Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
|
Введение 4
1. Государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в государственном механизме России 7
1.1 История становления прокуратуры России 7
1.2 Место и роль прокуратуры в государственном механизме России 14
1.3 Основные направления деятельности прокуратуры в государственном
механизме России 20
2 Взаимодействие прокуратуры и органов, осуществляющих уголовное
преследование и правосудие 28
2.1 Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования 28
2.2 Полномочия прокурора в уголовном преследовании 35
2.3 Полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве 45
Заключение 49
Список используемых источников 53
1. Государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в государственном механизме России 7
1.1 История становления прокуратуры России 7
1.2 Место и роль прокуратуры в государственном механизме России 14
1.3 Основные направления деятельности прокуратуры в государственном
механизме России 20
2 Взаимодействие прокуратуры и органов, осуществляющих уголовное
преследование и правосудие 28
2.1 Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования 28
2.2 Полномочия прокурора в уголовном преследовании 35
2.3 Полномочия прокурора в гражданском судопроизводстве 45
Заключение 49
Список используемых источников 53
Основные положения, касающиеся прокуратуры и работы прокурора в Российской Федерации изложены в статье 129 Конституции Российской Федерации, например, часть 1 данной статьи, а именно, «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом о прокуратуре Российской Федерации» в нем заложены общие принципы специфики работы прокуратуры и ее места в государственном механизме РФ, также, в статье 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы признаны высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является непосредственной обязанностью государства .
Достижение и реализация указанных норм составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его внутренней политики на основе действующего законодательства, которое должно четко и безукоризненно применяться на практике.
Для того чтобы законные интересы граждан, а также их права соблюдались, в России действует надзорный орган, который регулирует и обеспечивает соблюдение данных прав.
Поскольку права граждан не всегда правильно соблюдаются имеет смысл изучить орган, который обязан обеспечивать соблюдение прав, и его место среди остальных государственных структур.
Следовательно, изучение темы данной дипломной работы, несомненно, является важным и актуальным, требующим тщательного анализа существующей правовой базы.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем что, существуют проблемы в количестве полномочий, осуществляемых прокуратурой, она осуществляет надзор либо выполняет уголовное преследование, то есть участвует в обвинении и представляет обвинение в суде, а также на сегодняшний день не понятно к какой из ветвей власти относится прокуратура.
Данная проблема обусловлена представлением прокуратуры широких полномочий в различных сферах государственного управления.
Исходя из этого, объектом исследования является деятельность прокуратуры в системе государственных органов РФ и ее взаимосвязь с иными органами власти.
Предмет исследования включает в себя:
- действующие нормативно-правовые акты в области прокуратуры и прокурорского надзора;
- статистические данные, обзоры, судебная практика в области деятельности прокуратуры;
- научные публикации по исследуемым вопросам.
Целью работы является рассмотрение общей деятельности работы прокуратуры, а также ее места в государственном механизме Российской Федерации.
Для изучения поставленных целей ставлю следующие задачи:
- проанализировать историю становления прокуратуры, как государственного института России;
- рассмотреть предмет и методологию прокурорского надзора и деятельности прокурора в общем;
- проанализировать и раскрыть основные направления деятельности прокуратуры в России;
- определить место и роль прокуратуры в государственном механизме РФ;
- изучить нормативно-правовое регулирования в сфере прокурорского надзора и деятельности прокуратуры
- установить иные направления деятельности работы прокуратуры и органов, связанных с ней.
Для изучения темы дипломной работы использовались следующие методы исследования: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализа и синтеза. Применялись исторический, статистический, системный и сравнительно-правовой методы исследования.
Для полного раскрытия темы работы были использованы такие нормативно - правовые акты как Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты, на основании которых реализуются основные принципы работы государственных органов в целом, а в частности прокуратуры и непосредственно прокурора.
