Конституционно-правовое регулирование референдума в Российской Федерации
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы института референдума 7
1.1. Понятие института референдума 7
1.2 История развития института референдума 21
Глава 2 Правовое регулирование института референдума в Российской
Федерации 38
2.1 Всероссийский и региональный референдумы 38
2.2 Референдум в местном самоуправлении 44
Глава 3 Проблемы института референдума в Российской Федерации и предложения по их устранению 50
3.1 Проблемы института референдума в России 50
3.2 Роль решений Конституционного Суда РФ в совершенствовании
законодательства о референдуме 53
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Глава 1 Теоретические основы института референдума 7
1.1. Понятие института референдума 7
1.2 История развития института референдума 21
Глава 2 Правовое регулирование института референдума в Российской
Федерации 38
2.1 Всероссийский и региональный референдумы 38
2.2 Референдум в местном самоуправлении 44
Глава 3 Проблемы института референдума в Российской Федерации и предложения по их устранению 50
3.1 Проблемы института референдума в России 50
3.2 Роль решений Конституционного Суда РФ в совершенствовании
законодательства о референдуме 53
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью работы. Теоретическая значимость работы заключается проблеме реализации избирательных прав, которые являются предметом исследования в трудах множества ученых. Так профессор Н.А. Боброва еще в 2013 году давала интервью в преддверии «дня рождения» Конституции Российской Федерации, отмечала, что «у нас же сейчас избирательное право превращено в каучуковый инструмент политики. Конституционный статус выборных законов не позволит власти насиловать избирательную систему, как это сейчас происходит. Я об этом говорю уже двадцать лет. Ну нельзя избирательное право подстраивать под каждую новую политическую ситуацию. Если проследить историю избирательного права в современной России, то оно эволюционировало не в сторону развития демократии, а наоборот. Уничтожение строки «против всех», уничтожение порога явки для признания выборов состоявшимися. Последнее изобретение - введение муниципального фильтра законом о выборах глав регионов — это вообще издевательство над прямыми выборами» [13].
Мы полностью солидарны с мнением профессора, поскольку именно институт референдума и избирательные права граждан является непосредственной реализацией основ государственного строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Также, для разрешения вышеуказанной проблемы, Наталья Алексеевна предлагает «признать все избирательные законы конституционными, то есть, чтобы госдума принимала их не простым большинством голосов, как это сейчас делается, а двумя третями» [13].
Рассматривая практическую значимость работы, то можем выделить будущее изменение Конституции РФ. Так в период с 25 июня по 1 июля 2020 года будет проводиться Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию России. В первую очередь, процедура проведения данного мероприятия (включая все предыдущие этапы данной инициативы), которая определена Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33-ФЗ, серьезным образом нарушена и также вступит в противоречие еще и с 9 главой Конституции РФ. В указанных нормативно-правовых актах не отмечается создание специальной конституционной комиссии, равно как и проведение не предусмотренного законодательством народного голосования «по одобрению». Примечательно, что указанные незаконные мероприятия проводятся за счет налогоплательщиков, которые в принципе не имеют ничего общего с процедурой внесения поправок в Конституцию РФ.
Таким образом, исследование института референдума на сегодняшний момент является актуальной и требует детального анализа его проблем и определение некоторых мероприятия по их устранению.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов ведущих исследователей различных правовых направлений, таких, как: Н.А. Боброва, В.В. Комарова, И.А. Ледях, В.В. Платковский, М.П. Карева, В.Ф. Коток и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в следствии реализации избирательного права гражданами Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы Конституции РФ и действующего законодательства, которые регламентируют и регулируют вопросы о структуре, порядке и значимости референдумов в России и в субъектах РФ. Также предметом исследования являются отдельные теоретические работы и правоприменительная практика.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном исследовании института референдума в России, а также выявление актуальных его проблем и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) Проанализировать основные подходы к определению понятия референдума в России;
2) Провести историю становления данного института;
3) Рассмотреть основные виды референдумов в России;
4) Выделить существенные проблемы по теме исследования и пути их решения.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, метод правового моделирования, а также нормативный метод.
