Профилактика профессионального выгорания социальных работников
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические подходы к профилактике профессионального выгорания 9
1.1 Факторы появления и виды профессионального
Выгорания 11
1.2 Причины и специфика профилактики профессионального
выгорания личности социальных работников 13
Глава 2 Организация и методы исследования профессиональной деформации личности социального работника 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Методика исследования 22
2.3 Результаты исследования 23
Глава 3 Проект программы психологической профилактики профессиональной деформации 34
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение
Глава 1 Теоретические подходы к профилактике профессионального выгорания 9
1.1 Факторы появления и виды профессионального
Выгорания 11
1.2 Причины и специфика профилактики профессионального
выгорания личности социальных работников 13
Глава 2 Организация и методы исследования профессиональной деформации личности социального работника 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Методика исследования 22
2.3 Результаты исследования 23
Глава 3 Проект программы психологической профилактики профессиональной деформации 34
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение
Тема настоящей выпускной квалификационной работы посвящена вопросу профилактики профессионального выгорания социальных работников. Профессия социального работника как отдельная отрасль сформировалась не так давно, но зачатки этой профессии уходят глубоко в древность. Еще в языческие времена люди понимали, что есть люди, которые нуждаются в помощи и заботе. Помощь эта была, конечно, не организованная и достаточно примитивна, но в ее основе во все времена лежали лучшие чувства человека - сострадание, долг к родным и близким. Может быть, следующие слова выглядят слишком высокопарно, но в них кроется идея и смысл работы служб социальной помощи населению. Это высказывание Вальтера Скотта: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли». В настоящее время социально-экономическая и постоянно усложняющаяся политическая обстановка приводит к появлению все новых стрессовых ситуаций, не только в быту, но и в профессиональной деятельности людей. Все больше в нашем обществе появляется людей, которые находятся в состоянии социально¬политической дезадаптации. Профессиональная деятельность социальных работников связана с общением, которое требует затрат эмоциональных сил. Перенапряжение часто приводит к профессиональному выгоранию. Стрессовые ситуации, которые постоянно появляются в процессе деятельности, взаимодействия с клиентами, погружение в суть проблем своих подопечных, оказывают на личность социальных работников неблагоприятное воздействие. Пандемия коронавирусной инфекции и непростая эпидемиологическая обстановка предъявляет к сотрудникам социальных служб особые требования, заставляет искать новые пути преодоления психологических проблем. Поэтому проблема профилактики профессиональной деятельности социальных работников важна и требует постоянного изучения.
Актуальность проблемы профилактики профессионального выгорания связана с тем, что очень многие социальные работники сталкиваются в процессе своей деятельности со снижением эффективности труда. Проходит время и социальный работник из-за неправильной организации труда и многих других причин, оказывается в состоянии эмоционального истощения. Работник не только теряет свои силы и здоровье, но и не может помочь в решении проблем своих подопечных. Профилактика профессионального выгорания не ограничивается только лишь необходимостью создания условий для сохранения психического здоровья работника, но и имеет важную социальную значимость. Необходимо создавать условия и разрабатывать методическое обеспечение для профилактической работы среди социальных работников по предупреждению, выявлению и снижению синдрома эмоционального выгорания.
Объектом исследования в данной работе является профилактика эмоционального выгорания.
Предметом исследования является профилактика эмоционального выгорания личности социальных работников.
Цель данной работы - исследовать симптомы эмоционального выгорания у социальных работников, факторы, которые влияют на его развитие, и на основе этого, проанализировать специфику профилактики синдрома, разработать рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания социальных работников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у социальных работников в процессе профессиональной деятельности появляются признаки высокого уровня проявления симптомов
эмоционального выгорания (напряжения, резистенции, истощения), высокого уровня тревожности, депрессивности. Для достижения цели работы выполняются следующие задачи:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме;
- раскрыть понятие эмоционального выгорания;
- изучить проблему синдрома эмоционального выгорания;
- проанализировать специфику профилактики эмоционального выгорания у социальных работников;
- дать характеристику деятельности центра комплексного обслуживания населения «КЦСОН Петродворцового района»;
- разработать рекомендации по профилактике и преодолению симптомов эмоционального выгорания у социальных работников центра комплексного обслуживания населения.
Теоретико-методологическая база исследования является феноменом профессиональной деформации и относится к психической сфере человека, данная проблема широко рассматривается в теории и практике психологической науки. В психологии исследуются его сущностное содержание и структура (К. Маслач, С. Джексон, Т.В. Форманюк, В.В. Бойко, Л.С. Чутко и др.). Также разрабатывается диагностический инструментарий для измерения (К. Маслач, В.В. Бойко, А.А. Рукавишников и др.), анализируются факторы и условия возникновения (В.Е. Орел, А.В. Емельяненкова, Н.Н. Сафукова и др.). Теоретические методы исследования:
- метод анализа литературы;
- абстрагирование, синтез, систематизация.
