Проектирование и реализация модели профессионального наставничества педагогов в муниципальном образовательном округе
|
Введение 3
Глава 1 Психолого-педагогические подходы к проектированию и реализации модели профессионального наставничества молодых педагогов 11
1.1 Историко-педагогический анализ понятия «наставничество» в
зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе 11
1.2 Формы и методы реализации наставничества молодых педагогов
в образовательных организациях 30
1.3 Проектирование модели профессионального наставничества
педагогов в муниципальном образовательном округе 46
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию системы наставничества в муниципальной системе образования 62
2.1 Изучение возможности внедрения профессионального
наставничества в образовательных организациях г.о. Жигулевск 62
2.2 Реализация модели профессионального наставничества педагогов
в муниципальном образовательном округе г. Жигулевска 73
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы в муниципальном
образовательном округе г. Жигулевска 82
Заключение 89
Список используемой литературы 91
Приложение А Дорожная карта внедрения модели профессионального наставничества педагогических работников 99
Приложение Б Дорожная карта молодого педагога Центрального округа ... 101
Приложение В План работы «Школы молодого педагога» 104
Приложение Г Программа повышения квалификации «Эффективные инструменты наставничества» 107
Глава 1 Психолого-педагогические подходы к проектированию и реализации модели профессионального наставничества молодых педагогов 11
1.1 Историко-педагогический анализ понятия «наставничество» в
зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе 11
1.2 Формы и методы реализации наставничества молодых педагогов
в образовательных организациях 30
1.3 Проектирование модели профессионального наставничества
педагогов в муниципальном образовательном округе 46
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию системы наставничества в муниципальной системе образования 62
2.1 Изучение возможности внедрения профессионального
наставничества в образовательных организациях г.о. Жигулевск 62
2.2 Реализация модели профессионального наставничества педагогов
в муниципальном образовательном округе г. Жигулевска 73
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы в муниципальном
образовательном округе г. Жигулевска 82
Заключение 89
Список используемой литературы 91
Приложение А Дорожная карта внедрения модели профессионального наставничества педагогических работников 99
Приложение Б Дорожная карта молодого педагога Центрального округа ... 101
Приложение В План работы «Школы молодого педагога» 104
Приложение Г Программа повышения квалификации «Эффективные инструменты наставничества» 107
Современное общество стремительно обновляется во многих сферах жизни и предъявляет все более высокие требования к уровню образованности, духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. Несоответствие между вызовами нашего времени и действительным уровнем готовности педагогов к профессиональной деятельности сегодня чрезвычайно остро проявляется во всех сферах образования, начиная с дошкольного и заканчивая последипломным.
Практика показывает, что в условиях стремительных изменений мира адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности за максимально короткое время без посторонней помощи достаточно сложно. Очерченный вопрос можно решить, целенаправленно руководя профессиональным развитием молодых специалистов через предоставление полномочий наставнику по их всесторонней поддержке непосредственно на рабочем месте.
В настоящее время наставничество приобретает все большее значение в управлении процессом развития персонала, повышения качества, скорости вхождения в профессию и инновационной активности. Для образовательных организаций наставничество также представляет огромный интерес. На возрождение института эффективного наставничества нацелены национальные проекты и современные научные исследования. Проблема наставничества является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы») [30].
Наставничество как практическая деятельность становится приоритетом кадровой политики. Распоряжением Министерства просвещения (25 декабря 2019 года №145), образовательным организациям предложено разработать целевую модель наставничества, необходимую для успешной личной и профессиональной самореализации различных субъектов системы образования, в том числе и молодых специалистов [32]. К этой категории будут относиться выпускники педагогических вузов, а также студенты, совмещающие обучение в вузе с профессиональной деятельностью.
