Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 5-6 лет толерантного отношения к представителям других национальностей посредством народных сказок 9
1.1 Психологические основы развития толерантного отношения 9
1.2 Народные сказки как источник развития у детей толерантного отношения к представителям других национальностей 18
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня развития у детей 5-6 лет толерантного отношения к представителям других национальностей 27
2.1 Изучение уровня развития у детей 5-6 лет толерантного отношения к представителям других национальностей 27
2.2 Организация работы по изучению развития у детей 5-6 лет толерантного отношения к представителям других национальностей 38
2.3 Динамика в уровне развития толерантного отношения к представителям других национальностей 44
Заключение 48
Список используемой литературы 53
Приложения 57
В современном мире не только на Западе, но и в России отношения между народами стали намного сложнее на межнациональном уровне. Исследователи сходятся во мнении, что источником межэтнических столкновений является такая политика на уровне межнациональных отношений, как отсутствие внимания к вопросам прошлых и настоящих традиций, стремление в полиэтнической стране к сохранению единства национального восприятия, изменение подходов религиозным основам и отторжению населения от своих этнокультурных традиций. При этом весь мир погрузился в сложную ситуацию со смешением народов и стал острее воспринимать проблемы толерантного отношения. В связи с этим разные правительства стремятся организовать свою деятельность по развитию толерантного взаимодействия на общегосударственном уровне.
Социальные институты приняли на свои плечи задачи по воспитанию и развитию доверительных и дружественных отношений и, прежде всего, воспитания этих качеств у детей с дошкольного возраста.
Многонациональный состав и поликонфессиональность современной России подняли на новый уровень проблему актуальности формирования толерантности и придали ей особое значение. Ведь наличие огромного количества народов в одном государстве всегда становится базой для возникновения конфликтов на расовой и межэтнической почве. Чего стоит только состояние развития этих проблем после распада СССР, возникновением на постсоветском пространстве локальных военных противостояний и выраженных сепаратистских настроений.
В старшем дошкольном возрасте ребенок направлен на сферу отношений с другими людьми, в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств, в том числе, связанных и с его национальной принадлежностью. Дети становятся чувствительны к национальному фактору. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни.
В психологической практике накоплено достаточно много средств формирования этнической толерантности. Наиболее соответствующими возрастным особенностям дошкольников являются сказки. Именно с помощью сказок наиболее эффективно развивать у детей толерантное отношение к другим людям, различающихся по этническому признаку.
Актуальность исследования обусловлена тем, что дошкольники могут неточно категорировать людей в соответствии с этничностью. Вследствие ограниченности целенаправленного развития этнической толерантности у детей к семи годам могут появляться негативные установки по отношению к представителям других этносов, что мешает когнитивному и эмоциональному развитию личности ребенка, создавая искажения в восприятии и переработке информации.
Таким образом, актуальность данной темы обуславливает необходимость в формировании у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими, на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть с помощью средств, которые хорошо воспринимаются сознанием детей в данном возрасте, в частности, народных сказок.
Дошкольный возраст наиболее важен в формировании личности, так как закладывает в себе все важные основы жизнедеятельности в социуме. Неправильное формирование в детстве толерантности к другим влечет за собой возникновение многих конфликтных ситуаций. Выявленные противоречия и необходимость их разрешения определило тему исследования: «Развитие у детей 5-6 лет толерантного отношения к представителям других национальностей посредством народных сказок».
Цель исследования - является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий развития толерантности путем сказок у детей 5-6 лет.
Объект исследования - процесс развития у детей 5-6 лет толерантного отношения к представителям других национальностей посредством народных сказок.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития этнической толерантности у детей 5-6 лет посредством народных сказок.
Гипотеза исследования - развитие толерантного отношения у детей 5-6 лет к другим национальностям будет эффективным при использовании и соблюдении следующих педагогических условий:
• выявление уровня развития у детей 5-6 лет толерантного отношения к людям других национальностей;
• грамотное осуществление подбора народных сказок для обогащения представлений детей о других национальностях;
• включение родителей в совместный воспитательно-образовательный процесс по обогащению представлений и развитию толерантного отношения к представителям других национальностей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
• изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития толерантности у детей 5-6 лет;
• раскрыть теоретический аспект сказки как средства формирования толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста;
• выявить уровни толерантного отношения к народам мира у старших дошкольников;
• изучить особенности формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста;
• экспериментально обосновать эффективность использования сказки в процессе формирования толерантного отношения к народам мира у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования:
• общефилософские и социокультурные подходы на проблему толерантности (Ю Брюмлей, Р.Р. Валитова, В.А. Лекторский, И.Б. Гасанов, Л.В. Скворцова, В.В.Шалин и другие);
• теоретико-методологические подходы к созданию психологии и педагогики толерантности (А.Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, А.Б. Орлов, С.Л. Братченко, А.У. Хараш, В.А. Тишков и другие);
• психолого-педагогического подходы на проблему толерантности (Д.В.Зиновьев, П.Ф. Комогоров, О.Б. Скрябина, К.Уэйн и другие).
