Особенности счетных операций у младших школьников с задержкой психического развития
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР .. 9
1.2 Формирование счетных операций у младших школьников в норме ......... 13
1.3 Особенности формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР ............................................................................................................................ 17
1.4 Анализ образовательных технологий по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР ................................................................................. 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИ Я ИССЛЕДОВАНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 27
2.1 Методология исследования счетных операций у младших школьников с ЗПР ............................................................................................................................ 27
2.2 Организация исследования счетных операций у младших школьников с ЗПР ............................................................................................................................ 28
2.3 Характеристика детей, участвующих в исследовании ................................ 29
2.4 Методика констатирующего эксперимента (научно-теоретическое обоснование выбора методик и описание их) ........................................................ 30
2.4.1 Методика выявления общих принципов счета .......................................... 32
2.4.2 Методика выявления умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств ......................................... 32
2.4.3 Методика выявления прямого, обратного и порядкового счета ............. 33
2.4.4 Методика выявления умения соотносить множества на основе счетной деятельности ........................................................................................................... 34
2.4.5 Методика выявления изучение математического словаря ....................... 34
2.4.6 Методика выявления умений выполнять арифметические действия ..... 34
2.4.7 Методика выявления представлений о цифрах ......................................... 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ............................................................................................................................................ 37
3.1 Особенности общих принципов счета ........................................................... 37
3.2 Особенности умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств ................................................................... 39
3.3 Особенности прямого, обратного и порядкового счета .............................. 41
3.4 Особенности умения соотносить множества на основе счетной деятельности .............................................................................................................. 42
3.5 Особенности математического словаря ....................................................... 43
3.6 Особенности умений выполнять арифметические действия ...................... 44
3.7 Особенности представлений о цифрах .......................................................... 46
ГЛАВА IV. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЧЕТНЫХ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .............................................................................................................................................................. 53
4.1 Цель, направления, принципы и задачи коррекции ..................................... 53
4.2 Содержательный раздел .................................................................................. 55
4.3 Рекомендации для педагогов .......................................................................... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................................................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................................................................................ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР .. 9
1.2 Формирование счетных операций у младших школьников в норме ......... 13
1.3 Особенности формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР ............................................................................................................................ 17
1.4 Анализ образовательных технологий по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР ................................................................................. 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИ Я ИССЛЕДОВАНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 27
2.1 Методология исследования счетных операций у младших школьников с ЗПР ............................................................................................................................ 27
2.2 Организация исследования счетных операций у младших школьников с ЗПР ............................................................................................................................ 28
2.3 Характеристика детей, участвующих в исследовании ................................ 29
2.4 Методика констатирующего эксперимента (научно-теоретическое обоснование выбора методик и описание их) ........................................................ 30
2.4.1 Методика выявления общих принципов счета .......................................... 32
2.4.2 Методика выявления умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств ......................................... 32
2.4.3 Методика выявления прямого, обратного и порядкового счета ............. 33
2.4.4 Методика выявления умения соотносить множества на основе счетной деятельности ........................................................................................................... 34
2.4.5 Методика выявления изучение математического словаря ....................... 34
2.4.6 Методика выявления умений выполнять арифметические действия ..... 34
2.4.7 Методика выявления представлений о цифрах ......................................... 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ............................................................................................................................................ 37
3.1 Особенности общих принципов счета ........................................................... 37
3.2 Особенности умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств ................................................................... 39
3.3 Особенности прямого, обратного и порядкового счета .............................. 41
3.4 Особенности умения соотносить множества на основе счетной деятельности .............................................................................................................. 42
3.5 Особенности математического словаря ....................................................... 43
3.6 Особенности умений выполнять арифметические действия ...................... 44
3.7 Особенности представлений о цифрах .......................................................... 46
ГЛАВА IV. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЧЕТНЫХ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .............................................................................................................................................................. 53
4.1 Цель, направления, принципы и задачи коррекции ..................................... 53
4.2 Содержательный раздел .................................................................................. 55
4.3 Рекомендации для педагогов .......................................................................... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................................................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................................................................................ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный этап роста системы образования, а также новейшие достижения в области педагогики и психологии ставят в ряд основных проблем повышения результативности процесса обучения и становления ребенка как динамичного его участника, поэтому высокое значение приобретают вопросы формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Интерес к проблемам формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР обусловлен тем, что эти операции имеют большое значение в жизни детей. Счетная деятельность играет важную роль не только для подготовки к обучению в школе, на первом этапе школьного обучения, но и в продолжении последующих лет при овладении программ по математике, физики, химии, географии, труду и др., обеспечивая общеобразовательную подготовку.
