Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты нематериальной мотивации персонала 6
1.1 Понятие и сущность нематериальной мотивации персонала 6
1.2 Виды и формы нематериальной мотивации персонала 11
2 Оценка системы нематериальной мотивации персонала МКУ «Центр диагностики и консультирования» 18
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 18
2.2 Анализ системы нематериальной мотивации персонала 25
3 Пути совершенствования системы нематериальной мотивации персонала МКУ «Центр диагностики и консультирования» 33
3.1 Разработка мероприятия по совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала 33
3.2 Оценка эффективности разработанных мер 40
Заключение 46
Список используемой литературы 49
Приложение А Анкета 53
Актуальность темы работы обусловлена важностью мотивации персонала на данном этапе экономического развития России. Особенно в рамках экономической ситуации по миру из-за пандемии Covid-19 и повторных локдаунов, которые снижают мотивацию персонала к дальнейшей работе и ухудшают экономическое положение предприятий. В момент, когда материальная мотивация становится важнейшим фактором для сотрудника, нематериальная мотивация должна трансформироваться в более ценные для человека вещи. Правильные меры помогут сотрудникам организации сформировать правильное и стремление к достижению определенного результата, который станет для них толчком к дальнейшему развитию.
Опыт многих успешных организаций показывает, что использование методов нематериальной мотивации позволяет получить высокую эффективность производства и занятости, а также повысить конкурентоспособность. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в условиях российской экономики, с учетом особенностей ее исторического прошлого и современных проблем, система нематериального стимулирования не всегда находит широкого практического применения.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала МКУ «Центр диагностики и консультирования».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические аспекты нематериальной мотивации персонала;
• оценить систему нематериальной мотивации персонала МКУ «Центр диагностики и консультирования»;
• разработать пути совершенствования системы нематериальной мотивации персонала МКУ «Центр диагностики и консультирования».
Объектом исследования выступает организация МКУ «Центр диагностики и консультирования».
Предмет исследования - система нематериальной мотивации персонала организации.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили положения теории управления, труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда, менеджмента, управления персоналом, социологии, психологии.
Для выполнения поставленных задач использованы следующие методы исследования, а именно: монографический метод; абстрактно-логический, статистический метод исследования; расчетно-конструктивный метод.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, основной частью, состоящей из трех разделов, заключением, списком используемой литературы и приложениями.
Нематериальная мотивация основывается на внутренних мотивах (удовлетворение от выполненной работы, коммуникационные компетенции, самосовершенствование и самореализация, повышение профессионального уровня). Нематериальная мотивация направлена на повышение лояльности работников и их заинтересованности в результатах работы и имидже организации. Цель нематериальной мотивации - повышать заинтересованность работников в выполнении трудовых обязанностей, что сказывается на показателях деятельности: повышается продуктивность, увеличивается прибыль, формируется благоприятная атмосфера.
При предоставлении работникам неденежных поощрений работодатель стремится привлечь и закрепить лучших, квалифицированных работников, повысить эффективность своей деятельности благодаря усилению мотивации работников, укрепить их лояльность к организации, снизить текучесть персонала, уменьшить непредсказуемые финансовые затраты.
Эффективность применения нематериальных вознаграждений очевидна. Нематериальные вознаграждения являются менее затратными для работодателя, чем денежные выплаты, но эффективность труда персонала растет одинаково при их применении. Неденежным вознаграждениям свойственно общественное признание и элемент значимости и позитивного настроения, которого лишены денежные вознаграждения. Работники воспринимают неденежные поощрения как приз, который получают став лучшим, успешным исполнителем, является стимулом для дальнейшего развития и самосовершенствования работника.
Вовлечение в процесс разработки и применения форм неденежных вознаграждений представителей наемных работников позволит, с одной стороны, выявить потребности различных групп персонала, а с другой - сформирует сферу для реализации потенциала работника, как субъекта трудовых отношений. Также может стать фактором повышения самооценки, осознания своей значимости, что, в общем, повлияет на формирование позитивного отношения и лояльности к организации.
Предметом деятельности учреждения МКУ «Центр диагностики и консультирования» является осуществление функций территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, оказание помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам психолого-педагогического и медико-социального сопровождения реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся.
В структуре источников финансирования деятельности наибольший удельный вес принадлежит внутренним источникам, которые составили 99,68% в 2020 году причем, 65,31% в 2020 году приходился на доходы будущих периодов и 34,38% на доходы от оказания платных услуг. За анализируемый период стоимость имущества учреждения увеличилась на 106136 тыс. руб., чему способствовало увеличение стоимости финансовых активов на 106428 тыс. руб., в частности, увеличение расчетов по доходам на 106069 тыс. руб. При этом стоимость нефинансовых активов уменьшилась на 292 тыс. руб. или на 2,46%. За анализируемый период стоимость источников формирования имущества организации увеличилась на 106136 тыс.руб. и этому способствовало только увеличение финансового результата.
