Разработка установки для определения технического состояния гидронасоса НШ-50
|
Введение 6
1 Состояние вопроса 9
1.1 Маркировка и характеристики насосов НШ 15
1.2 Оборудование марок НШ 16
2 Конструкторская часть 20
2.1 Техническое задание на разработку установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50 20
2.2 Техническое предложение на разработку установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50 22
2.3 Расчёт основных элементов установки для определения технического
состояния гидронасоса НШ-50 30
2.4 Руководство по эксплуатации установки для определения технического
состояния гидронасоса НШ-50 36
3 Технологический процесс 42
3.1 Неисправности шестеренного насоса, причины возникновения и
методы устранения 42
3.2 Технологический процесс проверки шестеренчатого насоса НШ-50
грузового автомобиля 44
4 Безопасность и экологичность технического объекта 45
4.1 Конструктивно-технологическая и организационно-техническая
характеристика технологического процесса определения технического состояния гидронасоса НШ-50 48
4.2 Идентификация профессиональных рисков 49
4.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 50
4.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 56
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технологического процесса определения технического состояния гидронасоса НШ-50 58
5 Экономическая эффективность технического объекта 60
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 66
Приложение А Спецификации 72
1 Состояние вопроса 9
1.1 Маркировка и характеристики насосов НШ 15
1.2 Оборудование марок НШ 16
2 Конструкторская часть 20
2.1 Техническое задание на разработку установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50 20
2.2 Техническое предложение на разработку установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50 22
2.3 Расчёт основных элементов установки для определения технического
состояния гидронасоса НШ-50 30
2.4 Руководство по эксплуатации установки для определения технического
состояния гидронасоса НШ-50 36
3 Технологический процесс 42
3.1 Неисправности шестеренного насоса, причины возникновения и
методы устранения 42
3.2 Технологический процесс проверки шестеренчатого насоса НШ-50
грузового автомобиля 44
4 Безопасность и экологичность технического объекта 45
4.1 Конструктивно-технологическая и организационно-техническая
характеристика технологического процесса определения технического состояния гидронасоса НШ-50 48
4.2 Идентификация профессиональных рисков 49
4.3 Методы и средства снижения профессиональных рисков 50
4.4 Обеспечение пожарной безопасности технического объекта 56
4.5 Обеспечение экологической безопасности рассматриваемого
технологического процесса определения технического состояния гидронасоса НШ-50 58
5 Экономическая эффективность технического объекта 60
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 66
Приложение А Спецификации 72
Автомобиль в процессе его изготовления на заводе-изготовителе является изделием основного производства, так как предназначен для реализации. Как продукт автомобильной промышленности он является также изделием требуемого функционального назначения, современного конструктивного исполнения и определенного уровня технологичности.
Функциональная завершенность изделия по назначению заключается в том, что каждая его составляющая должна представлять собой функционально завершенное изделие, для которого характерно выполнение заданных функции и способность выполнять эти функции отдельно от изделия в целом.
В процессе эксплуатации автомобиля появляются отказы и неисправности, устраняемые при его текущем ремонте.
«Если автомобиль соответствует всем требованиям нормативно-технической документации, он считается исправным. В отличие от исправного работоспособный автомобиль должен удовлетворять только тем требованиям, которые позволяют его эксплуатировать по назначению без угрозы безопасности движения. Он может быть исправным, имея ухудшенный внешний вид, пониженное давление в системе смазки двигателя и прочее» [4].
«Под ремонтом подразумевается комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий, а также ресурсов изделий и их составных частей. Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей вызвана, прежде всего, неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей). Известно, что создать равнопрочный автомобиль, все детали которого изнашивались бы равномерно и имели бы одинаковый срок службы, невозможно. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят периодическое техническое обслуживание и при необходимости - текущий ремонт (далее - ТР), который путем замены отдельных деталей и агрегатов позволяет поддерживать транспортные средства в технически исправном состоянии. Основная задача текущего ремонта - привести технику в работоспособное состояние, чтобы обеспечить гарантированную ее работоспособность на пробеге до очередного планового ремонта, причем этот пробег должен быть не менее пробега до очередного планового технического обслуживания ТО-2.
Капитальный ремонт (далее - КР) обеспечивает исправность и полный ресурс автомобиля или агрегата путем восстановления и замены необходимых сборочных единиц и деталей, включая базовые. Основным источником эффективности КР транспортных средств является использование остаточного ресурса их деталей» [7].
