Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оптимизация координационных способностей спортсменов- конников юношеского возраста

Работа №107432

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физическая культура в избранном виде спорта

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ-КОННИКОВ 10
1.1. Обзор теоретических и прикладных исследований в конном спорте в России и за Рубежом 10
1.2. Роль развития координационных способностей при обучении технике конного спорта 15
1.3. Технологии развития и оптимизации координационных способностей спортсменов-конников юношеского возраста 19
Выводы по главе 28
ГЛАВА II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Задачи исследования 29
2.2 Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 37
Выводы по главе 38
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 39
3.1. Исследование уровня координационных способностей спортсменов-конников юношеского возраста в начале эксперимента. 39
3.2. Специальные упражнения и их применение в учебно-тренировочном процессе 52
3.3. Выявление эффективности методов специальной направленности на оптимизацию координационных способностей спортсменов-конников юношеского возраста 55
Выводы по главе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложение А. Рекомендации к сопровождению учебно-тренировочного процесса спортсменов конников юношеского возраста 82

Актуальность исследования. На сегодняшний день конный спорт представляется одним из наименее развитых видов спорта в России, но наиболее значимым направлением в формировании здорового образа жизни. За последние десятилетия его популярность возросла среди широкого круга любителей как элемент оздоровительного и культурного воспитания современной молодежи.
Возможности развития конного спорта значительно ограничиваются материально-техническим обеспечением, несвоевременным обновлением и обучением тренерского состава, и отсутствием достаточного количества литературы по данной проблеме.
Требования к подготовленности спортивной пары «всадник-лошадь» в современных условиях достаточно «высоки» (М.Е Агафонова), (М.В Бойкова). При совместной работе тренера и тренируемого, а также правильной постановке цели и успешном решении тренировочных задач достигаются наилучшие соревновательные результаты. Знание особенностей онтогенетического развития в юношеском возрасте, позволяет целенаправленно развивать необходимые спортивные навыки, в том числе, координационные способности, которые реализуются в скорости реакции, переключении внимания, способности к концентрации, точности движений и сохранении баланса.
Проблемам оценки и методики развития координационных способностей, в том числе и спортсменов, посвящены работы В.И. Лях (2006), Л.Т. Майоровой (2006), О.Ю. Михайлова (2013), Л.Д. Назаренко (2000), А.М. Петрова (1997), О.Е. Малаховой (2019), Р.М. Городничева (1991), И. Ю. Горской (2017), Э.А. Григорян (2006), В.Н. Платонова (1992) и др.
В ряде прикладных исследований конного спорта можно отметить изучение физического состояния спортивной пары «всадник-лошадь» (М.Е. Агафонова, 2009), физиологических аспектов спортивной тренировки в конной выездке (С.Н. Пигарева, 2016), психофизиологических механизмов повышения готовности к соревновательной деятельности в конном спорте (V.V. Gorelik, S.N. Philippova, T.P. Knysheva, 2019), влияния тренировок на соревновательные результаты юных спортсменов (А.О. Савинкина, В.Ф. Сопов, 2016), личностной самоэффективности спортсменов-конников (О. И. Спесивцева, О. Д. Галкин, 2018), соматометрических показателей для управления тренировочным процессом спортсменов-конников (М.В. Бойкова, 2000) и т.д.
В настоящее время в научно-исследовательской литературе недостаточно изучены вопросы координационных способностей спортсменов-конников в разных видах конного спорта с учетом их половозрастных особенностей и отсутствуют обоснования применения специальных программ в учебно-тренировочном процессе спортсменов- конников юношеского возраста.
В связи с этим, актуальность темы исследования не вызывает сомнения.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс спортсменов- конников юношеского возраста.
Согласно обозначенному объекту и предмету исследования сформулируем цель, гипотезу и задачи.
Предмет исследования: упражнения СФП, направленные на развитие координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов - конников юношеского возраста.
Цель исследования: изучение влияния упражнений СФП на показатели координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов-конников юношеского возраста.
Гипотеза исследования: выступает предположение о том, что предложенные упражнения СФП, способствуют оптимизации координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов-конников юношеского возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Выявить исходный уровень координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов-конников юношеского возраста.
2. Обосновать выбор методов оценки координационных способностей спортсменов-конников в юношеском возрасте.