Диагностические:
- фрайбургский личностный опросник (форма В), разработанный
И. Фаренбергом, Х. Заргом, Р. Гампелом;
- опросник «Профессиональное выгорание», разработанный К. Маслач и С. Джексоном, адаптированный Н.Е. Водопьяновой;
- методика «Уровень субъективного контроля», разработанная
Дж. Роттером.
Научная новизна исследования заключается в выявлении недостаточности разработанности профилактических мер, в расширении представлений о факторах, влияющих на развитие деструкции личности и синдрома эмоционального выгорания у работников социальной службы.
Практическая значимость работы состоит в разработке мероприятий по профилактике эмоционального выгорания и создании условий, способствующих снижению выраженности симптомов профессионального выгорания у работников центра комплексного обслуживания населения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается внимательным анализом научной литературы по психологии, выбором методов, сопоставимых предмету и задачам исследования. Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Выборка - социальные работники Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Петродворцового района». В проведении исследования приняли участие 20 социальных работников. Все они женщины, возраст от 24 до 48 лет, стаж работы от 1 до 15 лет.
Актуальность проблемы профилактики профессионального выгорания связана с тем, что очень многие социальные работники сталкиваются в процессе своей деятельности со снижением эффективности труда. Проходит время и социальный работник из-за неправильной организации труда и многих других причин, оказывается в состоянии эмоционального истощения. Работник не только теряет свои силы и здоровье, но и не может помочь в решении проблем своих подопечных. Профилактика профессионального выгорания не ограничивается только лишь необходимостью создания условий для сохранения психического здоровья работника, но и имеет важную социальную значимость. Необходимо создавать условия и разрабатывать методическое обеспечение для профилактической работы среди социальных работников по предупреждению, выявлению и снижению синдрома эмоционального выгорания.
Объектом исследования в данной работе является профилактика эмоционального выгорания.
Предметом исследования является профилактика эмоционального выгорания личности социальных работников.
Цель данной работы - исследовать симптомы эмоционального выгорания у социальных работников, факторы, которые влияют на его развитие, и на основе этого, проанализировать специфику профилактики синдрома, разработать рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания социальных работников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у социальных работников в процессе профессиональной деятельности появляются признаки высокого уровня проявления симптомов
эмоционального выгорания (напряжения, резистенции, истощения), высокого уровня тревожности, депрессивности. Для достижения цели работы выполняются следующие задачи:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме;
- раскрыть понятие эмоционального выгорания;
- изучить проблему синдрома эмоционального выгорания;
- проанализировать специфику профилактики эмоционального выгорания у социальных работников;
- дать характеристику деятельности центра комплексного обслуживания населения «КЦСОН Петродворцового района»;
- разработать рекомендации по профилактике и преодолению симптомов эмоционального выгорания у социальных работников центра комплексного обслуживания населения.
Теоретико-методологическая база исследования является феноменом профессиональной деформации и относится к психической сфере человека, данная проблема широко рассматривается в теории и практике психологической науки. В психологии исследуются его сущностное содержание и структура (К. Маслач, С. Джексон, Т.В. Форманюк, В.В. Бойко, Л.С. Чутко и др.). Также разрабатывается диагностический инструментарий для измерения (К. Маслач, В.В. Бойко, А.А. Рукавишников и др.), анализируются факторы и условия возникновения (В.Е. Орел, А.В. Емельяненкова, Н.Н. Сафукова и др.). Теоретические методы исследования:
- метод анализа литературы;
- абстрагирование, синтез, систематизация.
Диагностические:
- фрайбургский личностный опросник (форма В), разработанный
И. Фаренбергом, Х. Заргом, Р. Гампелом;
- опросник «Профессиональное выгорание», разработанный К. Маслач и С. Джексоном, адаптированный Н.Е. Водопьяновой;
- методика «Уровень субъективного контроля», разработанная
Дж. Роттером.
Научная новизна исследования заключается в выявлении недостаточности разработанности профилактических мер, в расширении представлений о факторах, влияющих на развитие деструкции личности и синдрома эмоционального выгорания у работников социальной службы.
Практическая значимость работы состоит в разработке мероприятий по профилактике эмоционального выгорания и создании условий, способствующих снижению выраженности симптомов профессионального выгорания у работников центра комплексного обслуживания населения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается внимательным анализом научной литературы по психологии, выбором методов, сопоставимых предмету и задачам исследования. Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Выборка - социальные работники Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Петродворцового района». В проведении исследования приняли участие 20 социальных работников. Все они женщины, возраст от 24 до 48 лет, стаж работы от 1 до 15 лет.