Кроме того, применялись научные труды авторов из различных учебников и статей, касающиеся данного вопроса, а также официальные статьи из электронных ресурсов и материалы судебной практики.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников
Достижение и реализация указанных норм составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его внутренней политики на основе действующего законодательства, которое должно четко и безукоризненно применяться на практике.
Для того чтобы законные интересы граждан, а также их права соблюдались, в России действует надзорный орган, который регулирует и обеспечивает соблюдение данных прав.
Поскольку права граждан не всегда правильно соблюдаются имеет смысл изучить орган, который обязан обеспечивать соблюдение прав, и его место среди остальных государственных структур.
Следовательно, изучение темы данной дипломной работы, несомненно, является важным и актуальным, требующим тщательного анализа существующей правовой базы.
Актуальность данной дипломной работы обусловлена тем что, существуют проблемы в количестве полномочий, осуществляемых прокуратурой, она осуществляет надзор либо выполняет уголовное преследование, то есть участвует в обвинении и представляет обвинение в суде, а также на сегодняшний день не понятно к какой из ветвей власти относится прокуратура.
Данная проблема обусловлена представлением прокуратуры широких полномочий в различных сферах государственного управления.
Исходя из этого, объектом исследования является деятельность прокуратуры в системе государственных органов РФ и ее взаимосвязь с иными органами власти.
Предмет исследования включает в себя:
- действующие нормативно-правовые акты в области прокуратуры и прокурорского надзора;
- статистические данные, обзоры, судебная практика в области деятельности прокуратуры;
- научные публикации по исследуемым вопросам.
Целью работы является рассмотрение общей деятельности работы прокуратуры, а также ее места в государственном механизме Российской Федерации.
Для изучения поставленных целей ставлю следующие задачи:
- проанализировать историю становления прокуратуры, как государственного института России;
- рассмотреть предмет и методологию прокурорского надзора и деятельности прокурора в общем;
- проанализировать и раскрыть основные направления деятельности прокуратуры в России;
- определить место и роль прокуратуры в государственном механизме РФ;
- изучить нормативно-правовое регулирования в сфере прокурорского надзора и деятельности прокуратуры
- установить иные направления деятельности работы прокуратуры и органов, связанных с ней.
Для изучения темы дипломной работы использовались следующие методы исследования: диалектический метод, метод перехода от частного к общему, анализа и синтеза. Применялись исторический, статистический, системный и сравнительно-правовой методы исследования.
Для полного раскрытия темы работы были использованы такие нормативно - правовые акты как Конституция Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты, на основании которых реализуются основные принципы работы государственных органов в целом, а в частности прокуратуры и непосредственно прокурора.
Кроме того, применялись научные труды авторов из различных учебников и статей, касающиеся данного вопроса, а также официальные статьи из электронных ресурсов и материалы судебной практики.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников
Прокуратура как государственный орган осуществляющий контроль за соблюдением законности, имеет ряд проблем, которые необходимо решать и анализировать их суть, чтобы избежать неправильной работы данной структуры.
В истории развития отечественной прокуратуры выделяют следующие этапы:
1. Российский (царский) этап - 1722 - 1917 гг.
2. Советский этап - 1922 - 1991 гг.
3. Современный (постсоветский) этап - 1991 г. - по настоящее время
Российская прокуратура прошла длительный и непростой исторический путь своего формирования и развития. Вместе с тем, современная система органов государственной власти в Российской Федерации не может существовать без органов прокуратуры в принципе.
Более того, эффективность функционирования органов государственной власти в России напрямую зависит и будет зависеть в будущем от эффектности функционирования органов прокуратуры и их деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В современных условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Добиваясь выполнения своей цели - обеспечения законности, прокуратура активно участвует в обеспечении и разделении властей, и их взаимодействию. Включение прокуратуры в одну из трех ветвей власти приведет к нарушению равновесия в системе сдержек и противовесов в пользу одной из ветвей власти.
