Влияние лечебных физических упражнений на антропометрические, физиологические и двигательные показатели школьников средних классов со сколиозом 1 -2 степени
Введение 4
Глава 1. Обзор литературных источников по проблеме 6
1.1. Применение лечебной физической культуры при отклонениях в
развитии опорно-двигательного аппарата у детей 6
1.2. Классификация упражнений 7
1.3. Спортивные виды физических упражнений 17
1.4. Основы методики лечебной физкультуры в детском возрасте,
подбор средств лечебной физкультуры 22
Глава 2. Организация и методы проведения педагогического эксперимента 26
2.1. Организация исследования 26
2.2. Методы оценки физического развития 26
2.3. Методы оценки физической подготовленности 27
Глава 3. Результаты исследований по изучению влияния комплекса форм лечебной физической культуры на показатели физического развития и физической подготовленности школьников средних классов 29
3.1. Занятия лечебной физкультурой 29
3.2. Влияние патологии позвоночника на состояние организма
школьников 38
3.3. Влияние двигательной активности на физическое здоровье
школьников 43
Заключение 49
Список используемой литературы
Лечебная физическая культура, несомненно, является наиболее физиологичным разделом лечебно-профилактической помощи людям при различных отклонениях в состоянии здоровья. Имея свою историю возникновения и становления, методы ЛФК до настоящего времени широко дискутируются в специальной литературе. Неоднозначно мнение некоторых специалистов по сочетанию форм и методов ЛФК при тех или иных патологических состояниях; дозировки физических упражнений; формированию групп с различной патологией для групповых занятий ЛФК по единому комплексу; введению специальных комплексов ЛФК в практику работы с подготовительными и специальными медицинскими группами в системе школьного физического воспитания; применению форм и методов ЛФК в дошкольных детских учреждениях (детские сады, подготовительные классы); использованию методов ЛФК с учетом возрастных и половых признаков; введению в формы и методы ЛФК нетрадиционных методов оздоровления, методов народной медицины и многие другие проблемы, которые формируют теоретическую и методическую базу ЛФК.
Вместе с тем, в связи с развитием массовых видов спорта, направления на усиление работы по профилактике и лечению детей в дошкольных, средних общеобразовательных и высших учебных заведениях эти проблемы становятся все более актуальными.
Статические данные о заболеваемости детей показывают, что процент практически здоровых составляет 1-4%. Неуклонно растет количество детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие), все это результат основного фактора современного образа жизни - гиподинамия детей.
В соответствии с этим определили цель исследования: изучение эффективности комплексного влияния форм лечебной физической культуры на антропометрические и физиологические показатели школьников средних классов со сколиозом 1-2 степени.
Для достижения цели были поставлены задачи:
5. Оценить состояние функциональных систем организма школьников средних классов со сколиозом 1-2 степени.
6. Определить показатели физического развития у школьников средних классов со сколиозом 1 и 2 степени.
7. Разработать методику, направленную на коррекцию осанки и улучшение морфофункциональных показателей учащихся средних классов со сколиозом 1-2 степени.
8. Сделать анализ результатов проведенного исследования и показать наиболее эффективные результаты применяемых методов ЛФК.
Объект исследования. Процесс адаптивного физического воспитания учащихся средних классов, имеющих сколиоз 1-2 степени.
Предмет исследования. Методика адаптивного физического воспитания, основывающаяся на применении комплексного подхода в использовании форм лечебной физической культуры.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что применение методики, основанной на использовании различных форм лечебной физической культуры, позволит, с одной стороны, повысить мотивацию учащихся к занятиям физической культурой, а с другой стороны, оказать положительное влияние на функциональное состояние организма у школьников средних классов со сколиозом 1-2 степени.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы в лечебной и профилактической работе кабинетов ЛФК, при работе со специальными медицинскими группами в школах.
Оценивая результаты проведенного исследования, мы пришли к заключению:
Нарушения со стороны позвоночника занимают значительное место в структуре общей заболеваемости (43,5%). Удельный вес этой патологии у девушек 15,9 % превышал показатели мальчиков. Учащиеся с нарушенной осанкой имели более низкие показатели физического развития по сравнению с практически здоровыми детьми. Достоверные различия обнаружены в показателях внешнего дыхания и со стороны АД. Физические качества у школьников экспериментальной группы были достоверно выше в конце исследования, чем аналогичные показатели учащихся контрольной группы. Выявленные различия между показателями важнейших функциональных систем учащихся экспериментальных и контрольных групп свидетельствует о неблагоприятном влиянии деформации позвоночника на организм. Сравнительная оценка показателей физического состояния лиц экспериментальной и контрольной групп позволяет сделать вывод об эффективности разработанной программы.
1. Аветисян Л.Р., Кочарова С.Г. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся //Гигиена и санитария. - 2001. - № 6. - С. 48 - 49.
2. Алифанова Л.А. Соматофункциональный потенциал школьников в зависимости от различных режимов двигательной активности //Гигиена и санитария. - 2002. - № 1. - С. 62 - 65.
3. Анчугин и др. Динамика физического развития детей и студентов г.Тюмени /Морфология, функции и физическая работоспособность школьников и студентов. - Тюмень, 1982. - С. 4-22.
4. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоровье, 1985. - С. 20 - 35.
5. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982.
6. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы
физической культуры школьника. - Самара, 1994.
7. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы
физической культуры старшеклассника. - Самара, 1995.
8. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология. - М.: ИЦ
»Академия», 2002. - 416 с.
9. Бережков Л.Ф., Бондаренко Н.М. Динамика состояния здоровья детей во время обучения в школе // Современные естественнонаучные методы изучения человека и природной среды его обитания. - Коломна, 1994. - С.39 - 46.
10. Биктемирова Р.Г., Зиганшин И.И. Оценка физического развития детей 13-летнего возраста, проживающих в различных по уровню антропогенной нагрузки районах г.Казани //Растущий организм: адаптация к физической и умственной нагрузке. - Казань: КГПУ, 1998. - С. 18 - 19.
11. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М.: ФиС, 1987.
12. Бурханов А.И. и др. Состояние физической работоспособности и
физической подготовленности учащихся 5-7-х классов с различным уровнем физического развития. // Психология, педагогика, медицина: пути
взаимодействия в системе образования. - Тольятти, 2001.
13. Ванюшин, Ю.С. Оценка эффективности воздействий на кардиореспираторную систему при тренировке аэробной направленности / Ю.С.Ванюшин, В.Н. Колясов // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №9. - С.50-53.
14. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки //Учебно-методическое пособие Ленинградского мед. института. - Л., 1986. - 56 с.
15. Гречаник Р.Н. Коррекция психофизического состояния учащихся
младшего школьного возраста в школах-интернатах: дисс канд.пед.наук:
13.00.04. - М., 2009. - С. 1-128.
16. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск, 2008.
17. Даутов Ф.Ф. и др. Влияние факторов окружающей среды на физическое развитие детей дошкольного возраста //Гигиена и санитария. - 2001. - № 6. - С. 49 - 52.
18. Дембо А.Г. Спортивная медицина. - М.: ФиС, 1975.
19. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. - М.: Спорт Академ. Пресс, 2001. - 444 с.
20. Жарова Г.Н. и др. Влияние микро- и макрофакторов на морфофункциональное развитие первоклассников /Морфофункциональные показатели развития детей и подростков. - Новосибирск, 1980. - С. 59 - 69.
21. Зайка Г.Е. Актуальные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний. - М., 1999. - С. 69 - 70.
22. Ильин Б.Н. О физическом развитии детей и подростков, проживающих в различных природных условиях //Советское здравоохранение. - 2007. - № 6. - С. 17 - 22.
23. Казин Э.М. и др. Исследование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных, адаптивных возможностей организма //Физиология человека. - 1993. - № 3. - С.98-103.
24. Калюжная Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии //Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. - М., 1980. - С. 5 - 17.
25. Камилова Р.Т Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития //Гигиена и санитария. - 2001. - № 6. - С. 52 - 55.
26. Киек О.В. и др. Комплексная оценка физического развития мальчиков школьного возраста в условиях промышленного города //Гигиена и санитария. - 2000. - № 1. - С. 74 - 76.
27. Кучма В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях. - М.,1996.
28. Кучма В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья
школьников. - М., 2000.
29. Кучма В.Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социально-экономических условиях. - М., 1996.
30. Левушкин С.П. и др. Мониторинг физического состояния школьников: монография. - М.: Советский спорт, 2012. - 168 с.
31. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.,1998. - 24 с.
32. Матвеева В.В., Краснянская П.Л. Методические указания по оценке физического развития школьников г.Куйбышева. - Куйбышев, 1980. - 43 с.
33. Матюшонок М. Г. Анатомия, физиология и гигиена младшего школьника.- Минск, «Высшая школа», 2008.
34. Сабирова З.Ф. Антропогенное загрязнение атмосферного воздуха и состояние здоровья детского населения //Гигиена и санитария. - 2001. - № 2. - С. 9 - 11.
35. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - М.: Советский спорт, 2012. - 620 с.
36. Ступаков Г.П. Методологические основы диагностики и коррекции донозологических форм экологически обусловленных изменений в организме человека //Гигиена и санитария. - 2001. - № 3. - С. 12 - 16.
37. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991.
38. Сухарева Л.М. и др. Состояние здоровья и физическая активность современных подростков //Гигиена и санитария. - 2002. - № 3. - С. 52 - 55.
39. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека. Учебник. - Р- н-Д: Феникс, 2016. - 150 с.
40. Хорошева, Т.А. Характеристика морфофункционального
состояния организма детей 7-9 лет инновационных школ различного профиля : На примере полихудожественного лицея и многопрофильной гимназии : диссертация ... кандидата биологических наук : 03.00.13. - Ульяновск: УлГПУ, 2003. - 155 с.
41. Хрипкова А.Г. Адаптация и дезадаптация школьников к учебной деятельности в зависимости от некоторых эндогенных и экзогенных факторов //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М., 1977. - Т. 1. - С. 15 - 17.
42. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М. Просвещение, 2007 г.
43. Целиковская Н.Ю. Социально-гигиенические факторы и здоровье детей //Гигиена и санитария. -2001. - № 2. - С.58 - 60.
44. Шайхелисламова М.В., Ситдиков Ф.Г., Зефиров Т.Л. Нервные и гормональные механизмы регуляции мышечной деятельности школьников. - Казань: Отечество, 2012. - 202с.
45. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии: Учебное пособие / А.А. Швырев; Под общ. ред. Р.Ф. Морозова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 411 с.