3. Определить уровень координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов-конников юношеского возраста.
4. Подобрать упражнения СФП, направленные на развитие координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов-конников юношеского возраста.
5. Оценить эффективность влияния методов специальной направленности на оптимизацию координационных способностей спортсменов-конников юношеского возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• основные концепции физического развития координационных способностей (В. И. Лях, В.П. Губа, Л.Д. Назаренко, А.М. Петров, Р.М. Городничев, Э.А. Григорян, В.Н. Платонов и др.);
• базовые положения к подготовке спортсмена-конника в учебно-тренировочном процессе (М.Е Агафонова, М.В. Бойкова, Р.А. Пилоян, Т.О. Белая, И. Климке и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы и методики исследования:
• методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперимент, математико-статистическая обработка данных;
• методики:
1) Оценки развития координационных способностей:
• «Сохранение баланса стоя на носках с согнутым туловищем»;
• «Стояние с закрытыми глазами на одной ноге»;
• «Координирование движений в одном темпе»;
• «Вспрыгивание с разбега на стул» [11].
2) Оценки пространственно-временных свойств с применением диагностики угловых параметров перемещения объекта в пространстве, реализованных в 4-х компьютерных тестах программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека версия 2.1» по 5 проб в каждом [16,18,20,29]:
• «Определение времени реакции на движущийся объект (РДО)»,
• «Определение времени реакции выбора»,
• «Оценка угловой скорости движения»,
• «Оценка величины предъявленных углов».
3) динамической и статической устойчивости спортсменов-конников в обеих группах исследованной с помощью 3-х тестов тренировочной платформы BALANCE SYSTEM SD (Biodex Medical Balance System), которая в дальнейшем применялась для развития баланса и равновесия в ОГ [12].
Обработка результатов осуществлялась с помощью электронной программы IBM SPSS Statistics 24.0 for Windows. Применение одновыборочного критерия л-Колмогорова-Смирнова к полученным данным выявило распределение исследуемых переменных в границах нормальности, что позволило в дальнейшем использовать параметрический критерий t- Стьюдента для связных и несвязных выборок. Статистическая значимость наличия различий определялась на уровне tэмп=4,30 при p<0,05 (*) и tэмп=9,92 при p<0,01 (**) для связных выборок, где степень свободы k=2 (k=n-1, n=3) [28].
Опытно-экспериментальная база исследования. Учебно-тренировочный процесс осуществлялся на базе спортивного конного оздоровительного комплекса «Гран-при» Самарской области в селе Подстепки. ГС занималась по стандартной программе в обычном режиме 4 дня в неделю по 1 часу. Занятие 4-го дня в ОГ проходило на территории ГБУ СЩ СОЦ «Преодоление» Самарской области г. Тольятти с использованием тренировочной платформы BALANCE SYSTEM SD (Biodex Medical Balance System) и специально подобранных упражнений, направленных на развитие координационных способностей.
В исследовании приняло участие 36 спортсменов-конников начальной подготовки в возрасте от 16 до 17 лет из разных видов конного спорта: конкур (К) - 12 человек: 6 юношей, 6 девушек; выездка (В) - 12 человек: 6 юношей, 6 девушек; троеборье (Т) - 12 человек: 6 юношей, 6 девушек. В основной группе (ОГ) и группе сравнения (ГС) по 18 человек.
Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что в области конного спорта получены новые эмпирические данные об особенностях координационных способностей спортсменов юношеского возраста. Констатированы различия координационных способностей, обусловленные своеобразием вида конного спорта (выездка, конкур, троеборье). Доказана эффективность применения специальных упражнений на тренировочной платформе, направленных на развитие координационных способностей.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении вопросов развития координационных способностей спортсменов-конников юношеского возраста в учебно-тренировочном процессе с применением здоровьесберегающего подхода.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций к сопровождению учебно-тренировочного процесса физической подготовки спортсменов-конников юношеского возраста.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
• теоретической обоснованностью исходных положений;
• адекватностью объекта, предмета, цели и задач исследования;
• репрезентативностью выборки испытуемых;
• соответствием подобранного комплекса исследовательских методов;
• констатирующим и формирующим экспериментом;
• использованием статистических методов обработки полученных данных в сочетании с качественным анализом.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в апробации и внедрении специальных упражнений оптимизации координационных способностей спортсменов-конников в учебно-тренировочном процессе на базе спортивного конного оздоровительного комплекса «Гран-при» Самарской области в селе Подстепки и на территории ГБУ СЩ СОЦ «Преодоление» Самарской области г. Тольятти, а также непосредственное участие в Региональных соревнованиях в Кубке Самарской области (выездка) по конному спорту в программе «Средний Приз № 1» (Сызрань, 2019), в Чемпионате Самарской области (выездка) по конному спорту в программе «Средний Приз № 1» (Сызрань, 2019), в Чемпионате Самарской области (выездка) по конному спорту в программе «Двух езд. группа В» (Сызрань, 2019).
