Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовое регулирование референдума в Российской Федерации

Работа №107250

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы института референдума 7
1.1. Понятие института референдума 7
1.2 История развития института референдума 21
Глава 2 Правовое регулирование института референдума в Российской
Федерации 38
2.1 Всероссийский и региональный референдумы 38
2.2 Референдум в местном самоуправлении 44
Глава 3 Проблемы института референдума в Российской Федерации и предложения по их устранению 50
3.1 Проблемы института референдума в России 50
3.2 Роль решений Конституционного Суда РФ в совершенствовании
законодательства о референдуме 53
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью работы. Теоретическая значимость работы заключается проблеме реализации избирательных прав, которые являются предметом исследования в трудах множества ученых. Так профессор Н.А. Боброва еще в 2013 году давала интервью в преддверии «дня рождения» Конституции Российской Федерации, отмечала, что «у нас же сейчас избирательное право превращено в каучуковый инструмент политики. Конституционный статус выборных законов не позволит власти насиловать избирательную систему, как это сейчас происходит. Я об этом говорю уже двадцать лет. Ну нельзя избирательное право подстраивать под каждую новую политическую ситуацию. Если проследить историю избирательного права в современной России, то оно эволюционировало не в сторону развития демократии, а наоборот. Уничтожение строки «против всех», уничтожение порога явки для признания выборов состоявшимися. Последнее изобретение - введение муниципального фильтра законом о выборах глав регионов — это вообще издевательство над прямыми выборами» [13].
Мы полностью солидарны с мнением профессора, поскольку именно институт референдума и избирательные права граждан является непосредственной реализацией основ государственного строя Российской Федерации, закрепленных в Конституции: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
Также, для разрешения вышеуказанной проблемы, Наталья Алексеевна предлагает «признать все избирательные законы конституционными, то есть, чтобы госдума принимала их не простым большинством голосов, как это сейчас делается, а двумя третями» [13].
Рассматривая практическую значимость работы, то можем выделить будущее изменение Конституции РФ. Так в период с 25 июня по 1 июля 2020 года будет проводиться Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию России. В первую очередь, процедура проведения данного мероприятия (включая все предыдущие этапы данной инициативы), которая определена Федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33-ФЗ, серьезным образом нарушена и также вступит в противоречие еще и с 9 главой Конституции РФ. В указанных нормативно-правовых актах не отмечается создание специальной конституционной комиссии, равно как и проведение не предусмотренного законодательством народного голосования «по одобрению». Примечательно, что указанные незаконные мероприятия проводятся за счет налогоплательщиков, которые в принципе не имеют ничего общего с процедурой внесения поправок в Конституцию РФ.
Таким образом, исследование института референдума на сегодняшний момент является актуальной и требует детального анализа его проблем и определение некоторых мероприятия по их устранению.
Теоретическая основа исследования состоит из трудов ведущих исследователей различных правовых направлений, таких, как: Н.А. Боброва, В.В. Комарова, И.А. Ледях, В.В. Платковский, М.П. Карева, В.Ф. Коток и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в следствии реализации избирательного права гражданами Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы Конституции РФ и действующего законодательства, которые регламентируют и регулируют вопросы о структуре, порядке и значимости референдумов в России и в субъектах РФ. Также предметом исследования являются отдельные теоретические работы и правоприменительная практика.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в комплексном исследовании института референдума в России, а также выявление актуальных его проблем и пути их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) Проанализировать основные подходы к определению понятия референдума в России;
2) Провести историю становления данного института;
3) Рассмотреть основные виды референдумов в России;
4) Выделить существенные проблемы по теме исследования и пути их решения.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, системный, комплексный, метод правового моделирования, а также нормативный метод.
Обусловленная актуальностью, имеющая цель и задачи структура настоящей работы состоит из аннотации, введения, 3 глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Таким образом, на основании проведенного выше исследования можно сделать следующие выводы:
2. Так, в первой главе мы рассмотрели сущность, понятие и историю развития института референдума.
3. Понятие «референдум» имеет множество обоснованных теоретических определений и закрепленное в Федеральном конституционном законе от 28.06.2004 № 5-ФКЗ легальное закрепление. Так, в соответствии со ст. 1 указанного закона «референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Следует отметить, что указанное определение применимо только к Всероссийскому референдуму, а помимо этого, существует также референдум по вопросам местного значения.
