Введение
1. Государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в государственном механизме России
1.1История становления прокуратуры России
1.2Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
1.3Основные направления деятельности прокуратуры в государственном
механизме России
2 Взаимодействие прокуратуры и органов, осуществляющих уголовное
преследование и правосудие
2.1Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования
2.2Полномочия прокурора в уголовном преследовании
2.3Полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве
Заключение
Список используемых источников
Основные положения, касающиеся прокуратуры и работы прокурора в Российской Федерации изложены в статье 129 Конституции Российской Федерации, например, часть 1 данной статьи, а именно, «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации» в нем заложены общие принципы специфики работы прокуратуры и ее места в государственном механизме РФ, также, в статье 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы признаны высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является непосредственной обязанностью государства[конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.].
Достижение и реализация указанных норм составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его внутренней политики на основе действующего законодательства, которое должно четко и безукоризненно применяться на практике.
Для того чтобы законные интересы граждан, а также их права соблюдались, в России действует надзорный орган, который регулирует и обеспечивает соблюдение данных прав.
Поскольку права граждан не всегда правильно соблюдаются имеет смысл изучить орган, который обязан обеспечивать соблюдение прав, и его место среди остальных государственных структур.
Следовательно, изучение темы данной дипломной работы, несомненно, является важным и актуальным, требующим тщательного анализа существующей правовой базы.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем что, существуют проблемы в количестве полномочий, осуществляемых прокуратурой, она осуществляет надзор либо выполняет уголовное преследование, то есть участвует в обвинении и представляет обвинение в суде, а также на сегодняшний день не понятно к какой из ветвей власти относится прокуратура.
Данная проблема обусловлена представлением прокуратуры широких полномочий в различных сферах государственного управления.
Исходя из этого, объектом исследования является деятельность прокуратуры в системе государственных органов РФ и ее взаимосвязь с иными органами власти.
Предмет исследования включает в себя:
-действующие нормативно-правовые акты в области прокуратуры и прокурорского надзора;
-статистические данные, обзоры, судебная практика в области деятельности прокуратуры;
-научные публикации по исследуемым вопросам.
Целью работы является рассмотрение общей деятельности работы прокуратуры, а также ее места в государственном механизме Российской Федерации.
Для изучения поставленных целей ставлю следующие задачи:
-проанализировать историю становления прокуратуры, как государственного института России;
-рассмотреть предмет и методологию прокурорского надзора и деятельности прокурора в общем;
-проанализировать и раскрыть основные направления деятельности прокуратуры в России;
-определить место и роль прокуратуры в государственном механизме РФ;
-изучить нормативно-правовое регулирования в сфере прокурорского надзора и деятельности прокуратуры
- установить иные направления деятельности работы прокуратуры и органов, связанных с ней.
Для изучения темы дипломной работы использовались следующие методы исследования: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализа и синтеза. Применялись исторический, статистический, системный и сравнительно-правовой методы исследования.
Для полного раскрытия темы работы были использованы такие нормативно - правовые акты как Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты, на основании которых реализуются основные принципы работы государственных органов в целом, а в частности прокуратуры и непосредственно прокурора.
Кроме того, применялись научные труды авторов из различных учебников и статей, касающиеся данного вопроса, а также официальные статьи из электронных ресурсов и материалы судебной практики.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Прокуратура как государственный орган осуществляющий контроль за соблюдением законности, имеет ряд проблем, которые необходимо решать и анализировать их суть, чтобы избежать неправильной работы данной структуры.
В истории развития отечественной прокуратуры выделяют следующие этапы:
1.Российский (царский) этап - 1722 - 1917 гг.
2.Советский этап - 1922 - 1991 гг.
3.Современный (постсоветский) этап - 1991 г. - по настоящее время
Российская прокуратура прошла длительный и непростой исторический путь своего формирования и развития. Вместе с тем, современная система органов государственной власти в Российской Федерации не может существовать без органов прокуратуры в принципе.
Более того, эффективность функционирования органов
государственной власти в России напрямую зависит и будет зависеть в будущем от эффектности функционирования органов прокуратуры и их деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В современных условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Добиваясь выполнения своей цели - обеспечения законности, прокуратура активно участвует в обеспечении и разделении властей, и их взаимодействию. Включение прокуратуры в одну из трех ветвей власти приведет к нарушению равновесия в системе сдержек и противовесов в пользу одной из ветвей власти.
Основной задачей и основным видом деятельности прокуратуры в государственном механизме России является осуществление прокурорского надзора, который в свою очередь является специфическим видом деятельности, осуществляемым уполномоченным органом - прокуратурой посредством выполнения должностными лицами (прокурорами) своих полномочий. Прокурорский надзор характеризуется отличительными признаками, что позволяет отделять его от других видов государственного надзора, а также выделяет его значимость для государства и общества в целом.
