Введение 5
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности организации на
основе принципов TQM- подхода 7
1.1 Сущность и факторы конкурентоспособности организации 7
1.2 Реализация принципов TQM-подхода, как условие повышения конкурентоспособности организации 11
2 Анализ качества продукции и конкурентоспособности организации
ООО «ДЕКОР-Авто» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
ООО «ДЕКОР-Авто» 18
2.2 Анализ производственных процессов и оценка
конкурентоспособности организация ООО «ДЕКОР-Авто» 32
3 Внедрение принципов TQM-подхода для повышения
конкурентоспособности организации 45
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности
организации 45
3.2 Оценка экономической эффективности мероприятий 55
Заключение 59
Список используемой литературы 60
Приложение
Проблема, связанная с повышение конкурентоспособности предприятий актуальна и на сегодняшний день. Для решения проблемы требуется запустить механизм управления бизнес-процессами.
Один из важнейших вызов 21 века стала конкурентоспособность предприятия. В данный момент о конкурентоспособности говорят все от производителей и потребителей до министров и президентов. Сама по себе конкурентоспособность является одной из сложных экономических категорий.
Понятие конкурентоспособность разные специалисты по-разному трактуют, не смотря на внешнюю простоту приведенной формулировки.
Рассмотрение вопросов конкурентоспособности отражены в изданиях великих экономистов: Н. И. Базылева, Е. Ф. Борисов, А. С. Булатова, Р. П. Колосова, О. Ю. Мамедова.
Большой вклад в изучении конкурентоспособности предприятия внесли отечественные ученые такие как: С. Б. Авдашева, 3. А. Васильева, Е. П. Голубков, Ю. Б. Рубин, Р. А. Фатхутдинов, А. Н. Чаплина, А. Ю. Юданов, Л. В. Юшкова.
Данные аспекты определили цель бакалаврской работы.
Цель бакалаврской работы заключается в разработке мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия на основе принципов TQM-подхода;
2) провести анализ реализации принципов TQM-подхода и требований качества по основным видам деятельности предприятия;
3) разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Объект исследования - ООО «ДЕКОР-Авто», основной деятельностью которого является производство автомобильных тканей и трикотажных полотен.
Предметом исследования являются средства и методы управления качеством для обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Методологическую базу работы включают в себя диаграмма Исикава, диаграмма Парето; FMEA-анализ; SWOT-анализ; контрольный лист; радар конкурентоспособности.
Информационная база включают в себя теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых в области управления качеством конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость работы заключается в использовании специалистами различных организаций отдельных положений в виде материала подразделов 2.2, 3.1.
Единого подхода к оценке категории конкурентоспособности предприятия не существует. Авторы предлагают различные трактовки данного понятия, тем самым отображая всю многогранность изучаемой категории. В теории конкурентоспособность предприятия определяется как совокупный результат его взаимодействия с конкурентами на рынке.
В первой главе подробно разобрана взаимосвязь факторов конкурентоспособности с конкурентоспособностью производства. Описаны принципы TQM-подхода. Составлена классификация основных методов управления качества для реализации принципов TQM-подхода, как условия повышения конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе проведен анализ принципов TQM-подхода действующих на предприятие ООО «Декор-Авто», где выявлено, принцип управление отношениями с поставщиками на данном предприятии не реализуются. Также проведен SWOT-анализ, где отмечается не заинтересованность сотрудников предприятия в вопросах управления качеством. Проведен анализ качества продукции, где наибольшее значение имеют обрыв нити. Проведен анализ причин и выявлена ключевая причина, это поставляемое сырье и материалы. Для определения конкурентоспособности продукции предприятия и его основных предприятий-конкурентов воспользуемся графическим методом РАДАР. Посчитаны индексы конкурентоспособности предприятия.
В третьей главе разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «ДЕКОР-Авто»: Аутсорсинг
функций качества, создание «кружков качества», экспертная оценка поставщиков. Рассчитана экономическая эффективность от внедрения планируемых мероприятий равная 1,8.
1. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, ее стратегия и практика / Г.Л. Азоев. - М. : Центр экономики и маркетинга, 2012. - 208 с.
2. Анализ брака и потерь от брака [Электронный ресурс] URL: http://studopedia.ru/2_99006_raschet-pokazateley-braka.html (дата обращения: 25.04.2017).
3. Андрианов, В.А. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В.А. Андрианов // Экономист. - 2013. - № 10. - С. 33 - 42.
4. Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения
конкурентоспособности организаций и продукции / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - № 4 (48).
5. Воронов, А.А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий / А.А. Воронов // Машино- строитель. - 2012. - № 12. - С. 27 - 29.
6. ГОСТ Р ИСО 9000-2015 "Системы менеджмента качества.
Основное положение и словарь".
7. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 "Системы менеджмента качества.
Требования".
8. Гузков, И.К Тенденции изменения конкурентоспособности
отечественной продукции / И.К Гузков// Маркетинг. - 2012. - № 1. - С. 20 - 34.
9. Данилов, И.П. Проблемы конкурентоспособности продукции / И.П. Данилов. - М. : Пресс-сервис, 2013. - 420 с.
10. Завялов, П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей / П.С. Завялов // Маркетинг. - 2012. - № 2. - С. 20 - 32.
11. Исикава, К. Японские методы управления качеством / К. Исикава. - М. : Экономика. 2012. - 215 с.
12. Кайдзен [Электронный ресурс] URL:
http://www.kpms.ru/General_info/Kaizen.htm (дата обращения: 6.05.2017).
13. Конкурентоспособность [Электронный ресурс] URL:
http://dic.academic.ru/ dic.nsf/econ_dict/18179 (дата обращения: 7.04.2017).
14. Конкурентоспособность предприятия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения:1.06.2017).
15. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления; Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография Новости», 2013.-432 с.
16. Мансуров Р.Е. Управление конкурентоспособностью предприятия [Электронный ресурс] URL: http://www.aup.ru/articles/management/48.htm (дата обращения: 14.05.2017).
17. Мансуров, Р.Е. Об экономической сущности понятий "конкурентоспособность предприятия" и "управление конкурентоспособностью предприятия" / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 2 (25). - С. 91 - 94.
18. Методы анализа затрат на качество продукции [Электронный
ресурс] URL: http://www.bibliofond.ru/ view.aspx?id=558895 (дата
обращения:23.05.2017).
19. Окренилов, В.В. Управление качеством : учеб. для вузов / В.В. Окренилов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Экономика, 2012. - 689 с.
20. Островский, Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления / Островский Г. // Консультант директора. - 2013. - № 20.
21. Портер, М. Международная конкуренция / М.Портер: пер. с англ.; пол ред. В.И. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2013.
22. Ребрин. Ю.И Управление качеством: учеб. пособие. Таганрог: Изд-
во ТРТУ, 2016 [Электронный ресурс] URL:
.http://www.aup.ru/books/m1504/1_46.htm (дата обращения: 7.05.2017).
23. Самодуров, Д.О. Стратегическое управление
конкурентоспособности предприятия на основе комплексной оценки его потенциала : автореф. дис.канд. экон. наук / Д.О. Самодуров. - СПб., 2012.
24. Синько, В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия / В.И. Синько // Стандарты и качество. - 2012. - № 4. - С. 54 - 59.
25. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М. : 2012.
26. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р.А. Фатхутдинов. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 312 с.
27. Филисофова, Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям "Менеджмент" (080500), "Экономика" (080100) / Т.Г. Философова, В.А. Быков ; под ред. Т.Г. Философовой. - М. : ЮНИ- ТИ-ДАНА, 2012. - 271 с.
28. Чайка, И.И. Конкурентоспособное качество отечественных предприятий - ключевая проблема выхода России из экономического кризиса / И.И. Чайка, Н. Львов // Стандарты и качество. - 2012. - № 6. - С. 47.
29. Юданов, А.Ю. Конкуренция: теория и практика : учеб.-практ. пособие для вузов / А.Ю. Юданов. - М. : Акалис, 2012. - 272 с.
30. Яновский, А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики / А.М. Яновский // Стандарты и качество. - 2013. - № 2. - С. 43-44.
31. Camp R.C. Benchmarking: The Search for Industry, Best Practices that Lead to Superior Performance. ASQ Quality Press, 2014.
32. Kano Noriaki (2012-04-01). «Attractive quality and must-be quality». The Journal of the Japanese Society for Quality Control: 39-48.
33. Setijono D., Dahlgaard J.J. The value of quality improvements // International Journal of Quality & Reliability Management. Vol. 25. No.3, 2013. P. 292-312.
34. Shewhart W.A. Economic Control of Quality of Manufactured Product. N.Y.: Van Nos trand, 2012.
35. The Economic Aspects. J.H. Rogerson. Quality Assurance in Process Plant Manufacture, 2013 r.