4. Конституционными основами референдума являются следующие положения Конституции РФ: согласно ст. 1 Конституции РФ «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Развитие демократии в России совместно с гражданским обществом сопровождается с развитием народовластия и форм участия населения в управлении делами государства и решении вопросов местного значения. В ст. 3 Конституции РФ закреплено, что «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». В связи с этим, конституционное право граждан реализуется посредством непосредственной и представительной формы демократии.
5. Референдум (от лат. referendum «должное быть сообщенным») - это форма непосредственного волеизъявления граждан, которая выражается в голосовании по важным вопросам федерального, регионального или местного значения. Такое решение имеет законодательную силу, иногда больше, чем нормативно-правовой акт парламента (как правило, решение, принятое на всеобщем голосовании, не может быть отменено нормативным актом).
6. Основные признаки референдума:
7. Референдум есть форма непосредственного выражения народом своей власти, которая позволяет выявлять волю граждан в «чистом виде»;
8. Это всегда голосование, то есть способ выявления воли большинства населения страны;
9. Изменить или отменить законопроект, принятый на референдуме можно только путем проведения такой же процедуры;
10. Решение, принятое на референдуме, не нуждается в подкреплении одобрения законодательного органа и иного органа государственной власти и вступает в силу с момента официального опубликования результатов референдума или по прошествии определенного времени.
11. Рассматривая организацию проведения референдума логичен вывод, что она в некотором роде похожа на организацию выборов по следующим признакам:
12. по спискам избирателей. Правом голоса на референдуме обладают те же граждане, что и на проведении выборов;
13. ответственным органом по организации референдумов и выборов является соответствующая избирательная комиссия;
14. пропаганда и агитация у данных институтов также схожа (по законодательному регулированию: рамки пропаганды и агитации и ответственность за нарушение данных рамок);
15. подведение итогов голосования - на выборах и референдуме система подсчетов голосов в принципе не отличается;
16. на референдуме, равно как и на выборах, предоставляется эфирное время и место в печатных изданиях.
17. Таким образом, с теоретической точки зрения, референдум является одним важнейшим институтом реализации непосредственной демократии. В правовой доктрине существует не мало вопросов по поводу определения его видов, разграничения плебисцита и референдума и так далее. Однако, следует признать, что в некоторых моментах на практике данный вид выражения народовластия является эффективным средством в решении определенных вопросов, поскольку в отдельных моментах решений органов государственной власти (представительной демократии) не достаточно. Референдум же также отличается своими свойствами от законов и иных видов выражения решений по различным вопросам регулирования государством, общественных отношений. Основное свойство - это общеобязательность и окончательность решений результатов всенародного голосования. Процедура его проведения имеет законодательное закрепление.
18. Референдум в России представляет собой важную форму выражения непосредственной демократии в виде всенародного голосования граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам, имеющих общегосударственное (федеральное), региональное (на уровне субъектов РФ), местное (на уровне соответствующего муниципалитета) и международное значение, проводимое с целью принятия решения по соответствующим вопросам, имеющий обязательный и окончательный характер, которое проводиться в строго установленной законодателем форме и подлежит учету и отражению в соответствующем акте органа государственной власти или местного самоуправления.
19. Для России институт референдума является новшеством, но его становлению предшествует своя история.
20. Естественно, что в большей мере формы народовластия в истории развития отечественного законодательства выражаются именно в послемонархический период развития государства. Поэтому рассмотрим два основных этапа становления современного института референдума в России:
21. 1 этап - постреволюционный или советский период.
Tl. 2 этап - современный этап.
23. Сегодня референдум является неотъемлемым институтом конституционного права и формой прямой демократии в России.
24. Во второй главе был проведен анализ правового регулирования организации государственных, региональных и местных референдумов.
25. И в третьей главе мы выявили основные проблемы реализации референдума в России как основной формы выражения народовластия и пути их решения.
26. Выявленные проблемы не то, чтобы требуют какое-либо конституционное обоснование, они по факту нарушают основные принципы народовластия в России. И исходя из этого, возникает вопрос, возможно ли проведение референдума в России по таким важным вопросам, как о целесообразности проведения мероприятий по введению поправок в Конституцию РФ, либо о вступлении России в некоторые международные организации? Основываясь вышеуказанными проблемами, ответ будет отрицательным.
