Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 7
1.1 Сущностная характеристика понятия «память» в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Психолого-педагогические условия развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 14
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности 28
2.1 Выявление уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста 28
2.2 Реализация комплекса занятий внеурочной деятельности, направленных на развитие памяти у младших школьников 39
2.3 Оценка динамики развития памяти у младших школьников 51
Заключение 66
Список используемой литературы 68
Приложение А Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента ЭГ 72
Приложение Б Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента КГ 73
Приложение В Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента ЭГ 74
Приложение Г Результаты диагностики на контрольном этапе эксперимента КГ 75
Актуальность изучения вопросов памяти вызвана тем, что память является важнейшей, определяющей характеристикой психической жизни личности. Память играет большую роль, чем просто запечатление событий «прошлого». Любое актуальное действие совершается благодаря и вследствие наличия памяти. Для осуществления связей любой, даже элементарный акт не проходит без участия процесса памяти.
Изучению данных процессов всегда уделялось достаточно большое количество исследований. Многие педагоги рассматривали проблемы становления и развития памяти у детей младшего школьного возраста.
У истоков экспериментального изучения памяти стоит Герман Эббингауз [45]. Автором в частности впервые были разработаны методы измерения мнемических процессов.
В последствие экспериментальным изучением памяти занимались такие отечественные учёные как П.П. Блонский [5], Л.С. Выготский [14], А.Н. Леонтьев [22] и другие.
Над проблемами развития памяти у детей младшего школьного возраста работали такие педагоги и психологи, как: П.И. Зинченко [18] и А.А. Смирнов [38], З.М. Истомина [19], Л.М. Житникова [17] и А.Н. Белоус [4] и другие.
Тем не менее, в настоящее время психологи отмечают снижение уровня развития памяти у младших школьников. Таким образом, не смотря на разработанность данной проблемы, методика развития памяти младших школьников нуждается в дополнении.
Согласно Федеральным Государственным Общеобразовательным стандартам (далее ФГОС НОО) особое место в учебном процессе отводится внеурочной деятельности. Данная деятельность в общеобразовательной школе осуществляется педагогами школы, по разработанным и утверждённым программам. В общеобразовательной школе программы внеурочной деятельности формируются на основе запроса учащихся (законных представителей) по основным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное направление. Внеурочная деятельность обладает широкими возможностями для развития и воспитания младших школьников, в том числе и в развитии познавательных процессов, таких как память. Однако, на практике, в начальной школе недостаточно программ внеурочной деятельности, которые бы реализовывали работу по развитию памяти у младших школьников. Данное противоречие между потребностями возрастного развития младших школьников и требованиями государства, отражённых в ФГОС НОО и недостаточной методической разработанностью развития памяти младших школьников во внеурочной деятельности определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития памяти младших школьников в процессе внеурочной деятельности?
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить комплекс занятий по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития памяти у младших школьников.
Предмет исследования: развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие памяти в процессе внеурочной деятельности будет проходить наиболее эффективно, если:
• реализуется комплекс занятий, направленный на развитие памяти и формирования приёмов запоминания;
• работа по развитию памяти младших школьников в процессе внеурочной деятельности проводится планомерно и систематически;
• учитываются индивидуальные особенности развития памяти у детей.
Задачи исследования:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти младших школьников;
• подобрать и апробировать диагностический инструментарий для эмпирического исследования особенностей памяти младших школьников;
• разработать и внедрить комплекс занятий во внеурочной деятельности направленный на развитие памяти;
• проанализировать, обобщить и представить в виде выводов результаты экспериментального изучения особенностей памяти младших школьников.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, сравнение и обобщение результатов;
• эмпирические: тестирование, педагогическое наблюдение, беседа;
• методы математической обработки показателей диагностики.
Новизна исследования заключается в разработке и проверке комплекса занятий по развитию памяти у младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в нём представлен комплекс занятий по развитию памяти во внеурочной деятельности, который могут использовать учителя начальных классов в педагогической деятельности.
База исследования: МБУ «Школа № 86 имени Ю.А. Гагарина».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Тема исследования достаточно актуальна, что подтверждается огромным количеством работ и исследований в направлении экспериментального изучения и развития памяти у младших школьников. Однако, как показало теоретическое исследование, методика диагностики, коррекции и развития процессов запоминания для детей младшего школьного возраста разработана на сегодняшний день недостаточно.