Технология наставничества активно изучается зарубежными учеными (C. Lewis, Petrovska S., О. А. Amos, P. Hudson, Hoffman J. V. и другими). Как в бизнесе, так и в образовательной отрасли, определены этапы становления и развития наставничества, его преимущества и недостатки. Актуальными в контексте исследования являются труды российских исследователей и ученых, посвященные проблеме наставничества, определению роли наставника (М. В. Кларин, С. Я. Батышев, О. В. Витвар, Е. Н. Фомин, А. Е. Челнокова, З. И. Тюмасева, О. Н. Шилова, М. В. Селиверстов, А. П. Чернявская, П. Н. Осипов и многие другие).
Анализ научных источников и изучение практического опыта, с одной стороны, показали наличие научной основы исследования проблемы профессионального наставничества молодых педагогов, с другой — выявили ряд противоречий между:
- современными требованиями общества к высококачественному уровню подготовленности молодых специалистов образовательной сферы и состоянием реализации этой задачи в современной образовательной среде;
- признанием успешного профессионального старта молодого педагога ведущим условием его дальнейшего профессионального развития и недостаточным вниманием к профессиональному развитию молодых педагогов;
- признанием наставничества эффективным инструментом профессионального развития молодых педагогов и отсутствием нормативной, теоретической и технологической базы современного института наставничества в образовательных организациях.
Осмысление выявленных противоречий помогло сформулировать проблему исследования: как спроектировать эффективную модель профессионального наставничества в образовательных организациях?
Актуальность проблемы и необходимость устранения выявленных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Проектирование и реализация модели профессионального наставничества педагогов в муниципальном образовательном округе».
Объект исследования: процесс профессионального наставничества в системе образования.
Предмет исследования: модель профессионального наставничества молодых педагогов в муниципальном образовательном округе.
Цель: теоретически обосновать, спроектировать и реализовать модель профессионального наставничества педагогов в образовательных организациях муниципального округа.
В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза о том, что проектирование и реализация модели профессионального наставничества в муниципальном образовательном округе будет успешно, если:
- её структуру рассматривать как совокупность компонентов, направленных на создание муниципальной системы многофункционального наставничества, методического сопровождения профессионального развития и роста молодых педагогов, наиболее благоприятных условий для их успешной личной и профессиональной самореализации;
- обоснованы принципы и функции субъектов наставнической деятельности;
- формы и методы наставничества реализовывать с учетом традиций и специфики образовательной организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретическое обоснование профессионального наставничества, уточнить сущность категории «наставничество»
2. Обобщить отечественный и зарубежный опыт организации наставничества как технологии профессионального развития молодых педагогов.
3. Осуществить проектирование модели профессионального наставничества молодых педагогов в рамках муниципального образовательного округа.
4. Изучить возможности и особенности внедрения модели профессионального наставничества молодых педагогов в рамках муниципального образовательного округа г. Жигулевска.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- концепции профессионального развития (М. В. Кларин, Е.Н. Фомин, В. В. Никитина, В. И. Блинова), профессионального становления и периодизации профессионального развития (О. В. Витвар, О. Н. Шилова, Н. М. Ичетовкина, М. В. Селиверстова, А. П. Чернявская, П. Н. Осипов, И. И. Ирисметова); личностно-профессионального развития и саморазвития (Ю. Л. Львова, Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева);
- труды по педагогическому моделированию (Н. М. Борытко, Н. В. Бордовская, Н. П. Лыжина, О. В. Кустовская, О. В. Пирогова);
- работы зарубежных исследователей в области профессионального развития молодых педагогов (C. Lewis, Petrovska S., Sivevska D., Popeska B., Runcheva J., О. А. Amos, M. Postholm, P. Hudson, Hoffman J. V., Wetzel M. M., Maloch B., Greeter E., Taylor L., DeJulio S., Khan Vlach S.);
- историко-педагогические труды отечественных авторов о педагогической традиции наставничества (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, A. С. Батышев, С. Г. Вершловский, Е. М. Сапрыгина, В. А. Протопопова, В. B. Бондалетов, О. В. Витвар, И. В. Круглова, А. Н. Долгушева);
- исследования о формах и методах наставничества в системе образования (И. А. Эсаулова, Я. Н. Андреева, С. И. Поздеева, О. М. Добош, О. В. Башарина и другие);
общеобразовательные организации городского округа Жигулевск, подведомственные Центральному управлению министерства образования и науки Самарской области. В общей сложности в эксперименте приняли участие 47 молодых учителей (учителей начальных классов и учителей- предметников, стаж работы молодых специалистов от 1 до 3 лет, возраст от 19 до 30 лет) из 24 городских и сельских школ (основных и средних); 40 наставников (учителей с опытом работы от 10 до 52 лет и в возрасте от 33 до 73 лет).
