ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 8
1.1 Общая характеристика правового регулирования трудовых отношений в районах Крайнего Севера 8
1.2 История развития законодательства в регулировании трудовых отношений в районах Крайнего Севера 16
1.3 Современная система нормативно правовых актов, регулирующих трудовые отношения в районах Крайнего Севера 27
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 30
2.1 Особенности заключения трудового договора с лицами работающими вахтовым методом работы в районах Крайнего Севера 30
2.2 Оплата северных надбавок и компенсаций лицам, трудоустроенным в районах Крайнего Севера, и порядок их начисления 40
2.3 Дополнительные ежегодные отпуска 46
2.4 Северный стаж для расчета пенсионного обеспечения 52
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА 62
3.1 Проблемы трудовых отношений в районах Крайнего Севера 62
3.2 Пути совершенствования трудовых отношений в районах Крайнего Севера 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
Список используемой литературы и используемых источников 83
Актуальность темы. Трудовое законодательство содержит особые гарантии и компенсации, которые отражают принцип единства и дифференциации, а также одну из особенностей метода правового регулирования труда. По своей сути северные гарантии и компенсации относятся к той группе субъективных трудовых прав граждан, возникновение и пользование которыми хотя и обусловлено волей сторон трудового правоотношения, но конкретное содержание которых прямо определено императивными нормами закона и не может противоречить последнему.
Законодательство, которое регулирует трудовые взаимоотношения в районах Крайнего Севера, и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера потерпело многочисленных изменений. Изжила себя нормативная база, которая регулировала трудовые отношения в районах Крайнего Севера. Отсутствует обдуманная государственная политика в сфере решения вопросов жилищного характера для лиц, прибывающих в районы Крайнего Севера для трудоустройства, а также лиц, убывающих из районов Крайнего Севера с целью переселения в более благоприятные регионы [12].
Особенностей предоставления социальных и трудовых гарантий для лиц, трудоустроенных в северных регионах и механизмов их регулирования позволит выявить проблемы Крайнего Севера и найти методы их решения [46].
Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520 - 1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» указывает на государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно - климатических условиях Севера [28].
Если соблюдение общих норм трудового права в договорных отношениях работодателя и работника в целом соответствуют общепринятому понятию справедливости в соотношении использования труда работника к совокупности предоставляемых ему льгот, гарантий и прав за этот труд, то применение специальных норм трудового права не всегда находит достойное отражение в трудовых договорах и локальных нормативных актах работодателя, что требует от законодателя обращения к императивным положениям [51].
Объектом работы являются трудовые отношения в районах Крайнего Севера.
Предмет работы являются правовые нормы, регулирующие вышеназванные рассматриваемые отношения, а также практика их применения.
Целью настоящей работы является анализ практических и теоретических проблем, возникающих в процессе правового регулирования трудовых отношений работников Крайнего Севера, а также разработка практических рекомендаций для их разрешения и совершенствования трудового законодательства Российской Федерации.
Задачи, необходимые к выполнению в ходе проводимого исследования:
дать характеристику правового регулирования трудовых отношений в районах Крайнего Севера;
проанализировать историю развития трудового законодательства;
определить систему нормативно - правовых актов, которая регулирует трудовые отношения в районах Крайнего Севера;
определить нормы, регулирующие охрану труда работников в районах Крайнего Севера;
рассмотреть порядок начисления, а также оплату компенсаций и северных надбавок лицам, работающих в районах Крайнего Севера;
рассмотреть дополнительные ежегодные отпуска;
определить северный стаж для расчета пенсионного обеспечения;
рассмотреть развитие Крайнего Севера: проблемы и перспективы;
определить школу, как начальное звено многоступенчатой программы подготовки кадрового состава для предприятий нефтегазового сектора;
рассмотреть Крайний Север энергетический центр развития экономики Российской Федерации.
Методы исследования: При проведении исследования были использованы общеправовые и частноправовые методы исследования, в число которых входят анализ, синтез, системный, структурный, формально-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой и т.д.