Основная задача, к достижению которой стремятся авторемонтные предприятия (далее - АРП) - это уменьшение стоимости ремонта автомобилей и агрегатов при гарантии послеремонтного ресурса. Поэтому главные предпосылки, главные стимулы использования новейших технических достижений в сервисе автомобилей - интересы и требования заказчика.
Принимая во внимание то обстоятельство, что автомобиль это объект повышенной опасности, главное требование к ремонтным предприятиям - обеспечение гарантированного качества ремонта на уровне завода- изготовителя этого автомобиля. Поэтому между производителями автомобилей и ремонтными организациями имеет место тесный повседневный контакт, а задачи изготовителя и ремонтного предприятия тесно взаимосвязаны между собой и могут быть успешно решены только совместными усилиями.
«Анализ результатов исследований ремонтного фонда автомобилей и агрегатов, поступающих в ремонт на авторемонтные предприятия, показывает, что детали, полностью исчерпавшие свой ресурс и подлежащие замене, составляют в среднем около 20%. К ним относятся поршни, поршневые кольца, подшипники качения, резинотехнические изделия и др. Количество деталей, износ рабочих поверхностей которых находится в допустимых пределах, что позволяет использовать их без ремонта, достигает 30-35%. Остальные детали автомобиля (40-45%) могут быть использованы повторно только после их восстановления. Это большинство наиболее сложных, металлоемких и дорогостоящих деталей автомобиля, в частности блок цилиндров, коленчатый и распределительный валы, головка цилиндров, картеры коробки передач и заднего моста и другие. Стоимость восстановления этих деталей не превышает 10-50% стоимости их изготовления» [7].
«По статистике значительное количество отказов деталей автомобилей обусловлено износом рабочих поверхностей (до 50%), различного рода повреждениями (в том числе и в результате аварии) - 17,1%, трещинами - 7,8%. Большинство отказов автомобилей (до 43%) приходится на долю двигателя» [1].
«Опыт показывает, что при незначительном износе (не более 0,3 мм) примерно 85% деталей может быть восстановлено нанесением покрытия незначительной толщины. Многократное использование детали возможно при нанесении металла на ее несущие поверхности с дальнейшей механической обработкой» [8].
Эффективность работ по восстановлению деталей автомобилей зависит от правильного выбора технологии, оборудования, технологической оснастки и организации контроля качества.
Целью ВКР является разработка конструкции установки для определения технического состояния гидронасоса НШ-50.
Функциональная завершенность изделия по назначению заключается в том, что каждая его составляющая должна представлять собой функционально завершенное изделие, для которого характерно выполнение заданных функции и способность выполнять эти функции отдельно от изделия в целом.
В процессе эксплуатации автомобиля появляются отказы и неисправности, устраняемые при его текущем ремонте.
«Если автомобиль соответствует всем требованиям нормативно-технической документации, он считается исправным. В отличие от исправного работоспособный автомобиль должен удовлетворять только тем требованиям, которые позволяют его эксплуатировать по назначению без угрозы безопасности движения. Он может быть исправным, имея ухудшенный внешний вид, пониженное давление в системе смазки двигателя и прочее» [4].
«Под ремонтом подразумевается комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий, а также ресурсов изделий и их составных частей. Необходимость и целесообразность ремонта автомобилей вызвана, прежде всего, неравнопрочностью их составных частей (сборочных единиц и деталей). Известно, что создать равнопрочный автомобиль, все детали которого изнашивались бы равномерно и имели бы одинаковый срок службы, невозможно. Поэтому в процессе эксплуатации автомобили проходят периодическое техническое обслуживание и при необходимости - текущий ремонт (далее - ТР), который путем замены отдельных деталей и агрегатов позволяет поддерживать транспортные средства в технически исправном состоянии. Основная задача текущего ремонта - привести технику в работоспособное состояние, чтобы обеспечить гарантированную ее работоспособность на пробеге до очередного планового ремонта, причем этот пробег должен быть не менее пробега до очередного планового технического обслуживания ТО-2.
Капитальный ремонт (далее - КР) обеспечивает исправность и полный ресурс автомобиля или агрегата путем восстановления и замены необходимых сборочных единиц и деталей, включая базовые. Основным источником эффективности КР транспортных средств является использование остаточного ресурса их деталей» [7].