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2019 по 2021 годы и включало в себя 3 взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2019 - 2020 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; на основании существующих концепций и теорий определялся понятийный апаарат, теоретические основания исследования; были выявлены противоречия, определены целы, задачи, сформулирована гипотеза исследования; проводился констатирующий этап эксперимента, результаты которого использовались в последующей опытно-экспериментальной работе.
Второй этап (2020 - 2021 гг.) заключался в организации опытно-экспериментальной работы по проверке выдвинутой гипотезы, разработка и реализация в общеобразовательных организациях модели профессионального наставничества педагогов, апробация инновационных методов и технологий в ходе формирующего этапа экспериментальной работы, шел процесс накопления диагностико-аналитических материалов; материалы обсуждались на научно-практических конференциях и в печати.
На третьем этапе (2021 г.) проходил контрольный этап эксперимента, обобщались и оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись положения, выносимые на защиту, формулировались выводы, велось текстовое оформление диссертации, определялись перспективные направления исследуемой проблемы.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и проектировании модели наставничества в муниципальном образовательном округе для устранения профессиональных дефицитов и затруднений молодых педагогов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в исследовании систематизированы методы, формы наставничества, обеспечивающие профессиональное развитие в ходе наставнической деятельности; исследованы принципы профессионального наставничества; охарактеризованы функции субъектов наставнической деятельности молодых педагогов в образовательных организациях, что в дальнейшем может послужить основой для разработки новых форм и методов взаимодействия с молодыми педагогами.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении модели наставничества в образовательные организации муниципального округа г.о. Жигулевск, а также возможности трансляции результатов исследования в практику образовательных организаций.
В ходе исследования разработаны следующие материалы, имеющие практическую значимость:
- типовые формы локальных нормативных актов;
- дорожная карта внедрения модели наставничества;
- дорожная карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога;
- программа повышения квалификации «Эффективные инструменты наставничества».
Личное участие автора заключается в осуществлении теоретического анализа научной литературы, проведении опытно-экспериментальной работы по внедрению модели наставничества в образовательных организациях муниципального округа г.о. Жигулевск.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены научным обоснованием темы исследования на основе анализа и учета состояния проблемы в педагогической теории и практике; сочетанием методов исследования, соответствующих его объекту, предмету, цели и задачам исследования; всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных результатов.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось на базе общеобразовательных организаций городского округа Жигулевск, подведомственных Центральному управлению министерства образования и науки Самарской области.
Результаты исследования представлялись на XCII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: интеграция наук в XXI веке» (Казань, 2021 год); Всероссийской конференции с международным участием «Человек в условиях неопределенности» (Самара, 2021), заседании Дома ученых Тольяттинского государственного университета, профессиональном нетворкинге «Воспитание! Воспитание? Воспитание...» (Тольятти, 2021 год). Основные результаты исследования отражены в трёх публикациях автора в различных научных журналах.
На защиту выносятся:
1. Модель профессионального наставничества педагогов в муниципальном образовательном округе состоит из целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативного компонентов, направленные на методическое сопровождение профессионального развития и роста молодых педагогов, создание благоприятных условий для их успешной личной и профессиональной самореализации.
2. Принципы наставнической деятельности, к которым относятся:
принцип научности, гуманизма, системности, целостности, лигитимности, аксиологичности, личной ответственности, индивидуализации, многоаспектности.
