Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика профессионального выгорания социальных работников

Работа №107467

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы53
Год сдачи2022
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические подходы к профилактике профессионального выгорания 9
1.1 Факторы появления и виды профессионального
Выгорания 11
1.2 Причины и специфика профилактики профессионального
выгорания личности социальных работников 13
Глава 2 Организация и методы исследования профессиональной деформации личности социального работника 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Методика исследования 22
2.3 Результаты исследования 23
Глава 3 Проект программы психологической профилактики профессиональной деформации 34
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение

Тема настоящей выпускной квалификационной работы посвящена вопросу профилактики профессионального выгорания социальных работников. Профессия социального работника как отдельная отрасль сформировалась не так давно, но зачатки этой профессии уходят глубоко в древность. Еще в языческие времена люди понимали, что есть люди, которые нуждаются в помощи и заботе. Помощь эта была, конечно, не организованная и достаточно примитивна, но в ее основе во все времена лежали лучшие чувства человека - сострадание, долг к родным и близким. Может быть, следующие слова выглядят слишком высокопарно, но в них кроется идея и смысл работы служб социальной помощи населению. Это высказывание Вальтера Скотта: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли». В настоящее время социально-экономическая и постоянно усложняющаяся политическая обстановка приводит к появлению все новых стрессовых ситуаций, не только в быту, но и в профессиональной деятельности людей. Все больше в нашем обществе появляется людей, которые находятся в состоянии социально¬политической дезадаптации. Профессиональная деятельность социальных работников связана с общением, которое требует затрат эмоциональных сил. Перенапряжение часто приводит к профессиональному выгоранию. Стрессовые ситуации, которые постоянно появляются в процессе деятельности, взаимодействия с клиентами, погружение в суть проблем своих подопечных, оказывают на личность социальных работников неблагоприятное воздействие. Пандемия коронавирусной инфекции и непростая эпидемиологическая обстановка предъявляет к сотрудникам социальных служб особые требования, заставляет искать новые пути преодоления психологических проблем. Поэтому проблема профилактики профессиональной деятельности социальных работников важна и требует постоянного изучения.
Актуальность проблемы профилактики профессионального выгорания связана с тем, что очень многие социальные работники сталкиваются в процессе своей деятельности со снижением эффективности труда. Проходит время и социальный работник из-за неправильной организации труда и многих других причин, оказывается в состоянии эмоционального истощения. Работник не только теряет свои силы и здоровье, но и не может помочь в решении проблем своих подопечных. Профилактика профессионального выгорания не ограничивается только лишь необходимостью создания условий для сохранения психического здоровья работника, но и имеет важную социальную значимость. Необходимо создавать условия и разрабатывать методическое обеспечение для профилактической работы среди социальных работников по предупреждению, выявлению и снижению синдрома эмоционального выгорания.
Объектом исследования в данной работе является профилактика эмоционального выгорания.
Предметом исследования является профилактика эмоционального выгорания личности социальных работников.
Цель данной работы - исследовать симптомы эмоционального выгорания у социальных работников, факторы, которые влияют на его развитие, и на основе этого, проанализировать специфику профилактики синдрома, разработать рекомендации по предупреждению эмоционального выгорания социальных работников.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что у социальных работников в процессе профессиональной деятельности появляются признаки высокого уровня проявления симптомов
эмоционального выгорания (напряжения, резистенции, истощения), высокого уровня тревожности, депрессивности. Для достижения цели работы выполняются следующие задачи:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме;
- раскрыть понятие эмоционального выгорания;
- изучить проблему синдрома эмоционального выгорания;
- проанализировать специфику профилактики эмоционального выгорания у социальных работников;
- дать характеристику деятельности центра комплексного обслуживания населения «КЦСОН Петродворцового района»;
- разработать рекомендации по профилактике и преодолению симптомов эмоционального выгорания у социальных работников центра комплексного обслуживания населения.
Теоретико-методологическая база исследования является феноменом профессиональной деформации и относится к психической сфере человека, данная проблема широко рассматривается в теории и практике психологической науки. В психологии исследуются его сущностное содержание и структура (К. Маслач, С. Джексон, Т.В. Форманюк, В.В. Бойко, Л.С. Чутко и др.). Также разрабатывается диагностический инструментарий для измерения (К. Маслач, В.В. Бойко, А.А. Рукавишников и др.), анализируются факторы и условия возникновения (В.Е. Орел, А.В. Емельяненкова, Н.Н. Сафукова и др.). Теоретические методы исследования:
- метод анализа литературы;
- абстрагирование, синтез, систематизация.