Научная новизна исследования заключается в практических рекомендациях, предлагаемых автором в качестве устранения проблем возникающий в процессе трудовых отношений в районах Крайнего Севера.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что исследования заключается в том, что сформулированные автором теоретические выводы, практические рекомендации и предложения вносят определенный вклад в правовую науку, систематизируют научные знания по вопросам правового регулирования трудовых отношений в районах Крайнего Севера, а также могут быть использованы в дальнейших научных изысканиях.
Практическая значимость исследования, состоит в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего реформирования правовых основ трудовых отношений в районах Крайнего Севера.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью методологических позиций, применением ряда современных теоретических методов, применяемых в аналитической работе, адекватных объекту, предмету, целям и задачам диссертации.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в организацию и проведение исследования состоит в непосредственном участии во всех этапах диссертационного исследования, в планировании научной работы, наборе материала, углубленном анализе отечественной и зарубежной научной литературы, анализе и интерпретации полученных данных, их систематизации, статистической обработке с описанием полученных результатов, написании и оформлении рукописи диссертации, основных публикаций по выполненной работе.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты опубликованы в одной из статей научного журнала «Юридический факт» за декабрь 2019 года «Проблемы регулирования трудовых правоотношений с работниками Крайнего Севера».
Положения, выносимые на защиту:
1. Так как, суровый климат является определяющим признаком районов Крайнего Севера, в качестве основания дифференциации правового регулирования труда работников районов Крайнего Севера мы рассматриваем неблагоприятные природно-климатические условия. Ранее необходимость территориальной дифференциации обуславливалась климатическими особенностями, в настоящее время мы имеем возможность выделить из территориального критерия разделения нескольких причин, одна из которых позволяет определять особенности труда работников Крайнего Севера.
2. Практика применения Трудового Кодекса Российской Федерации и детальный обзор судебной практики, в данной редакции может свидетельствовать о том, что большинство работодателей отказываются возмещать расходы работника, понесенные в связи с оплатой стоимости проезда, ссылаясь на отсутствие нормы в Трудовом Кодексе Российской Федерации. На данный момент условия, размер и порядок возмещения расходов на оплату стоимости проезда работников районов Крайнего Севера к месту отпуска и обратно предусмотрен Трудовым Кодексом Российской Федерации только для работников, которые работают в организациях, финансируемых из федерального бюджета. На основании этого нужно закрепить в Трудовом Кодексе Российской Федерации право работников районов Крайнего Севера на возмещение расходов, понесенных при оплате стоимости проезда к месту использования отпуска о обратно.
3. Проводя анализ судебной практики, мы видим, что главными причинами пенсионных споров являются наличие в пенсионном законодательстве неопределенных и сложных правовых норм. Данные нормы приводят к неоднозначному их применению, и лишают граждан приобретенных ранее пенсионных прав. Предлагаем установить для данной категории споров условия рассмотрения, подобные для трудовых споров, в связи с тем, что пенсия, зачастую может быть единственным источником средств существования. Необходимо: сократить сроки рассмотрения данной категории дел; освободить граждан от уплаты государственной пошлины; немедленное исполнение судебного решения.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
По итогам написания магистерской диссертации на тему «Трудовые отношения в районах Крайнего Севера: теория и практика правового регулирования» были выявлены многочисленные пробелы в законодательстве, регулирующем трудовые и социальные отношения в районах Крайнего Севера между работником и работодателем.
Также были достигнуты поставленные цели. Дана характеристика правового регулирования трудовых отношений в районах Крайнего Севера, произведен анализ истории развития трудового законодательства, определена система нормативно правовых актов, которая регулирует трудовые отношения в районах Крайнего Севера, рассмотрено содержание трудового договора в районах Крайнего Севера, изучен порядок начисления, и оплаты компенсаций и надбавок лицам, работающих в районах Крайнего Севера, а также дополнительные ежегодные отпуска, изучена судебная практика в сфере пенсионного обеспечения, и методы улучшения финансового состояния пенсионеров. Также при написании магистерской диссертации, был поднят вопрос по проблемам и перспективам развития Крайнего Севера и Арктики. Рассмотрен Крайний Север энергетический центр развития экономики Российской Федерации.