Система нематериальной мотивации тесно связана с материальной мотивацией в исследуемой организации и включает такие элементы: карьерный рост; повышение квалификации; профессиональное обучение; благоприятный социально-психологический климат; сплоченность коллектива; похвала и отличия.
Текучесть кадров в организации на протяжении всего периода была выше естественного уровня (3-5%) и имела тенденцию к росту, что является негативной тенденцией. Также важно отметить снижение уровня постоянства кадров в организации, что является негативной тенденцией и может свидетельствовать о снижении удовлетворенности персонала условиями работы и системой мотивации в организации.
Также было определено, что персонал организации не удовлетворен возможностью получения большего материального вознаграждения (3,1 балл), отношением сотрудников и микроклиматом в коллективе (3,4 балла) и возможностью к продвижению по службе (3,7 балла).
С целью совершенствования системы нематериальной мотивации персонала МКУ «Центр диагностики и консультирования» были предложены следующие мероприятия:
• внедрение неденежных форм мотивации персонала. Так как МКУ «Центр диагностики и консультирования» не имеет возможности самостоятельно повысить зарплату сотрудникам, учреждение должно развивать неденежные формы материального стимулирования;
• создание коммуникационного поля с целью улучшения микроклимата в коллективе организации;
• внедрение программы обучения и оценки персонала организации.
По мнению экспертов наиболее вероятный эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию системы нематериальной мотивации персонала МКУ «Центр диагностики и консультирования»: снижение текучки кадров, рост ответственности за выполнение работы, стимулирование дополнительной активно персонала.
В итоге для учреждения выгоды будут заключаться в снижение расходов и потери времени на подготовку новых сотрудников в замен покинувшим работы; рост качества оказания услуг, за счет увеличения заинтересованности работников в результате, стимулирование дополнительной активности при ведет к активизации процесса самообразования и саморазвития персонала, что повысить качества услуг, престиж учреждения.
1. Алексеева Е.В. Современные методы нематериальной мотивации // Успехи науки. 2019. № 5. С. 167-168.
2. Артамонова Б. В., Никифорова Л. Х. Мотивация и аттестация персонала : учебное пособие. М. : МГТУ, 2018. 88 с.
3. Батаева А.С., Шарипова Н.Ф. Совершенствование управления нематериальной мотивацией в организации // Молодежь и наука. 2018. № 2. С. 34-41.
4. Бельская Е. Г. Управление персоналом : технологии и методы : учебное пособие. М. : ГУУ, 2018. 109 с.
5. Грузинская А.С. Современные методы нематериальной мотивации персонала // Вестник современных исследований. 2018. № 10 (25). С. 30-38.
6. Дмитренко Г. А., Шарапатова Е. А., Максименко Т. М. Мотивация и оценка персонала : Учебное пособие. К.: МАУП, 2018. 248 с.
7. Дмитриева Т.А. Особенности использования методов нематериальной мотивации персонала в организации // Вопросы науки и образования. 2018. № 23. С. 46-48.
8. Ежова М.И. Способы и виды нематериальной мотивации персонала // Управление человеческим потенциалом. 2018. № 2. С. 132-144.
9. Иванова Н.Е., Удодова В.И. Инструменты нематериальной мотивации для управления лояльностью персонала // Научный вестник Южного института менеджмента. 2021. № 1 (29). С. 31-37.
10. Исследование Hays: результаты исследования мотивации - Motivation&Job Satisfaction Report [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hr-elearning.ru/issledovanie-hays-rezultaty-issledovaniya motivacii 2018/.
11. Кисурина М.А. Материальная и нематериальная мотивация как элемент эффективного управления персоналом // Молодой ученый. 2019. № 13 (47). С. 298-301.
12. Королева О.А. Новые способы нематериальной мотивации персонала в России // Новая наука: проблемы и перспективы. 2019. № 6-1. С. 190-193.
13. Королькова Е.А. Нематериальная мотивация как инструмент руководителя // Электронный научный журнал. 2019. № 2-2 (17). С. 132-138.
14. Кузнецова Н. В. Управление персоналом : учебное пособие. Владивосток : Издательство Дальневосточного университета, 2019. 305 с.
15. Кулик И. В. Мотивация персонала организации в системе менеджмента : Учебное пособие. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2020.190 с.
...