Введение 3
Глава 1 Государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в государственном механизме России 9
1.1 Возникновение, становление и полномочия органов
прокуратуры в России 9
1.2 Место прокуратуры в системе органов государственной власти
Российской Федерации 17
1.3 Основные направления деятельности прокуратуры как
государственно-правового института 26
Глава 2 Взаимодействие прокуратуры с основными ветвями власти Российской Федерации 39
2.1 Взаимоотношения прокуратуры с органами исполнительной
власти 39
2.2 Взаимодействие прокуратуры с органами законодательной
(представительной) власти 53
2.3 Взаимодействие прокуратуры и судебной власти 61
Глава 3 Ведущие направления деятельности прокуратуры на современном этапе развития 69
3.1 Защита прав несовершеннолетних - один из ведущих видов
надзорной деятельности прокуратуры России 69
3.2 Правовое просвещение населения органами прокуратуры
Российской Федерации 75
Заключение 83
Список используемых источников 88
Приложение А 98
Приложение Б 101
Актуальность темы исследования. В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данные ветви власти отличаются самостоятельностью и независимостью друг от друга. Как указано в статье 11 Конституции РФ, государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные органы [19]. Как видим, при изложении Главы 1 Основного закона РФ, законодатель умолчал о статусе прокуратуры, не включив ее ни в одну из ветвей власти. Некоторые положения об иерархическом принципе управления органами прокуратуры закреплены лишь в статье 129 Конституции РФ, которая расположена в главе 7 Конституции РФ, именуемой «Судебная власть и прокуратура» (до 2014 года глава называлась
- «Судебная власть», что длительное время вызывало недоумение ученых относительно того, почему стать о прокуратуре, не относящейся к судебной власти, находится в главе «Судебная власть»).
Отсутствие в Конституции РФ ответа на вопрос относительно правового положения прокуратуры тесно связано с историей разработки и принятия Конституции РФ, объективными и субъективными причинами, повлиявшими на разработку проекта конституции и отказ от её парламентского варианта, разрабатывавшегося Конституционной комиссией, государственными изменениями и переворотами, происходящими внутри страны в этот период, глубинными формационными изменениями общества. Парадоксально, но факт: была отодвинута в сторону, но юридически не ликвидирована Конституционная комиссия, ответственным секретарём которой был народный депутат РСФСР (РФ) О.Г. Румянцев, а председателем - Президент Б.Н Ельцин, который одновременно возглавил Конституционное совещание, подготовившее президентский проект конституции.
Между тем, прокуратура представляет собой важнейший институт как государства, так и общества в целом, что подчёркивалось каждым Генеральным прокурором РФ. В настоящее время развитие деятельности данного органа направлено на то, чтобы стать органом, который соответствует постоянно изменяющимся общественным отношениям. В частности, органы прокуратуры должны своевременно и оперативно реагировать на возникающие новые вызовы и угрозы, внешние и внутренние.
На сегодняшний день прокуратура как властный надзорный орган призвана обеспечивать надлежащий правопорядок в стране, строго следить за соблюдением законности всеми субъектами правоотношений во всех сферах общественной жизни, о чем свидетельствует история создания прокуратуры, которая создавалась в целях всеобщего надзора за состоянием законности в стране и именовалась «государевым оком». Кроме того, как отмечают многие теоретики, прокуратура представляет собой правоохранительный орган, обеспечивающий национальную безопасность, координирующий деятельность правоохранительных органов в процессе борьбы с преступностью и коррупцией как особой разновидности правонарушений, коррозирующих государственный аппарат и подрывающий доверие народа к власти.
Таким образом, в современных условиях развития российского общества сложно переоценить место и роль прокуратуры в системе государственного механизма России. Однако данному факту противоречит недостаточное правовое регулирование статуса прокуратуры в РФ, Так, в Конституции Российской Федерации прокуратура не отмечена в качестве отдельного государственно-правового органа, тогда как статус иных органов власти детально определен в Основном законе государства.
Кроме того, Генеральный прокурор до сих пор не наделён правом законодательной инициативы хотя бы по вопросам своего ведения, что также имеет свою историческую подоплёку, связанную с обстоятельствами разработки и принятия Конституции РФ осенью 1993 года (об этом - далее).
Фактически существует один Федеральный закон РФ, который раскрывает правовое положение прокуратуры - Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», однако полномочия и функции прокуратуры настолько разнообразны, что определить правовое положение данного органа, основываясь лишь на нормах закона, невозможно. В связи с этим детальное изучение истории создания прокуратуры, ее основных функций, полномочий во взаимодействии с иными органами государственной власти представляется важным и актуальным направлением исследования [67].
