Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетных учреждениях 8
1.1 Нормативно-законодательное регулирование расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетных учреждениях 8
1.2 Организация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении 14
1.3 Методика анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками 21
2 Бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками в МБОУ СОШ № 15 города Нерюнгри 25
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности учреждения 25
2.2 Организация бухгалтерского учета и особенности ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками учреждения 34
2.3 Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 40
3 Мероприятия направленные на улучшение ведения бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в МБОУ СОШ №15 45
3.1 Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками 45
3.2 Разработка рекомендаций по улучшению расчетов с поставщиками и подрядчиками 53
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложения 64
Бухгалтерский учет бюджетных учреждений является составной частью системы учета РФ. В российской практике существует существенные различия информационной базы бюджетных учреждений и правилах ведения бухгалтерского учета в коммерческих и промышленных предприятиях. Законодательными актами РФ регламентируется бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях специальными нормативными актами.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками — это порядок отражения фактов хозяйственной деятельности учреждения в части приобретения товаров, работ, услуг и их реализации, т.е. отражение дебиторской или кредиторской задолженности.
Поставщиками и подрядчиками является определенная категория экономических субъектов, поставляющих товары, продукцию, материалы или сырье, либо они осуществляют какие-либо услуги или выполняют определенные виды работ. Поставщики — это юридические, физические лица, индивидуальные или частные предприниматели, продающие материальные ценности, услуги, сырье, работы. Причем организационно-правовая форма и вид деятельности экономического субъекта не играют никакой роли.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, считается важной частью бухгалтерского учета, как для бюджетных учреждений, так и для коммерческих организаций. Факт важности расчетов с поставщиками и подрядчиками обусловлен тем, что состояние этих расчетов, например, за материалы, сырье, товары и прочее, оказывает влияние на движение денежных средств в обороте, а также на размер финансового результата.
С учетом того, что в настоящее время экономические отношения не имеют определенной стабильности, увеличивается риск несвоевременной оплаты или неоплаты дебиторской задолженности. Несвоевременная оплата, свидетельствует о нарушении клиентами платежных обязательств и переходит в сомнительную дебиторскую задолженность и требует оперативных управленческих решений по разработке определенных мер своевременного контроля за расчетами с поставщиками и подрядчиками.
Однако, как и для коммерческих структур, основные правила и указания бюджетного учета устанавливаются централизованно Министерством финансов Российской Федерации.
Изменившиеся условия хозяйствования, обуславливают факт того, что необходимо реформирование бюджетной системы в целом и в частности бухгалтерского учета в ней. Недостаточность разработок теоретического и практического аспекта бухгалтерского учета и анализа в бюджетных учреждениях устанавливают актуальность темы бакалаврской работы.
Научные труды зарубежных и отечественных авторов, законодательная и нормативная база бюджетного учета и отчетности, материалы средств массовой информации, статистические материалы, интернет источники, связанные с проблемой исследования послужили теоретическим и методологическим фундаментом данной работы.
Отечественными учеными и специалистами бюджетного учета и отчетности на протяжении многих лет исследовалось теоретическое и практическое направление данного вопроса. Наиболее значимыми научными трудами в части бюджетного учета и отчетности являются труды таких отечественных ученых как: И.В. Алексеевой, И.Т. Балабанова, А.Н. Белова, А.М. Годин, О.В. Грищенко, В.Р. Захарьина, О.А. Колеватова, О.В. Митиной, И.В. Подпорина, Т.А. Полещук и других.
Целью настоящего исследования является изучение особенностей организации бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри.
Исходя из цели бакалаврской работы, определены задачи исследования:
• выявить сущность, особенности и принципы бухгалтерского учета в бюджетном учреждении;
• дать характеристику бюджетному учреждению, на базе которого выполнена практическая часть бакалаврской работы;
• проанализировать систему расчетов с поставщиками и подрядчиками МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри;
• разработать комплекс рекомендаций по улучшению ведения бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении.
Объект бакалаврской работы - МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри, осуществляющего образовательную деятельность в сфере среднего образования. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 города Нерюнгри», является муниципальной гражданской некоммерческой унитарной образовательной организацией, не имеющей в качестве основной своей цели извлечение прибыли.
Предмет исследования - система бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении.
Методами исследования бакалаврской работы являются: аналитический, сравнительный, статистический, эмпирический и логический метод, системный и экономический анализ.
Источниками информации для выполнения бакалаврской работы послужили: законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие ведение бюджетного учета и отчетности, учебно-методическая литература, отчетность МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри, интернет источники.
Теоретическая значимость бакалаврской работы обусловлена тем, что в ней сконцентрирована, систематизирована и проанализирована информация по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетном учреждении.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри может использовать приведенные в бакалаврской работе рекомендации и разработки по учету и анализу расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрыт теоретический аспект бюджетной системы, нормативное регулирование бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, выявлены принципы, особенности и сущность бюджетного учета.
Во второй главе дана краткая характеристика бюджетного учреждения МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри, проанализирована и оценена работа основных финансово-хозяйственных показателей.
В третьей главе внесены предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри.
В заключение бакалаврской работы обобщены выводы, и рекомендации в части бухгалтерского учета и анализа расчеты с поставщиками и подрядчиками МБОУ СОШ №15 г. Нерюнгри.
