Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Мотивация как фактор активности личности в спорте 7
1.2. Проблема мотивации в спорте 12
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
2.1. Задачи исследования 20
2.2. Методы исследования 20
2.3. Организация исследования 23
ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ МОТИВАЦИИ У ЮНЫХ ГРЕБЦОВ 24
3.1. Формирования спортивной мотивации юных гребцов на этапе углубленной спортивной специализации 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность данного исследования не подлежит сомнению, так как формирование мотивации к совершенствованию и достижению высоких результатов у молодых спортсменов, на наш взгляд, является задачей первостепенной важности. Известно, что на стадии углубленной спортивной специализации в тренировочных группах отмечается значительный отсев, причины которого исследователи (например, Р.А. Пилоян, Е.Г. Бабушкин) видят именно в отсутствии спортивной мотивации.
Изучением проблемы спортивной мотивации занимались многие исследователи (Г.Д. Бабушкин, Е.Г. Бабушкин; Е.П. Ильин; Р.А. Пилоян; Г.П. Фураев и др.), которые в своих работах делают акцент прежде всего на проблеме диагностики мотивационной деятельности или останавливаются на описании методики формирования спортивной мотивации в некоторых видах спорта (например, в единоборствах).
В связи с недостаточной разработанностью методических аспектов мотивации, средства и методы ее формирования в учебных программах спортивных школ отсутствуют. Это, по мнению А.П.Шумилина, соответственно, ведет к ослаблению стремления молодых спортсменов к занятиям спортом. В связи с этим в настоящее время остро встает вопрос о том, какими методами и средствами можно формировать спортивную мотивацию у детей и подростков, как разрешить противоречие между потребностью развития устойчивой мотивации к занятиям спортом у гребцов юношеского возраста и теоретической неразработанностью этой проблемы.
В связи этим основное направление настоящего исследования - поиск способов и средств формирования спортивной мотивации у ребят, занимающихся греблей.
Объект исследования - программа учебно-тренировочного процесса спортсменов-гребцов.
Предмет исследования - содержание, средства и методы формирования спортивной мотивации у молодых гребцов.
Цель исследования - разработка приемов и методов формирования спортивной мотивации спортсменов-гребцов на этапе углубленной спортивной специализации.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач исследования:
1. Изучить имеющуюся научную литературу по анализируемой проблеме;
2. Определить специфику спортивной мотивации спортсменов - гребцов и установить факторы, обеспечивающие ее эффективность;
3. Выработать и экспериментально проверить основные направления формирования спортивной мотивации молодых гребцов в период углубленной спортивной специализации.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; наблюдение; опрос; социометрия; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• продемонстрировано позитивное воздействие на формирование мотивации спортсменов-гребцов межличностных взаимоотношений в системе отношений «спортсмен-спортсмен» и «спортсмен-тренер»
• обнаружена взаимосвязь спортивной мотивированности гребцов с их основными индивидуально-психологическими качествами.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что представленные в исследовании основные направления формирования спортивной мотивации молодых гребцов могут быть использованы в деятельности спортивных секций средних школ, ДЮСШ, а также в программе повышения квалификации тренеров. Кроме того, предложенная методика, разработанная в отношении такого вида спорта, как гребля, может быть адаптирована к другим игровым видам спорта.
Гипотеза исследования. Успешность формирования спортивной мотивированности гребцов на продвинутом этапе специализации зависит от множества факторов, главными среди которых являются: характер межличностных отношений, взаимодействие с наставником, удовлетворение основных потребностей спортсмена, организация тренингов по развитию мотивации в учебно-тренировочном процессе и т.д.
Исследование, посвященное проблеме выработки средств и методов формирования спортивной мотивации у молодых спортсменов-гребцов, позволило нам придти к следующим выводам.
1. Изучение имеющейся научной литературы по анализируемой проблеме, а также обобщение данных, полученных экспериментальным путем рядом исследователей, позволило обнаружить, что некоторые аспекты проблемы спортивной мотивации, в частности вопросы, связанные с определением средств и способов ее формирования в различных видах спорта, в том числе в гребле, разработаны в недостаточной степени.
2. В результате проведенного исследования были выявлены основные факторы, влияющие на укрепление и сохранение спортивной мотивации, основными из которых являются: привлекательность группы для спортсмена, особенности межличностных отношений в команде, стиль общения наставника со своими воспитанниками. Как показали полученные нами по завершении исследования данные, члены экспериментальной группы, характеризующиеся более благоприятными межличностными отношениями, имеют более высокие индексы спортивной мотивации по сравнению со спортсменами, имеющими менее позитивные взаимоотношения с товарищами по команде. Это позволяет делать вывод о том, что при формировании спортивной мотивации у молодых гребцов необходимым условием должно быть установление благоприятных отношений между членами спортивного коллектива.