Обусловленная актуальностью, имеющая цель и задачи структура настоящей работы состоит из аннотации, введения, 3 глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Мы полностью солидарны с мнением профессора, поскольку именно институт референдума и избирательные права граждан является непосредственной реализацией основ государственного строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Также, для разрешения вышеуказанной проблемы, Наталья Алексеевна предлагает «признать все избирательные законы конституционными, то есть, чтобы госдума принимала их не простым большинством голосов, как это сейчас делается, а двумя третями» [13].
Рассматривая практическую значимость работы, то можем выделить будущее изменение Конституции РФ. Так в период с 25 июня по 1 июля 2020 года будет проводиться Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию России. В первую очередь, процедура проведения данного мероприятия (включая все предыдущие этапы данной инициативы), которая определена Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33-ФЗ, серьезным образом нарушена и также вступит в противоречие еще и с 9 главой Конституции РФ. В указанных нормативно-правовых актах не отмечается создание специальной конституционной комиссии, равно как и проведение не предусмотренного законодательством народного голосования «по одобрению». Примечательно, что указанные незаконные мероприятия проводятся за счет налогоплательщиков, которые в принципе не имеют ничего общего с процедурой внесения поправок в Конституцию РФ.
Таким образом, исследование института референдума на сегодняшний момент является актуальной и требует детального анализа его проблем и определение некоторых мероприятия по их устранению.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов ведущих исследователей различных правовых направлений, таких, как: Н.А. Боброва, В.В. Комарова, И.А. Ледях, В.В. Платковский, М.П. Карева, В.Ф. Коток и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в следствии реализации избирательного права гражданами Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы Конституции РФ и действующего законодательства, которые регламентируют и регулируют вопросы о структуре, порядке и значимости референдумов в России и в субъектах РФ. Также предметом исследования являются отдельные теоретические работы и правоприменительная практика.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном исследовании института референдума в России, а также выявление актуальных его проблем и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) Проанализировать основные подходы к определению понятия референдума в России;
2) Провести историю становления данного института;
3) Рассмотреть основные виды референдумов в России;
4) Выделить существенные проблемы по теме исследования и пути их решения.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, метод правового моделирования, а также нормативный метод.
Обусловленная актуальностью, имеющая цель и задачи структура настоящей работы состоит из аннотации, введения, 3 глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
1. Таким образом, на основании проведенного выше исследования можно сделать следующие выводы:
2. Так, в первой главе мы рассмотрели сущность, понятие и историю развития института референдума.
3. Понятие «референдум» имеет множество обоснованных теоретических определений и закрепленное в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ легальное закрепление. Так, в соответствии со ст. 1 указанного закона «референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Следует отметить, что указанное определение применимо только к Всероссийскому референдуму, а помимо этого, существует также референдум по вопросам местного значения.
4. Конституционными основами референдума являются следующие положения Конституции РФ: согласно ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Развитие демократии в России совместно с гражданским обществом сопровождается с развитием народовластия и форм участия населения в управлении делами государства и решении вопросов местного значения. В ст. 3 Конституции РФ закреплено, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В связи с этим, конституционное право граждан реализуется посредством непосредственной и представительной формы демократии.
5. Референдум (от лат. referendum «должное быть сообщенным») - это форма непосредственного волеизъявления граждан, которая выражается в голосовании по важным вопросам федерального, регионального или местного значения. Такое решение имеет законодательную силу, иногда больше, чем нормативно-правовой акт парламента (как правило, решение, принятое на всеобщем голосовании, не может быть отменено нормативным актом).
6. Основные признаки референдума:
7. Референдум есть форма непосредственного выражения народом своей власти, которая позволяет выявлять волю граждан в «чистом виде»;
8. Это всегда голосование, то есть способ выявления воли большинства населения страны;
9. Изменить или отменить законопроект, принятый на референдуме можно только путем проведения такой же процедуры;
10. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в подкреплении одобрения законодательного органа и иного органа государственной власти и вступает в силу с момента официального опубликования результатов референдума или по прошествии определенного времени.
11. Рассматривая организацию проведения референдума логичен вывод, что она в некотором роде похожа на организацию выборов по следующим признакам:
12. по спискам избирателей. Правом голоса на референдуме обладают те же граждане, что и на проведении выборов;
13. ответственным органом по организации референдумов и выборов является соответствующая избирательная комиссия;
14. пропаганда и агитация у данных институтов также схожа (по законодательному регулированию: рамки пропаганды и агитации и ответственность за нарушение данных рамок);
15. подведение итогов голосования - на выборах и референдуме система подсчетов голосов в принципе не отличается;
16. на референдуме, равно как и на выборах, предоставляется эфирное время и место в печатных изданиях.