Цель заключалась в разработке и апробации системы профилактики профессионального выгорания у социальных работников комплексного центра социального обслуживания населения Петродворцового района г. Санкт-Петербурга. В связи с этим были сформулированы выводы. Результаты проведенного теоретического анализа литературы по проблеме исследования, показывают, что в нынешнее крайне напряженное время профессиональный стресс все чаще признается значительной прикладной проблемой во всем мировом пространстве. По информации всемирной организации здравоохранения, профессиональное выгорание в трудовой деятельности представляется своего рода бедствием глобального масштаба, и по статистическим данным, около примерно трети всех сотрудников задумывались об увольнении хотя бы один раз, по причине низкой стрессоустойчивости в профессиональной сфере. В условиях пандемии коронавирусной инфекции проблематике профессионального выгорания социальных работников и ее профилактике уделяется пристальное внимание организационных психологов, социологов, руководителей, медицинских работников. Мы можем заключить, что в ходе формирования профессионального выгорания у работников центра может развиваться ухудшение самочувствия, увеличиваться личностная и ситуативная тревожность, а также снижаться общая активность.
Профилактика выгорания у социальных работников должна быть направлена на формирование толерантности в общении,
стрессоустойчивости и способности к саморегуляции эмоционального состояния. Развитие и совершенствование стрессоустойчивости социальных работников с целью профилактики возникновения профессионального выгорания представляет собой набор взаимосвязанных личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности социальных работников и включающий показатели нервно-психической устойчивости, личностного потенциала, степени подверженности негативным последствиям стресса. Воздействие негативных факторов окружающей среды в сочетании со значительными психогенными раздражителями, острым дефицитом информации постоянно сопровождают повседневный труд специалистов, работающих в социальных центрах. Выявив уровень профессионального выгорания и личностные факторы, у социальных работников комплексного центра социального обслуживания населения Петродворцового района, мы можем констатировать, что чем выше стаж испытуемых, тем вероятнее возникновение профессионального выгорания.
Разработав проект программы профилактики синдрома выгорания, мы пришли к выводу, что развитие стрессоустойчивости в системе профилактики профессионального выгорания обеспечивается посредством использования комплекса мероприятий в процессе профессиональной деятельности. По этой причине стратегическим приоритетом деятельности руководителей организаций должно быть применение четко определенных программ предупреждения и минимизации отрицательных последствий воздействия профессиональных стрессов. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования, подтвердили гипотезу основанную на том, что у сотрудников со сформированной фазой выгорания «истощение», наиболее выражен высокий уровень тревожности и выраженный уровень дезадаптации, а у социальных работников с сформированной фазой «резистенция» средний уровень тревожности и выраженный уровень дезадаптации. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Профилактика выгорания у социальных работников должна быть направлена на формирование толерантности в общении,
стрессоустойчивости и способности к саморегуляции эмоционального состояния. Развитие и совершенствование стрессоустойчивости социальных работников с целью профилактики возникновения профессионального выгорания представляет собой набор взаимосвязанных личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности социальных работников и включающий показатели нервно-психической устойчивости, личностного потенциала, степени подверженности негативным последствиям стресса. Воздействие негативных факторов окружающей среды в сочетании со значительными психогенными раздражителями, острым дефицитом информации постоянно сопровождают повседневный труд специалистов, работающих в социальных центрах. Выявив уровень профессионального выгорания и личностные факторы, у социальных работников комплексного центра социального обслуживания населения Петродворцового района, мы можем констатировать, что чем выше стаж испытуемых, тем вероятнее возникновение профессионального выгорания.
Разработав проект программы профилактики синдрома выгорания, мы пришли к выводу, что развитие стрессоустойчивости в системе профилактики профессионального выгорания обеспечивается посредством использования комплекса мероприятий в процессе профессиональной деятельности. По этой причине стратегическим приоритетом деятельности руководителей организаций должно быть применение четко определенных программ предупреждения и минимизации отрицательных последствий воздействия профессиональных стрессов. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования, подтвердили гипотезу основанную на том, что у сотрудников со сформированной фазой выгорания «истощение», наиболее выражен высокий уровень тревожности и выраженный уровень дезадаптации, а у социальных работников с сформированной фазой «резистенция» средний уровень тревожности и выраженный уровень дезадаптации. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОЖИЛЫМИ ГРАЖДАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2022 - Профессиональное выгорание социального работника и пути его предупреждения (Тюменский индустриальный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2019 - Профилактика профессионального выгорания медицинских работников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019 - ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕРСОНАЛА
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Разработка системы профилактики профессионального выгорания в ООО «Тамара » (ГК «Командор»)
Главы к дипломным работам, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2017 - Диагностика и профилактика профессионального выгорания сотрудников организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности профессионального выгорания педагогов-психологов системы образования и психологов отделений социальной помощи семье и детям
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Психологические особенности профессионального выгорания педагогов-психологов системы образования и психологов отделения социальной помощи семье и детям
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



