Введение 12
Г лава 1. Инновационный маркетинг 15
1.1 Факторный анализ новой системы взглядов на маркетинг 15
1.2 Особенности инновационного маркетинга 19
1.3 Новые маркетинговые технологии 24
1.3.1 Управление маркетингом на основе CRM-технологий 24
1.3.2 Технологии прямого маркетинга (директ маркетинг) 27
1.3.3 Маркетинговые технологии call центра 28
1.3.4 Кросс-маркетинговые технологии 29
1.3.5 Трейд-маркетинг 30
1.3.6 Мерчандайзинг 31
1.3.7 Технология нейромаркетинга 33
1.3.8 Технология ребрендинга 35
1.3.9 Технология латерального маркетинга 36
1.3.10 Технологии партизанского маркетинга 37
1.3.11 Продакт-плейсмент 40
1.3.12 Технология вирусного маркетинга 41
1.3.13 Мобильные маркетинговые технологии 44
1.3.14 Маркетинговые интернет технологии 45
Глава 2. Интернет-маркетинг как инновационный вид маркетинга 47
2.1 Интернет-маркетинг как инновационное направление современной
концепции маркетинга 47
2.2 Инструменты интернет-маркетинга 52
2.2.1 Сайт как инструмент интернет-маркетинга 52
2.2.2 Landing Page как инструмент интернет-маркетинга 57
2.2.3 Контекстная реклама как инструмент интернет-маркетинга 59
2.2.4 Поисковое продвижение как инструмент интернет-маркетинга .... 62
2.2.5 Продвижение в социальных медиа как инструмент интернетмаркетинга 63
2.2.6 Таргетированная реклама как инструмент интернет-маркетинга .. 65
2.2.7 Инструменты веб-аналитики в интернет-маркетинге 66
2.3 Интернет-маркетинг в образовательных учреждениях 70
2.3.1 Основные принципы организации интернет-маркетинговой
деятельности образовательного учреждения 70
2.3.2 Преимущества использования технологий интернет-маркетинга в
образовательной сфере 72
2.3.3 Основные проблемы и трудности использования технологий
интернет-маркетинга в вузах 73
Глава 3. Продвижение абитуриентской кампании кафедры ИП ТПУ с использованием инновационных методов интернет-маркетинга 76
3.1 Характеристика деятельности кафедры ИП ТПУ, анализ её комплекса
маркетинга и конкурентов 76
3.2 Определение целевой аудитории, исследование факторов и мотивов
выбора абитуриентами ВУЗа и направления подготовки 83
3.3 Разработка и внедрение программы продвижения абитуриентской кампании кафедры ИП ТПУ с использованием инновационных методов
интернет-маркетинга 88
Глава 4. Социальная ответственность кафедры ИП ТПУ 95
4.1 Факторы внутренней социальной ответственности ТПУ 98
4.2 Факторы внешней социальной ответственности ТПУ 103
4.3 Определение стейкхолдеров ТПУ 105
4.4 Оценка текущих программ КСО ТПУ 107
Заключение 110
Список публикаций студента 111
Список использованных источников 112
В современных условиях большинство потребительских рынков, в том числе и рынок образовательных услуг, изобилуют разнообразием товарных предложений различных компаний, что свидетельствует об интенсивности конкуренции и насыщенности рынков. В такой ситуации компаниям необходимо убедить своих покупателей в том, что именно их товар или услуга соответствует потребительским запросам и сможет максимально их удовлетворить. Современный покупатель трудно поддается убеждениям, поэтому маркетологам приходится действовать более изощренно для его завоевания.
Прогресс не стоит на месте, постоянно возникают новые тенденции развития современного маркетинга. Маркетинг XXI века представляет собой, прежде всего, поиск и реализацию оригинальных идей. Отметим, что инновации в маркетинге позволяют компаниям получить преимущество перед своими конкурентами, что и предопределяет включение все новых и новых компаний в гонку создания новых идей, новых продуктов, новых рынков или новых рыночных ниш, новых способов продвижения. В последнее время всё чаще раздаются настойчивые голоса практиков-профессионалов, предлагающих новые альтернативные подходы и принципы маркетинга, такие как партизанский маркетинг, экстравагантный маркетинг, агрессивный маркетинг, маркетинг новых идеи и пр.
Следует отметить, что эффективность традиционных средств коммуникаций снижается из года в год. Так, например, по результатам опроса компании StatsData, 67% респондентов сообщили, что рекламные паузы вызывают у них отторжение, а 51% переключается на другой канал во время рекламы.
Само развитие маркетинга представляет собой сплошную цепь инноваций. Возникновение концепций маркетинговой информационной системы, системы поддержки решений, программ лояльности потребителей, программ управления взаимоотношениями с потребителем, многоуровневой сегментации, идеи репозиционирования, использование инструментов мерчандайзинга, теории латерального маркетинга свидетельствуют об инновационности маркетинговой деятельности как таковой.
