Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья 10
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья 10
1.2 Характеристика игрушки как средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста 23
1.3 Характеристика коллекционирования как формы работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья 39
Выводы по первой главе 51
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования 53
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья 53
2.2 Содержание работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования 90
2.3 Динамика формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья 109
Выводы по второй главе 129
Заключение 131
Список используемой литературы 133
Приложение 152
На современном этапе развития общества, приоритетной становится задача достижения нового, современного качества дошкольного образования, соответствующего требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, способной реализовать себя в социальном полиэтническом пространстве. Становление полноценной личности невозможно без осознания себя, как представителя своего народа. Обострение национальных отношений в мировом сообществе диктует необходимость уделять межэтническим вопросам и поликультурному воспитанию первостепенное значение. Существующая национальная доктрина образования в Российской Федерации «призвана обеспечить: воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации» [2].
Поэтому социальным заказом общества, определяющим актуальность исследования на социально-педагогическом уровне, является формирование у детей дошкольного возраста представлений о культуре народов малой Родины, в нашем случае культуре народов Среднего Поволжья.
Для приобщения детей к истокам и ценностям народной культуры, возрождению преемственности поколений сензитивным периодом является дошкольный возраст. В этот период игра, являясь ведущим видом деятельности, и, как неотъемлемая её часть игрушка, выступают универсальными педагогическими средствами всестороннего воспитания личности ребенка, стимулируя у ребёнка развитие суммы качеств и навыков, необходимых в жизни каждого человеческого общества.
Изучению игрушки посвящены труды многих исследователей (В.В. Абраменковой, Н.Д. Бартрама, А.Ю. Гусевой,. Т.Н. Зиновьевой, Д.В. Менджерицкой, М.Монтессори, В.С. Мухиной, Б.П. Никитина, С.Л. Новоселовой, Е.А. Покровского, H.A. Рыбникова, А.Б. Тепловой, Е.А. Флериной, Ф. Фребеля, А.Е. Шинкаренко и др.).
В возрасте 6-7 лет дети значительно расширяют свои возможности познания предметного мира, истории создания предметов. У них совершенствуется характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий [123], умения систематизации и классификации предметов. Этот период благоприятен для этнокультурной самоидентификации и использования коллекционирования для формирования представлений о России, о своей Малой Родине. Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста - игру, можно сказать, что познание предметного мира через приобщение к культуре народов Малой Родины наиболее доступно и интересно детям 6-7 летнего возраста через коллекционирование народной игрушки, транслирующей культурное наследие полиэтнической России.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне представлена теоретическим и методологическим обоснованием сущности формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования.
Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных учреждений не представлена комплексная психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья.
Таким образом, теоретическое исследование существующей проблемы показало, что вопросы формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования изучены не достаточно и освещены не в полной мере.
Анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта позволил выявить существующие противоречия между:
• социальным заказом общества на ребёнка-дошкольника, знающего и любящего свою Родину, понимающего свои национальные особенности, уважительно и толерантно относящегося к представителям других национальностей и недостаточной разработанностью данного направления в педагогической практике;
• назревшей социальной необходимостью в решении проблемы формирования у детей дошкольного возраста представлений об игрушке народов Среднего Поволжья и недостаточной разработанностью данного направления;
• потребностью дошкольных учреждений в научно-методическом обеспечении для реализации задач формирования у детей дошкольного возраста представлений об игрушке народов Среднего Поволжья и недостаточностью необходимых методических рекомендаций;
• признанием воспитательного и развивающего потенциала коллекционирования и поверхностной представленностью данного направления в практике дошкольных учреждений.
• необходимостью изучения уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об игрушке Народов Среднего Поволжья и недостаточностью разработанных соответствующих диагностических методик и рекомендаций в русле ФГОС ДО.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности коллекционирования в формировании у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Формирование у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования»
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья.
Предмет исследования: формирование у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования.
Гипотеза исследования основывалась на том, что формирование у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования возможно, если:
• отобраны игрушки для коллекционирования в соответствии с функциями (игровая, кумулятивная и этнодифференцирующая), назначением;
• коллекционирование осуществляется поэтапно: этап создания, оформления и презентации коллекции;
• включены родители в совместную деятельность по созданию, оформлению и презентации коллекции игрушек народов Среднего Поволжья.