Для того чтобы понять по каким же критериям стоит оценивать развитие памяти у детей младшего школьного возраста, в рамках данного исследования были рассмотрены основные сущностные характеристики понятия «память» и существующие её классификации.
Особое внимание в работе уделено вопросам произвольной и опосредованной памяти и её развитию у детей. Удалось установить, что память детей данного возраста обусловлена такими мнемическими процессами, как заучивание, узнавание, сбережение и другие.
Была проанализирована методическая литература по вопросам диагностики памяти и отдельных мнемических процессов и подобраны адаптированные возрасту и возможностям испытуемых методы диагностики и конкретные методики.
Диагностические мероприятия, проводимые в процессе эмпирического исследования, с использованием ранее выбранных методик показывают, что показатели каждого мнемического процесса различны, что доказывают их независимость. Однако все экспериментальные исследования показали, что развитие памяти у младших школьников недостаточно развито. Как показало исследование, у большинства детей преобладает зрительный способ запоминания, а опосредованный при этом развит недостаточно.
Широкими возможностями для развития памяти у младших школьников, согласно проведённому в рамках исследования анализу психолого-педагогической литературы и Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования располагает внеурочная деятельность. Основываясь на предположении о том, что развитие памяти в процессе внеурочной деятельности будет проходить эффективно, если: реализуется комплекс занятий, направленный на развитие памяти и формирования приёмов запоминания; работа по развитию памяти младших школьников в процессе внеурочной деятельности проводится планомерно и систематически, в работе были спроектированы и реализованы психолого-педагогические условия развития памяти у младших школьников, которые содержат ряд конкретных игр и упражнений, соответствующих возрасту детей и целесообразных развитию памяти младших школьников.
Для того чтобы оценить эффективность предложенных условий, диагностика развития памяти проводилась повторно на контрольном этапе эксперимента. В результате диагностики удалось установить, что показатели младших школьников во внеурочной работе с которыми применялись предложенные в рамках исследования упражнения и игры, выросли практически на 10-15%, что свидетельствует об эффективности предложенных условий.
Анализ качественных показателей развития памяти у младших школьников в результате проведённой в рамках исследования работе позволяет прийти к выводу, что предложенные в нём условия способствуют увеличению объёма кратковременной зрительной памяти; развитию процессов опосредованной памяти, в частности ассоциативного запоминания, совершенствованию приёмов образной памяти.
Предложенные в рамках исследования игры и упражнения могут быть адаптированы любому направлению внеурочной деятельности в школе и носят практический характер, расширяя методическое обеспечение проблемы развития памяти у младших школьников.
Таким образом, цель исследования - достигнута, а гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
1. Аверин В. А. Психология человека от рождения до смерти. СПб: прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. 652 с.
2. Баддли А., Айзенк М., Андерсон М. Память. Питер, 2011. 560 с.
3. Батенева Е.В. Дидактическая игра как метод развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения». 2018. С. 102-109.
4. Белоус А. Н. Развитие интеллектуально - познавательной сферы детей дошкольного возраста. Минск: Беларусь, 2002. С. 45-51.
5. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды. М.: «Юрайт», 2016. 164 с.
6. Бодалев А. А. Общая психодиагностика. М.: Речь, 2013. 127 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 398 с.
8. Бозиева С. К., Ногерова М. Т. Влияние дидактической игры на развитие памяти детей дошкольного возраста // Научно-методический журнал «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». 2019. С. 26-30.
9. Болотова А. К., Молчанова О. Н. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2018. 512 с.
10. Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. С. 121-125.
11. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости. М.: Оперант, 2015. 480 с.
12. Васильева Е. Е., Васильев В. Ю. Суперпамять для всех. М.: Аст, 2006. 71 с.
13. Войтов В. К., Косихин В. В., Ушаков Д. В. Рабочая память как перспективный конструкт когнитивной психологии и методы его измерения // Научно-методический журнал «Моделирование и анализ». 2017. № 1. С. 57-78.
14. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка (сборник). М.: Эксмо, 2005. 507 с.
15. Давыдов В. В. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии: [сб. ст. посвящается 60-летию науч.-пед. деятельности А.А. Смирнова]. М.: Педагогика, 1978. 284 с.
...