1 ВВЕДЕНИЕ 3
2 Глава 1. Анализ подготовки специалистов в области Машиностроения, профиль «Технология и оборудование для пайки». 7
3 Глава 2. Особенности формирования компетенций при подготовке магистров в области машиностроения (профиль ««Технология и оборудование для пайки»). 25
4 Глава 3. Особенности разработки содержания дисциплин при подготовке магистров в области «Машиностроение» (профиль - «Технология и оборудование для пайки»). 60
5 Глава 4. Методические рекомендации и разработки. 76
6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
7 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
Для современного общества характерно возникновение и интенсивное развитие новых производств на основе современных достижений научно-технического прогресса. Эти факторы ведут к существенному усложнению деятельности инженеров, требования к их подготовке расширяются и углубляются. Современное наукоемкое производство в области машиностроения требует хорошо подготовленных специалистов различных направлений [12, 13, 26, 34].
На государственном уровне декларируется следующее положение дел: «Одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства, основой для его технологической, экономической независимости является качество инженерных кадров» [31].
Есть все основания говорить о возрастающей острой необходимости в конкурентоспособных специалистах, имеющих высшее образование, в основных отраслях экономики России,
Одной из ключевых отраслей развития экономики является машиностроение, уровень развития которой отражает экономическую мощь страны, а так же ее военный потенциал.
Поэтому развитие собственной машиностроительной отрасли -одно из главных направлений, которое необходимо развивать странам, желающим занять лидирующие позиции в мировой экономике [12, 13].
Современное машиностроение характеризуется большой технологичностью и наукоёмкостью. Развитие данной отрасли невозможно представить без использования новых конструкционных материалов и высокопрочных легированных сталей и применения новых технологий в процессе изготовления конструкций из этих материалов.
Изготовление различных конструкций (изделий) в машиностроении невозможно представить без использования современных методов и способов соединения деталей, составляющих эти конструкции. Самым распространенным способом получения неразъемных соединений в машиностроении в настоящее время является сварка.
Одним из перспективных способов соединения деталей различных конструкций в машиностроении является пайка, так как многие широко используемые в машиностроении новые конструкционные материалы и высокопрочные легированные стали плохо свариваются. А в некоторых случаях паяные конструкции обеспечивают лучшие эксплуатационные свойства чем сварные.
В процессе пайки протекают различные сложные физико -химических процессы, которые определяют качество паяных соединений.
Поэтому специалисты в области пайки должны активно осваивать быстро изменяющиеся инженерные процессы, должны быть информированы о новых и актуальных технологических процессах. Следовательно, их надо готовить к решению исследовательских производственных задач как, теоретического так и прикладного характера, к способности творчески мыслить и принимать нестандартные решения [26, 33 - 42].
Подготовка таких технических специалистов требует от системы образования выстраивания соответствующего процесса подготовки и разработки необходимых образовательных программ, учебных планов, дисциплин, лабораторных практикумов и различных видов занятий, обеспечивающих формирование у будущих специалистов необходимых компетенций, позволяющих решать производственные задачи исследовательского характера [33 - 43].
Организация образовательного процесса и разработка содержания дисциплин предполагает необходимость определения соотношения науки и разрабатываемой дисциплины. В этой связи в целях достижения успешности обучения специалистов нужно определить критерии, необходимые при отборе материала, основываясь на анализе развития и его направлений предметных отраслей научного знания [36].
В системе образования есть насущная необходимость сближения современных достижений науки и её отражения в учебном процессе. Процессы развития общества, науки и производства объективно требуют сокращения «дистанции» между обучением специалистов и их будущей производственной деятельностью [36].
Учебный процесс должен быть организован в ВУЗе с учетом развития у будущих специалистов (магистров) в области машиностроения интуиции и логики, поиска нового способа действия в процессе решения научно-исследовательских и опытно конструкторских задач [33-42, 44 - 49].
Это, в свою очередь, предполагает, что организация учебного процесса должна быть направлена на формирование научно -технического творчества магистранта в области машиностроения, его компетенций в области научно-исследовательской и проектно-конструкторской деятельности [33-38].
Сфера профессиональной деятельности будущих специалистов в области машиностроения предполагает обеспечение надежности, долговечности объектов машиностроения (в области сварки и пайки) в процессе эксплуатации.
Актуальность:
В настоящее время существует острая необходимость в конкурентоспособных специалистах, имеющих высшее образование в области машиностроения. Хорошо подготовленные специалисты должны обладать всей суммой качеств, необходимых для успешной производственной деятельности: активно осваивать изменяющиеся процессы в области инженерии; обладать информацией о появлении новейших актуальных технологий; быть способными решать исследовательские задачи на теоретическом и практическом уровне; способны творчески мыслить и принимать нестандартные решения.
Подготовка таких специалистов наиболее эффективно может быть реализована при непосредственном участии студентов в научной работе, а также использовании элементов исследований на всех этапах образовательного процесса. Поэтому совершенствование системы подготовки будущего магистра по направлению подготовки «Машиностроение» (в частности в области пайки) путем развития исследовательских компетенций, безусловно, является актуальным.
