Введение 4
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 9
1.1. Понятие агрессивного поведения 9
1.2. Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте 18
1.3 Условия преодоления проявления агрессивного поведения младших школьников 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по преодолению агрессивного поведения младшем школьником возрасте 24
2.1. Диагностика агрессивного поведения младших школьников. 24
2.2. Реализация педагогических условий, направленных на
преодоление проявлений агрессивного поведения младших школьников в условиях общеобразовательной школы 32
2.3. Анализ и обобщение результатов 46
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложение А Стимульный материал опросника А. Басса-А. Дарки 62
Приложение В Стимульный материал методики «Тест руки» Э. Вагнера... 6
Актуальность исследования. Рассматривая значимость организации педагогических условий, обеспечивающих безопасное и комфортное обучение детей в системе общеобразовательной школы, следует, прежде всего, обратиться к нормативно-правовой базе, регулирующей построение взаимоотношений детей в условиях образовательной организации. Основополагающим документом, определяющим этические и нравственные нормы поведения детей в условиях школы, является ФЗ «Об образовании в РФ» [57]. В п.9 ст. 34 гл. 4 которого определяются требования к соблюдению прав, обучающихся на уважение их достоинства, защиту от любого проявления физического, психического насилия, оскорбления личности, а также от причинения вреда здоровью.
Также следует отметить, что данная норма права закрепляется федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее - ФГОС НОО) определяющего организацию гуманистического взаимодействия взрослых и детей с учетом уважения личности ребенка, обеспечение воспитания и развития качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважения поликультурного состава российского общества, развитие духовно-нравственных качеств личности, принятие ею моральных норм и нравственных установок [56].
Нормы, определяемые законом в отношении создания педагогических условий с целью соблюдения прав обучающихся, нашли свое отражение и закрепление на методическом уровне в письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Следовательно, можно констатировать, что в системе российского образования на законодательном уровне закреплены обязанности образовательного учреждения по созданию условий, снижающих проявление агрессии в системе межличностных отношений уже с периода школьного обучения.
Начальная школа является достаточно сложным этапом в жизни ребенка, что связано с изменением привычного режима дошкольного учреждения на режим школьного обучения. Данный процесс сопровождается вхождением ребенка в новый вид познавательной деятельности - учебную. Происходит изменение требований взрослых к ребенку, меняется привычный круг социальных отношений в начальной школе. Дети достаточно часто сталкиваются с повышенными ожиданиями взрослых в отношении соблюдения норм поведения, постоянного внимания к своей персоне и социальной интеграции. Период адаптации к школе у ребенка сопровождается повышенной утомляемостью и возбудимостью нервной системы, что зачастую приводит к появлению агрессивного поведения в отношении детей и взрослых со стороны ребенка как способа психологической защиты (Ф. Аллан, Р.А. Баркли, Д.Э. Томас). Значимые показатели агрессивно-деструктивного поведения, демонстрируемого детьми, в начальные годы обучения в школе, повышают риск серьезных проблем с их поведенческой адаптацией к новым социальным условиям и построению адекватных взаимоотношений с учителями и сверстниками (М. Вагнер, С.Х. МакКонахи, К.А. Додж).
Дети, которые демонстрируют высокий уровень агрессивно-разрушительного поведения, подвергаются повышенному риску возникновения ряда личных и социальных трудностей и более устойчивых моделей агрессии. Исследования проявления поведенческих характеристик у детей начальной школы показали, что примерно 65% детей, поступающих в начальную школу с повышенным уровнем агрессии, испытывают значительные поведенческие трудности, и связанные с ними проблемы в обучении в школе в последующие два года (A.C. Коповой, И.А. Ленденев, К.А. Додж, Дж. Н. Хьюз, О. Квок). Кроме того, учащиеся, с высоким уровнем агрессивного поведения в течение первых лет обучения в школе, чаще чем другие повторяют результативность обучения, выраженную в оценке начальной школы, требуют создания специальных образовательных условий и демонстрируют серьезные проблемы с поведением в подростковом возрасте. Учитывая эти потенциальные перспективы, важно понимать факторы, связанные с ранним развитием агрессии детей. Насилие и агрессия в школах становятся все более серьезной проблемой для специалистов здравоохранения, политиков, работников образования и широкой общественности.