27. Государству потребуется проделать огромный объем работы для устранения хотя бы части выявленных проблем, которые существуют уже несколько лет.
28. Эффект в проведении данной реформы будет выражаться в том, что правосознание граждан в разы увеличиться, появится вера в закон и государства, граждане РФ уже будут действительно себя чувствовать в демократическом государстве и «ощущать» свою значимость в государственном управлении.



1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2017. - 640 с.
2. Алжеев И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» (квалификация «бакалавр»). - М.: Статут, 2014. - 391 с.
3. Алпатов Ю. М. Реализация принципа участия населения в управлении государством на примере осуществления местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге // Юридический мир. - 2008. - № 5. - С. 50-62.
4. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / М.В. Баглай. - М.: Юридическая норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 768 с.
5. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие /А.В. Безруков. - 3- е изд., перераб. и доп.: Юстицинформ; Москва; 2015. - 155 с.
6. Боброва Н.А. «Отменяют независимость» / Анализ проекта поправок в Конституцию РФ, внесенных Президентом РФ в Государственную Думу 20 января 2020 года // URL: http://www.rospisatel.ru/bobrova1.html (дата обращения 30.04.2020).
7. Видмер М. Кантон Цюрих проголосует по налоговой реформе // Швейцария Деловая. 2019. 30 августа.
8. Воробьева Е.И. Институт референдума в России: проблемы реализации // Развитие общественных наук российскими студентами. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7institut-referenduma-v-rossii-problemy- realizatsii (дата обращения: 07.05.2020).
9. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 года. Справка // URL: https://ria.ru/20110425/367914805.html (дата обращения 30.04.2020).
10. Дигесты Юстиниана: пер. с лат. / отв. ред. Л. Л. Кофанов. - М.: Статут, 2002. - Т. 1. - 780 с.
11. Добрынин Н.М. Конституционное (государственное) право РФ. Современная версия новейшей истории государства: Учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - Новосибирск: Наука, 2015. - 517с.
12. Ижевский Д.О. Проблемы инициирования и проведения местных
референдумов в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2011. - № 6. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/problemy-initsiirovaniya-i-provedeniya-mestnyh- referendumov-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 07.05.2020).
13. Закон РСФСР от 16.10.1990 N 241-1 «О референдуме РСФСР» //
URL: http:ZZwww.consultant.ru/consZcgiZonline.cgi?req=doc&base=LAW&n=
7595&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.19906913735001086#0392372561644 61676 (дата обращения 30.04.2020).
14. Интервью Бобровой Н.А. в преддверии 20-тилетия Конституции РФ // URL: https:ZZparkgagarina.infoZindex.phpZintervyuZ9796-natalya-bobrova- ushcherbnost-nashej-konstitutsii-v-tom-chto-vsya-politicheskaya-zhizn-v-strane- nanizana-na-odnu-lichnost.html (дата обращения 30.04.2020).
15. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001г. № 195 - ФЗ// URL:
http:ZZwww.consultant.ruZdocumentZcons_doc_LAW_34661Z (дата обращения: 23.05.2020).
16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 592 с.
17. Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России. - М.: Проспект, 2010 - 142 с.
18. Конституционное право зарубежных стран / под ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2014. - 896 с.
19. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.01.2020).
20. Конституция СССР 1936 года // URL:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm (дата обращения 30.04.2020).
21. Конституция СССР 1976 года // URL:
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm (дата обращения 30.04.2020).
22. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - Спб.: Пресс, 2004. - 430 с.
23. Кремль заявил, что уважает результаты Донецкого и Луганского
референдума / Информационный портал «РБК» // URL: https://www.rbc.ru/politics/12/05/2014/57041c8b9a794761c0ce9c2d (дата
обращения 30.04.2020).
24. Лебедев А.Н. Референдум Российской Федерации как Высшая
правовая форма политического самоуправления граждан России // Труды Института государства и права РАН. 2014. № 5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/referendum-rossiyskoy-federatsii-kak-vysshaya- pravovaya-forma-politicheskogo-samoupravleniya-grazhdan-rossii (дата
обращения: 07.05.2020).
25. Левчук К. Что предлагает «Инициатива о рогатой корове»? // Швейцария деловая. 2018. 18 ноября.