Методы исследования: теоретические (анализ педагогической и психологической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (наблюдение, беседа, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (статистический, количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования:
• определены психолого-педагогические условия развития словесной толерантного отношения к представителям других национальностей посредством народных сказок у детей 5-6 лет;
• охарактеризованы показатели, уровни толерантного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании психолого-педагогических условий развития толерантного отношения к представителям других национальностей посредством народных сказок у детей 5-6 лет.
База исследования: МБУ д/с № 80 «Песенка» г. о. Тольятти.
В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком используемой литературы, приложением.
В работе сформулировано рабочее определение толерантности детей 5-6 лет, которое рассматривается как интегративное качество личности и вместе с тем ее диспозиционная структура. Здесь происходит влияние на будущее желание ребенка и умение находить подход к людям, общаться, не нарушая тактичности и границ уважения. Для такого не важны составлящие различия нации: пол и возраст, цвет кожи или разрез глаз, отличная речь от привычной.
Педагогические идеи толерантности рассматриваются в работах педагогов. Они обобщают в различных исследованиях, посвященных проблеме толерантности, показывают, что понимание толерантности и терпимости не всегда однозначно в различных культурах. И на это влияет исторический опыт, тип культуры и традиции того или иного народа.
Социальной основой толерантности давно стали такие понятия как способность к уважению и принятию разнообразия культур всего мира, где существуют и имеют право на жизнь непохожие друг на друга человеческие индивидуальности. И именно педагоги стали тем центром, который своими действиями может повлиять на внедрение в головы людей идей и принципов толерантности с самого детства.
Период жизни дошкольника становится временем достижений и проблем не только маленького ребенка. Это время, которое потом непременно влияет на все общество. Это возраст формирования навыков уважительного поведения к окружающим и доброжелательности. Особо здесь отмечается отношение к окружающим другой национальности. Здесь важно научить ребенка воспринимать все, что происходит в мире как итог совместной деятельности разных, непохожих людей.
Личность ребенка формируется путем обогащения основными понятиями о нравственности и поведении, мотивов действий и поступков. Дети овладевают ими в разной степени. На это влияет степень общего развития ребенка. В этом плане велика роль чтения художественной литературы. Читая детям, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБУ д/с № 80 «Песенка» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 детей 5-6 лет, 2 воспитателя.
Целью констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы было выявление уровня развития толерантного отношения к представителям других национальностей у детей 5-6 лет.
Для исследования были выбраны следующие методики изучения этнотолерантности у детей: методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской, методика «Неоконченные ситуации» (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс), диагностическая ситуация «Невыдуманная история» адаптированная методика Е.И. Николаевой, М.Л.Поведенок.
В ходе исследования по методике «Два домика» отмечено, что дети в группе в большинстве недружные. 25% детей получили статус «изолированных», а 10% - «отвергаемых».
В ходе исследования по методике «Неоконченные ситуации» выяснилось, что 20% детей слабо осведомлены о нравственных нормах в обществе, а 50% лишь частично готовы придерживаться этих правил.
В ходе исследования по методике «Невыдуманная история» 25% детей показали низкий уровень этнотолерантности, большинство из них обращают внимание на внешность и обращаются к опыту родителей, которые придерживаются подобного отношения к людям с нестандартным внешним видом. 60% детей плохо разбираются в расовых различиях и национальных особенностях.
Для организации работы по развитию толерантных отношений было решено выделить три этапа: ознакомление с обязанностями в первую очередь и правами людей вне зависимости от непохожести на других, закрепление знаний с помощью сказок и фольклорных текстов о национальных особенностях людей, проведение тематических игр и бесед на тему развития дружественных взаимоотношений с окружающими. Беседы проводились на темы: «Разговор о доброте», «Знай, свои права», «Мы вместе», «Мои обязанности», «Как помочь другу», «Если друг не такой как все».
Было решено предпринять меры по преодолению непонимания между детьми. Таким образом, было решено провести ряд бесед на тему «Имена», объясняя, как интересно порой звучат имена у разных народов. Особое внимание было уделено чтению фольклорной литературы, сказок некоторых народов, которые в особой форме всегда могут донести до детей важность таких отношений, как дружба и любовь, преданность и готовность оказать помощь, способности понимать различия во внешности окружающих. Ведь именно в сказках проявляется национальный колорит.
Второй этап характеризовался основной деятельностью, которая была направлена на эмоциональное окрашивание полученных знаний и их закрепление в восприятии ребенка. Здесь поступки уже осуществлялись при возникновении побудительных мотивов.
В работе с детьми мы использовали следующие приемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста:
• сравнение содержания двух или трех сказок;
• сравнение характеров героев двух или трех сказок;
• рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;
• придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;
• моделирование сказочного сюжета;
• изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок;
• проведение литературных викторин;
• оформление выставки «Мои любимые сказки».