Исследование действующей практики и методических рекомендаций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками в бюджетных учреждениях позволило сделать определенные выводы и сформулировать предложения по оптимизации данного процесса.
В первой главе бакалаврской работы рассмотрены теоретические аспекты понятийного аппарата бюджетного процесса и методики анализа бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Необходимо отметить, что в России неплатежами считаются все счета, которые не были оплачены в установленный срок после получения товара или оказания услуг. В Европе поставщики дают, согласно законодательству, от 30 до 90 дней для своих потребителей на оплату счетов по поставленным товарам, если товар не оплачен в течение этого срока, то задолженность считается просроченной. Это традиционный механизм доверия и взаимопонимания между организациями в рыночной системе.
В бакалаврской работе рассмотрены основные законодательные и нормативные акты, регламентирующие и регулирующие бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Во второй главе бакалаврской работы исследованы бухгалтерский учет и анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками в МБОУ СОШ № 15 города Нерюнгри. дана технико-экономическая характеристика деятельности учреждения. Проанализированы организация и особенности ведения бухгалтерского учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками и выявлены особенности. Дана аналитическая оценка основным показателям финансово-хозяйственной деятельности. Так, доходы МБОУ СОШ № 15 в 2018 году увеличились в общей сумме на 648808,72 рубля, что составило 100,77% роста показателя. Данное изменение произошло ввиду роста в 103,22% или 2462492,61 руб. доходов от оказания услуг. Необходимо отметить, что незначительный прирост общей суммы доходов в 0,77% произошел из-за уменьшения суммы субсидий на 23,94% и иных прочих доходов на 94,59%.
В свою очередь структура расходов не однозначна, так как показатели составляющие расходы увеличились и уменьшились из-за сокращения доходов. В части снижения отмечена динамика у показателей:
• приобретение (оплата) работ, услуг на 1934848,14 руб. или 16,61%;
• услуги связи на 3027,03 или 1,71%;
• работы, услуги по содержанию имущества на 3278786,94 или 80,1%;
• социальное обеспечение на 245447,06 руб. или 11,28%;
• прочие расходы на 22794,38 руб. или 5,65%.
В части операций с финансовыми активами отмечено снижение по статье чистое увеличение (снижение) дебиторской задолженности на 1036762,98 руб. или 92,05%.
Следует обратить внимание на операции с обязательствами. Ситуация в данной части принимает нулевое значение, т.к. происходит и увеличение, и уменьшение прочей кредиторской задолженности.
Среднесписочная численность сотрудников уменьшилась на 2 человека. Это связано с уменьшением числа внешних совместителей с 2017 г. по 2018 г., 1 учитель ушел в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, уволился 1 педагог доп. образования.
Фонд оплаты труда в 2018 г. по сравнению с 2017 г. уменьшился на 4666265,66 рублей. Темп роста (снижения) равен 91,42 %. Это уменьшение было вызвано тем, что снизилось количество ставок и, соответственно, финансирование на оплату труда.
Несмотря на уменьшение финансирования и благодаря сокращению числа сотрудников, среднемесячная заработная плата в 2018 году выросла на 1070,65 рублей по сравнению с 2017 годом. Темп роста составил 102,14 %.
Среднегодовая численность учащихся в 2017 году составила 815 человек, в 2018 году она составила 799 человек. Темп роста (снижения) составил 98,04%. Количество учащихся уменьшилось в результате расселения людей из ветхого жилья в другие районы. В данный момент, в районе школы, идет строительство новых домов для расселения, что в будущем может положительно повлиять на численность учащихся.
В целом, изучив основные технико-экономические показатели и их динамику, можно сделать вывод, что МБОУ СОШ № 15, несмотря на некоторый спад в численности детей, сотрудников и доходов, работает стабильно.
Третья глава бакалаврской работы отражает мероприятия направленные на улучшение ведения бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в МБОУ СОШ №15. Определена роль, значимость внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками и разработаны мероприятия, направленные на оптимизацию данных расчетов.
Одной из важных задач по оптимизации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками является облегчение ведения бухгалтерского учета. Чтобы операции, используемые при учете, проходили с наименьшими временными затратами, но вместе с тем, все операции были отражены четко и достоверно.
В бакалаврской работе предложены следующие мероприятия: регулярно проводить анализ состояния, динамики и структуры расчетов с поставщиками и подрядчиками; систематически проводить контроль за отношением расчетов с поставщиками и подрядчиками; для эффективного учета необходимо открыть субсчета к счету 302.20, что будет способствовать раскрытию аналитики и принятию эффективных и достаточно оперативных управленческих решений.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (от 03.08.2018 N 339-ФЗ)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019)
5. Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 N 7-ФЗ (последняя редакция от 29.07.2018 N 260-ФЗ)
6. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция от 01.05.2019 N 71- ФЗ)
7. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" от 08.05.2010 N 83-ФЗ (последняя редакция от 27.11.2017 N 347-ФЗ)
8. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция от 28.11.2018 N 444-ФЗ)
9. Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н (ред. от 28.02.2019) "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2011 N 20558)
10. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"
11. Приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н (ред. от 20.12.2018) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации"
12. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 28.12.2018) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)
13. Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н (ред. от 28.12.2018) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2011 N 19669)
14. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 (ред. от 16.02.2016) "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.09.2010 N 18380)
15. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 29.12.2017) "О Федеральном казначействе".
...