Сегодня можно говорить о серьезных изменениях и в сфере образования: в последние годы рынок образовательных услуг пережил периоды турбулентного развития. В этой сфере стали действовать законы рыночной экономики, появилась конкурентная среда, существенно изменились требования и ожидания целевых аудиторий. Все эти факторы диктуют необходимость организации и ведения маркетинговой и рекламной деятельности образовательными учреждениями. Профессиональный и продуманный подход к позиционированию и средствам продвижения университета; видение перспектив развития, подкрепленное маркетинговыми исследованиями; формирование комплексных планов маркетинговой и коммуникационной деятельности; качественная организация рекламной деятельности сегодня являются факторами и ресурсами успешного развития образовательного учреждения на рынке.
Актуальность темы работы состоит в том, что в условиях жесткой конкуренции грамотная программа продвижения зачастую играет решающую роль. В результате поверхностного подхода к разработке программы продвижения принятые решения зачастую бывают либо сомнительными, либо ошибочными, что в конечном итоге может привести к неоправданным затратам, и как следствие, снижение конкурентоспособности организации. Таким образом, в современных условиях актуальность разработки программы продвижения не вызывает сомнения.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является кафедра инженерного предпринимательства Томского политехнического университета. Предметом исследования является процесс привлечения потенциальных студентов в рамках абитуриентской кампании.
Проблема исследования связана с необходимостью внедрения инструментов интернет-маркетинга в программу продвижения абитуриентской кампании кафедры ИП ТПУ в связи со снижением эффективности традиционных методов продвижения и с потребностью кафедры в привлечении абитуриентов с высокими баллами по единому государственному экзамену.
Цель данной работы - разработать и внедрить программу продвижения абитуриентской кампании кафедры ИП ТПУ с использование инновационных методов интернет-маркетинга. В ходе выполнения работ следует решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с теоретическими аспектами методов и технологий инновационного маркетинга;
2. Ознакомиться с теоретическими основами инструментария для продвижения организации в интернет-среде;
3. Разработать концепцию программы продвижения абитуриентской кампании кафедры ИП ТПУ;
4. Обеспечить технологическую и аналитическую компоненты процесса внедрения этой программы с помощью интернет-маркетинговых инструментов;
5. Внедрить предложенную программу продвижения абитуриенткой кампании кафедры ИП ТПУ.
Если говорить о степени научной разработанности проблемы, то исследуемая проблема базируется на материалах, широко освещенных в отечественной и зарубежной литературе. Так, специфику инновационного маркетинга рассматривают следующие авторы: Д. Козье, Ф. Котлер, Саммер А., Пирогов С.В., Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Хотяшева О.М и др. Вопросы, посвященные современным технологиям интернет-маркетинга, а также, способам продвижения в сети интернет находят свое отражение в трудах Яковлева А.А., Гришина В.Ю., Холмогорова В., Петрика Е.А. и других авторов.
Что касается практической значимости работы, то результаты исследования ВКР уже внедрены в процесс привлечения потенциальных студентов в рамках абитуриентской кампании кафедры ИП ТПУ.
С учётом проведённого аналитического обзора инновационного маркетинга можно сделать вывод, что в условиях глобализации рыночных отношений компаниям необходимо непрерывно совершенствовать методы маркетинга. Это нужно для того, чтобы иметь преимущества перед конкурентами, и увеличивать занимаемую долю рынка. Основой для осуществления работы с инновационным маркетингом является стратегическое мышление и аналитика данных.
Приведённый анализ развития инструментов интернет-маркетинга показал, что информационные технологии с каждым днём всё сильнее воздействуют на методы ведения современного бизнеса. Использование технологий интернет-маркетинга даёт огромные перспективы для развития и служит основой коммерческого успеха организации. В современных условиях, компании, которые не использующие технологии интернет-маркетинга, ограничивают себя в развитии, а зачастую обрекают себя на разорение, так как интенсивность использования интернет-пространства растет с каждым днём, регулярно появляются новые методы и технологии интернет-маркетинга, число пользователей в интернете тоже постоянно растёт, поэтому игнорироваться столь мощный канал связи с потребителем не целесообразно.
Практическая часть показала актуальность использования технологий интернет-маркетинга для продвижения образовательных услуг и повышения информированности абитуриентов. Проведённый опрос среди абитуриентов показал важность применениях инструментов интернет-маркетинга во время проведения абитуриенткой кампании.
Цель работы, которая заключалась в разработке программы продвижения абитуриентской кампании кафедры ИП ТПУ с использованием инновационных методов интернет-маркетинга, была достигнута. С помощью предложенной концепции кафедра может значительно улучшить эффективность своей абитуриентской кампании.