17. Таким образом, с теоретической точки зрения, референдум является одним важнейшим институтом реализации непосредственной демократии. В правовой доктрине существует не мало вопросов по поводу определения его видов, разграничения плебисцита и референдума и так далее. Однако, следует признать, что в некоторых моментах на практике данный вид выражения народовластия является эффективным средством в решении определенных вопросов, поскольку в отдельных моментах решений органов государственной власти (представительной демократии) не достаточно. Референдум же также отличается своими свойствами от законов и иных видов выражения решений по различным вопросам регулирования государством, общественных отношений. Основное свойство - это общеобязательность и окончательность решений результатов всенародного голосования. Процедура его проведения имеет законодательное закрепление.
18. Референдум в России представляет собой важную форму выражения непосредственной демократии в виде всенародного голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам, имеющих общегосударственное (федеральное), региональное (на уровне субъектов РФ), местное (на уровне соответствующего муниципалитета) и международное значение, проводимое с целью принятия решения по соответствующим вопросам, имеющий обязательный и окончательный характер, которое проводиться в строго установленной законодателем форме и подлежит учету и отражению в соответствующем акте органа государственной власти или местного самоуправления.
19. Для России институт референдума является новшеством, но его становлению предшествует своя история.
20. Естественно, что в большей мере формы народовластия в истории развития отечественного законодательства выражаются именно в послемонархический период развития государства. Поэтому рассмотрим два основных этапа становления современного института референдума в России:
21. 1 этап - постреволюционный или советский период.
Tl. 2 этап - современный этап.
23. Сегодня референдум является неотъемлемым институтом конституционного права и формой прямой демократии в России.
24. Во второй главе был проведен анализ правового регулирования организации государственных, региональных и местных референдумов.
25. И в третьей главе мы выявили основные проблемы реализации референдума в России как основной формы выражения народовластия и пути их решения.
26. Выявленные проблемы не то, чтобы требуют какое-либо конституционное обоснование, они по факту нарушают основные принципы народовластия в России. И исходя из этого, возникает вопрос, возможно ли проведение референдума в России по таким важным вопросам, как о целесообразности проведения мероприятий по введению поправок в Конституцию РФ, либо о вступлении России в некоторые международные организации? Основываясь вышеуказанными проблемами, ответ будет отрицательным.
27. Государству потребуется проделать огромный объем работы для устранения хотя бы части выявленных проблем, которые существуют уже несколько лет.
28. Эффект в проведении данной реформы будет выражаться в том, что правосознание граждан в разы увеличиться, появится вера в закон и государства, граждане РФ уже будут действительно себя чувствовать в демократическом государстве и «ощущать» свою значимость в государственном управлении.
2. Так, в первой главе мы рассмотрели сущность, понятие и историю развития института референдума.
3. Понятие «референдум» имеет множество обоснованных теоретических определений и закрепленное в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ легальное закрепление. Так, в соответствии со ст. 1 указанного закона «референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Следует отметить, что указанное определение применимо только к Всероссийскому референдуму, а помимо этого, существует также референдум по вопросам местного значения.
4. Конституционными основами референдума являются следующие положения Конституции РФ: согласно ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Развитие демократии в России совместно с гражданским обществом сопровождается с развитием народовластия и форм участия населения в управлении делами государства и решении вопросов местного значения. В ст. 3 Конституции РФ закреплено, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В связи с этим, конституционное право граждан реализуется посредством непосредственной и представительной формы демократии.
5. Референдум (от лат. referendum «должное быть сообщенным») - это форма непосредственного волеизъявления граждан, которая выражается в голосовании по важным вопросам федерального, регионального или местного значения. Такое решение имеет законодательную силу, иногда больше, чем нормативно-правовой акт парламента (как правило, решение, принятое на всеобщем голосовании, не может быть отменено нормативным актом).
