Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности счетных операций у младших школьников с задержкой психического развития

Работа №107715

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы150
Год сдачи2020
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. К ВОПРОСУ ИЗУЧЕНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР .. 9
1.2 Формирование счетных операций у младших школьников в норме ......... 13
1.3 Особенности формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР ............................................................................................................................ 17
1.4 Анализ образовательных технологий по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР ................................................................................. 22
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИ Я ИССЛЕДОВАНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР 27
2.1 Методология исследования счетных операций у младших школьников с ЗПР ............................................................................................................................ 27
2.2 Организация исследования счетных операций у младших школьников с ЗПР ............................................................................................................................ 28
2.3 Характеристика детей, участвующих в исследовании ................................ 29
2.4 Методика констатирующего эксперимента (научно-теоретическое обоснование выбора методик и описание их) ........................................................ 30
2.4.1 Методика выявления общих принципов счета .......................................... 32
2.4.2 Методика выявления умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств ......................................... 32
2.4.3 Методика выявления прямого, обратного и порядкового счета ............. 33
2.4.4 Методика выявления умения соотносить множества на основе счетной деятельности ........................................................................................................... 34
2.4.5 Методика выявления изучение математического словаря ....................... 34
2.4.6 Методика выявления умений выполнять арифметические действия ..... 34
2.4.7 Методика выявления представлений о цифрах ......................................... 35
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР ............................................................................................................................................ 37
3.1 Особенности общих принципов счета ........................................................... 37
3.2 Особенности умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств ................................................................... 39
3.3 Особенности прямого, обратного и порядкового счета .............................. 41
3.4 Особенности умения соотносить множества на основе счетной деятельности .............................................................................................................. 42
3.5 Особенности математического словаря ....................................................... 43
3.6 Особенности умений выполнять арифметические действия ...................... 44
3.7 Особенности представлений о цифрах .......................................................... 46
ГЛАВА IV. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЧЕТНЫХ СЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ .............................................................................................................................................................. 53
4.1 Цель, направления, принципы и задачи коррекции ..................................... 53
4.2 Содержательный раздел .................................................................................. 55
4.3 Рекомендации для педагогов .......................................................................... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................................................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................................................................................ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Современный этап роста системы образования, а также новейшие достижения в области педагогики и психологии ставят в ряд основных проблем повышения результативности процесса обучения и становления ребенка как динамичного его участника, поэтому высокое значение приобретают вопросы формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Интерес к проблемам формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР обусловлен тем, что эти операции имеют большое значение в жизни детей. Счетная деятельность играет важную роль не только для подготовки к обучению в школе, на первом этапе школьного обучения, но и в продолжении последующих лет при овладении программ по математике, физики, химии, географии, труду и др., обеспечивая общеобразовательную подготовку.
Психолого-педагогические исследования (М.О. Винник, Т.А. Власова, Д.А. Емелина, Н.Д. Жаринова, И.В. Макаров, М.С. Певзнер и др.) и практика обучения детей с ЗПР говорит о том, что математические знания особенно трудно даются им в начальный период обучения. Это объясняется как трудностью самого предмета, так и особенностями познавательной деятельности детей данной категории. Такие исследователи, какА. Гермаковская, И.Н. Гусева, А.П. Демидова, В.Н. Зиновьева, М.В. Ипполитова, Л.А. Каирова, Р.И. Лалаева, О.В. Михайлова, О.Г. Приходько, Ю.В. Скоробогатова, Ю.Ю. Фукалова и др. отмечают, что у младших школьников с ЗПР обнаруживаются нарушения счетных операций: неполноеодоление математическим словарем, неверное называние чисел, неточное представление о графической структуре цифр, механическое воспроизведение порядка следования чисел, затруднения в установлении места числа в ряду натуральных чисел, недостаточное понимание состава числа, трудности усвоения правил образования числа, многосложность установления
6
отношения числа к его соседям, несформированность количественных отношений чисел.
Уровень математической подготовки во многом зависит от успешного овладения счетных операций у младших школьников с ЗПР- базовой темы курса математики специальной школы VII вида. Актуальность проблемы формирования счетных операций у младших школьников с ЗПРопределяется также тем, что помимо образовательной задачи, в процессе познания решается коррекционно-развивающая задача специальной школы. В процессе изучения математических понятий десятичной системы счисления, позиционного значения цифр в записи чисел, свойств натуральных чисел, арифметических действий с ними у учащихся с ЗПР корригируются и развиваются мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение), речь и другие психические процессы, эмоционально-волевая сфера. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Особенности счетных операций у младших школьников с ЗПР».
На основании существующего противоречия определена проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования – разработка и обоснование работы по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования – нарушения формирования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования – особенности счетных операций у младших школьников с ЗПР.