Основная задача, к достижению которой стремятся авторемонтные предприятия (далее - АРП) - это уменьшение стоимости ремонта автомобилей и агрегатов при гарантии послеремонтного ресурса. Поэтому главные предпосылки, главные стимулы использования новейших технических достижений в сервисе автомобилей - интересы и требования заказчика.
Принимая во внимание то обстоятельство, что автомобиль это объект повышенной опасности, главное требование к ремонтным предприятиям - обеспечение гарантированного качества ремонта на уровне завода- изготовителя этого автомобиля. Поэтому между производителями автомобилей и ремонтными организациями имеет место тесный повседневный контакт, а задачи изготовителя и ремонтного предприятия тесно взаимосвязаны между собой и могут быть успешно решены только совместными усилиями.
«Анализ результатов исследований ремонтного фонда автомобилей и агрегатов, поступающих в ремонт на авторемонтные предприятия, показывает, что детали, полностью исчерпавшие свой ресурс и подлежащие замене, составляют в среднем около 20%. К ним относятся поршни, поршневые кольца, подшипники качения, резинотехнические изделия и др. Количество деталей, износ рабочих поверхностей которых находится в допустимых пределах, что позволяет использовать их без ремонта, достигает 30-35%. Остальные детали автомобиля (40-45%) могут быть использованы повторно только после их восстановления. Это большинство наиболее сложных, металлоемких и дорогостоящих деталей автомобиля, в частности блок цилиндров, коленчатый и распределительный валы, головка цилиндров, картеры коробки передач и заднего моста и другие. Стоимость восстановления этих деталей не превышает 10-50% стоимости их изготовления» [7].
«По статистике значительное количество отказов деталей автомобилей обусловлено износом рабочих поверхностей (до 50%), различного рода повреждениями (в том числе и в результате аварии) - 17,1%, трещинами - 7,8%. Большинство отказов автомобилей (до 43%) приходится на долю двигателя» [1].
«Опыт показывает, что при незначительном износе (не более 0,3 мм) примерно 85% деталей может быть восстановлено нанесением покрытия незначительной толщины. Многократное использование детали возможно при нанесении металла на ее несущие поверхности с дальнейшей механической обработкой» [8].
Эффективность работ по восстановлению деталей автомобилей зависит от правильного выбора технологии, оборудования, технологической оснастки и организации контроля качества.
Целью ВКР является разработка конструкции установки для определения технического состояния гидронасоса НШ-50.
В данной выпускной квалификационной работе бакалавра была разработана конструкция установки для определения технического состояния гидронасоса НШ-50.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было сделано следующее:
- рассмотрено устройство гидронасоса, типы гидравлических насосов, маркировка и характеристики насосов НШ, а также наиболее используемые модификации насосов НШ;
- проведена конструкторская разработка установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50, составлены технические задание и предложение на разработку конструкции установки для определения технического состояния гидронасоса НШ-50, выполнены расчеты основных элементов конструкции, составлено руководство по эксплуатации установки. Разработанная установка может найти широкое применение на АТП и БЦТО, как недорогая и эффективная конструкция, повышающая эффективность проведения работ по диагностике гидронасоса НШ- 50;
- рассмотрены неисправности шестеренного насоса, причины возникновения и методы устранения, составлен технологический процесс проверки шестеренчатого насоса НШ-50 грузового автомобиля;
- рассмотрены вопросы, касающиеся обеспечения безопасности, экологичности технического объекта;
- определена эффективность разработки установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50. Стоимость изготовления составляет 126141,43 р.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было сделано следующее:
- рассмотрено устройство гидронасоса, типы гидравлических насосов, маркировка и характеристики насосов НШ, а также наиболее используемые модификации насосов НШ;
- проведена конструкторская разработка установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50, составлены технические задание и предложение на разработку конструкции установки для определения технического состояния гидронасоса НШ-50, выполнены расчеты основных элементов конструкции, составлено руководство по эксплуатации установки. Разработанная установка может найти широкое применение на АТП и БЦТО, как недорогая и эффективная конструкция, повышающая эффективность проведения работ по диагностике гидронасоса НШ- 50;
- рассмотрены неисправности шестеренного насоса, причины возникновения и методы устранения, составлен технологический процесс проверки шестеренчатого насоса НШ-50 грузового автомобиля;
- рассмотрены вопросы, касающиеся обеспечения безопасности, экологичности технического объекта;
- определена эффективность разработки установки для определения
технического состояния гидронасоса НШ-50. Стоимость изготовления составляет 126141,43 р.