Психолого-педагогические исследования (М.О. Винник, Т.А. Власова, Д.А. Емелина, Н.Д. Жаринова, И.В. Макаров, М.С. Певзнер и др.) и практика обучения детей с ЗПР говорит о том, что математические знания особенно трудно даются им в начальный период обучения. Это объясняется как трудностью самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей данной категории. Такие исследователи, какА. Гермаковская, И.Н. Гусева, А.П. Демидова, В.Н. Зиновьева, М.В. Ипполитова, Л.А. Каирова, Р.И. Лалаева, О.В. Михайлова, О.Г. Приходько, Ю.В. Скоробогатова, Ю.Ю. Фукалова и др. отмечают, что у младших школьников с ЗПР обнаруживаются нарушения счетных операций: неполноеодоление математическим словарем, неверное называние чисел, неточное представление о графической структуре цифр, механическое воспроизведение порядка следования чисел, затруднения в установлении места числа в ряду натуральных чисел, недостаточное понимание состава числа, трудности усвоения правил образования числа, многосложность установления
6
отношения числа к его соседям, несформированность количественных отношений чисел.
Уровень математической подготовки во многом зависит от успешного овладения счетных операций у младших школьников с ЗПР- базовой темы курса математики специальной школы VII вида. Актуальность проблемы формирования счетных операций у младших школьников с ЗПРопределяется также тем, что помимо образовательной задачи, в процессе познания решается коррекционно-развивающая задача специальной школы. В процессе изучения математических понятий десятичной системы счисления, позиционного значения цифр в записи чисел, свойств натуральных чисел, арифметических действий с ними у учащихся с ЗПР корригируются и развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение), речь и другие психические процессы, эмоционально-волевая сфера. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности счетных операций у младших школьников с ЗПР».
На основании существующего противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования – разработка и обоснование работы по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования – нарушения формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования – особенности счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
5. Изучить общую и специальную литературу по вопросу изучения счетных операций у младших школьников с ЗПР.
7
6. Подобрать и обосновать содержание диагностической методики исследования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
7. Провести констатирующее исследование особенности счетных операций у младших школьников с ЗПРи проанализировать выявленные особенности.
8. Разработать рекомендации для педагогов.
Гипотеза исследования.Эффективность работы по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:
выявление трудностей изучения счетных операций и причин их возникновения;
учет возрастных и индивидуальных особенностей развития психических процессов у младших школьников с ЗПР;
использование комплекса игровых заданий по трем направлениям: развитие представлений о множествах, об установлении отношений между ними; формирование понятия числа, понимание о структуре числа; формирование умений делать математические задачи.
Методы исследования:
теоретические методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость исследованияопределяется тем, что предложенные и подобранные игровые упражнения могут быть использованы дефектологами школьных образовательных организаций в работе по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР. Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемых
8
иточников, приложения. Объем дипломого исследования составляет 150 страниц. Всего проанализировано 63 работы.
Интерес к проблемам формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР обусловлен тем, что эти операции имеют большое значение в жизни детей. Счетная деятельность играет важную роль не только для подготовки к обучению в школе, на первом этапе школьного обучения, но и в продолжении последующих лет при овладении программ по математике, физики, химии, географии, труду и др., обеспечивая общеобразовательную подготовку.
Психолого-педагогические исследования (М.О. Винник, Т.А. Власова, Д.А. Емелина, Н.Д. Жаринова, И.В. Макаров, М.С. Певзнер и др.) и практика обучения детей с ЗПР говорит о том, что математические знания особенно трудно даются им в начальный период обучения. Это объясняется как трудностью самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей данной категории. Такие исследователи, какА. Гермаковская, И.Н. Гусева, А.П. Демидова, В.Н. Зиновьева, М.В. Ипполитова, Л.А. Каирова, Р.И. Лалаева, О.В. Михайлова, О.Г. Приходько, Ю.В. Скоробогатова, Ю.Ю. Фукалова и др. отмечают, что у младших школьников с ЗПР обнаруживаются нарушения счетных операций: неполноеодоление математическим словарем, неверное называние чисел, неточное представление о графической структуре цифр, механическое воспроизведение порядка следования чисел, затруднения в установлении места числа в ряду натуральных чисел, недостаточное понимание состава числа, трудности усвоения правил образования числа, многосложность установления
6
отношения числа к его соседям, несформированность количественных отношений чисел.
Уровень математической подготовки во многом зависит от успешного овладения счетных операций у младших школьников с ЗПР- базовой темы курса математики специальной школы VII вида. Актуальность проблемы формирования счетных операций у младших школьников с ЗПРопределяется также тем, что помимо образовательной задачи, в процессе познания решается коррекционно-развивающая задача специальной школы. В процессе изучения математических понятий десятичной системы счисления, позиционного значения цифр в записи чисел, свойств натуральных чисел, арифметических действий с ними у учащихся с ЗПР корригируются и развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение), речь и другие психические процессы, эмоционально-волевая сфера. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности счетных операций у младших школьников с ЗПР».
На основании существующего противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования – разработка и обоснование работы по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования – нарушения формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования – особенности счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
5. Изучить общую и специальную литературу по вопросу изучения счетных операций у младших школьников с ЗПР.