Функции субъектов каждого уровня: региональный центр наставничества со следующими функциями: организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная, координационная; муниципальный ресурсный центр с функциями: правовая, организационная, информационная, методическая, консультационная; функции образовательной организации: организующая, побудительная, деятельностная.
3. Формы наставнической деятельности: индивидуальные и групповые, классическое наставничество, тьюторинг, коучинг, менторинг, кураторство и другие, обеспечивающие многофункциональность и многоуровневость профессионального наставничества.
Структура и объем магистерской диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 приложения, 4 таблицы, 11 рисунков.
Практика показывает, что в условиях стремительных изменений мира адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности за максимально короткое время без посторонней помощи достаточно сложно. Очерченный вопрос можно решить, целенаправленно руководя профессиональным развитием молодых специалистов через предоставление полномочий наставнику по их всесторонней поддержке непосредственно на рабочем месте.
В настоящее время наставничество приобретает все большее значение в управлении процессом развития персонала, повышения качества, скорости вхождения в профессию и инновационной активности. Для образовательных организаций наставничество также представляет огромный интерес. На возрождение института эффективного наставничества нацелены национальные проекты и современные научные исследования. Проблема наставничества является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы») [30].
Наставничество как практическая деятельность становится приоритетом кадровой политики. Распоряжением Министерства просвещения (25 декабря 2019 года №145), образовательным организациям предложено разработать целевую модель наставничества, необходимую для успешной личной и профессиональной самореализации различных субъектов системы образования, в том числе и молодых специалистов [32]. К этой категории будут относиться выпускники педагогических вузов, а также студенты, совмещающие обучение в вузе с профессиональной деятельностью.
Технология наставничества активно изучается зарубежными учеными (C. Lewis, Petrovska S., О. А. Amos, P. Hudson, Hoffman J. V. и другими). Как в бизнесе, так и в образовательной отрасли, определены этапы становления и развития наставничества, его преимущества и недостатки. Актуальными в контексте исследования являются труды российских исследователей и ученых, посвященные проблеме наставничества, определению роли наставника (М. В. Кларин, С. Я. Батышев, О. В. Витвар, Е. Н. Фомин, А. Е. Челнокова, З. И. Тюмасева, О. Н. Шилова, М. В. Селиверстов, А. П. Чернявская, П. Н. Осипов и многие другие).
Анализ научных источников и изучение практического опыта, с одной стороны, показали наличие научной основы исследования проблемы профессионального наставничества молодых педагогов, с другой — выявили ряд противоречий между:
- современными требованиями общества к высококачественному уровню подготовленности молодых специалистов образовательной сферы и состоянием реализации этой задачи в современной образовательной среде;
- признанием успешного профессионального старта молодого педагога ведущим условием его дальнейшего профессионального развития и недостаточным вниманием к профессиональному развитию молодых педагогов;
- признанием наставничества эффективным инструментом профессионального развития молодых педагогов и отсутствием нормативной, теоретической и технологической базы современного института наставничества в образовательных организациях.
Осмысление выявленных противоречий помогло сформулировать проблему исследования: как спроектировать эффективную модель профессионального наставничества в образовательных организациях?
Актуальность проблемы и необходимость устранения выявленных противоречий обусловили выбор темы исследования: «Проектирование и реализация модели профессионального наставничества педагогов в муниципальном образовательном округе».
Объект исследования: процесс профессионального наставничества в системе образования.
Предмет исследования: модель профессионального наставничества молодых педагогов в муниципальном образовательном округе.
Цель: теоретически обосновать, спроектировать и реализовать модель профессионального наставничества педагогов в образовательных организациях муниципального округа.