Цели и задачи прокурорского надзора, на стадии предварительного расследования направлены на соблюдение и обеспечение законности действий и решений, принимаемых должностными лицами (следователями и дознавателями) по уголовным делам. Особой полнотой надзорно-властных отношений прокурор обладает при осуществлении надзора за органами дознания, что соответствует положениям статьи 37 УПК.
Данный вид надзорной деятельности позволяет более полно и грамотно расследовать уголовные дела, не отходя от принципа законности и норм УПК, что непосредственно гарантируется участием прокурора на данной стадии уголовного процесса.
Полномочия прокурора на стадии судебного разбирательства имеют свои специфические особенности и отличаются от полномочий прокурора на стадии предварительного расследования, однако, исходя из рассмотренных процессуальных положений можно сделать вывод о том, что прокурор является одним из важнейших участников судебного разбирательства, который хоть и не обладает властными полномочиями, но всеми силами помогает суду в принятии справедливого и законного решения по уголовному делу.
Несмотря на обширную правовую базу, связанную с деятельностью прокуратуры, существует ряд проблем в данной сфере который в основном связан с недавним «переходным» периодом и несовершенством нормативной базы, хотя круг полномочий прокурора велик, не всегда удается правильно распорядится данными полномочиями, так как не все они четко прописаны в законе.
Таким образом институт прокуратуры в государственном механизме России довольно широко развит, у прокурора имеется широкий список полномочий, который он осуществляет для сохранения и обеспечения законности прав и интересов граждан, однако данный вопрос требует, как научного исследования так законодательного усовершенствования.
Однако не следует отождествлять деятельность прокуратуры только с осуществлением надзорной функции, прокурорский надзор является важным, но не единственным направлением деятельности прокуроров, существует множество иных немаловажных функций, о которых говорилось выше. К одной из основных направлений деятельности также следует отности и участие прокурора в рассмотрении дел судами, что является специфической функцией.
Это и является главной проблемой института прокуратуры в государственном механизме России, широта полномочий и обязанностей, возложенных на прокуратуры слишком обширны, и не всегда прокуроры могут правильно с ними справится в силу загруженности. Полномочия, которыми обладает прокурор слишком рознятся между собой, так, он одновременно и контролирует соблюдение законности и участвует в судебном процессе, как в уголовном, так и в гражданском.
Так же одной из основных проблем является то, что прокуратуру нельзя отнести к какой-либо из ветвей государственной власти.
Решением данной проблемы является то, чтобы снять с прокуратуры ряд полномочий, например, такие как подача прокурором заявлений на действие должностных лиц, этим должны заниматься специализированные органы, а прокуратура должна лишь контролировать деятельность этих самых органов, как она контролирует деятельность следователей и дознавателей, так же не помешало бы отнести прокуратуры к Министерству юстиции РФ, что помогло бы определить четкое место прокуратуры в системе государственных органов РФ, однако при этот будет необходимо в некоторым виде уменьшить полномочия прокуроров.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 04.08.2014.
-№ 31. - ст. 4398.
2.Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // СЗ РФ. - 01.01.1996. - № 1. - ст. 16
3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // СЗ РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954.
4.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001№ 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I).
-ст. 4921.
5.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // СЗ РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // СЗ РФ. - 18.11.2002. - № 46. - ст. 4532.
7.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации» (ред. от 29.07.2017) // СЗ РФ. - 20.11.1995. - № 47. - ст. 4472.
8.Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. - 17.07.1995. - № 29. - ст. 2759.
9.Постановление Конституционного Суда РФ от 20.04.1999 № 7-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой статьи 232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258 Уголовно - процессуального кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород» // СЗ РФ. - 26.04.1999. - № 17. - ст. 2205.
10.Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2003 № 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан» // СЗ РФ. - 22.12.2003. - № 51. - ст. 5026.
11.Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 «Об
организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» (ред. от 29.10.2012) // СЗ РФ. - 05.20.2007. - ст. 2654.
12.Приказ Генпрокуратуры РФ от 06.09.2007 № 137 (ред. от
28.12.2007) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» // РГ. - 09.09.2007. - № 30.
13.Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2011 № 162 «Об
организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // РГ. - 05.06.2011. - № 76.
14.Приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 № 277 «Об
организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» (ред. от 05.12.2016) // Законность. - № 12.2011.
Приказ Генпрокуратуры России от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. - 30.12.2012. - № 44. - ст. 5643...