Задачи исследования:
5. Изучить общую и специальную литературу по вопросу изучения счетных операций у младших школьников с ЗПР.
7
6. Подобрать и обосновать содержание диагностической методики исследования счетных операций у младших школьников с ЗПР.
7. Провести констатирующее исследование особенности счетных операций у младших школьников с ЗПРи проанализировать выявленные особенности.
8. Разработать рекомендации для педагогов.
Гипотеза исследования.Эффективность работы по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий:
 выявление трудностей изучения счетных операций и причин их возникновения;
 учет возрастных и индивидуальных особенностей развития психических процессов у младших школьников с ЗПР;
 использование комплекса игровых заданий по трем направлениям: развитие представлений о множествах, об установлении отношений между ними; формирование понятия числа, понимание о структуре числа; формирование умений делать математические задачи.
Методы исследования:
 теоретические методы: анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
 эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость исследованияопределяется тем, что предложенные и подобранные игровые упражнения могут быть использованы дефектологами школьных образовательных организаций в работе по формированию счетных операций у младших школьников с ЗПР. Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка используемых
8
иточников, приложения. Объем дипломого исследования составляет 150 страниц. Всего проанализировано 63 работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучениеформированиясчетных операций у младших школьников с ЗПР является одной актуальной проблемой коррекционной педагогики и дефектологии. У младших школьников с ЗПР наблюдаются следующие отличительные чертысчетных операций: недостаточное знание состава числа, трудности усвоения правила образования числа; несформированность количественных отношений чисел; автоматическое воспроизведение порядка следования чисел; трудности установления отношения числа к его соседям; затруднения в определении места числа в ряду натуральных чисел; недостаточное овладение математическим словарем; неправильное называние чисел; неточное представление о графической структуре цифр; элементарный способ выполнения арифметических действий (дети опираются не на правила, а используют опору на внешние действия, «ручной» способ выполнения); незнание таблицы сложения и вычитания, умножения и деления; преимущественно конкретный характер мыслительных операций.
Для изучения уровня сформированности счетных операций у младших школьников с ЗПРбыл использован комплекс методик, предложенный С.Ю. Кондратьевой и включающих в себя семь серий диагностических проб:
1) выявление общих принципов счета;
2) выявление умения соотносить количество предметов без пересчета на основе сопоставления групп множеств;
3) выявление прямого, обратного и порядкового счета;
4) выявление умения соотносить множества на основе счетной деятельности;
5) изучение математического словаря;
6) выявление умений выполнять арифметические действия;
7) выявление представлений о цифрах.
Полученные данные на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о том, что у младших школьников с задержкой психического
60
развития диагностирован низкий уровень сформированность счетных операций. У них наблюдались ошибок в назывании чисел; затруднения с определением места числа среди остальных чисел; недостаточное знание математической терминологии; сложности в разложении числа на слагаемые; выполнение только элементарных арифметических операций; затруднения при выполнении последовательных арифметических действий. Полученные данные свидетельствуют о том, что экспериментальное исследование показало необходимость проведения систематической и целенаправленнойкоррекционнойработы по формированиюсчетных операций у младших школьников с ЗПР, и будет успешно реализовываться при соблюдении следующих условий: выявление трудностей изучения счетных операций и причин их возникновения; учет возрастных и индивидуальных особенностей развития психических процессов у младших школьников с ЗПР; использование комплекса игровых заданий по трем направлениям: формирование представлений о множествах, об установлении отношений между ними; формирование понятия числа, представлений о структуре числа; формирование умений решать математические задачи.Коррекционную работу поформированиюсчетных операций у младших школьников с ЗПРнеобходимо расширять и совершенствовать. Таким образом, все задачи выпускной квалификационной работы решены, гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута.


1. Агаева И.Б. Особенности коррекционно-педагогической работы по профилактике вербальной дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья / И.Б. Агаева, С.Ю. Кондратьева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 112-116.
2. Андрусёва И.В. Формирование устных и письменных вычислительных навыков у младших школьников с задержкой психического развития на уроках математики / И.В. Андрусёва, Ю.С. Спичко // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. – № 6. – М., Изд. «МЦНО», 2017. – С. 7-10.
3. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду / Н.А. Арапова-Пискарева. – М. :Владос, 2008. – 234 с.
4. Афанасьева Ю.А. Технология обучения математике младших школьников с задержкой психического развития / Афанасьева Ю.А. // Педагогические технологии обучения детей с нарушением интеллектуального развития: учебно-методическое пособие. – Москва, 2012. – С. 71-103.
5. Базарбаева Г.Б. Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития / Г.Б.Базарбаева, А.К. Егенисова // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 136-137.
6. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): учебно-методическое пособие / Л.Б. Баряева. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 479 с.
7. Бедарева И.А. Некоторые особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с ЗПР / И.А.Бедарева, Н.М. Заяц // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: материалы Межрегиональной научной конференции / Под ред. Г.Ю. Лизуновой. –2018. –С. 527-530.