1. Андреева К. Лидогенерация. Маркетинг, который продает. - СПб.: Питер, 2015. - 89 с.
2. Верников Г. Internet/Intranet технологии и технологическая
эволюция корпоративных информационных систем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/vernikov/kias/xml.shtml
3. Голубков Е. П. Маркетинг: Словарь-справочник. - М.: Дело, 2012. -
114 с.
4. Гудков С.В. Использование web-маркетинговых технологий в
деятельности образовательных учреждений // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №3. - С. 61-63.
5. Де Боно Э. Латеральное мышление. Учебник творческого
мышления. - Минск: «Попурри», 2005. - 34 с.
6. Дымшиц М. Н. Манипулирование покупателем. - М.: Омега-Л, 2014. - 52 с.
7. Дьячкова Е. Н. Интернет-маркетинг как инновационное
направление современной концепции маркетинг // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2014. - №2. - С.128-129.
8. Зварич Э. Отличия скрытого маркетинга от вирусного и партизанского // Рекламодатель: теория и практика. - 2010. - №5. - С. 56-61.
9. Иванченко О.П. Теоретические основы содержания и развития
маркетинговых инноваций // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: материалы XXVIII международной заочной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. - 2003. - Режим доступа:
http://sibac.info/2009-07-01-10-21-16/9903.
10. Ильичева И. В. Маркетинговые технологии: учебно-методическое пособие. - М.: Ульяновск: УлГТУ, 2013. - 157 с.
11. Картышов С. В., Кульчицкая И. А. Управление комплексом маркетинга на основе CRM-технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.curs.ru
12. Козлов Д. В. Вирусный маркетинг: формат имеет значение /Д. В. Козлов //Интернет-маркетинг. - 2008. - № 4. - С.228-234.
13. Котлер Ф., Триас де Бес Ф. Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей. - М: Альпина Паблишер, 2010. - 208 с.
14. Кудымова А. Я. Вирусный маркетинг // Маркетинговые коммуникации. - 2009. - №6. - С.340-347
15. Лаутенслагер Э., Левинсон Дж. К. Партизанский маркетинг за 30 дней. - М.: ЭКСМО, 2008 - 203с.
16. Левинсон Дж. К. Партизанский маркетинг. Простые способы получения больших прибылей при малых затратах. - М.: НТ-пресс, 2014. - 45 с.
17. Левинсон Дж., Хенли П. Партизанский маркетинг. - М.: ЭКСМО, 2007. - 60 с.
18. Линдстром М. Buyology: увлекательное путешествие в мозг современного потребителя. - М.: Эксмо, 2010. - 24 с.
19. Льюис Д. Нейромаркетинг в действии. Как проникнуть в мозг покупателя. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 37 с.
20. Пода Я.С., Ерыгин К.А. Латеральный маркетинг - обратная сторона // Управление развитием социально-экономических систем: глобализация, предпринимательство, устойчивый экономический рост. - 2013. - С. 140-143
21. Рагимов Ф.И. Факторы повышения конкурентоспособности промышленного предприятия // Terra Economicus. - 2012. - № 4-3. - С. 141-142.
22. Рысымбетова А.И., Николаева Л.С. Продакт-плейсмент как способ продвижения товаров // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №3-4. - С. 56-57.
23. Рычкова, Н.В. Особенности маркетинговых инноваций: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2014. - 56 с.
24. Ромата Е.В. Тенденции и перспективы развития маркетинга в современных условиях. - М.: ХНАДУ, 2013. - 49 с.
25. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: учебник. - М.: ИНФРА- М, 2012. - 76 с.
26. Социальные сети в России, зима 2014-2015. Цифры, тренды, прогнозы // Brand Analytics [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://br- analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-zima-2014-2015-cifry
27. Стоун М., Дейвис Д. Прямой маркетинг: Пособие для маркетолога и специалиста по рекламе. - М.: Амалфея, 2014. - 48с.
28. Сычев А. М. Психологические особенности телефонных продаж // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №3. - С.104-105.
29. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. - М.: Эксмо, 2010. - С.195- 207.
30. Чеснокова М.С., Кирилловская А.А. Современные инструменты маркетинга в Новой экономике: маркетинг впечатлений // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. - 2013. - Том 6. - Вып. 1. - С. 169171
31. Шопенко О.Ю. Инновационный маркетинг: учеб. пособие. - М.: СПбГТУРП. СПб., 2015. - с 25.
32. Шумпетер, И. Теория экономического развития.- М.: Луч, 1992.
33. Яндекс Метрика. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http s: //metrika.yandex .ru/list/
34. Google Analytics [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.google.com/analytics/
35. SMM продвижение - Social Media Marketing // Продвижение сайта и реклама в блогах и социальных сетях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //blogun.ru/smm-prodvizhenie/