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на следующих конференциях:
• Всероссийском с международным участием конкурсе на приз научно-методического журнала «Наука и образование: новое время», «Наука и образование: новации - 2019» (Чебоксары, 2019);
• Всероссийской научно-практической конференции «Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры» (Тольятти, 2019);
• IV международной конференции «Инновации в спорте, туризме и образовании icISTIS-2019» (Челябинск, 2019);
• Межрегиональной научно-практической конференции «Опыт, проблемы и перспективы комплексного сопровождения, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» (Тольятти, 2019);
• Научно-практическая конференция «Студенческие Дни науки в ТГУ» (Тольятти, 2019);
• Межвузовской студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы теории и методики физической культуры, спорта и адаптивной физической культуры» (Тольятти, 2019);
• «Интегративный подход к оценке координационных способностей спортсменов-конников начального этапа подготовки» // «Человек. Спорт. Медицина», 2020, № 1;
• «Роль развития координационных способностей в обучении технике конного спорта» // Наука и образование: новое время. Научно-методический журнал. 2019. № 1 (14). С. 7-9.
Положения, выносимые на защиту:
• применение специальных физических упражнений на стабилоплатформе с обратной биологической связью способствует развитию и оптимизации координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов-конников юношеского возраста в процессе обучения технике конного спорта;
• выявленные различия координационных способностей, обусловленные своеобразием вида конного спорта (выездка, конкур, троеборье) позволяют целенаправленно развивать координационные способности и пространственно-временные свойства у спортсменов- конников юношеского возраста в учебно-тренировочном процессе на основе здоровьесберегающего подхода.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 50 наименований, 1 приложения, Текст содержит 28 рисунков и 7 таблиц. Основной объем работы изложен на 83 страницах с 1 приложением.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог экспериментальному исследованию оптимизации координационных способностей спортсменов-конников юношеского возраста с использованием специальных физических упражнений на тренировочной стабилоплатформе, можно заключить о доказанности выдвинутой гипотеза и решении поставленных задач.
1. Теоретический обзор литературы позволил выделить ряд проблем, возникающих в обучении и развитии конного спорта на любом уровне:
во-первых, определение со стратегическими целями и задачами: массовый спорт или спорт высших достижений, использование этих животных в культурных или других целях;
во-вторых, отслеживание всех процессов: от рождения жеребенка до подготовки всадника, судей, тренерских и берейторских кадров;
в-третьих, государственная и региональная поддержка со стороны властей, клубов и частных инвесторов;
в-четвертых, содержание лошадей, хороший конский состав, корма, снаряжение, ветеринарное обслуживание, конюшни, сертифицированные спортивные сооружения;
в-пятых, наличие новых тенденций, обучающих программ методических материалов и проведение учебных занятий для спортсменов, тренеров, руководителей;
в-шестых, разработка обязательных требований к организации конноспортивных турниров, контроль и ответственность за техническое соответствие площадок заявленному уровню соревнований в целях обеспечения безопасности всадников и лошадей.
2. В результате констатирующего исследования выявлен исходный уровень координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов-конников юношеского возраста.
3. Подобраны упражнения СФП, направленные на развитие координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов-конников юношеского возраста.
4. Опытно-экспериментальным путем выявлена эффективность подобранных упражнений СФП в исследуемых группах.
5. Разработаны рекомендации для улучшения координационных способностей и пространственно-временных свойств у спортсменов- конников юношеского возраста, занимающихся разными видами конного спорта.
Согласно результатам исследования, выдвинутая гипотеза экспериментально доказана.