62
8. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В. Белошистая. – М.: Просвещение, 2003. – 345 с.
9. Березина Р.Л. Формирование элементарных математических операций у дошкольников / Р.Л. Березина З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. – М.: Просвещение, 2008. – С. 303.
10. Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо / Ф.Н. Блехер. – М.: 2005. – С. 6-8.
11. Больших И.В. Чем компьютер может помочь ребенку при освоении состава числа: методическое пособие к специализированной компьютерной программе «Состав числа» версия 3.0 / И.В. Больших, О.И. Кукушкина. – М.: ИКП РАО, 2002. – 143 с.
12. Будько Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Т.С. Будько. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. – 46 с.
13. Буков Ю.А. К вопросу оценки двигательных способностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и расстройством аутистического спектра / Ю.А.Буков, Ш.А. Топчиева, Н.А. Шегера // Научный вестник Крыма. –2018. –№ 1. –С. 13-17.
14. Быстрых Т.М. Развитие мышления у детей с задержкой психического развития / Т.М. Быстрых // Инновационные форматы образования как ресурс развития региона: Материалы I очно-заочной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.В. Моров; Восточно-Европейский институт. – 2013. –С. 94-100.
15. Винник М.О. Задержка психического развития у детей: метод. принципы и технологии диагностической и коррекционной работы/ М.О. Винник. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 155 с.
16. Власова Т.А.О детях с отклонениями в развитии / Т.А.Власова, М.С.Певзнер. – М.: Просвещение, 1973. – 143 с.
63
17. Волкова Т.О. Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений детей с задержкой психического развития / Т.О. Волкова // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие инновационных моделей: сборник научных статей. Ответственный редактор Т. Н. Семенова. –2015. –С. 131-133
18. Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: учебно-методическое пособие / А. Гермаковска, Р.И. Лалаева. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 176 с.
19. Гусева И.Н. Особенности обучения многозначным числам учащихся с задержкой психического развития пятого класса: диссертация кандидата педагогических наук / И.Н. Гусева. Москва, 2002. – 229 с.
20. Давидович А.А. Обучение счету детей с особенностями развития / А.А. Давидович // Пачатковая школа. – 2005. – № 5. – С. 45-46.
21. Данилова В.В. Развитие количественных представлений у детей третьего года жизни / А.А. Данилова // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 7. – С.12-18.
22. Демидова А.П. Специфика формирования математических представлений у учащихся начальных классов с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / А.П. Демидова В.Н. Зиновьева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12. – С. 168-170.
23. Ежова Н.Ю. Коррекционно-развивающие технологии на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития / Н.Ю. Ежова // Современные проблемы общей и специальной педагогики: материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ГОУ ВПО ХМАО - Югры «Сургутский государственный педагогический университет». 2015. – С. 209-211.
64
24. Елизарова Ю.Г. Психолого-педагогические условия формирования у учащихся с ЗПР готовности к изучению алгебры / Ю.Г. Елизарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – С.81-84.
25. Елизарова Ю.Г. Диагностика и профилактика дискалькулии у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) / Ю.Г. Елизарова С.Ю. Кондратьева // Проблемы современного педагогического образования. 2017. – № 5. – С. 82-90.
26. Емелина Д.А. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. – 2011. – № 3. – С. 11–16.
27. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников / Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова. – М.: Просвещение, 2015. – 210 с.
28. Жаринова Н.Д. Дети с задержкой психического развития в общеобразовательном классе / Н.Д. Жаринова // Вестник ТОГИРРО. – 2011. –№ 1. –С. 2-130.
29. Ибрагимова С.И. Особенности проведения уроков математики с младшими школьниками с задержкой психического развития и низкой учебной мотивацией / С.И. Ибрагимова // Науки об образовании.– 2018. – С. 121-123
30. Иванова Н.Н. Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития / Н.Н.Иванова, Д.П. Чуева // Актуальные проблемы естественных наук: материалы Международной заочной научно-практической конференции. отв. ред. В.Б. Максименко. –2015. –С. 244-248.
31. Ипполитова М.В. Изучение трудностей решения арифметических задач у детей с задержкой психического развития / М.В. Ипполитова // Дефектология. – 1974. – № 2. – С.12-17.
65
32. Истомина М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития / М.В. Истомина //Дефектология. –1972. –№5. –С.29-35.
33. Каирова Л.А. Возможности обучения математике детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы / Л.А. Каирова // Мир науки, культуры и образования. – 2015. – № 5 . – С. 183–189.
34. Капустина Г.М. Коррекционные приемы обучения младших школьников математике / Г.М. Капустина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2005. – № 2. – С. 63–72.