7
6. Подобрать и обосновать содержание диагностической методики исследования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
7. Провести констатирующее исследование особенности счетных операций у младших школьников с ЗПРи проанализировать выявленные особенности.
8. Разработать рекомендации для педагогов.
Гипотеза исследования.Эффективность работы по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:
выявление трудностей изучения счетных операций и причин их возникновения;
учет возрастных и индивидуальных особенностей развития психических процессов у младших школьников с ЗПР;
использование комплекса игровых заданий по трем направлениям: развитие представлений о множествах, об установлении отношений между ними; формирование понятия числа, понимание о структуре числа; формирование умений делать математические задачи.
Методы исследования:
теоретические методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость исследованияопределяется тем, что предложенные и подобранные игровые упражнения могут быть использованы дефектологами школьных образовательных организаций в работе по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР. Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемых
8
иточников, приложения. Объем дипломого исследования составляет 150 страниц. Всего проанализировано 63 работы.
Изучениеформированиясчетных операций у младших школьников с ЗПР является одной актуальной проблемой коррекционной педагогики и дефектологии. У младших школьников с ЗПР наблюдаются следующие отличительные чертысчетных операций: недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа; несформированность количественных отношений чисел; автоматическое воспроизведение порядка следования чисел; трудности установления отношения числа к его соседям; затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел; недостаточное овладение математическим словарем; неправильное называние чисел; неточное представление о графической структуре цифр; элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия, «ручной» способ выполнения); незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления; преимущественно конкретный характер мыслительных операций.
Для изучения уровня сформированности счетных операций у младших школьников с ЗПРбыл использован комплекс методик, предложенный С.Ю. Кондратьевой и включающих в себя семь серий диагностических проб:
1) выявление общих принципов счета;
2) выявление умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств;
3) выявление прямого, обратного и порядкового счета;
4) выявление умения соотносить множества на основе счетной деятельности;
5) изучение математического словаря;
6) выявление умений выполнять арифметические действия;
7) выявление представлений о цифрах.
Полученные данные на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о том, что у младших школьников с задержкой психического
60
развития диагностирован низкий уровень сформированность счетных операций. У них наблюдались ошибок в назывании чисел; затруднения с определением места числа среди остальных чисел; недостаточное знание математической терминологии; сложности в разложении числа на слагаемые; выполнение только элементарных арифметических операций; затруднения при выполнении последовательных арифметических действий. Полученные данные свидетельствуют о том, что экспериментальное исследование показало необходимость проведения систематической и целенаправленнойкоррекционнойработы по формированиюсчетных операций у младших школьников с ЗПР, и будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий: выявление трудностей изучения счетных операций и причин их возникновения; учет возрастных и индивидуальных особенностей развития психических процессов у младших школьников с ЗПР; использование комплекса игровых заданий по трем направлениям: формирование представлений о множествах, об установлении отношений между ними; формирование понятия числа, представлений о структуре числа; формирование умений решать математические задачи.Коррекционную работу поформированиюсчетных операций у младших школьников с ЗПРнеобходимо расширять и совершенствовать. Таким образом, все задачи выпускной квалификационной работы решены, гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.
Для изучения уровня сформированности счетных операций у младших школьников с ЗПРбыл использован комплекс методик, предложенный С.Ю. Кондратьевой и включающих в себя семь серий диагностических проб:
1) выявление общих принципов счета;
2) выявление умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств;
3) выявление прямого, обратного и порядкового счета;
4) выявление умения соотносить множества на основе счетной деятельности;
5) изучение математического словаря;
6) выявление умений выполнять арифметические действия;
7) выявление представлений о цифрах.
Полученные данные на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о том, что у младших школьников с задержкой психического
60
развития диагностирован низкий уровень сформированность счетных операций. У них наблюдались ошибок в назывании чисел; затруднения с определением места числа среди остальных чисел; недостаточное знание математической терминологии; сложности в разложении числа на слагаемые; выполнение только элементарных арифметических операций; затруднения при выполнении последовательных арифметических действий. Полученные данные свидетельствуют о том, что экспериментальное исследование показало необходимость проведения систематической и целенаправленнойкоррекционнойработы по формированиюсчетных операций у младших школьников с ЗПР, и будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий: выявление трудностей изучения счетных операций и причин их возникновения; учет возрастных и индивидуальных особенностей развития психических процессов у младших школьников с ЗПР; использование комплекса игровых заданий по трем направлениям: формирование представлений о множествах, об установлении отношений между ними; формирование понятия числа, представлений о структуре числа; формирование умений решать математические задачи.Коррекционную работу поформированиюсчетных операций у младших школьников с ЗПРнеобходимо расширять и совершенствовать. Таким образом, все задачи выпускной квалификационной работы решены, гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством маршрутных игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - Особенности формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ЛОГИКИ»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ДИСКАЛЬКУЛИИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО ГНОЗИСА
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Формирование логических умений младших школьников при изучении геометрического материала
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017






