Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-терапия как способ преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска

Работа №107553

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение арт-терапии как способа преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска 8
1.1 Понятие семьи группы риска и особенности работы с такими семьями 8
1.2 Особенности страхов у детей дошкольного возраста из семей
группы риска 12
1.3 Возможности арт-терапии как способа преодоления страхов
у детей дошкольного возраста из семей группы риска 16
Глава 2 Экспериментальное изучение арт-терапии как способа преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска 24
2.1 Организация и методы исследования 24
2.2 Результаты исследования уровня страхов у детей
дошкольного возраста из семей группы риска 28
2.3 Содержание и организация работы по преодолению страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска
посредством арт-терапии 36
2.4 Результаты психологической работы посредством арт-терапии 43
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложение А Характеристика выборки исследования 59
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 60
Приложение В Сводные таблицы результатов исследования на этапе контроля

Актуальность темы. Проблема страхов у детей поднималась в различных современных научных исследованиях. Она рассматривалась в работах Г.М. Андреевой, А.В. Ухановой, Г.М. Антощенко, Л.О. Бакисова и других. Кроме исследований причин и проявлений данного феномена и последствий страхов, в научных работах автором не однократно поднималась тема о необходимости работы с такими детьми и коррекции выявленных проблем.
На формировании личности ребенка сильно сказывается семья. Причина в том, что именно отец с матерью рассказывают ему, как устроено общество. У родителей есть большая возможность оказывать влияние на детей, поскольку те имеют эмоциональную, физическую и социальную зависимость от них. Многие психологи издавна уделяли внимание тому, насколько важны отношения, возникающие между родителями и детьми. Решающим для детского развития является их взаимоотношение с родственниками.
Именно дошкольному периоду ученые и практики уделяют особое внимание в исследованиях, поскольку это самый важный и ответственный период в жизни ребенка, связанный с формированием его личности. В этом возрасте у него интенсивно развиваются психические процессы, свойства личности, а также происходит активное освоение различной деятельности. В дошкольном возрасте происходит развитие самосознания, формирование самооценки. Это время имеет особую важность для ребенка, поскольку семья сильно сказывается на развитии его личности. В семье происходит удовлетворение индивидуальных потребностей ребенка, причем это происходит как со стороны отца, так и матери во время общения с ребенком. Таким образом, проблемы семейного воспитания, которые наиболее ярко проявляются в семьях группы риска, оказывают влияние на возникновение страхов в дошкольном возрасте.
Несмотря на широкое освещение в отечественной литературе, актуальность темы исследования обусловлена растущим количеством детей дошкольного возраста с проявлениями страхов и необходимостью разработки эффективных подходов к преодолению страхов в дошкольном возрасте семей группы риска.
Арт-терапия - это такая форма терапии, которая в своей основе опирается, в первую очередь, на искусство и творческую деятельность. Арт - терапия может послужить эффективным методом преодоления страхов в дошкольном возрасте семей группы риска.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска и недостаточным использованием арт-терапии в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности арт-терапии как способа преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Арт-терапия как способ преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности арт-терапии как способа преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска.
Объект исследования: страхи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: арт-терапия как способ преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
- арт-терапия является эффективным методом преодоления страхов у детей дошкольного возраста из числа семей группы риска, в связи с психологическими особенностями восприятия детьми окружающего мира;
- песочная терапия является доступным методом для проработки страхов у детей из числа семей, находящихся в социально-опасном положении.
Задачи исследования.
- описать особенности страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска;
- выявить возможности арт-терапии как способа преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска ;
- провести диагностику уровня страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска;
- разработать и апробировать содержание работы по преодолению страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска посредством арт-терапии;
- провести оценку динамики уровня страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого - педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
- работы по изучению особенностей страхов в дошкольном возрасте (Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др.),
- изучение особенностей страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска (Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюковой, Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской);
- возможности арт-терапии как способа преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска описаны в работах М.А. Ковальчук, Ф.Р. Зотовой, Я.И. Гилинского, Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга, М.А. Мокаевой, А.В. Фокиной.
Новизна исследования заключается в том, что выявлены возможности арт-терапии как способа преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности арт-терапии как способа преодоления страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по преодолению страхов у детей дошкольного возраста из семей группы риска посредством арт-терапии может быть использовано в образовательном процессе других дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Ангарска». В данном исследовании - 40 испытуемых в возрасте 6-7 лет, все из семей, находящихся в социально-опасном положении, состоящих в Банке данных Иркутской области семей и несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 3 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического изучения арт-терапии как способа преодоления страхов в дошкольном возрасте семей группы риска мы выявили, что семьи группы риска - это такие семьи, которые не могут выполнять семейные роли, и в которых присутствуют негативные социальные факторы.
Страх представляет собой внутреннее состояние, обусловленное мнимой или конкретной угрозой для благополучия и жизни человека. Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Эмоция страха, обеспечивает самосохранение индивида, и становится опасной или непродуктивной лишь в наиболее длительных и интенсивных проявлениях. Развитие страха в онтогенезе связано с развитием эмоциональной сферы личности. В дошкольном возрасте довольно часто можно столкнуться с возникновением многочисленных страхов, так как именно в этом возрасте проходит самый насыщенный страхами период. В определенной мере это явление характерно и для взрослого человека, однако у детей страхи приобретают особую эмоциональную окрашенность и не столько потому, что дети воспринимают все более эмоционально, сколько по причине интенсивного когнитивного развития.
Психологическая коррекция - это исправление определенных свойств личности ребенка, который склонен к тревожности, работа с конкретными отклонениями в поведении. С целью профилактики страхов у детей дошкольного возраста семей группы риска используют следующие арт- терапевтические технологии: игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Песочная терапия - это создание картин или фигур из песка. В ходе песочной терапии дети могут в течение нескольких занятий играть с одной и той же «живой» игрушкой, а могут каждый раз брать разные, отыгрывая разные личные качества и ситуации. При этом происходит не только перенос личных желаний на игрушку, вербализация целей и их последующая реализация, но и преодоление страхов в дошкольном возрасте семей группы риска. Также в ходе терапии активно развивается мелкая моторика, стимулируется кора головного мозга, что позитивно влияет на развитие всех познавательных процессов. Также с целью преодоления страхов в дошкольном возрасте семей группы риска используют метафорические карты. Данные карты представляют собой карточки, на которых помещены изображения людей, представителей животного или растительного мира, или абстрактные фигуры.
Полученные результаты диагностики обосновали необходимость разработки и апробации содержания работы по преодолению страхов в дошкольном возрасте семей группы риска посредством арт-терапии.
На первом этапе работы нами был разработан и реализован комплекс занятий по арт-терапии в соответствии с показателями страхов в дошкольном возрасте семей группы риска с использованием песочной терапии. Всего было разработано и проведено 10 НОД. На втором этапе работы нами были реализованы этапы работы с детьми с учетом логики освоения ими навыков песочной терапии (мотивационный, когнитивный, деятельностный).
Можно отметить, что самым эффективным методом из арт-терапии, для преодоления страхов у детей дошкольного возраста из числа семей группы риска является песочная терапия, т.к. дети ощущают свободу и безопасность к самовыражению, бессознательно-символическом уровне реагируют на терапию, снижается страх и напряжения.
Можно констатировать, что разработанное и апробированное содержание работы по преодолению страхов в дошкольном возрасте семей группы риска посредством арт-терапии является эффективным. Таким образом, результаты контрольного среза доказывают эффективность работы с детьми и подтверждают выдвинутую гипотезу исследования.



