Рулевое управление автомобиля -это совокупность механизмов и узлов, служащих, для поворота управляемых колес, обеспечивает движение автомобиля по заданной водителем траектории. Передачу усилия поворота рулевого колеса к управляемым колесам обеспечивает рулевой привод. Так же в конструкции рулевого механизма для облегчения управления, в автомобилестроении применяют усилители руля, которые делают поворот руля легким и эргономичным. Удобство водителя во время движения, а также комфорт от вождения зависит от ряда факторов качественного проектирования рулевого управления. Поэтому в современной отрасли проектирования и изготовления рулевых систем уделяется большое внимание совершенствованию рулевого управления, производится разработка конструкторских решений, способных значительно повысить уровень потребительских свойств данной системы .
Актуальность данного дипломного проекта заключается в улучшении манёвренности легкового автомобиля 2 класса путем модернизации рулевого механизма типа шестерня - рейка.
Для осуществления заявленной модернизации понадобится осуществить следующие мероприятия: уменьшение угла поворота колеса за счёт изменения конструкции рулевого механизма. Ход рейки рулевого механизма ограничивается модернизированной опорой тяг, сама опора имеет увеличенную длину в сравнении с серийной версией. Следующим шагом модернизации, является перерасчёт передаточного числа рулевого механизма. За меньший радиус поворота руля шестерня должна переместить рейку в горизонтальном положении на большее расстояние. Таким образом необходимо увеличить количество зубьев шестерни, сохранив параметры зубьев и, сохранив инструменты для нарезания зубьев шестерни и рейки. Также экономическая сторона проекта должна быть эффективна, модернизация не должна повлечь экономических убытков.
Задачей данного дипломного проекта являлась разработка модернизированного рулевого механизма автомобиля 2 класса с уменьшенным количеством оборотов рулевого колеса, для более спортивного характера автомобиля. При проектировании узла были выполнены следующие задачи:
• определение, назначение, классификация рулевого управления автомобилей и требования, предъявляемые к его конструкции;
• выполнен анализ существующих типов рулевых механизмов, а также выбран самый оптимальный;
• произведено выявление плюсов и минусов конструкции;
• выбран и обоснован конкретный тип механизма и просчитана его актуальность;
• выполнен тягово-динамический расчёт;
• выполнен топливо-экономический расчёт;
• выполнен расчёт усилия на руле при повороте на месте ;
• произведен «расчет параметров зацепления механизма «шестерня- рейка»;
• разработан и описан технологический процесс сборки рулевого механизма;
• подтверждена экономическая эффективность проектируемого проекта и определены затраты на производство;
• проведен анализ охраны труда и обеспечение мероприятий по безопасности производства.
1. Васильев, Б.С. Автомобильный справочник [Текст] / Б.С. Васильев, М.С. Высоцкий, К.Л. Гаврилов- М.: Машиностроение, 2004. - 704 с.
2. Карпова В.Г. Учебно-методическое пособие к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика предприятия» для студентов специальности 190201 - «Автомобиле- и тракторостроение» и по дисциплине Экономика и управление предприятием» для студентов специальности 140501 • «Двигатели внутреннего сгорания» всех форм обучения. Тольятти: ТГУ, 2007. - 48 с.
3. Кисуленко, Б.В. Краткий автомобильный справочник. Т3. [Текст] / Б.В. Кисуленко, Ю.В. Дементьев, И.А. Венгеров- М.: Автополис-плюс, 2005. • 560 с.
4. Лата, В.Н. Конструирование и расчет автомобиля. Ходовая часть и системы управления. [Текст] Курс лекций. - 125 с.
5. Лата, В.Н. Расчет геометрии зацепления “шестерня-рейка” рулевого механизма автомобиля: учебное пособие [Текст] / В.Н. Лата, И.В. Еремина. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2006. - 105 с.
6. Лысов, М.И. Рулевое управление автомобилей [Текст] / М.И. Лысов. - М.: Машиностроение, 1973. - 344 с.
7. Малкин, В.С. Особенности проектирования рулевого управления автомобиля с учетом свойств эластичности шин: учебное пособие [Текст] / В.С. Малкин. - Куйбышев: Изд-во КуАИ, 1983. - 296 с.
8. Раймпель, Й. Шасси автомобиля [Текст] /Й. Раймпель. - М.: Машиностроение, 1983. - 356 с.
9. Раймпель, Й. Шасси автомобиля: Рулевое управление [Текст] / Й. Раймпель. - М.: Машиностроение, 1987. - 232 с.
10. Родионов, В.Ф. Легковые автомобили [Текст] / В.Ф. Родионов, Б.А. Фиттерман. - М.: Машиностроение, 1973. - 490 с.
11. Черепанов, Л.А. Расчет тяговой динамики и топливной экономичности автомобиля: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Черепанов. - Тольятти: ТГУ, 2016. - 60 с.
12. Черепанов, Л.А.Таговый расчет автомобиля: учеб. пособие [Текст] / Л.А. Черепанов. - Тольятти: ТГУ, 1977. - 42 с.
Интернет ресурсы
13. Словарь терминов и определений «Академик». Понятие технологического процесса. URL:https://dic.academic.ru/ (18.02.2022)
14. Профилактика вредного воздействия шума на производстве. - ФГБУЗ ЦГиЭ №28 ФМБА России URL:https://cge28.ru/(07.04.2022)
15. Электронная библиотека. База знаний «Библиофонд» URL:https://www.bibliofond.ru/start/(14.03.2022).
...