35. Кисова В.В. Психологические аспекты математического образования дошкольников с задержкой психического развития / В.В. Кисова / Карельский научный журнал. – 2019. – Т. 8. – № 3. – С. 18-20.
36. Козлова В.А. Формирование элементарных математических представлений у детей младшего возраста: автореф. дис. на соис. уч. степени д-ра пед. наук / В.А. Козлова. – М., 2003. – 25 с.
37. Конева Е.В. Специфика общения детей с особыми образовательными потребностями / Е.В.Конева, В.К. Солондаев // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей. – Москва, 2010. –С. 86-91.
38. Кондратьева С.Ю. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений счетных навыков (дискалькулии) у дошкольников «группы риска» / С.Ю. Кондратьева // Специальное образование. – 2018. – № 1. – С. 32-37.
39. Корнеева Г.А. Методика формирования элементарных математических представлений у детей: учебно-методическое пособие для заочников / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусейбова. – М. :Владос, 2009. – 265 с.
40. Крутецкий В.А. Психология математических способностей дошкольников / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 2008. – 143 с.
66
41. Крюковская Н.В. формирование пространственных представлений как средство профилактики дискалькулии у учащихся с задержкой психического развития в I классе / Н.В. Крюковская // Дефектология. – 2017. – № 4. – С. 60-67.
42. Ларионова С.О. Отклоняющееся поведение младших школьников с задержкой психического развития / С.О. Ларионова // Второй международный конгресс по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем и делинквентности детей и подростков. – 2010. –С. 131-134.
43. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. – М.: Просвещение, 1982. – С. 5–21.
44. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.М. Леушина. – М.: Просвещение, 2004. – 234 с.
45. Лях Т.И. Сравнительный анализ развития особенностей восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития на констатирующем и контрольном этапах исследования / Т.И.Лях, Д.В.Савинкова // Научный альманах. –2016. –№ 5. –С. 537-540.
46. Михайлова О.В. Особенности элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О.В. Михайлова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 52. – С. 108-114.
47. Михайлова З.А. Теоретические и методические вопросы формирования математических представлений у детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящяя. – М.: Владос, 2008. – 234 с.
67
48. Мнухин С.С. К вопросу о приобретенных расстройствах памяти, чтения, письма и счета у детей / С.С. Мнухин // Дефектология. – 2015. – № 6. – С. 266-273.
49. Мухина А.И. Занятия по счету в детском саду / А.И. Мухина. – М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
50. Неаре, В. Ю. Формирование дочисловых понятий у старших дошкольников и младших школьников с нормальным и нарушенным развитием :автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / В. Ю. Неаре ; АПН СССР, НИИ дефектологии. – М., 1984. – 23 с
51. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / https://ipk74.ru/upload/iblock/2e8/2e84574fb330cd78e6484de59cefd74e.pdf (дата обращения: 12.01.2020)
52. Приходько О.Г. Нарушение математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья / О.Г. Приходько // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56. – С. 186-193.
53. Скоробогатова Юлия Валерьевна. Особенности изучения нумерации чисел учащимися с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы :Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 : Екатеринбург, 2004 144 c.
54. Ситникова Е.В. Развитие воображения у младших школьников с задержкой психического развития / Е.В. Ситникова, Я.А. Штыкова // Смысл, функции и значение разных отраслей практической психологии в современном обществе: сборник научных трудов / Под ред. Е.Н. Ткач. –2017. –С. 506-512.
55. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А.А. Столяр. – М.: Владос, 2008. – 279 с.
56. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т.В. Тарунтаева. – М.: Владос, 2006. – 285 с.
68
57. Тихеева Е.И. Счет в жизни маленьких детей / Е.И. Тихеева. – М. : Просвещение, 2000. – 143 с.
58. Фукалова Ю.Ю. История изучения формирования количественных представлений и навыков счета у дошкольниов с ЗПР / Ю.Ю. Фукалова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 116-119.
59. Хачатурян Л.М. Методические рекомендации по формированию математических представлений у детей с ЗПР / Л.М. Хачатурян // Молодой ученый. – 2015. – № 10. – С. 1324-1327.
60. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление: учебное пособие / Л.С. Цветкова – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.
61. Цырулик Н.С. Коррекционно-педагогическая работа по формированию счётных навыков у младших школьников с трудностями в обучении / Н.С. Цырулик // Проблемы инклюзивного образования с учетом реализации ФГОС: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. – 2016. –С. 84-90.
62. Чуркина М.Л. Особенности преподавания математики детям с ЗПР (из опыта работы) / М.Л. Чуркина //Дефектология.–1998.–№5.–С.21-25.
63. Шевелёва Е.А. Особенности математических представлений у детей с задержкой психического развития / Е.А. Шевелёва // Современные тенденции развития науки и производства:IV Международная научно-практическая конференция: в 2-х томах. – 2016. – С. 272-274.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