Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной функции речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Работа №107618

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы48
Год сдачи2022
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста: 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня составили экспериментальную группу, 10 детей старшего дошкольного возраста с развитием в норме составили контрольную группу.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 7
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ» 7
1.2. КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НОРМЕ 11
1.3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 14
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 20
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 20
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 25
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 44


Цель исследования – изучить проблему формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
В основу исследования положена гипотеза о том, что коммуникативная функция речи у старших дошкольников с ОНР III уровня сформирована с отклонениями от возрастной нормы.
Задачи исследования:
1. Выявить актуальность проблемы исследования и теоретически обосновать пути ее решения в образовательной практике.
2. Определить подходы к понятию «коммуникативная функция речи».
3. Выявить особенности формирования коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста в норме и с ОНР.
4. Проанализировать результаты состояние коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по результатам экспериментального исследования.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ научно-педагогической литературы; анализ передового педагогического опыта, анализ учебно-методических комплектов;
- эмпирические: педагогический эксперимент, тестирование;
- математические: анализ процентного соотношения;
- интерпретационные: качественный анализ процентных соотношений.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- положения о деятельностном подходе в воспитании и обучении человека, о механизме развития психологических способностей человека в деятельности, о деятельности как средстве и условии развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.);
- положения отечественной психологии о роли общения в совместной деятельности и формировании межличностных отношений (М.И. Лисина, О.Е. Смирнова и др.);
- выводы и обобщения психолого-педагогических исследований об онтогенезе общения детей дошкольного возраста, его особенностях и формах (Л.Н. Галигузова, Б.Ф. Ломов и др.);
- положения об особенностях развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР (А.В. Никитина, Л.В. Чернецкая и др.).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В речи выделяют ряд составляющих, которые возникают в онтогенезе в разные периоды. По мере развития ребенка постепенно оформляются разные функции речи, и каждая из них укореняется на всю жизнь, постепенно совершенствуясь. Основная функция речи – это коммуникативная. Коммуникативная функция речи – это использование речи для сообщения другим какой-либо информации или побуждения их к действиям.
У старших дошкольников с ОНР III уровня речи коммуникативная функция речи сформирована с отклонениями от нормы: дошкольникам с ОНР III уровня речи сложно сформулировать и передать свою мысль, что затрудняет его общение со сверстниками. Также старшие дошкольники с ОНР III уровня в процессе коммуникации не всегда используют в комплексе вербальные и невербальные средства общения. Дети с ОНР испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели.
Нарушения речевой функции негативно отражаются на формировании коммуникативной компетентности дошкольников. Отставание в развитии речи, её незрелость у каждого ребенка сопровождается замедленным развитием отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью в поведении всё это создает сложности коммуникативного процесса а, следовательно, затормаживает развитие коммуникативных навыков у дошкольников.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что у старших дошкольников в основном на среднем (30% старших дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы и 30%; старших дошкольников с речевым развитием в норме контрольной группы) и низком (50% старших дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы и 20% старших дошкольников с речевым развитием в норме контрольной группы) уровнях сформирована коммуникативная функция речи по методике «Раскрась рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. В основном на среднем (50% старших дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы и 30% старших дошкольников с речевым развитием в норме контрольной группы) и низком (30% старших дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы и 20% старших дошкольников с речевым развитием в норме контрольной группы) уровнях сформирована коммуникативная функция речи по методике «Неоконченные предложения» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной. По методике Ю. Белополовой «Коммуникативные навыки» уровень развития коммуникативных навыков в основном средний (40% старших дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы и 50% старших дошкольников с речевым развитием в норме контрольной группы) и низкий (40% старших дошкольников с ОНР III уровня экспериментальной группы).
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абраменко К.С. Особенности развития коммуникативной деятельности у дошкольников с ОНР // В сборнике: Культура родительства и семейные ценности в современном мире. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Киров, 2021. С. 13-16.
2. Алексеева Л.Д. Проблема коммуникативного развития детей с нарушениями речи // Логопед. 2016. №4. С. 61-63.
3. Бабчук Е.Л. Коммуникативное развитие при ОНР // Педагогические исследования. 2016. №4. С. 58-61.
4. Бажанова Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у дошкольников с ОНР посредством компьютерных технологий // Вопросы педагогики. 2022. № 3-2. С. 27-29.
5. Виноградова М.С. Игровая технология как средство по развитию коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи // В сборнике: Преемственная система инклюзивного образования: теория и эффективные практики. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Казань, 2022. С. 209-211.
6. Выготский Л.С. Речь и мышление. СПб.: Речь, 2012. 874 с.
7. Гаврилушкина О.П. Работа по развитию коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада // Детский сад от А до Я. 2015. №2. С. 23-48.
8. Гавриш С.В. Проблемы коммуникативного поведения у дошкольников // Педагогика. 2019. №4. С. 51-52
9. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015. 44 с.
10. Герберт И., Гамильтон, У. Специальная психология. М.: Академия, 2018. 520 с.
11. Жуковская К.Е. Сборник игр для развития навыков общения в детском саду и в семье. Н.Новгород: ООО «Цветной бульвар», 2019. 165 с.
12. Зинченко Л. Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах // Дошкольное образование. 2014. № 22. С. 19-22.
13. Зубкова А.П. Коммуникативные навыки дошкольников в свете ФГОС ДО // Детский сад от А до Я. 2016. №2. С. 44-45.
14. Иовлева Т.Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте. М.: ТЦ Сфера, 2015. 266 с.
15. Корнева П.О. Дефектология. М.: Инфра-М, 2014. 522 с.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2011. 456 с.
17. Лесняк И.В. Педагогические аспекты формирования коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в начальной школе. Шадринск: Изд-во ОГПУ «Шадринский Дом Печати», 2014. С. 202-204.
18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: ТЦ Сфера, 2015. 225 с.
19. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. М.: Дрофа, 2016. 354 с.
20. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие. М.: Академия, 2011. 184 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: НОРМА-ИНФРА, 2011. 412 с.
22. Никитина А.В. Занятия с детьми 5-6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей с нарушениями речи. СПб.: КАРО, 2011. 176 c.
23. Смирнова Е.О., Холмогорова, В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. 158 с.
24. Соколова И.И. Дидактическая игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников с ОНР // Молодой ученый. 2017. №2. С. 236-239.
25. Сушкова И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. М.: ТЦ Сфера, 2014. 128 с.
26. Терентьева Ю.В. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с патологиями речи в дошкольном возрасте // Дефектология. 2016. №2. С. 33-36.
27. Тыщенко Д.Л. Развитие коммуникативной функции речи у дошкольников с ОНР III уровня в театрализованной деятельности // Дефектология. 2019. №4. С. 21-23.
28. Турченко В.И., Градусова, Л.В., Левшина, Н.И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…Племя молодое, незнакомое…» // Детский сад: теория и практика. 2018. № 1. С. 72-77.
29. Щеглова И.М. Коммуникативное развитие детей с нарушениями в речи // Логопедия. 2018. №4. С. 74-77.
30. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов н/Д.: Феникс, 2015. 321 с.
31. Черныш Н.Г. Онтогенез общения // Молодой ученый. 2021. №6. С. 112-116.
32. Юрчик Е.Н. Развитие зрительного коммуникативных навыков у дошкольников с нарушениями речи // Дефектология. 2018. №5. С. 35-41.
33. Яркова М.С. Коммуникативное развитие в дошкольном возрасте // детский сад от А до Я. 2017. №3. С. 55-56.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