В настоящий момент на северных территориях Российской Федерации остро стоит вопрос по организации условий для сохранения имеющегося трудового потенциала, а также привлечения в Районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности квалифицированных кадров, и молодых специалистов. Стимулирование трудоспособных граждан и, прежде всего, российской молодежи для изучения новых районов Крайнего Севера и Арктической зоны Российской Федерации важная задача не только для работодателей, но и для Российской Федерации. В крупных предприятиях, таких как ПАО «Газпром», ПАО «НК Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ» ведущие свою деятельность в экстремальных и суровых условиях Крайнего Севера, коллективными договорами предусмотрены стимулирующие выплаты и льготы для работников. Но, не у всех организаций нефтегазового сектора стабильное финансовое положение, а перечень социальных гарантий, которые предоставляются работникам в таких организациях значительно меньше и закрепляется в коллективных договорах с оговоркой: «при наличии экономических возможностей». Привлекательность экономического характера, трудоустройства в районы Крайнего Севера исчезла.
Выплаты, которые предусмотрены в статье 325 Трудового кодекса Российской Федерации, не суммируются и являются целевыми. В том случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на компенсацию оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно. Такие гарантии, установленные лишь для работников Крайнего Севера, и предоставляются исключительно по основному месту работы [49].
Также мы видим определенные сложности у пенсионеров, которые проработали большую часть своей жизни в суровых климатических условиях, и не у всех выходит подтвердить свой пенсионный стаж справками, так как организации в которых они трудились часто находятся в других регионах, а в некоторых случаях ликвидированы. Пенсионерам приходится преодолевать большое количество преград для получения справок из архивов других регионов об ликвидированных предприятиях, в которых они много лет назад были трудоустроены. Потом данные справки предоставлять в Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в своем регионе, и ждать перерасчета пенсионных выплат. Не смотря на многие сложности, и тернистый путь пенсионного обеспечения, мы видим, в районах Крайнего Севера активно ведется работа на уровне Правительства регионов, с целью удобства получения всех государственных льгот и гарантий, положенных гражданам пенсионного и предпенсионного возраста в соответствии с законодательством.
На данный момент неработающим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера, Управление Пенсионного Фонда один раз в два года оплачивает проезд к месту проведения отдыха, считаем необходимым дополнить данную норму, также дополнительным предоставлением санаторно-курортной путевки для оздоровления, предоставляемой государством бесплатно. В связи с жизнью в суровых климатических условиях.
Чем же, в сложившихся условиях, можно привлечь квалифицированные кадры в районы Крайнего Севера? В первую очередь высокой заработной платой, которая является главным стимулом работы для любого человека не зависимо от места проживания и от возраста. Также необходимо создать дополнительные гарантии в обеспечении комфортного проживания, качественного медицинского обслуживания, возможности занятий спортом и организации культурного досуга, повышении квалификации и образовательного уровня. Необходимо обеспечить молодых специалистов жильем, с разветвленной инфраструктурой, детскими садами и школами.
На основе вышеизложенного можно внести следующие предложения:
• в Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 внести дополнительную статью, которая будет гарантировать повышение уровня правовых компенсаций и гарантий работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим на этих территориях более 10 лет.
• издать Федеральный закон «О размерах районных коэффициентов к заработной плате и о порядке их применения», взамен Постановления Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.11.1967 № 512/П-28. В котором будут учитываться не только природно-климатические условия, но и другие, такие как социально-экономический фактор, экономико-географический фактор и др.
• в целях укрепления в районах Крайнего Севера и во избежание массового оттока молодых специалистов следует разработать эффективную государственную программу по привлечению и заинтересованности выпускников школ и молодых специалистов для привлечения их к работе в организации расположенные на соответствующих территориях; восстановить в Федеральном законе от 19.02.1993 г. № 4520-1 положение о выплате процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лицам в возрасте до 30 лет, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
• внести дополнение в статьи 5 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1, уточнив порядок расчета трудового стажа для молодых специалистов до 30 лет, закончивших школу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Начислять трудовой стаж за 10 лет обучения в общеобразовательных учреждениях: для школ, расположенных в районах Крайнего Севера будет рассчитываться - за каждые 5 лет обучения в школе - 1 год трудового стажа. Для школ, расположенных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - за каждые 5 лет обучения в школе - полгода трудового стажа. Для того чтобы подтвердить обучение в школе, следует запросить подтверждающую справку в общеобразовательном учреждении. - на региональном уровне разработать программы по переселению пенсионеров, в районы с подходящими им природными условиями.
