I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 12
II. ПОНЯТИЕ О СЛОЖНОМ РЕЛЬЕФЕ МЕСТНОСТИ 14
2.1. Виды уклонов 16
2.2. Влияние рельефа на технологию прокладки трубопровода 17
2.3 Категория и класс прочности нефтепроводов 20
III. ОЦЕН КА ОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПРОВОДОВ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ 22
3.1 Селевой поток 22
3.2 Сейсмически активные участки 23
3.2.1 Факторы, влияющие на определение уровня сейсмичности 28
3.2.2. Особенности расчета трубопроводов, прокладываемых в сейсмических районах ..31
3.3 Устойчивость подземных участков трубопроводов на оползневых склонах 35
IV. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ 38
4.1 Селевые потоки 38
4.2 Сейсмически активные участки 39
4.2.1 Применяемый метод строительства 39
4.2.2. Метод строительства магистральных подземных трубопроводов, с
упругопластичными элементами 47
4.3 Разработка мероприятий по обеспечению надежности трубопроводов, проложенных на
оползневых участках 52
V. РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРАНШЕЙ В ГОРНЫХ
УСЛОВИЯХ 56
5.1 Расчет основных параметров траншеи 56
5.2 Расчет основных рабочих параметров бульдозера 59
5.3 Расчет буровзрывных работ 68
5.4 Расчет основных рабочих параметров экскаватора 72
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 80
Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы и экспорт. Магистральный трубопроводы, обеспечивая энергетическую безопасность страны, в тоже время позволяют разгрузить железнодорожный транспорт для перевозок других важных для народного хозяйства грузов.
Строительство трубопроводов в горах - весьма сложная в инженернотехническом и организационном отношении задача.
Горная местность представляет для строителей комплекс многообразия рельефа, геологических структур, гидрологических и климатических особенностей. Методы производства работ в этих условиях должны быть достаточно гибкими и разнообразными. Подготовка трассы сводится здесь не просто к планировке полосы отвода, корчевке леса, а часто требует разработки большого объема горных пород для строительства полок, которые представляют собой сочетания полувыемок и нолунасыней. Вынужденная ограниченность в ширине полки требует применения последовательности работ и устройства траншей до вывозки труб на трассу и монтажа трубопроводов.
Значительные объемы работ приходится выполнять по устройству временных дорог, съездов, объездов, устранению завалов, уборке валунов и т. д.
Особого внимания заслуживает оценка и обеспечение прочности и устойчивости трубопроводов, проложенных в сложных инженерногеологических или природно-климатических условиях. Изменение внутренних и внешних нагрузок на трубопровод и наличие неоднородности грунта по длине трассы обуславливает неравномерную осадку, всплывание (выпучивание) трубопровода, ведущих к его отклонению от проектного положения, что приводит к перераспределению нагрузки и возникновению в нем чрезмерных деформаций, которые являются одной из основных причин отказов и аварий трубопроводов.
Из этого следует актуальность работы: необходимость анализа оценки опасности для нефтепроводов, проходящих по сложным рельефам местности, и изучение современных технологий для борьбы с ними.
Цель работы: изучить методы оценки опасности для нефтепроводов, проходящих по сложным рельефам местности.
Исходя из поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести обзор современной литературы по указанной тематике.
2. Изучить факторы опасности для нефтепроводо, проходящих по сложным рельефам местности.
3. Провести технологические расчеты объекта исследования.
4. Произвести расчет основных параметров траншеи
5. Выявить мероприятия по охране труда и защите окружающей среды.
Объект исследования. Магистральный нефтепровод, построенный в горных условиях.
Предмет исследования. Оценка опасности для нефтепроводов, проходящих по сложным рельефам местности.
Практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы для оценки опасности для нефтепроводов, проходящих по сложным рельефам местности.
Магистральные трубопроводы прокладываются в различных природноклиматических и гидрогеологических условиях, пересекают множество естественных и искусственных препятствий. По многим показателям магистральные трубопроводы являются уникальными сооружениями и для них установлены нормативные требования. Одно из основных требований, предъявляемых к магистральным трубопроводам, - высокая надежность, которая должна быть обеспечена экономически оправданными затратами. Уровень надежности трубопроводов зависит от качества проектирования, строительства, эксплуатации и ремонта.
Исследования напряженно-деформированного состояния,трубопроводных магистралей, а также опыт их эксплуатации показывают, что в горных условиях нагрузки и воздействия на трубопроводы значительно больше, чем, например, на равнинных участках. Кроме того, техническое обслуживание и ремонт на крутых склонах весьма сложны, требуют специальной технологии, машин и механизмов.