6. Основные признаки референдума:
7. Референдум есть форма непосредственного выражения народом своей власти, которая позволяет выявлять волю граждан в «чистом виде»;
8. Это всегда голосование, то есть способ выявления воли большинства населения страны;
9. Изменить или отменить законопроект, принятый на референдуме можно только путем проведения такой же процедуры;
10. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в подкреплении одобрения законодательного органа и иного органа государственной власти и вступает в силу с момента официального опубликования результатов референдума или по прошествии определенного времени.
11. Рассматривая организацию проведения референдума логичен вывод, что она в некотором роде похожа на организацию выборов по следующим признакам:
12. по спискам избирателей. Правом голоса на референдуме обладают те же граждане, что и на проведении выборов;
13. ответственным органом по организации референдумов и выборов является соответствующая избирательная комиссия;
14. пропаганда и агитация у данных институтов также схожа (по законодательному регулированию: рамки пропаганды и агитации и ответственность за нарушение данных рамок);
15. подведение итогов голосования - на выборах и референдуме система подсчетов голосов в принципе не отличается;
16. на референдуме, равно как и на выборах, предоставляется эфирное время и место в печатных изданиях.
17. Таким образом, с теоретической точки зрения, референдум является одним важнейшим институтом реализации непосредственной демократии. В правовой доктрине существует не мало вопросов по поводу определения его видов, разграничения плебисцита и референдума и так далее. Однако, следует признать, что в некоторых моментах на практике данный вид выражения народовластия является эффективным средством в решении определенных вопросов, поскольку в отдельных моментах решений органов государственной власти (представительной демократии) не достаточно. Референдум же также отличается своими свойствами от законов и иных видов выражения решений по различным вопросам регулирования государством, общественных отношений. Основное свойство - это общеобязательность и окончательность решений результатов всенародного голосования. Процедура его проведения имеет законодательное закрепление.
18. Референдум в России представляет собой важную форму выражения непосредственной демократии в виде всенародного голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам, имеющих общегосударственное (федеральное), региональное (на уровне субъектов РФ), местное (на уровне соответствующего муниципалитета) и международное значение, проводимое с целью принятия решения по соответствующим вопросам, имеющий обязательный и окончательный характер, которое проводиться в строго установленной законодателем форме и подлежит учету и отражению в соответствующем акте органа государственной власти или местного самоуправления.
19. Для России институт референдума является новшеством, но его становлению предшествует своя история.
20. Естественно, что в большей мере формы народовластия в истории развития отечественного законодательства выражаются именно в послемонархический период развития государства. Поэтому рассмотрим два основных этапа становления современного института референдума в России:
21. 1 этап - постреволюционный или советский период.
Tl. 2 этап - современный этап.
23. Сегодня референдум является неотъемлемым институтом конституционного права и формой прямой демократии в России.
24. Во второй главе был проведен анализ правового регулирования организации государственных, региональных и местных референдумов.
25. И в третьей главе мы выявили основные проблемы реализации референдума в России как основной формы выражения народовластия и пути их решения.
26. Выявленные проблемы не то, чтобы требуют какое-либо конституционное обоснование, они по факту нарушают основные принципы народовластия в России. И исходя из этого, возникает вопрос, возможно ли проведение референдума в России по таким важным вопросам, как о целесообразности проведения мероприятий по введению поправок в Конституцию РФ, либо о вступлении России в некоторые международные организации? Основываясь вышеуказанными проблемами, ответ будет отрицательным.
27. Государству потребуется проделать огромный объем работы для устранения хотя бы части выявленных проблем, которые существуют уже несколько лет.
28. Эффект в проведении данной реформы будет выражаться в том, что правосознание граждан в разы увеличиться, появится вера в закон и государства, граждане РФ уже будут действительно себя чувствовать в демократическом государстве и «ощущать» свою значимость в государственном управлении.
Подобные работы
- Институт референдума в Российской Федерации и зарубежных странах
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовые основы финансовой системы Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Конституционно-правовое регулирование референдума в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2020 - СУДЕБНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ СПОРОВ О КОМПЕТЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(12. 00. 02 )
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГЛАВЫ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА г. БЕЛГОРОДА
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Понятие и правовые принципы избирательной системы Российской Федерации
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно - правовое регулирование конституционной обязанности платить налоги и сборы
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018



