ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ 7
1.1 Описание маршрутного оптимизатора 7
1.2 Описание оптимизации железнодорожных перевозок 8
1.3 Методы решения транспортных задач 9
1.4 Задача развития грузовых потоков с минимизацией транспортной
прибыли 10
2 АНАЛИЗ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИМИТАЦИОННОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ 14
2.1 Границы выбора программных средств для анализа 14
2.2 Сравнительный анализ программных обеспечений ИМ 19
2.3 Построение имитационной модели работы объектов ж/д транспорта в
системе AnyLogic 26
3 РЕАЛИЗАЦИЯ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ОПТИМИЗАТОРА
МАРШРУТОВ 32
3.1 Необходимые сведения для реализации сценария демо -версии
оптимизатора 32
3.2 Отображение составляющих имитационной модели оптимизатора
маршрутов 33
3.3 Программное описание формирования состава поезда 38
3.4 Запуск тестирования данной модели в среде AnyLogic 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Регулирование и оптимизация перевозки грузов-непростая, разносторонняя миссия: снижение сроков доставки, сокращение транспортных затрат, оптимизация маршрутных узлов, увеличение качества услуг-результат конкурентоспособного превосходства требует крупных усилий. Применение имитационного моделирования дает возможность далеко не только приобрести зрительное понимание о состоянии приобретенных заказов на транспортировку, расположения транспорта в сети в какой угодно отрезок времени, вычисленная себестоимость транспортировки зависит от расстояния, времени, количества процедур с прицепкой, а кроме тог ос целью применения на взаимосоответствие с графиками, требование прицепа, расположение транспорта на схеме, и далее выяснить всевозможные варианты и остановить свой выбор на лучшем варианте основываясь по выбранным критериям.
Объект бакалаврской работы: технология определения оптимального маршрута железнодорожного транспорта.
Предмет бакалаврской работы: имитационное моделирование
оптимизатора маршрутов железнодорожных составов.
Целью бакалаврской работы является разработка имитационной модели оптимизатора маршрутов ж/д составов в рамках концепции управления и оптимизации грузобагажными транспортировками с применением подобранного программного средства.
Задачами бакалаврской работы, исходя из поставленной цели, являются:
• определить класс транспортной модели, обрисовать ее поведение и подобрать способ имитационного моделирования с целью ее построения;
• рассмотреть различные инструменты имитационного моделирования, сделать их сравнительный анализ и аргументировать выбор того или иного программного средства разработки;
• реализовать, в рамках демоверсии, имитационную модель, которая
соответствует требованиям заказчика.
Бакалаврская работа состоит из трех глав, введения и заключения.
Первая глава посвящена краткому обзору теоретической информации о системе моделирования с акцентом на моделирование железнодорожного транспорта и описание железнодорожных транспортных систем.
Во второй главе проводится сравнение инструментов имитационного моделирования (AnyLogic, ExtendSim, GPSS World и PTV Vissim), с упором на желаемые характеристики. На основе этого анализа был выбран программный продукт для реализации, в рамках демоверсии, модуля операционного планирования системы управления и оптимизации грузовых перевозок.
Третья глава посвящена построению имитационной модели оптимизатора ж/д вагонов.
В процессе выполнения бакалаврской работы была описана актуальность рассматриваемой темы, определен объект и предмет выпускной работы, поставлена цель и выявлены задачи. Также была проанализирована требуемая литература по теме бакалаврской работе, с помощью которой были выявлены ключевые условия для построения имитационной модели оптимизации железнодорожных перевозок.
Был проведен анализ предметной области, рассмотрены основные принципы имитационного, моделирования, методические рекомендации, согласно которым можно построить имитационную модель железнодорожных путей, движения вагонов и работы железнодорожной системы в целом.
Была детально изучена предметная область, основываясь на ее анализе, были определены требования к многофункциональным характеристикам построения имитационной модели маршрутного оптимизатора. Затем был проведен анализ программных средств, с помощью которых можно строить модели различного уровня сложности.
Далее была выбрана, программа для моделирования AnyLogic, которая включается в себя множество отраслевых библиотек, что оч ень может помочь при моделировании чего-либо в какой-то определенной отрасли. Затем была построена имитационная модель маршрутного оптимизатора железнодорожных перевозок. Для ее построения была использована «Железнодорожная библиотека», включенная в выбранную программу, которая подходит для выполнения поставленных задач в данной бакалаврской работе. Данная модель оптимизатора была реализована с применением языка программирования Java, который включен в программу AnyLogic.
На выходе мы получили модель маршрутного оптимизатора для данной логистической компании, которая позволяет уменьшить сроки доставки груза, снизить стоимость, рассчитать оптимальный маршрут для перевозки груза, произведя как можно меньше маневровых операций с вагонами.