Агрессия - это форма поведения, направленная на причинение вреда живому существу. Поведение, относящиеся к этому определению, включают словесные угрозы или физическое насилие по отношению к другим. Иногда в модель агрессии включены акты разрушения импульсивного характера и самоповреждения. Детская агрессия является умеренно стабильной поведенческой характеристикой, связанной с различными психосоциальными проблемами. Эти проблемы включают в себя дефицит социальных навыков и отказ от общения со сверстниками, а также совершение правонарушений и формы антисоциального поведения. Проблемами изучения агрессивного поведения и причин его проявления были посвящены работы таких зарубежных авторов, как Ф. Аллана, Р.А. Баркли, Л. Бендера, Дж. М. Барта, М. Вагнера, С.Х. МакКонахи, К.А. Доджа, Дж. Н. Хьюза, О. Квока, Д.Э Томаса, Э. Фрома и других. Также эта проблема нашла свое отражение в научных работах отечественных ученых: Н.Д. Левитова, Е.И. Бережкова, Е.Л. Голенищева, Л.Э. Зотова, С.Л. Колосова, A.C. Копового, И.А. Ленденева, Е.С. Морозова, Т.В. Слотина, А.И. Фурманова и других.
Коррекция агрессивного поведения является многомерной проблемой с биологическими, психологическими, социальными и экологическими корнями, поэтому развитие способности ребенка следовать правилам обучения, выполнять учебные задания и подавлять агрессию при разрешении конфликтов становится критически важной для коррекции агрессивного и разрушающего поведения и обеспечения успешного обучения на этапе начальной школы. В связи с этим отмечается противоречие между социальным заказом общества, связанным с необходимостью снижения агрессивности в поведении младших школьников, и недостаточностью практических разработок в данном направлении.
Цель исследования: разработка педагогических условий, обеспечивающих эффективное преодоление проявлений агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс преодоления агрессивного поведения младших школьников.
Предмет исследования: организация педагогических условий, обеспечивающих преодоление агрессивного поведения у младших школьников.
Гипотеза исследования: преодоление проявлений агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста в условиях образовательной организации будет более эффективным, если:
1. Педагог проводит диагностику различных аспектов агрессивного поведения и на основе комплекса показателей организует специальную работу.
2. В педагогической работе используются методы и приёмы арт- терапии и игротерапии в целях преодоления агрессивного поведения с учётом возрастных особенностей детей.
Реализация выдвинутой цели и проверка гипотезы исследования предполагают решение следующих задач.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему агрессивного поведения младших школьников.
2. Определить уровень проявления агрессивности в поведении младшего школьника посредством проведения диагностических методик.
3. Разработать и внедрить программу, направленную на преодоление агрессивного поведения младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Решение исследовательских задач обусловило использование комплекса методов исследования: теоретический анализ методологической литературы по теме исследования; теоретический анализ и синтез научных концепций; эмпирические методы построения опытно-экспериментальной работы, включающие констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр спорта и образования «Самбо-70» Москомспорта. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 3«А» и 3«В» классы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный комплекс занятий может быть использован в рамках воспитательно-образовательной работы учителями начальных классов с целью выявления и преодоления агрессивного поведения младших школьников.
Агрессивное поведение является деструктивной формой поведения. Оно характеризуется негативным воздействием на окружающих людей, на самого себя или на какой-либо предмет. Причины агрессивного поведения различны и связаны как с индивидуальными личностными особенностями человека, так и с условиями, в которых проходит жизнь.