3. Представлена и обоснована методика формирования спортивной мотивации у спортсменов-гребцов, предназначенная для этапа углубленной спортивной специализации. В основе данной методики лежала деятельность, направленная на последовательное удовлетворение актуальных потребностей юных спортсменов, на акцентирование внимания молодых людей на соотношении их возможностей и спортивных достижений, на осуществление различного рода мотивационных тренингов, проводимых во время учебно-тренировочного процесса спортсменов-гребцов.
4. Педагогический эксперимент, в рамках которого проходила апробация указанной методики, подтвердил высокую эффективность разработанной методики и позволил обнаружить значительный рост показателей всех анализируемых компонентов спортивной мотивации.
Так, в структуре интереса к спорту значительно возросли индексы интеллектуального и волевого компонентов, что позволяет заключить, что участники экспериментальной группы стали в большей степени интересоваться теоретическими вопросами своего вида спорта и проявлять волевую активность как на тренировках, так и в соревнованиях. Переориентирование с тренировочной на соревновательную деятельность отмечено в структуре спортивной мотивации, что демонстрирует рост значимости для молодых гребцов участия в соревнованиях и результатов, достигнутых на них. То есть в соревновательной мотивации возрастает показатель направленности на достижение успеха, при этом, отметим, мотивация на избежание неудачи выражена в меньшей степени. Как показал эксперимент, не у всех его участников произошла переориентация с тренировочной деятельности на соревновательную. Эти ребята, не обладая качествами, необходимыми для гребного спорта и не видя перспектив своего дальнейшего прогресса, были ориентированы на тренировочную деятельность, позволяющую им реализовать свои потребности в движении, общении и укреплении здоровья.
Существенная трансформация произошла в ориентации спортсменов на отдельные аспекты спортивной деятельности. Так, в процессе эксперимента значительно повысилась ориентированность на удовлетворение духовных и материальных потребностей, на накопление специальных знаний и навыков, пополнение знаний о сопернике. Изменения в структуре спортивной мотивации значительное влияние оказали и на результативность технических действий юных гребцов во время соревнований.
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации «Теория и методика видов спорта» //Учебное пособие [электронный ресурс]. -код доступа: URL https://moluch.ru/archive/20/2002/
2. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности / Н.А. Батурин //Учебное пособие [электронный ресурс]. - код доступа: http://docplayer.ru/42986043-Psihologiya-uspeha-i-neudachi-uchebnoe- posobie.html
3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста / П.Р. Битянова. - М.: МПА, 2011, - 89 с.
4. Булгаков А.М. О надежности некоторых тестов в гребном спорте / А.М. Булгаков, В.И. Иванов // Теория и практика физической культуры. - 2000.
5. Булгакова Н.Т. Гребной спорт: учебник /Н.Т. Булгакова - М.: ФиС, 1984. - 289 с.
6. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации / В.К. Вилюнас. • М.: МГУ, 1990. - 228 с.
7. Виха И. Основные тенденции развития современного гребного спорта. // Спорт за рубежом, 2004, № 21. - С.6-7.
8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. Изд.3. - М.: ФиС, 2015. - 193 с.
9. Горская Г.Б. Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте: теоретические основания / Г.Б. Горская • Кубань: УМОИ, 2005. -178 с.
10. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. - М.: Учебная литература, 2014. - 286 с.
11. Гошева К. Что показали тесты. / Спорт за рубежом, 2004. № 16, с.14-15.
12. Дашкевич О.В. Управление психическим компонентом состояния готовности в гребном юношеском спорте / О.В. Дашкевич, В.А. Зобков. - Омск: ФиС, 2003. С. 5-6.
13. Замотин Т.М., Тищенко А.А. Интегрированная аналитика в тренировочном процессе гребцов-байдарочников высокой квалификации / Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 5. г. Новосибирск, 2018. - С. 57-60.
14. Замотин Т.М., Мельников П.В. Педагогические аспекты годового планирования подготовки гребцов высокой квалификации / Т.М. Замотин, П.В. Мельников // Наука и спорт: современные тенденции. 2016. № 1 (Том 10). - С. 36-42.
15. Запорожанова Л.П. Анализ показателя времени двигательной реакции в связи с возрастом и квалификацией гребцов. / В сб.: Вопросы теории спортивной тренировки. - Волгоград. 2005. - С. 186-195.
...