Состояние разработанности проблематики исследования. На всех этапах развития органов прокуратуры вопрос относительно места и роли прокуратуры в системе органов власти исследовался рядом ученых, в частности, данному вопросу посвящено несколько монографий В.Н. Галузо, где автором проведено историко-правовое исследование становления прокуратуры как государственного органа, а также в научных трудах Н.А. Бобровой и М.А. Власовой, которые раскрыли ранее не освещавшийся вопрос о возможности ликвидации прокуратуры и её сохранении как органа и института государственной власти при принятии Конституции РФ 1993 г. Данная тема находит отражение в научных работах О.В. Зайцева, Д.С. Голощапова, Е.В. Кучинской, В.А. Ломовского, где приводятся различные точки зрения о месте и роли прокуратуры в системе органов власти России.
Однако до сих пор остаются не раскрытыми некоторые вопросы, в частности, отдельные полномочия прокуратуры по взаимодействию с отдельными государственными органами, не изучены новые полномочия и функции прокуратуры, которые также были возложены на нее в связи с появлением новых общественных отношений. Кроме того, ученые так и не сошлись во мнении относительно статуса прокуратуры, необходимости существования данного государственного органа. Поэтому, на наш взгляд, необходимо более детальное рассмотрение вопроса о месте и роли прокуратуры в государственном механизме России.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельностью прокуратуры Российской Федерации, её местом и ролью в государственном механизме России.
Предметом исследования служат правовые и исторические аспекты становления правового статуса прокуратуры на различных этапах, а также учебная и научная литература, в которой выявляются особенности современных тенденций развития данного государственного органа, рассмотрение законодательства, связанного с взаимодействием функций прокуратуры с различными ветвями власти, определение основных направлений деятельности прокуратуры в настоящее время, анализ судебной практики для наглядного отражения деятельности органов прокуратуры.
Целью работы является определение места и роли прокуратуры в государственном механизме России посредством исследования правового статуса и функций современной прокуратуры, выявление возможных пробелов законодательного регулирования деятельности прокуратуры.
Для достижения данных целей поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения, становления и полномочия органов прокуратуры в России (от Петра Первого до наших дней);
- изучить основные теории относительно места прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации;
- проанализировать основные направления деятельности прокуратуры как государственно-правового института и пробелы в её регулировании;
- выявить особенности взаимодействия прокуратуры с основными ветвями власти Российской Федерации;
- определить приоритетные направления деятельности прокуратуры на современном этапе развития Российской Федерации.
Для раскрытия темы работы были использованы следующие методы исследования: исторический, социологический, сравнительно-правовой метод, метод перехода от частного к общему, анализа и синтеза, формальной и диалектической логики, статистический, формально-юридический и др.
Теоретическая значимость исследования состоит в детальном рассмотрении правового статуса органов прокуратуры, определении основных функций и полномочий данного государственного института, выявлении особенностей взаимодействия прокуратуры с различными ветвями власти с целью определения места и роли прокуратуры в государственном механизме России.
Практическая значимость исследования состоит в: определении достаточности и выявлении пробелов в правовом регулировании процесса обеспечения органами прокуратуры надзорной деятельности по обеспечению законности во всех сферах жизни общества и государства; в применении полученных знаний и результатов в практической деятельности автора ВКР.
При написании работы были использованы: нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция РФ, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Приказы Генеральной прокуратуры, учебная и специальная литература различных авторов, судебная практика, материалы судебной и правоприменительной практики, Интернет-ресурсы. Также автор опирался на научные труды общетеоретического характера и специальные работы таких авторов как С.А. Авакьян, В.Г. Бессарабов, Н.А. Боброва, М.А. Власова, В.Н. Галузо, А.И. Казанник и многие другие.
Научная новизна исследования состоит в обобщении существующих точек зрения относительно места и роли прокуратуры в государственном механизме России, сравнении научных теорий российских и зарубежных авторов по данному вопросу, введении в научный оборот региональной практики деятельности прокуратуры (Самаркой области). Научная новизна исследования состоит также в выявлении пробелов законодательства по вопросу определения места прокуратуры в системе органов государственной власти и предложениях по устранению этих пробелов.
Научные положения, выносимые на защиту:
- становление прокуратуры как государственного института отличается богатой историей, показывающей, что с созданием новых законов и функций полномочия данного органа также подвергаются корректировке. В Конституции РФ 1993 года прокуратура помещена в главу с судебной ветвью власти, однако особый статус прокуратуры указывает на необходимость выделить прокуратуру в отдельную главу, обозначив её особое место в государственном механизме России.