26. Ледях И.А. Референдум: роль и функции (сравнительно-правовой анализ) / Народовластие и права человека. Материалы IV Международной научно-практической конференции, проведенной Российской академией правосудия совместно с Северо-Кавказским институтом - филиалом Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 19 - 22 октября 2012 г. / Под ред. Н.В. Витрука и Л.А. Нудненко. - Москва: РАП, 2012. - С. 211-223.
27. Мартенс Ф. Ф. Современное право цивилизованных народов. - СПб., 1904. - Т. 1. - 418 с.
28. Марченко, М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. - 3-е изд., доп. - М.: Норма, 2019. - 304 с.
29. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2014. - 464 с.
30. Платковский В.В. Референдум в России: итоги демократических преобразований // Социологические исследования. 1995. - № 10. - С. 12.
31. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ч.2 ст.70 и ст.90 Конституции Республики Татарстан, п.2 ст.4 и п.8 ст.21 закона Республики Татарстан «О выборах народных депутатов Республики Татарстан» в связи с жалобой гражданина М.М. Салямова» // Официальный интернет-портал правовой информации.
32. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности ФКЗ «О внесении изменения и дополнения в ФКЗ «О референдуме РФ» от 27.09.2002 г. // Официальный интернет-портал правовой информации.
33. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации
от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда
положений Устава (Основного Закона) Алтайского края». // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 409.
34. Почему Москва официально не признала выборы в Новороссии /
Электронное издание «Газета. ru» // URL:
https:ZZwww.gazeta.ru/politics/2014Z11/05_a_6290025.shtml (дата обращения 30.04.2020).
35. Референдум в системе социалистической демократии / Коток В.Ф.; Отв. ред.: Карева М.П. - М.: Наука, 1964. - 189 с.
36. Референдум СССР 1991 года // URL: https://tass.ru/spec/ussr- referendum (дата обращения 30.04.2020).
37. Российская юридическая энциклопедия. / Гл. ред. А.Я. Сухарев - М.: Инфра-М, 1999. - 1100 с.
38. Синцов Г. В. Становление института референдума в зарубежных странах // Право и жизнь. URL: http://www.law-nlife.ru/arch/n68.aspx (дата обращения 30.04.2020).
39. Синцов Г.В. Проблемы разграничения понятий института
референдума и плебисцита в законодательстве зарубежных стран // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razgranicheniya-ponyatiy-instituta- referenduma-i-plebistsita-v-zakonodatelstve-zarubezhnyh-stran (дата обращения: 07.05.2020).
40. Синцов Г.В. Референдумы в новейшей истории России // URL: http://base.garant.ru/5203984/ (дата обращения 30.04.2020).
41. Тамаев Р.В. Обнуление президентских сроков, или Законом властвовать возможно! // Партикулярный amicus curiae к предстоящему заключению КС РФ касательно ч. 3 ст. 81 Конституции РФ // URL: https://zakon.ru/blog/2020/3/11/obnulenie_prezidentskih_srokov_ili_zakonom_vla stvovat_vozmozhno__partikulyarnyj_amicus_curiae_k_pred (дата обращения 30.04.2020).
42. Толстик В.А., Трусов Н.А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/referendum-v- rossii-osnovy-opyt-kritika (дата обращения: 07.05.2020).
43. Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 «О проведении
всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=
226838#0561219798080651 (дата обращения 30.04.2020).
44. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 37119/ (дата обращения 30.04.2020).
45. Федеральный закон от 02.04.2014 № 51-ФЗ (ред. от 08.03.2015)
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // URL: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=
doc&base=LAW&n=176342&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.241457410416 50792# 05333671535678002 (дата обращения 30.04.2020).
46. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48221/55e469d84acd7e91 ca 2c991f564180fc251ba01a/ (дата обращения 30.04.2020).
47. ЦИК обсудит электронное голосование по Конституции в пяти регионах / Информационное агентство «РБК» // URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ed8fb089a7947a06ddd52f5 (дата обращения 30.04.2020).
48. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. // URL: http://enc-
dic.com/brokgause/Plebiscit2905.html (дата обращения 30.04.2020).
49. Эбзеев Б.С. Конституционный суд Российской Федерации -
судебный орган конституционного контроля // Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 25945/c38bf5b33ab2f11444f d2d3c1abc9dc9228adae0/ (дата обращения: 01.04.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