И так как конный спорт относится к модному, но малоштабируемому спорту, требующему больших затрат то, частные инвестиции позволят развивать конный спорт более интенсивно. Однако, для развития массового спорта необходимы не только финансовые средства, но и примеры в лице спортсменов, достигших определенных высот в разных его видах. Что же касается спорта высших достижений, то в данном сегменте необходима четко сформулированная программа формирования и подготовки сборных команд как на уровне государства, так и на уроне Национального Олимпийского Комитета.


1. Авдеенко, А.М. Научно-исследовательская работа студентов [Текст] / учеб. Пособие // А.М. Авдеенко, А.В. Кудря, Э.А. Соколовская; под ред. А.В. Кудри. - Гриф УМО. - М.: МИСиС, 2008. - 77 с.
2. Агафонова, М.Е. Коррекция физического состояния спортивной пары "всадник-лошадь" в троеборье на основе оценки критериев функциональной подготовленности: диссертация кандидата биологических наук: 14.00.51 / М.Е. Агафонова. - Москва, 2009. - 148 с.
3. Андреева, Т. Спорт наших дедов. Страницы истории российского спорта в фотографиях конца XIX - начала ХХ века: историко-документальное издание. / Т. Андреева, М. Гусева - СПб.: Лики России, 2002. - 320 с.
4. Белая, Т.О. Психологические основы технико-тактической подготовки спортсменов-конников / Т.О. Белая, А.В. Горохова // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и под готовки кадров по физической культуре и спорту: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 8 - 9 аир. 2009 г: в 4 т. / редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2009. - Т. 4. - С. 202-204.
5. Бойкова, М.В. Обоснование системы "всадник-лошадь" с учетом соматометрических показателей для управления тренировочным процессом спортсменов-конников: дисс...кандидата педагогических наук: 13.00.04. - Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры / М.В. Бойкова. - Москва, 2000. - 128 с.
6. Булатецкий, С.В. Психофизиология физического развития в спорте / С.В. Булатецкий, С.В. Иванников, С.И. Рабазанов, В.А. Трепалин, А.П. Вяткин, Н.О. Барабанов // Центральный научный вестник. - 2017. - Т. 2. - № 8 (25). - С. 63-67.
7. Бурлыка, К.А. Оценка влияния мышечной силы на техническую подготовленность спортсменов на этапе начальной подготовки в конном спорте / К.А. Бурлыка, Ю.А. Лобанова, З.С. Варфоломеева // Sciences of Europe. - 2017. - № 14-2 (14). - С. 10-13.
8. Горелик, В.В. Регуляция функционального состояния учащихся на основе медико-физиологической оценки состояния регуляторных систем / В.В. Горелик // Спортивная медицина: наука и практика. - 2015. - №2. - С. 5-12.
9. Горелик, В.В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся 11-16 лет к учебным и физическим нагрузкам, детерминированные типами их вегетативной регуляции / В.В. Горелик, В.С. Беляев, С.Н. Филиппова, Б.Н. Чумаков // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18, No 1. - С. 20-32.
10. Городничев, Р.М. Физиологические основы координационных способностей спортсменов: учебное пособие / Р.М. Городничев. - Великие Луки : ВФ МОГИФК, 1991. - 28 с.
11. Горская, И.Ю. Анализ информативности тестов для оценки координационной подготовленности спортсменов / И.Ю. Горская, Л.Г. Харитонова, А.А. Терещенко, О.В. Криживецкая // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - 153 с.
12. Григорян, Э.А. Двигательная координация школьников в зависимости от возраста, пола и занятий спортом / Э.А. Григорян. - Киев, 2006. - 134 с.
13. Каерова, Е.В. Использование стабилоплатформы для физической реабилитации пациентов после инсульта / Е.В. Каерова, Н.С. Журавская, О.В. Шакирова, Т.В. Стейблий, С.А. Попик // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 123-128.
14. Карпеев, А.Г. Направления и принципы изучения двигательных координаций основных видов движений. / А.Г. Карпеев // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 9. - С. 5 - 9.
15. Корнякова, В.В. Функциональная готовность спортсменов циклических видов спорта / В.В. Корнякова, В.А. Бадтиева, В.Д. Конвай // Человек. Спорт. Медицина. - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 128-132.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