В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза о том, что проектирование и реализация модели профессионального наставничества в муниципальном образовательном округе будет успешно, если:
- её структуру рассматривать как совокупность компонентов, направленных на создание муниципальной системы многофункционального наставничества, методического сопровождения профессионального развития и роста молодых педагогов, наиболее благоприятных условий для их успешной личной и профессиональной самореализации;
- обоснованы принципы и функции субъектов наставнической деятельности;
- формы и методы наставничества реализовывать с учетом традиций и специфики образовательной организации.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретическое обоснование профессионального наставничества, уточнить сущность категории «наставничество»
2. Обобщить отечественный и зарубежный опыт организации наставничества как технологии профессионального развития молодых педагогов.
3. Осуществить проектирование модели профессионального наставничества молодых педагогов в рамках муниципального образовательного округа.
4. Изучить возможности и особенности внедрения модели профессионального наставничества молодых педагогов в рамках муниципального образовательного округа г. Жигулевска.
Теоретико-методологической основой исследования стали:
- концепции профессионального развития (М. В. Кларин, Е.Н. Фомин, В. В. Никитина, В. И. Блинова), профессионального становления и периодизации профессионального развития (О. В. Витвар, О. Н. Шилова, Н. М. Ичетовкина, М. В. Селиверстова, А. П. Чернявская, П. Н. Осипов, И. И. Ирисметова); личностно-профессионального развития и саморазвития (Ю. Л. Львова, Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева);
- труды по педагогическому моделированию (Н. М. Борытко, Н. В. Бордовская, Н. П. Лыжина, О. В. Кустовская, О. В. Пирогова);
- работы зарубежных исследователей в области профессионального развития молодых педагогов (C. Lewis, Petrovska S., Sivevska D., Popeska B., Runcheva J., О. А. Amos, M. Postholm, P. Hudson, Hoffman J. V., Wetzel M. M., Maloch B., Greeter E., Taylor L., DeJulio S., Khan Vlach S.);
- историко-педагогические труды отечественных авторов о педагогической традиции наставничества (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, A. С. Батышев, С. Г. Вершловский, Е. М. Сапрыгина, В. А. Протопопова, В. B. Бондалетов, О. В. Витвар, И. В. Круглова, А. Н. Долгушева);
- исследования о формах и методах наставничества в системе образования (И. А. Эсаулова, Я. Н. Андреева, С. И. Поздеева, О. М. Добош, О. В. Башарина и другие);
общеобразовательные организации городского округа Жигулевск, подведомственные Центральному управлению министерства образования и науки Самарской области. В общей сложности в эксперименте приняли участие 47 молодых учителей (учителей начальных классов и учителей- предметников, стаж работы молодых специалистов от 1 до 3 лет, возраст от 19 до 30 лет) из 24 городских и сельских школ (основных и средних); 40 наставников (учителей с опытом работы от 10 до 52 лет и в возрасте от 33 до 73 лет).
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2019 по 2021 годы и включало в себя 3 взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2019 - 2020 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; на основании существующих концепций и теорий определялся понятийный апаарат, теоретические основания исследования; были выявлены противоречия, определены целы, задачи, сформулирована гипотеза исследования; проводился констатирующий этап эксперимента, результаты которого использовались в последующей опытно-экспериментальной работе.
Второй этап (2020 - 2021 гг.) заключался в организации опытно-экспериментальной работы по проверке выдвинутой гипотезы, разработка и реализация в общеобразовательных организациях модели профессионального наставничества педагогов, апробация инновационных методов и технологий в ходе формирующего этапа экспериментальной работы, шел процесс накопления диагностико-аналитических материалов; материалы обсуждались на научно-практических конференциях и в печати.
На третьем этапе (2021 г.) проходил контрольный этап эксперимента, обобщались и оформлялись результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись положения, выносимые на защиту, формулировались выводы, велось текстовое оформление диссертации, определялись перспективные направления исследуемой проблемы.
Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и проектировании модели наставничества в муниципальном образовательном округе для устранения профессиональных дефицитов и затруднений молодых педагогов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в исследовании систематизированы методы, формы наставничества, обеспечивающие профессиональное развитие в ходе наставнической деятельности; исследованы принципы профессионального наставничества; охарактеризованы функции субъектов наставнической деятельности молодых педагогов в образовательных организациях, что в дальнейшем может послужить основой для разработки новых форм и методов взаимодействия с молодыми педагогами.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении модели наставничества в образовательные организации муниципального округа г.о. Жигулевск, а также возможности трансляции результатов исследования в практику образовательных организаций.
В ходе исследования разработаны следующие материалы, имеющие практическую значимость:
- типовые формы локальных нормативных актов;
- дорожная карта внедрения модели наставничества;
- дорожная карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога;
- программа повышения квалификации «Эффективные инструменты наставничества».
Личное участие автора заключается в осуществлении теоретического анализа научной литературы, проведении опытно-экспериментальной работы по внедрению модели наставничества в образовательных организациях муниципального округа г.о. Жигулевск.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены научным обоснованием темы исследования на основе анализа и учета состояния проблемы в педагогической теории и практике; сочетанием методов исследования, соответствующих его объекту, предмету, цели и задачам исследования; всесторонним качественным и количественным анализом экспериментальных результатов.
Апробация и внедрение результатов осуществлялось на базе общеобразовательных организаций городского округа Жигулевск, подведомственных Центральному управлению министерства образования и науки Самарской области.
Результаты исследования представлялись на XCII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: интеграция наук в XXI веке» (Казань, 2021 год); Всероссийской конференции с международным участием «Человек в условиях неопределенности» (Самара, 2021), заседании Дома ученых Тольяттинского государственного университета, профессиональном нетворкинге «Воспитание! Воспитание? Воспитание...» (Тольятти, 2021 год). Основные результаты исследования отражены в трёх публикациях автора в различных научных журналах.
На защиту выносятся:
1. Модель профессионального наставничества педагогов в муниципальном образовательном округе состоит из целевого, содержательного, организационно-деятельностного и результативного компонентов, направленные на методическое сопровождение профессионального развития и роста молодых педагогов, создание благоприятных условий для их успешной личной и профессиональной самореализации.
2. Принципы наставнической деятельности, к которым относятся:
принцип научности, гуманизма, системности, целостности, лигитимности, аксиологичности, личной ответственности, индивидуализации, многоаспектности.
Функции субъектов каждого уровня: региональный центр наставничества со следующими функциями: организационная, методическая, экспертно-консультационная, информационная, координационная; муниципальный ресурсный центр с функциями: правовая, организационная, информационная, методическая, консультационная; функции образовательной организации: организующая, побудительная, деятельностная.
3. Формы наставнической деятельности: индивидуальные и групповые, классическое наставничество, тьюторинг, коучинг, менторинг, кураторство и другие, обеспечивающие многофункциональность и многоуровневость профессионального наставничества.
Структура и объем магистерской диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 4 приложения, 4 таблицы, 11 рисунков.
Начало педагогической карьеры является важным этапом в процессе профессионального становления педагога. Практика показывает, что в условиях стремительных изменений мира адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности за максимально короткое время без посторонней помощи достаточно сложно. Очерченный вопрос можно решить, целенаправленно руководя профессиональным развитием молодых специалистов через предоставление полномочий наставнику по их всесторонней поддержке непосредственно на рабочем месте.
В настоящем исследовании представлено теоретическое обобщение и новое решение научной проблемы профессионального наставничества молодых педагогов. Задачи были поставлены и решены в полном объеме, что позволило сформулировать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогических источников отечественных и зарубежных авторов уточнена сущность понятия “наставничество”. Доказано, что наставничество является одним из ведущих условий профессионального развития молодых педагогов.
В рамках данного исследования понятие «наставничество» мы будем рассматривать «как универсальную технологию передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через формальное и неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве» [32]. «Наставник» в данном исследовании - «педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненных, личностных и профессиональных результатов, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого» [32].