Основной задачей и основным видом деятельности прокуратуры в государственном механизме России является осуществление прокурорского надзора, который в свою очередь является специфическим видом деятельности, осуществляемым уполномоченным органом - прокуратурой посредством выполнения должностными лицами (прокурорами) своих полномочий. Прокурорский надзор характеризуется отличительными признаками, что позволяет отделять его от других видов государственного надзора, а также выделяет его значимость для государства и общества в целом.
Цели и задачи прокурорского надзора, на стадии предварительного расследования направлены на соблюдение и обеспечение законности действий и решений, принимаемых должностными лицами (следователями и дознавателями) по уголовным делам. Особой полнотой надзорно-властных отношений прокурор обладает при осуществлении надзора за органами дознания, что соответствует положениям статьи 37 УПК.
Данный вид надзорной деятельности позволяет более полно и грамотно расследовать уголовные дела, не отходя от принципа законности и норм УПК, что непосредственно гарантируется участием прокурора на данной стадии уголовного процесса.
Полномочия прокурора на стадии судебного разбирательства имеют свои специфические особенности и отличаются от полномочий прокурора на стадии предварительного расследования, однако, исходя из рассмотренных процессуальных положений можно сделать вывод о том, что прокурор является одним из важнейших участников судебного разбирательства, который хоть и не обладает властными полномочиями, но всеми силами помогает суду в принятии справедливого и законного решения по уголовному делу.
Несмотря на обширную правовую базу, связанную с деятельностью прокуратуры, существует ряд проблем в данной сфере который в основном связан с недавним «переходным» периодом и несовершенством нормативной базы, хотя круг полномочий прокурора велик, не всегда удается правильно распорядится данными полномочиями, так как не все они четко прописаны в законе.
Таким образом институт прокуратуры в государственном механизме России довольно широко развит, у прокурора имеется широкий список полномочий, который он осуществляет для сохранения и обеспечения законности прав и интересов граждан, однако данный вопрос требует, как научного исследования так законодательного усовершенствования.
Однако не следует отождествлять деятельность прокуратуры только с осуществлением надзорной функции, прокурорский надзор является важным, но не единственным направлением деятельности прокуроров, существует множество иных немаловажных функций, о которых говорилось выше. К одной из основных направлений деятельности также следует отнести и участие прокурора в рассмотрении дел судами, что является специфической функцией.
Это и является главной проблемой института прокуратуры в государственном механизме России, широта полномочий и обязанностей, возложенных на прокуратуры слишком обширны, и не всегда прокуроры могут правильно с ними справится в силу загруженности. Полномочия, которыми обладает прокурор слишком рознятся между собой, так, он одновременно и контролирует соблюдение законности и участвует в судебном процессе, как в уголовном, так и в гражданском.
Так же одной из основных проблем является то, что прокуратуру нельзя отнести к какой-либо из ветвей государственной власти.
Решением данной проблемы является то, чтобы снять с прокуратуры ряд полномочий, например, такие как подача прокурором заявлений на действие должностных лиц, этим должны заниматься специализированные органы, а прокуратура должна лишь контролировать деятельность этих самых органов, как она контролирует деятельность следователей и дознавателей, так же не помешало бы отнести прокуратуры к Министерству юстиции РФ, что помогло бы определить четкое место прокуратуры в системе государственных органов РФ, однако при этот будет необходимо в некоторым виде уменьшить полномочия прокуроров.
В истории развития отечественной прокуратуры выделяют следующие этапы:
1. Российский (царский) этап - 1722 - 1917 гг.
2. Советский этап - 1922 - 1991 гг.
3. Современный (постсоветский) этап - 1991 г. - по настоящее время
Российская прокуратура прошла длительный и непростой исторический путь своего формирования и развития. Вместе с тем, современная система органов государственной власти в Российской Федерации не может существовать без органов прокуратуры в принципе.