Диагностические:
- фрайбургский личностный опросник (форма В), разработанный
И. Фаренбергом, Х. Заргом, Р. Гампелом;
- опросник «Профессиональное выгорание», разработанный К. Маслач и С. Джексоном, адаптированный Н.Е. Водопьяновой;
- методика «Уровень субъективного контроля», разработанная
Дж. Роттером.
Научная новизна исследования заключается в выявлении недостаточности разработанности профилактических мер, в расширении представлений о факторах, влияющих на развитие деструкции личности и синдрома эмоционального выгорания у работников социальной службы.
Практическая значимость работы состоит в разработке мероприятий по профилактике эмоционального выгорания и создании условий, способствующих снижению выраженности симптомов профессионального выгорания у работников центра комплексного обслуживания населения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается внимательным анализом научной литературы по психологии, выбором методов, сопоставимых предмету и задачам исследования. Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Выборка - социальные работники Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Петродворцового района». В проведении исследования приняли участие 20 социальных работников. Все они женщины, возраст от 24 до 48 лет, стаж работы от 1 до 15 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель заключалась в разработке и апробации системы профилактики профессионального выгорания у социальных работников комплексного центра социального обслуживания населения Петродворцового района г. Санкт-Петербурга. В связи с этим были сформулированы выводы. Результаты проведенного теоретического анализа литературы по проблеме исследования, показывают, что в нынешнее крайне напряженное время профессиональный стресс все чаще признается значительной прикладной проблемой во всем мировом пространстве. По информации всемирной организации здравоохранения, профессиональное выгорание в трудовой деятельности представляется своего рода бедствием глобального масштаба, и по статистическим данным, около примерно трети всех сотрудников задумывались об увольнении хотя бы один раз, по причине низкой стрессоустойчивости в профессиональной сфере. В условиях пандемии коронавирусной инфекции проблематике профессионального выгорания социальных работников и ее профилактике уделяется пристальное внимание организационных психологов, социологов, руководителей, медицинских работников. Мы можем заключить, что в ходе формирования профессионального выгорания у работников центра может развиваться ухудшение самочувствия, увеличиваться личностная и ситуативная тревожность, а также снижаться общая активность.
Профилактика выгорания у социальных работников должна быть направлена на формирование толерантности в общении,
стрессоустойчивости и способности к саморегуляции эмоционального состояния. Развитие и совершенствование стрессоустойчивости социальных работников с целью профилактики возникновения профессионального выгорания представляет собой набор взаимосвязанных личностных качеств, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности социальных работников и включающий показатели нервно-психической устойчивости, личностного потенциала, степени подверженности негативным последствиям стресса. Воздействие негативных факторов окружающей среды в сочетании со значительными психогенными раздражителями, острым дефицитом информации постоянно сопровождают повседневный труд специалистов, работающих в социальных центрах. Выявив уровень профессионального выгорания и личностные факторы, у социальных работников комплексного центра социального обслуживания населения Петродворцового района, мы можем констатировать, что чем выше стаж испытуемых, тем вероятнее возникновение профессионального выгорания.
Разработав проект программы профилактики синдрома выгорания, мы пришли к выводу, что развитие стрессоустойчивости в системе профилактики профессионального выгорания обеспечивается посредством использования комплекса мероприятий в процессе профессиональной деятельности. По этой причине стратегическим приоритетом деятельности руководителей организаций должно быть применение четко определенных программ предупреждения и минимизации отрицательных последствий воздействия профессиональных стрессов. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования, подтвердили гипотезу основанную на том, что у сотрудников со сформированной фазой выгорания «истощение», наиболее выражен высокий уровень тревожности и выраженный уровень дезадаптации, а у социальных работников с сформированной фазой «резистенция» средний уровень тревожности и выраженный уровень дезадаптации. Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Андриади И. П. Основы профессионального мастерства. М. : Академия, 2016. 302 с.
2. Антипова Л. В. Выраженность синдрома профессионального выгорания в связи с психологическими характеристиками личности и ситуацией эмоционального развития / Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ / СПб: Изд-во СПб ун-та, 2015. С. 20-27.
3. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Академия, 2019. 406 с.
4. Березовская Л. Г. К вопросу критериев риска развития синдрома «профессионального выгорания» Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. Курск: КГУ, 2018. С. 17-19.
5. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М. : Изд-во «ПЕР СЭ», 2018. 528 с.
6. Бойко В. В. Синдром «профессионального выгорания» в
общении. СПб. : Питер, 2019. 216 с.
7. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. И. Социально -
психологический климат коллектива и личность. М. : Мысль, 2017. 193 с.
8. Бондарь В. И. Управленческая деятельность: дидактический аспект. 3-е изд. К. : Лыбидь, 2019. 160 с.
9. Борисова М. В., Медведев В. В. Взаимосвязь удовлетворённости трудом с уровнем профессионального выгорания // Актуальные проблемы науки: ИГУМО и ИТ как исследовательский центр. 2018. №17. С. 5-12.