На основании цели, объекта, предмета и гипотезы сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья, степень разработанности данной проблемы на современном этапе.
2. Выявить уровень сформированности представлений у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья.
3. Экспериментально проверить эффективность формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение опыта и массовой практики, анализ полученных данных), эмпирические (наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Теоретическую основу исследования составили:
• отечественные концепции развития психики в онтогенезе (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Л.В. Обухова, Д.Б. Эльконин);
• исследования особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова).
• исследования роли предметного мира в развитии ребенка дошкольного возраста (А.Н. Леонтьева, С.П. Новоселова, О.В. Дыбина);
• отечественные концепции детства: исследования детской картины мира В.В. Абраменковой, ценностно-смысловая концепция мира детства Н.А. Платохиной.
Экспериментальная база исследования: детский сад №106 «Изюминка» АНО ДО «Планета Детства Лада» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 48 детей в возрасте 6-7 лет.
Основные этапы исследования. В проведении исследования выделялось три этапа.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016гг.). Анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы. Составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата. Изучение опыта работы педагогов ДОУ по формированию у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования (проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов).
Второй этап - опытно-экспериментальный (2016-2017гг.). Разработка, апробация и корректировка содержания, форм, методов формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования; обработка, проверка и систематизация полученных результатов (проведение формирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017г.). Анализ, систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; оформление материалов и библиографического списка диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности использования коллекционирования в формировании у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья; определены показатели и уровни сформированности представлений у детей 6-7 лет об игрушке народов Среднего Поволжья.
Теоретическая значимость исследования состоит в определении показателей с целью оценки уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике апробированных материалов: по диагностике сформированности представлений у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья; разработанная система работы по формированию у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в процессе коллекционирования.
Достоверность результатов обеспечивается проведением исследования с опорой на теоретические положения психологии и педагогики, выбором методов исследования, адекватных целям и задачам, методикой исследования и комплексной обработки полученных экспериментальных данных, количественным и качественным их анализом.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах дошкольного образовательного учреждения; заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии; научно-методическом семинаре гуманитарно-педагогического института; научно-практических конференциях городского уровня. Материалы исследования отражены в публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Игрушка народов Среднего Поволжья рассматривается как объект художественного творчества, средство освоения окружающего мира и культурного опыта предшествующих поколений; атрибут фольклорных праздников и обрядов; средство визуальной коммуникации; сувенир и предмет утилитарного назначения.
2. Коллекционирование рассматривается как процесс, основанный на взаимодействии в системе «педагог-ребенок-родитель», в которой дети осуществляют поэтапные действия создания, оформления, презентации коллекции, удовлетворяющей присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ».
3. Показатели и уровни сформированности представлений у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья характеризуются: представлениями об истории создания игрушки; функциями (игровой, кумулятивной и этнодифференцирующей); назначением.
Структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (159 источников) и 6 приложений. Текст иллюстрируют 36 таблиц и 9 рисунков. Объем работы 163 страницы.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы установил, что процесс формирования у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов среднего Поволжья в процессе коллекционирования является актуальной проблемой педагогической практики дошкольных образовательных организаций. Установлено, что возраст 6-7 лет является сензитивным для этнической самоидентификации и формирования представлений о традиционной культуре других народов. Анализ литературы по исследуемой теме показал необходимость этнического воспитания детей на материале своего региона. Выявлено, что представления должны формироваться от малого к большому, т.е. первоначально формируются представления о культуре народов своего края - Малой Родины, в нашем случае культуры народов Среднего Поволжья: русских, татар, мордвы и чувашей. В ходе теоретического анализа рассмотрены понятия «игрушка», «народная игрушка», выявлен большой педагогический интерес к теме народной игрушки. Установлено, что народная игрушка является инструментом сохранения культурного наследия, посредником общения между взрослым и ребенком; предметом творчества, социализации ребенка и познания им окружающего мира и нравственных норм, объектом художественного творчества, кодовых образов-символов, атрибутом фольклорных праздников, сувениром, предметом утилитарного назначения и этноспецифическим предметом детской культуры, осуществляющим связь поколений. В ходе теоретической части исследования охарактеризован процесс детского коллекционирования, как поэтапной работы (создание, оформление и презентация) в системе взаимодействия педагога, ребенка и родителя, удовлетворяющей потребность детей в собирании «чудесных сокровищ». Выявлена важность совместной деятельности педагога, родителей и детей, а также детей друг с другом для получения социального опыта в процессе коллекционирования. Исследованием обоснованы широкие возможностями коллекционирования в образовательном процессе ДОУ.