2. Обобщен отечественный и зарубежный опыт организации наставничества как технологии профессионального развития молодых педагогов. Рассмотрена вариативность реализации педагогического наставничества в современном образовательном пространстве (тьюторство, коучинг, менторинг, научное руководство, кураторство, классное руководство).
3. На основании обобщения отечественного и зарубежного опыта разработана технология профессионального развития молодых педагогов на основе наставничества молодых педагогов в рамках муниципального образовательного округа. Для исследования состояния профессионального развития молодых педагогов определены критерии и показатели профессионального развития. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал имеющиеся дефициты и затруднения, которые испытывают молодые педагоги в начале профессиональной деятельности. По результатам констатирующего эксперимента были намечены методы и направления взаимодействия, как с наставниками, так и с молодыми педагогами.
4. Экспериментально проверена эффективность разработанной модели профессионального наставничества в муниципальном округе г. Жигулевска. Сравнение данных констатирующего и формирующего экспериментов показал, что произошли положительные изменения в уровнях профессионального развития молодых педагогов, наметились положительные тенденции. Таким образом, последовательное выполнение задач опытно-экспериментальной работы подтвердило эффективность разработанной нами модели профессионального наставничества молодых педагогов в муниципальном округе.
Профессиональное развитие молодых педагогов является сложной и многоаспектной проблемой, поэтому проведенное исследование не обеспечивает исчерпывающего ее решения. Дальнейшая обработка этого научно-педагогического направления предполагает поиск новых эффективных форм и методов наставничества для профессионального развития молодых педагогов.
В настоящем исследовании представлено теоретическое обобщение и новое решение научной проблемы профессионального наставничества молодых педагогов. Задачи были поставлены и решены в полном объеме, что позволило сформулировать следующие выводы:
1. На основе анализа психолого-педагогических источников отечественных и зарубежных авторов уточнена сущность понятия “наставничество”. Доказано, что наставничество является одним из ведущих условий профессионального развития молодых педагогов.
В рамках данного исследования понятие «наставничество» мы будем рассматривать «как универсальную технологию передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через формальное и неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве» [32]. «Наставник» в данном исследовании - «педагог, имеющий успешный опыт в достижении жизненных, личностных и профессиональных результатов, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и самореализации наставляемого» [32].
2. Обобщен отечественный и зарубежный опыт организации наставничества как технологии профессионального развития молодых педагогов. Рассмотрена вариативность реализации педагогического наставничества в современном образовательном пространстве (тьюторство, коучинг, менторинг, научное руководство, кураторство, классное руководство).
3. На основании обобщения отечественного и зарубежного опыта разработана технология профессионального развития молодых педагогов на основе наставничества молодых педагогов в рамках муниципального образовательного округа. Для исследования состояния профессионального развития молодых педагогов определены критерии и показатели профессионального развития. Анализ результатов констатирующего эксперимента показал имеющиеся дефициты и затруднения, которые испытывают молодые педагоги в начале профессиональной деятельности. По результатам констатирующего эксперимента были намечены методы и направления взаимодействия, как с наставниками, так и с молодыми педагогами.
4. Экспериментально проверена эффективность разработанной модели профессионального наставничества в муниципальном округе г. Жигулевска. Сравнение данных констатирующего и формирующего экспериментов показал, что произошли положительные изменения в уровнях профессионального развития молодых педагогов, наметились положительные тенденции. Таким образом, последовательное выполнение задач опытно-экспериментальной работы подтвердило эффективность разработанной нами модели профессионального наставничества молодых педагогов в муниципальном округе.
Профессиональное развитие молодых педагогов является сложной и многоаспектной проблемой, поэтому проведенное исследование не обеспечивает исчерпывающего ее решения. Дальнейшая обработка этого научно-педагогического направления предполагает поиск новых эффективных форм и методов наставничества для профессионального развития молодых педагогов.
Подобные работы
- Формирование готовности педагогов дошкольной образовательной организации к реализации инклюзивного образования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Дистанционные технологии как условие создания информационной образовательной среды в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



