прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: Дис. ... канд. юрид. наук. Ташкент, 1988. 207 с.
18. Каширина О.Н. Прокуратура как субъект ранней профилактики преступности // Законность. 2012. № 9. С. 16-20.
19. Кобзарев Ф.М. Правовые и организационные основы координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. М., 1999. 195 с.
20. Ковалев А.А. Роль российской прокуратуры в координации деятельности правохранительных и контролирующих органов по борьбе с преступностью и профилактике преступлений и правонарушений в новых условиях // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции (03-04 ноября 2011 г.). Вып. 8. Тюмень, 2011. С. 276-279.
21. Колоколов Н.А. Не ограничится ли реформа предварительного следствия очередной сменой руководства? // Уголовное судопроизводство. 2007. № 4. С. 25-31.
22. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. - М., 1998. 483 с.
23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020 г.) // «Российская газета» от 4 июля 2020 г. № 144.
24. Крюков В.Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве: уголовно-процессуальные и надзорные аспекты деятельности прокурора. М.: Норма, 2010. 480 с.
25. Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. М., 2007. 429 с.
26. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М., 1986. 205 с.
27. Мазюк Р.В. Процессуальная деятельность стороны обвинения как реализация функции уголовного преследования // Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Сборник научных трудов. Вып. 8. М., 2011. С. 239-245.
28. Максуров А.А. Критерии эффективности координационной практики // Военно-юридический журнал. 2008. № 2. С. 64-68.
29. Мельников Н.В. Прокуратура России и ее роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Ростов н/Д., 2001. 30 с.
30. Нечевин Д.К. Прокуратура Российской Федерации, ее цели, задачи, функции и основные формы деятельности // Публичное и частное право. № I (IX). М., 2011. С. 39-45.
31. Одношевин И.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и пределы его осуществления // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 4. С. 191-196.
32. Олейник В.В. Противодействие преступности как одно из основных направлений работы органов прокуратуры по защите прав личности в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2014. № 15. С. 10-15.
33. Оперативно-розыскная деятельность: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М. : Инфра-М, 2004. 216 с.
34. Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 г. № 3355- О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Курагина Анатолия Викторовича на нарушение его конституционных прав подпунктом "в" пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
35. Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 г. № 2279- О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Никандрова Дениса Владимировича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 37, частями третьей и шестой статьи 108, частью второй статьи 109, частью первой статьи 146 и частями второй и седьмой статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
36. Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2017 г. № 1184- О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степкина Андрея Ивановича на нарушение его конституционных прав пунктом 12 части второй статьи 37 и статьей 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
37. Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 г. № 2182- О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исаева Абдул- Вахаба Абазовича на нарушение его конституционных прав подпунктом «в» пункта 1 части второй статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
38. Поляков М.П., Федулов А.В. Прокурорский надзор. М. : Юрайт, 2014. 220 с.
39. Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 24 сентября 2015 г. №1 // Материалы координационной деятельности Генеральной прокуратуры РФ. М., 2015.
40. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / под ред. В.М. Семенова и В.А. Байдукова. М. : Норма, 2008. 314 с.
41. Приказ Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 г. «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», «Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов») // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 5, 30.01.2006.
42. Приказ Генпрокуратуры России от 08.08.2018 г. № 485 «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы» (вместе с «Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2018 - 2021 годы») // Законность. 2018. № 10.
43. Приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 г. № 33 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2011. № 5.
44. Приказ Генпрокуратуры России от 16.01.2012 г. № 7
«Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» // Законность. 2012. № 3.
45. Приказ Генпрокуратуры России от 17.05.2018 г. № 296
«О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью» // Документ официально опубликован не был. СПС «Консультант плюс».
46. Приказ Генпрокуратуры России от 22.11.2013 г. № 506 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора» // Законность. 2014. № 2.
47. Родевич В.Ч., Тукало А.Н. Сущность результатов и материалов оперативно-розыскной деятельности // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сборник научно-практических трудов. Вып. 4. М., 2014. С. 243-247.
48. Рябцев В.П. Концептуальные аспекты развития координации правоохранительной деятельности // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. 2007. № 2. С. 28-35.
49. Рябцев В.П. Прокуратура в системе координации правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2011. № 6 (26). С. 91-100.
50. Рябцев В.П., Капитонова Ю.В. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в федеральных округах // Законность. 2001. № 10. С. 25-29.
51. Синельщиков Ю.П. О функциях прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса // Российский следователь. 2008. № 17. С. 28-31.
52. Смирнов А.Ф. К вопросу о правовом регулировании статуса прокуратуры Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 1. С. 215-217.
53. Соловьев А.Б., Якубович Н.А. К вопросу о концепции правового обеспечения функции уголовного преследования // Современные проблемы уголовного права, процесса и криминалистики. М.: Кемерово, 1996. 166 с.
54. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1968. Т. 1. 389 с.
55. Сушина Т.Е. Правовая норма в контексте предмета прокурорского надзора // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 8. С. 63-69.
56. Таджиев Х.С. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за расследованием преступлений. Ташкент, 1985. 130 с.
57. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
58. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 27.10.1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 592. (Акт утратил силу)
59. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63- ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
60. Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы» // СЗ РФ. 2016. № 14. Ст. 1985.
61. Указ Президента РФ от 18.04.1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью») // СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
62. Указ Президента РФ от 29.06.2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» // СЗ РФ. 2018. № 27. Ст. 4038.
63. Ульянов А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 5-7.
64. Федеральный закон от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. №15. Ст. 1269.
65. Федеральный закон от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 24. Ст. 2830.
66. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
67. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
68. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
69. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
70. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
71. Халиулин А.Г. Уголовное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. 231 с.
72. Халиуллина рганов по борьбе с преступностью // Государство в меняющемся мире: материалы VI Международной школы-практикума молодых ученых-юристов (Москва, 26-28 мая 2011 г.) М., 2012. С. 415-420.
73. Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: Монография: В 3 т. Том 2. М., 2014. 130 с.