- прокуратура, несмотря на схожесть с иными институтами власти, не относится к названным в Конституции РФ ветвям власти, а только тесно взаимодействует с ними посредством надзора за соблюдением законности при реализации органами власти своих функций. На сегодняшний день актуальными остаются вопросы о взаимодействии с исполнительной и законодательной ветвями власти, разграничение компетенции данных органов и органов прокуратуры, в связи с чем, необходимо дальнейшее законодательное регулирование полномочий прокуратуры, их конкретизация.
- практика многих регионов показывает, что прокуратура как орган надзора информирована обо всех коллизиях и пробелах в законодательстве и выступает с большим количеством предложений по совершенствованию законодательства. Однако прокуратура на законодательном уровне лишена права законодательной инициативы, а лишь вносит предложения в уполномоченные на то органы. В связи с этим актуальным является вопрос о наделении прокуратуры правом законодательной инициативы.
Личный вклад в исследование состоит в самостоятельном выборе темы ВКР, поиске и изучении теоретических и практических материалов по вопросу исследования, подготовке выводов на основании собранных данных.
Апробация результатов. Положения диссертационного исследования изложены в статье, а также на студенческой научной конференции.
Данная работа состоит из ведения, трех глав, которые разделены на параграфы, заключения, списка используемых источников, в том числе на английском языке, приложений. Объём работы - 104 страницы.
По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что прокуратура является важнейшим институтом не только государства, но и всего общества, самостоятельным и независимым органом государственной власти, основная задача которого - осуществление надзорной деятельности за состоянием законности и правопорядка в стране.
Правовой статус прокуратуры закреплен Основным законом государства, а также федеральным законодательством и ведомственными нормативными актами.
Полномочия данного органа зачастую отождествляются с полномочиями иных ветвей власти. Поэтому в ходе работы проведен анализ исторического становления и развития прокуратуры России, рассмотрены вопросы взаимодействия прокуратуры и иных ветвей власти.
Исследование различных исторических источников и мнений правоведов, теоретиков и конституционалистов, позволяет сделать вывод о том, что прокуратура как государственный орган имеет давнюю и богатую историю становления и развития, причем с изменением общественных отношений, созданием новых законов функции и полномочия данного органа также подвергаются корректировке.
Основоположником Российской прокуратуры является Петр I, создавший «государево око», целью которого являлся надзор и контроль за соблюдением законности во всех сферах государственного управления, а также предотвращение должностных преступлений.
В процессе развития общества и государства и в связи с государственными изменениями менялся и правовой статус прокуратуры, поскольку данный надзорный орган неотделим от государства. Однако надзорная деятельность прокуратуры оставалась неизменной, все полномочия данного органа направлены на выявление и предотвращение нарушений законодательства, восстановление нарушенной законности.
Деятельность прокуратуры зачастую сравнивают с законодательной властью, что является ошибочным, поскольку деятельность прокуратуры и деятельность законодательных органов власти только взаимно дополняют друг друга. Прокуратура следит за исполнением законов, реагирует на нарушения и принимает меры к устранению выявленных нарушений посредством мер прокурорского реагирования, которые носят персонифицированный характер и применяются в отношении граждан или должных лиц, нарушивших закон, что отличает данные органы.
В определенные исторические этапы деятельность прокуратуры была схожа с деятельностью исполнительной ветви власти, в частности, это связано с функцией прокуратуры по непосредственному осуществлению уголовного преследования, возможностью возбуждать уголовные дела, участвовать в расследовании преступлений. С 2007 года законодателем строго разграничены полномочия прокуратуры и органов, осуществляющих предварительное расследование. Прокуратура лишь надзирает за законностью при производстве предварительного расследования, а также направляет уголовные дела в суд по их окончании, делая это посредством подписания итогового процессуального решения, гарантируя тем самым законность и полноту собранной доказательной базы.
Конституция РФ объединила в единой главе два самостоятельных органа государства - прокуратуру и суд. Данное обстоятельство создает вопрос относительно взаимодействия данных органов власти. Нельзя отрицать схожесть целей и задач, присущих органам прокуратуры и судебной ветви власти. Однако сделан вывод о том, что первоначально название главы 7 Конституции РФ «Судебная власть» было некорректным, и новое название «Судебная власть и прокуратура», появившееся в результате конституционной поправки 2014 года, является более удачным, во всяком случае, до принятия новой российской конституции, в которой, как нам представляется, прокуратура займет самостоятельное автономное место. Прокуратура во взаимоотношениях с судом обладает уникальным статусом, утрачивая свои надзорные полномочия и становясь участником судебного процесса, в котором прокурор всё-таки наделён широким кругом полномочий, направленных на законное разрешение дел, восстановление нарушенных прав социально незащищенных граждан и восстановление социальной справедливости.