• восстановить раздел IV в Законе РФ № 4520-1, которая будет гарантировать предоставление жилой площади, всем работникам, в независимости от формы собственности организации, в которой они работают.
• в часть 4 статью 35 закона РФ №4520-1, оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 дней для обустройства на новом месте, увеличить количество дней для переезда с 7 дней до 10.
• В целях реализации прав работников статью 318 Трудового Кодекса Российской Федерации необходимо дополнить: «В случае принятия решения о сокращении численности работников трудовой договор может быть расторгнут с письменного согласия лиц, указанных в части четвертой статьи 261 настоящего Кодекса, при условии, что работник и члены его семьи выезжают из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и ему производятся единовременно денежные выплаты, указанные в пунктах первой и второй настоящей статьи».
• необходимым дополнить статьи 302 и 321 Трудового Кодекса Российской Федерации нормой о предоставлении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска за работу районах Севера, не отнесенных к районам Крайнего Севера и к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, но где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, продолжительностью 8 календарных дней.
1. Андреев О.П., Крамар В.С. Проблемы эффективности государственной социальной политики в отношении жителей северных территорий, работающих на ротационной основе // Север России: траектория и перспективы общественного развития М.: КНОРУС, 2006. - С. 295-301.
2. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 30.09.2014 г. по делу № 11-9616/2014 «Об изменении даты и формулировки основания увольнения, взыскании средней заработной платы, выходного пособия, компенсации морального вреда» Документ опубликован не был. // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
3. Бабурин В.Л., Бадина С.В., Горячко М.Д., Земцов С.П., Колтер- Манн К.П. Оценка уязвимости социально-экономического развития арктической территории России // Вестник Москвы. Университет. Многосерийный телефильм. - 2016. - № 6. - С. 71-77.
4. Бадина С.В., Бабурин В.Л., Горячко М.Д. Оценка уязвимости социально-экономического развития арктических территорий России // Вестник Москвы. - 2016. - № 10. - С. 50-100.
5. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// ГАРАНТ - 2008 г. - С. 50-100
6. Боровиков В.А. Институционализация социально-трудовых отношений с помощью сменного метода организации труда на Крайнем Севере России: на примере нефтегазового комплекса. Тезис Кандидата социологических наук. М. - 2008. - С. 183.
7. Буянова М.О., Гусов К.Н., Захаров М.Л. и др. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. // Проспект. - 2009 г. - С.50-70
8. Воробьева Е. В. Заработная плата в 2019 году. // АйСи Групп, 2019 г.
9. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // «Российская газета» № 67, 05.04.1995.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. 16.12.2019). - Доступ из справочно-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.
11. Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях //ГАРАНТ 2010.
12. Гусов К.Н., Циндяйкина Е.П., Цыпкина И.С.: Особенности трудового договора с отдельными категориями работников. Научно-практическое пособие. Подробнее//2018 г. - Текст: электронный.
13. Действующее законодательство не содержит оснований взыскания суммы задолженности в судебном порядке с работника, использовавшего отпуск авансом, если работодатель фактически при расчете не смог произвести удержание за неотработанные дни отпуска вследствие недостаточности сумм, причитающихся при расчете: Определение Верховного Суда РФ от 25 октября 2013 г. № 69-КГ13-6. Доступ из справочно-правовой системы Гарант. - Текст: электронный.
14. Зайцева Л.В. Особенности регулирования труда работников организаций, оказывающих надзорные услуги в нефтегазовой отрасли // Вестник Томского государственного университета. 2016. - № 406.
15. Зайцева Л.В. Правовые средства повышения мобильности рабочей силы в Российской Федерации // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. - № 4 - С. 10-13.
...