Перечень сказок, используемых в работе с детьми по развитию толерантности: татарская народная сказка «Как Касим друзей искал», Кабардинская народная сказка «Маленький друг», Бурятская народная сказка «Как лес зверей подружил», Чувашская народная сказка «Айсине».
Третий этап стал определяющим, здесь уже сами дети старались анализировать свое поведение и оценивать его после полученных знаний и навыков. Взрослый, как правило, в этот процесс уже не вмешивался. Потому что на данном этапе ему доставалось только направлять детей в нужное русло и координировать их действия.
Методы, которые использовались: игровая, практическая деятельность; поощрение в случае проявления ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение. Были проведены следующие игры: «Скажи добрые слова», «Побудь звездочкой», «Помоги другу», «К нам приехал гость издалека», «Что интересного», «Найди дом для друга», «Хорошо и плохо: как выбрать». Также была проведена инсценировка событий из прочитанных сказок, распределение по ролям главных героев среди детей.
Результатом мероприятий стало значительное увеличение уровня знаний о национальных различиях у детей.
По результатам формирующего эксперимента, проведенного по методике «Два домика» оказалось, что выросла доля «предпочитаемых» детей с 20% до 45% (дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора).
Можно сделать выводы, что в данной группе дети стали значительно дружнее, но по-прежнему есть и изолированные и отвергаемые дети и как раз один из них ребенок другого этноса, а другой ребенок с особенностями развития. Нужно сказать, что здесь могло повлиять то обстоятельство, что дети из неблагополучных семей, часто неопрятные, с плохим поведением. Поэтому они так и остались незамеченными своими сверстниками.
По итогам формирующего эксперимента по методике «Неоконченные ситуации» также положительная динамика. Так, высокий уровень дружелюбности, отзывчивости, способности к состраданию, пониманию важных нравственных норм общества отмечен у 30% группы детей (с 20% ранее).
Доля детей со средним уровнем понимания и принятия нравственных норм также выросла и достигла 60%. Это означает только то, что дети стали лучше ориентироваться в правилах взаимоотношений с другими, непохожими на них. Стали понимать разницу между хорошим и плохим поступком, получили знания о дружбе, взаимопомощи и сострадания.
Результатом диагностики по методике «Невыдуманная история» в сравнении с констатирующим экспериментом также порадовали. Значительно выросло количество детей, отличающихся оптимальным (высоким) уровнем этнотолерантности (с 15% в начале эксперимента до 35% в конце). Дети с пониманием относились к возможному появлению среди них детей с другим цветом кожи, необычной прической, странным именем или плохо-говорящими по-русски.
Дети более дружелюбно стали относится друг к другу, с удовольствием рассказывали родителям о других народах, приводили в пример героев сказок и пытались обыгрывать их по ролям в совместных играх друг с другом.
Таким образом, стало понятно, что сказка имеет невероятную силу воздействия на поведение детей. Именно сказки знакомят детей с неоднозначность мира, с другими народностями, с особенностями других людей. Именно сказки показывают, как важны общепринятые человеческие ценности, такие как дружба, любовь, взаимовыручка, готовность прийти на помощь, защита добра и наказание зла.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2000. - 376 с.
2. Асмолов, А.Г. Историческая культура и педагогика толерантности [Текст] / А.Г. Асмолов // Мемориал. - 2001. - №24. - С.134-140.
3. Бардиер, Г.Л. Социальная психология толерантности [Текст] / Г.Л. Бардиер. - СПб.: СПбГУ, 2005. - 120 с.
4. Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования: учебное пособие [Текст] / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шеламова. - М.: Изд-во МПСИ, 2005. - 152 с.
5. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В.Вачков. - М.: Генезис, - 2011 - 288 с.
6. Воробьева, Д.И. Гармония развития: интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника [Текст] / Д.И. Воробьева. - 3-е изд. - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2003. - 144 с.
7. Волков, Б.С. Детская психология: Логические схемы [Текст] / Б.С. Волков - М.: ВЛАДОС, 2002. - 214 с.
8. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства [Текст] / Б.З. Вульфов // Внешкольник - 2002. - №6.
9. Вострухина, Т. Формирование толерантности у участников педагогического процесса [Текст] /Т. Вострухина // Дошкольное воспитание. - 2010. - №3.
10. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2002. - №7. - С. 3-12.
11. Детская практическая психология: Учебник [Текст] / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.
12. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013 - 464 с.
13. Дуюнова, О. В. Воспитание толерантного отношения к культуре разных народов у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.В.Дуюнова, Н.В.Зудина // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 34-37.
14. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков [Текст] / И.Н. Ерошенков. - М.: Владос, 2004. - 221 с.
15. Журавлев, В.И. Педагогика: учебное пособие / В.И. Журавлев, В.В. Краевский, И.В. Крупина [Текст] / Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
...