Более того, эффективность функционирования органов государственной власти в России напрямую зависит и будет зависеть в будущем от эффектности функционирования органов прокуратуры и их деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
В современных условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов», устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Добиваясь выполнения своей цели - обеспечения законности, прокуратура активно участвует в обеспечении и разделении властей, и их взаимодействию. Включение прокуратуры в одну из трех ветвей власти приведет к нарушению равновесия в системе сдержек и противовесов в пользу одной из ветвей власти.
Основной задачей и основным видом деятельности прокуратуры в государственном механизме России является осуществление прокурорского надзора, который в свою очередь является специфическим видом деятельности, осуществляемым уполномоченным органом - прокуратурой посредством выполнения должностными лицами (прокурорами) своих полномочий. Прокурорский надзор характеризуется отличительными признаками, что позволяет отделять его от других видов государственного надзора, а также выделяет его значимость для государства и общества в целом.
Цели и задачи прокурорского надзора, на стадии предварительного расследования направлены на соблюдение и обеспечение законности действий и решений, принимаемых должностными лицами (следователями и дознавателями) по уголовным делам. Особой полнотой надзорно-властных отношений прокурор обладает при осуществлении надзора за органами дознания, что соответствует положениям статьи 37 УПК.
Данный вид надзорной деятельности позволяет более полно и грамотно расследовать уголовные дела, не отходя от принципа законности и норм УПК, что непосредственно гарантируется участием прокурора на данной стадии уголовного процесса.
Полномочия прокурора на стадии судебного разбирательства имеют свои специфические особенности и отличаются от полномочий прокурора на стадии предварительного расследования, однако, исходя из рассмотренных процессуальных положений можно сделать вывод о том, что прокурор является одним из важнейших участников судебного разбирательства, который хоть и не обладает властными полномочиями, но всеми силами помогает суду в принятии справедливого и законного решения по уголовному делу.
Несмотря на обширную правовую базу, связанную с деятельностью прокуратуры, существует ряд проблем в данной сфере который в основном связан с недавним «переходным» периодом и несовершенством нормативной базы, хотя круг полномочий прокурора велик, не всегда удается правильно распорядится данными полномочиями, так как не все они четко прописаны в законе.
Таким образом институт прокуратуры в государственном механизме России довольно широко развит, у прокурора имеется широкий список полномочий, который он осуществляет для сохранения и обеспечения законности прав и интересов граждан, однако данный вопрос требует, как научного исследования так законодательного усовершенствования.
Однако не следует отождествлять деятельность прокуратуры только с осуществлением надзорной функции, прокурорский надзор является важным, но не единственным направлением деятельности прокуроров, существует множество иных немаловажных функций, о которых говорилось выше. К одной из основных направлений деятельности также следует отнести и участие прокурора в рассмотрении дел судами, что является специфической функцией.
Это и является главной проблемой института прокуратуры в государственном механизме России, широта полномочий и обязанностей, возложенных на прокуратуры слишком обширны, и не всегда прокуроры могут правильно с ними справится в силу загруженности. Полномочия, которыми обладает прокурор слишком рознятся между собой, так, он одновременно и контролирует соблюдение законности и участвует в судебном процессе, как в уголовном, так и в гражданском.
Так же одной из основных проблем является то, что прокуратуру нельзя отнести к какой-либо из ветвей государственной власти.
Решением данной проблемы является то, чтобы снять с прокуратуры ряд полномочий, например, такие как подача прокурором заявлений на действие должностных лиц, этим должны заниматься специализированные органы, а прокуратура должна лишь контролировать деятельность этих самых органов, как она контролирует деятельность следователей и дознавателей, так же не помешало бы отнести прокуратуры к Министерству юстиции РФ, что помогло бы определить четкое место прокуратуры в системе государственных органов РФ, однако при этот будет необходимо в некоторым виде уменьшить полномочия прокуроров.
Подобные работы
- Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Роль прокуратуры в укреплении законности в России
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА НЕЗАВИСИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Роль и место прокуратуры в системе органов государственной власти Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Место и роль прокуратуры в государственном механизме России
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Прокуратура в государственном механизме РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