В современных условиях развития социума проявление агрессивности в младшем школьном возрасте становится обыденным явлением, которое требует серьёзной педагогической работы. В младшем школьном возрасте осуществляется активное развитие, которое сопряжено с неустойчивостью установок и морально-нравственных качеств, значительной подверженностью внешним влияниям эмоциональной сферы и, как следствие, большим количеством возрастных и социокультурно обусловленных видов агрессии. При этом в актуальных условиях современной жизни, в мире инновационных технологий и современных гаджетов, в ситуации экономической, политической, нравственной и культурной нестабильности для младшего школьника появляется все больше новых источников агрессии в связи с повышением числа психологических стрессоров.
Как правило, агрессивное поведение детей младшего школьного возраста выражается в драках, оскорблениях, телесных повреждениях, в повреждении имущества.
Преодоление агрессивного поведения младших школьников состоит из нескольких этапов. На первом этапе необходимо представить проявление всех возможных отклонений. На втором этапе выявляют и теоретически обосновывают условия жизнедеятельности учащихся. После этого разрабатывают эффективные условия, которые способствуют снижению агрессивного поведения детей. Далее происходит реализация данных условий и анализ результатов этой реализации.
В данном исследовании были определены педагогические условия преодоления агрессивности младших школьников. Эмпирическое исследование состояло из трёх этапов. На констатирующем этапе была проведена диагностика агрессивности младших школьников. На формирующем этапе проводилась педагогическая работа с целью снижения агрессивности поведения. На контрольном этапе исследования была определена эффективность разработанных педагогических условий, направленных на преодоление агрессивности учащихся.
Результаты диагностики, проведённой на констатирующем этапе, показали, что учащиеся контрольной и экспериментальной групп проявляют высокий уровень агрессивности почти по каждому исследуемому показателю. Таким образом, диагностика выявила необходимость создания эффективных условий для преодоления агрессивного поведения детей. С данной целью были составлены и апробированы занятия, способствующие нивелированию агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, включающие систему игровых упражнений и творческих заданий.
После реализации педагогической работы в результате повторного проведения диагностических методик, а также с учётом мнений педагогов и родителей было установлено, что различные виды агрессивности детей экспериментальной группы стали значительно ниже, при этом учащиеся контрольной группы значительных изменений в показателях агрессивности не показали. Следовательно, разработанные нами педагогические условия, направленные на снижение агрессивного поведения учащихся, являются эффективными.
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. // Под ред. Н. М. Платоновой. СПб.: Речь, 2006. 336с.
2. Адлер А. О невротическом характере. СПб.: Университет, 1997. 385с.
3. Алексеева Л. А. Последствия страха, тревоги и гнева. // Директор школы. 2000. № 6. С.72-80
4. Андреева А. А. Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников / А. А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). М.: Буки- Веди, 2015. С. 87-89.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2015.327с.
6. Анн Л.Ф. Профилактика девиантного поведения у подростков. СПб. Питер, 2015. 378с.
7. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. 104с.
8. Астапов В.М. Тревожность у детей. М.: Издательский дом ПЭРСЭ, 2018. 364с.
9. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1999. 96с.
10. Башкайкина С. В. Изучение негативных реакций и проявление агрессивности младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2016. № 22. С.112-116.
11. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: прайм - Еврознак, 2001.512с.
12. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: монография / Под ред. В.Г. Бочаровой. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2004. 268с.
13. Братусь Б. С. Братусь Б. С. Аномалии личности / Б.С. Братусь М.: Книга по Требованию, 2012. 304с.
14. Булдакова Н. В. Изучение агрессивности младших школьников // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. 2019. С.112-116.
15. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб. Питер, 1999.352 с.
16. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. / Пер. с нем. М. Педагогика. 2011. 144с.
17. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. 340с.
18. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через
психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007.144с
19. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. 288с.
20. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. 416с.
21. Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева /Под ред. В.А. Сластенина, 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2002. 272с.
22. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского." М.: Просвещение, 1973. С. 66-97.
23. Демко Е. В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. Армавир, 2005. - 22с.
24. Долгова В. И. Проявление агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № 44. С. 239-243.
25. Закаморный С. О., Смоленцева В. Н. Факторы агрессии, возникающей в условиях повышенной психической напряженности // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 4. 2011. С.50-54
26. Запорожец А. В. Особенности агрессивного поведения. М. 2007. 224с.
27. Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика, 2003. № 3. с. 14-18.
28. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. -248 с Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. 148с.
29. Кагарманова, А.И. Деятельность социального педагога по
профилактике агрессивного поведения младшего школьника / А.И. Кагарманова. - Текст: электронный // Педагогика и современность. -
2015. - № 5. - С. 37-43. - URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp?id=24416104 (дата обращения: 07.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная
библиотека eLIBRARY.RU.
30. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб. Издательство: Речь. 2009. 160с.
31. Коваленко Е. В. Психолого-педагогическая коррекция
агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 18. С. 101-105.
32. Колпакова А. Н. Агрессивность в структуре личности младшего
школьника // Педагогическое образование: история, современность,
перспективы. Сборник статей по материалам VIII-ой международной научно-практической конференции. Составитель Е. В. Иванов. 2016. С. 164-168.
33. Короленко Ц. П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. 217с.
34. Костина Л. М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. 311с.
35. Косянчук Е. И. Причины высокой агрессивности младших школьников // Юный ученый. 2017. № 1(10). С. 139-141.
36. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб. Питер. 2003.336с.
37. Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного
поведения. М.: Фолиум, 2017
38. Курбатова Т. Н., Муляр. О.И. Проектированная методика исследования личности «Hand-тест». Методическое руководство. СПБ., 2011.132с.
39. Лизунова Е. В. Проблема агрессивности в младшем школьном возрасте//Сборник статей международной научно-практической конференции «Современный взгляд на будущее науки». Казань. 2017. С.233-235
40. Лоренц К. А. Агрессия, или Так называемое зло. М.: АСТ, 2019. 416с.
41. Магометханова Н. М. Значение воспитательной работы для профилактики агрессивности младших школьников // Научные исследования и образование. 2016. № 2(22). С. 120-123.
42. Мазина, О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея: учебно-методическое пособие / О.Н. Мазина. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - С.45.
43. Матвеева Е. А. Агрессивность в младшем школьном возрасте и пути ее коррекции//Научный электронный журнал «Меридиан». 2017. № 4. С.179-182.
44. Менделевич В. Д. Диагностика склонности к зависимому поведению. Казань, 2015. 345с.
45. Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие/Сост. Л.В. Шипова. Саратов,
2016. 56с.
46. Михалкина С. А. Снижение уровня агрессивности младших школьников в процессе тренинговых занятий // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции. Под научной редакцией Ю. В. Варданян. 2018. С. 147-151.
47. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика [Текст] / Ю. Б. Можгинский. М.: Когито - Центр, 2006.181 с.
48. Морозов В. А. и др. Социально-психологические приёмы, направленные на понижение агрессивности у младших школьников // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015 №5 (132). С. 56-65.
49. Обозов Л. Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015.672с.
50. Опыт стандартизации опросника измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки / А. А. Хван, Ю. А. Зайцев, Ю. А. Кузнецова // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 35-58
51. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. 319с.
52. Рагулина М. В. Детская агрессия как экзистенциальная проблема: теория и практика. Дальневост. гос. гуманитарный ун-т. Хабаровск.: ДВГГУ., 2012. 99с.
53. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ, 2014. 511c.
54. Сукубов А. К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. 298с.
55. Теселкина Е. Н. Профилактика агрессивности младших школьников // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно¬практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 145-146.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011и 2012 гг./ М-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 35 с.
57. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в последней редакции).
58. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2004.156с.
59. Чижова С. Ю., Калинина О. В. Детская агрессивность. Ярославль : Академия развития, 2016. 146c.
60. Шипунова Т. В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. 2015. № 5. C.23-25
61. Шишкина К. И. профилактика агрессивного поведения младших
школьников средствами сказкотерапии во внеурочной деятельности / К.И. Шишкина, М.В. Смолин. - Текст : электронный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2017. - № 22. - С. 20-24. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29202844 (дата обращения: 07.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
7.04.2020). - Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.