Таким образом, выявлено, что формирование у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья является актуальным вопросом современной образовательной практики.
2. Для выявления у детей 6-7 лет уровня сформированности представлений об игрушке народов Среднего Поволжья выделены критерии и показатели наличия у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья и проведено исследование, показавшее в констатирующей части эксперимента несформированность исследуемого качества как в экспериментальной, так и в контрольной группе (100% низкий уровень). Показатели и уровни сформированности представлений у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья характеризовались представлениями об истории создания игрушки; функциями (игровой, кумулятивной и этнодифференцирующей); назначением, мотивационно-ценностным отношением к игрушке народов Среднего Поволжья.
3. Экспериментально проверена и доказана эффективность процесса коллекционирования в формировании у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья. Проведенный после формируюшего эксперимента и контрольного среза анализ общих полученных результатов показал значительный рост уровня у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья в экспериментальной группе (уменьшение низкого уровня со 100% до 17%, и увеличение среднего уровня с 0% до 83%), при сохранении показателей в контрольной группе. Это позволяет утверждать, что коллекционирование, осуществляемое поэтапно, с привлечением к совместной деятельности родителей и отбором для коллекции игрушек в соответствии с их функциями (игровая, кумлятивная и этнодифференцирующая) способствуют формированию у детей 6-7 лет представлений об игрушке народов Среднего Поволжья.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] - М. : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2013. - 78с. - (Образование в документах и комментариях).
2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://suvagcentr. ru/userfiles/files/links/doktrina. pdf (Дата обращения: 05.09.2015).
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf (Дата обращения: 05.09.2015).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko (Дата обращения 05.09.2015).
5. Абраменко, А. Золотые руки по роду шли... [Текст] / A. Абраменко // Самара, .2016 - 20 мая. - С. 4.
6. Абраменкова, В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства [Текст]: Дис. ... д-ра психол. наук : защищена 15.02.2000 / B. В. Абраменкова. - М. : Изд-во Психол. ин-та РАО, 2000. - 420 c.
7. Абраменкова, В.В. Игра и игрушка в детской субкультуре и ответственность взрослых [Текст] / С. Максимова // Детский сад: теория и практика, 2011. - №11. - С. 28-36.
8. Абраменкова, В.В. Осторожно: анти игрушка! Родителям об играх и игрушках [Текст] / В.В. Абраменкова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 98-108.
9. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М. : ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
10. Абраменкова, В.В. Царские игрушки как инструмент семейного воспитания династии Романовых (к 400-летию дома Романовых) [Электронный ресурс] / В.В. Абраменкова // Вестник ПСТГУ. - Серия 4: Педагогика. Психология. - 2014. - №1 (32). - Режим доступа:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tsarskie-igrushki-kak-instrument-semeynogo- vospitaniya-dinastii-romanovyh-k-400-letiyu-doma-romanovyh-3 (Дата обращения: 02.04.2017).
11. Александровская, М. Зачем ребенку коллекции, или Как спасти способного дошкольника от школьных неудач? [Текст] / М. Александровская // Дошкольное образование. - 2008. - №11. - С. 4.
12. Амосова, В.В. Игра и игрушки в этнокультурном образовательном пространстве дошкольных учреждений [Текст] / В.В. Амосова, Д.Г. Ефимова // Социосфера, 2013. - Вып.6. - С. 5-7.
13. Анфисова, С.Е. Реализация технологии культурных практик - коллекционирование - в образовательном процессе ДОО [Текст] / С.Е. Анфисова, Е.В. Гатауллина, Н.С. Краснова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. - Вып. 13. - С. 49-54.
14. Аркин, Е. Игрушка [Текст] / Е. Аркин // Дошкольное образование. - 2008. - №3. - Режим доступа:
http:ZZdob.1september.ru/article.php?ID=200800320 (Дата обращения: 26.09.2015).
15. Арутюнян, Ю.В. Этносоциология [Текст]: уч. пос. для ВУЗов / Ю.В. Арутюнян и др. - М., 1998. - 271 с.
...