Целью магистерской диссертации является повышение качества подготовки специалистов по направлению «Машиностроение» путем разработки научно -методического обеспечения процесса развития исследовательских компетенций.
Важным в процессе подготовки магистрантов является научно - исследовательская работа, которая служит эффективным средством подготовки высококвалифицированных специалистов (магистров), способных решать производственные задачи и вести самостоятельный научный и исследовательский поиск по созданию прогрессивных технологических процессов в машиностроении (в области пайки и сварки) и средств, для их реализации.
Развитие исследовательских компетенций у будущих специалистов (магистров) в области машиностроения возможно не только через систему дисциплин, но и через систему специально разработанных лабораторных работ исследовательского характера по определенному направлению на протяжении всего периода обучения с одним и тем же контингентом студентов.
Каждая отдельная лабораторная работа может служить средством формирования исследовательских умений на примере конкретного профессионально значимого содержания из сферы будущей профессиональной деятельности.
Именно во время лабораторной работы закладывается переход предметных компетенций в компетентность специалиста, которая осуществляется посредством лабораторного метода.
Для повышения формирования у студентов готовности к исследовательской деятельности в учебный процесс предлагается ввести блок лабораторных работ исследовательского характера, отвечающих за формирование таких компетенций как ПК-8 и ПК-9.
Данный комплекс лабораторных работ исследовательского характера предлагается проводить на базе дисциплин, которые входят в учебный план подготовки магистров по направлению «Машиностроение» (профиль «Технология и оборудование для пайки»).
При развитии исследовательских компетенций будущих специалистов в области машиностроения необходимо учитывать, что их деятельность будет связана с обеспечением надежности и долговечности объектов машиностроения.
Надежность работы деталей, узлов, конструкций объектов машиностроения связана с изменением структуры и свойств материалов в процессе изготовления деталей (узлов, конструкций), а также в процессе эксплуатации деталей и узлов конструкций объектов машиностроения.
В процессе разработки системы комплекса лабораторных работ исследовательского характера, направленных на развитие исследовательских компетенций будущих специалистов акцент следует делать на разработку комплексов дисциплин (практик) или лабораторных работ в области материаловедения с уклоном в область материаловедения сварки и пайки.
Разработанный комплекс лабораторных работ (лабораторный практикум) предлагается проводить на базе дисциплин, которые входят в учебный план подготовки магистров по направлению «Машиностроение» (профиль «Технология и оборудование для пайки»): Новые конструкционные материалы; Теоретические основы пайки; Технология производства паяных конструкций.
1. Атанов И.В., Капустин И.В., Никитенко Г.В., Скрипкин В.С. Межпредметные связи в учебном процессе высшего учебного заведения// Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.
2. Атанов И.В., Капустин И.В., Никитенко Г.В., Скрипкин В.С. Межпредметные связи в учебном процессе высшего учебного заведения// Научное обозрение. Педагогические науки. - 2014. - № 1.
3. Бабанский Ю.К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов. // Советская педегогика. 1982 №11 С. 30
4. Батышев С.Я. Профессионально - политехническая подготовка учащихся - ключевая проблема педагогической науки // Советская педагогика 1984. - № 4. - С. 11.
5. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. - М.: Педагогика, 1978. - 223 с.
6. Батьканова Н.И. Профессионально - педагогическая направленность обучения элементарной геометрии студентов педвуза Автореф. ... дис. к.п.н. - Саранск, 1994. - 18 с.
7. Безрукова В.С. Педагогика: учебник для инженерно - педагогических специальностей. - Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж. пед. института, 1993. - С. 20.
8. Вербицкий А.А. Психолого -педагогические особенности контекстного обучения. - М.: Знание, 1987
9. Гальперин П.Я. Теоретические основы инноваций в педагогике. - М., 1991. - 326 с.
10. Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.
11. Гуторов Г.С. Вопросы профессиональной направленности преподавания общеобразовательных предметов в средних профтехучилищах. - М.: Высшая школа, 1977. - 112 с.
12. Горшкова, О.О. Подготовка студентов к исследовательской деятельности в контексте компетентностью - ориентированного инженерного образования: дис... док.пед. наук: 13.00.08 / Горшкова Оксана Олеговна.- Москва, 2016. - 394 с.
13. Горшкова, О.О. Исследовательская деятельность как неотъемлемый компонент профессиональной подготовки будущего инженера / О.О. Горшкова // Известия высших учебных заведений. -2013. - №2 (26). - С. 170- 177 .
14. Гуров В. А. История кафедры «Оборудование и технология сварочного производства и пайки» Тольяттинского государственного университета (1960-2014 гг.) // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 22. - ART 75342.-0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75342.htm.
15. История кафедры. Кафедра сварки и пайки: вчера, сегодня, завтра. - URL: http://edu.tltsu.ru/sites/site.php?m=1587&s=85.
...