10. Борисова М. В. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 2 Том II (Психолого-педагогические науки). С. 212-215.
11. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена профессионального выгорания // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 96-103.
12. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом / К. Вильямс. М. : Эксмо, 2017. 272 с.
13. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова Е.С. Старченкова. 2-е изд. СПб. : Питер, 2016. 336 с.
14. Водопьянова Н. Е., Никифоров Г. С. Теоретические аспекты профилактики и коррекции профессионального выгорания // Вестн. С. Петерб. ун-та. Сер. 16. 2019. Вып. 2. С. 5-13.
15. Волков И. П. Руководителю о человеческом факторе. СПб: Питер, 2018. 271 с.
16. Выгорание и профессионализация: сб. науч. тр. / под ред.
Лукьянова В.В., Леоновой А.Б., Обознова А.А., Чернышева А.С.
Водопьяновой Н.Е. Курск. гос. ун-т. Курск, 2018. 440 с.
17. Гончаров М. А. Основы менеджмента. Учебное пособие / Кнорус, 2016. 476 с.
18. Горянина В. А. Психология общения. М. : Академия, 2017. 506 с.
19. Жариков Е. С. Психология управления. М. : Проспект, 2016. 307 с
20. Железникова Е. П., Мокшина И. А., Белякова А. А. Профессиональное выгорание сотрудников в различных сферах деятельности // Материалы и методы инновационных исследований и разработок: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: МЦИИ Омега Сайнс, 2016. С. 73-77.
21. Журавлева Г. «Эмоциональное выгорание» в деятельности и способы его профилактики // Народное образование. 2019. № 5. С. 114-120.
22. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: Учебное пособие. Екатеринбург, 2018. 295 с.
23. Ильин Е. П. Психология. СПб. : Питер, 2018. 640 с.
24. Капитанец Е. Г. Экспериментальное исследование формирования синдрома профессионального выгорания // Концепт. 2015. 112 с.
25. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М. : Книга по
требованию, 2018. 368 с.
26. Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы
профессиональной консультации. М. : Пересвет, 2017. 318 с.
27. Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Соломатин А. А. Психология управления персоналом. М. : Юрайт, 2018. 480 с.
28. Корзиникова Г. Г. Менеджмент. М. : Инфа-М, 2017. 369 с.
29. Корытова Г. С., Никифорова Н. А. Профессиональное
становление личности сотрудника: проблемное поле и концептуальные модели // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. 61 с.
30. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности: защитно-совладающий аспект / Корытова Г.С. // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1.С.33- 39.
31. Костикова М. Н. Инновационные процессы в развитии образования. Чита: Заб ГПУ, 2016. 219 с.
32. Крайг Г. Психология развития. - 9-е изд. - СПб. : Питер, 2019. - 940 с.
33. Курапова И. А. Преодоление профессионального выгорания
субъекта труда: проблемы и подходы // Вестник Марийского
государственного университета. 2017. 115 с.
34. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. М. : Изд-во МГУ, 2019. 123 с.
35. Лизинский В. М. Профессионально-личностное выгорание и способы повышения сохранности и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности. М. : Педагогический поиск, 2019. 96 с.
36. Лопухин Б. М. Оценка и прогнозирование личностных ресурсов стресс-преодолевающего поведения сотрудников ГПС МЧС Росси в период адаптации к профессиональной деятельности: Дис. канд. психол. наук. СПб,
2018. 180 с.
37. Лукьянченко Н. В. Взаимосвязь профессионально значимых качеств личности и рабочей мотивации // Сибирский психологический журнал. 2016. №62. С. 153 168.
38. Майстренко В. И. Взаимосвязь синдрома профессионального выгорания и степени удовлетворенности профессиональных потребностей // Психологическая наука и образование. 2017. № 1. С. 21-30.
39. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван: Армянское
государственное издательство, 2019. 356 с.
40. Мерзлякова Д. Р. Отношение к микросоциуму и макросоциуму у сотрудников с разным уровнем психического выгорания // Психологическая наука и образование. 2019. №4.
41. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический
практикум / сост. О.В. Барканова [серия: Библиотека актуальной
психологии]. Вып. 2. Красноярск: Литера-принт, 2017. 237 с.
42. Мороз А. А., Мамедова Л. В. Психологический тренинг, как одно из средств профилактики эмоционального выгорания // Электронный научный журнал. 2016. №10-2. С. 224-227.
43. Осницкий А. К., Филиппова Е. В. Особенности эмоциональных проявлений в системе, осознанной саморегуляции деятельности // Психологические исследования (электронный научный журнал). 2019. № 6 (14).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