1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 672 с.
2. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. М.: Генеза, 2015. 168 с.
3. Васильева Е. В. Особенности страхов у дошкольников с проблемами в развитии. М.: МГПУ, 2014. 159 с.
4. Вологодина, П. Г. Детские страхи днём и ночью. М.: «Феникс», 2016. 224 с.
5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб: СОЮЗ, 2020. 448 с.
6. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Просвещение, 2016. 215 с.
7. Захарова Н.В. Психологические особенности тревожности и пути их преодоления в старшем дошкольном возрасте // Череповецкие научные чтения. 2014. №7. С. 69-72.
8. Илларионова, И.В. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2021. № 3 (71). С. 67-70.
9. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие / Сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. Пенза, 2019. 62 с.
10. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 2017. 190 с.
11. Карабанова, О. А. Роль семьи в возникновении и проявлении детских страхов: учеб. - М.: Просвещение, 2018. 200 с.
12. Карвасарский, Б. Д. Неврозы. М.: Медицина, 1990. 576 с.
13. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2016. 160 с.
14. Китринская У.А. Детские страхи и их возникновение. М.: Сфера, 2015. 217 с.
15. Колягина В.А. Особенности возникновения и специфика проявления страхов у дошкольников с речевым дизонтогенезом и нормальным развитием // Дошкольное воспитание. 2015. № 4. С. 100-106.
16. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2017. 197 с.
17. Кузьмина М.А. Детский невроз страха. М.: Педагогическое общество России, 2011. 208 с.
18. Кулинцова И. Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок. СПб: Речь, 2018. 167 с.
19. Лебедева Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2017. 256 с.
20. Ольшанский Д. В. Страх. М.: Академический проект, 2001. 464 с.
21. Петровская В.Г. Формирование асоциального поведения детей в дисфункциональной семье // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 6. С. 242-245.
22. Петровский А.В. Быть личностью. М.: «Педагогика», 2017. 112 с.
23. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: «Московский психолого-социальный институт Воронеж», 2019. 304 с.
24. Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 2017. 314 с.
25. Ревская Н.Е. Психология и педагогика. СПб.: Альфа, 2018. 550 с.
26. Татаринцева, А. Ю., Григорчук, М. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. СПб: Речь, 2017. 226 с.
27. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект; Трикста, 2017. 336 с.
28. Щербатых Ю. В. Психология страха. М.: Эксмо, 2017. 653 с.
29. Щербатых Ю. В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. М.: Истоки, 1998. 282 с.
30. Dollard J. et al. Frustration and Agression. New-Haven, Yale. 1939.
31. Scheungrab M. Die Abbildung von Beziehungen zwischen Medienkonsum und Delinquenz im Rahmen Kansanalytischer Modelle// Arch. Psychol. 1990. 142, N 4, pp. 295-322.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