Таким образом, прокуратура, несмотря на схожесть с иными государственными институтами, не относится к названным в Конституции РФ ветвям власти, а только тесно взаимодействует с ними посредством надзора за соблюдением законности при реализации органами публичной власти своих функций.
Выявлены приоритетные направления деятельности прокуратуры России, к которым относятся надзор за соблюдением прав и законных интересов семьи, в частности, надзор за защитой прав несовершеннолетних лиц. Данный вид надзора актуален в связи с наличием весомого числа нарушений прав несовершеннолетних, которые выявляются посредством прокурорских проверок, связанных с проверкой обеспечения несовершеннолетних одеждой, питанием, жилищными условиями, доступом к образованию, нормальному развитию и воспитанию.
Прокуратура систематически проводит проверки уполномоченных органов (опеки, КДН) на наличие нарушений и при их выявлении вносит акты прокурорского реагирования, требующие немедленного устранения нарушений. Прокуратура реагирует на все случаи ухода детей из дома, бродяжничество несовершеннолетних, держит на контроле все случаи вовлечения данной категории населения в совершение преступлений и антиобщественных действия. Особую актуальность данный вид надзора имеет в связи с федеральными и региональными выплатами на несовершеннолетних, введением материнского капитала на ребенка.
В связи с тем, что 2021 год объявлен Президентом Российской Федерации годом информационных технологий, актуальной является просветительская работа, осуществляемая органами прокуратуры, которая в связи с развитием информационных технологий приобретает новый онлайн- формат. Разъяснительная работа находит отражение во всех прокурорских ответах на жалобы и заявления граждан, мерах прокурорского реагирования и даже в судопроизводстве, поскольку прокуратура обязана информировать население о наиболее социально опасных и/или распространенных нарушениях законодательства и санкциях за них.
Таким образом, функции прокуратуры уникальны и не присущи ни одному государственному органу. Прокуратура как целостный институт строится по системе вертикального соподчинения, а возглавляет систему Президент РФ, который назначает и освобождает от должности Генерального прокурора РФ; прокуроры субъектов Российской Федерации подчиняются непосредственно Генеральному прокурору, а нижестоящие территориальные органы подконтрольны прокурорам субъектов России. Следовательно, законодатель выделил прокуратуре особое место как отдельному государственному институту и ограничил возможность вмешательства в деятельность прокуратуры иных органов власти.
Однако существуют некоторые пробелы в законодательстве, и на сегодняшний день необходимо на законодательном уровне разграничить полномочия прокуратуры и отдельных ветвей государственной власти посредством выделения прокуратуре отдельной главы в Конституции РФ, а также внесения конкретики относительно полномочий прокуратуры и ее взаимодействия с различными государственными органами.
В частности, актуальным является вопрос о разграничении полномочий прокуратуры и иных правоохранительных органов, о чем свидетельствует весомое количество обращений, поступающих в органы прокуратуры по вопросам компетенции органов полиции и следствия. В связи с этим обстоятельством необходимо на законодательном уровне доработать вопрос относительно функции прокуратуры по осуществлению уголовного преследования, поскольку в связи с разделением органов прокуратуры и следствия данная функция прокуратуры становится спорной и возникает у данного органа только на стадии судебного разбирательства. Также необходимо разграничить предметы ведения прокуратуры и Правительства РФ по вопросу осуществления уголовного преследования, поскольку при реализации своей деятельности правоохранительные органы подотчетны как Генеральной прокуратуре РФ, так и Правительству РФ.
Актуальным остается и вопрос относительно правотворческой деятельности органов прокуратуры. Практика многих регионов показывает, что прокуратура как надзорный орган информирована обо всех коллизиях и пробелах в законодательстве и выступает с большим количеством предложений по совершенствованию законодательства. Однако прокуратура по действующей Конституции РФ не имеет права законодательной инициативы, а лишь вносит предложения в уполномоченные на то органы. А между тем, основной задачей прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением норм Конституции РФ, а также соответствия конституционным нормам принимаемых нормативно-правовых актов со стороны всех государственных органов. Отсутствие права законодательной инициативы, а также строгой регламентации правотворческой деятельности органов прокуратуры не позволяют в полной мере реализовать эту важнейшую надзорную задачу прокуратуры.
В ходе исследования выявлены следующие пробелы регулирования правового статуса прокуратуры Российской Федерации: неполнота правового регулирования, вызывающая проблемы взаимодействия прокуратуры с другими органами публичной власти, ограничение полномочий прокуратуры в сфере судопроизводства и надзора за органами предварительного расследования, отсутствие права законодательной инициативы.
Следовательно, для устранения имеющихся пробелов и плодотворного развития данного государственного института необходимо дальнейшее законодательное регулирование правового статуса прокуратуры .