Введение 3
Глава 1 Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья 9
1.1 Понятие «психолого-педагогическое сопровождение», сущностные
характеристики психолого-педагогического сопровождения как вида деятельности практического психолога 9
1.2 Психологические особенности детей 3-4 лет с ограниченными
возможностями здоровья 22
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья 32
Глава 2 Эмпирическое изучение психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья 39
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 41
2.3 Программа психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья 45
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
эффективности психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья 54
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А. Протокол психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста по методике Е.А. Стребелевой (3г-4г) 72
Приложение Б. Таблица поведения и эмоций у детей 73
Приложение В. Анкета для родителей об удовлетворенности коррекционной работой педагога-психолога 74
Приложение Г. Программа психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья (конспекты занятий).... 75
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение как вид деятельности практического психолога.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и
апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей 34 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме сопровождения личности и его специфики с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2. Подобрать методики исследовании в соответствии с изучаемой проблемой и возрастными особенностями испытуемых.
3. Выявить уровень развития познавательной и эмоциональной сфер детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья.
4. Разработать, теоретически обосновать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья.
5. Провести анализ эффективности программы психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с особыми возможностями здоровья - одна из распространенных на сегодняшний день категория детей «группы риска» в дошкольных образовательных учреждениях, что, очевидно, связано с интенсивным воздействием большого количества неблагоприятных факторов.
Группа детей с особыми возможностями здоровья разнородна, т. к. различны причины, вызывающие отклонения в физическом, психическом и социальном развитии. Среди основных причин отмечаются различные вредности, действующие в период внутриутробного развития и в родах, частые психотравмирующие ситуации, гиповитаминозы и др. Ряд общих симптомов, объединяющих таких детей., прежде всего, это повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которых отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению. Отсюда, актуальной встает задача психологического сопровождения детей дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на разработку, и апробацию программы психолого-педагогического сопровождения детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья и включала в себя несколько этапов: 1) констатирующий этап - изучение особенностей развития детей; 2) коррекционно-развивающий этап - проведение цикла занятий, направленных на коррекцию и развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы детей; 3) контрольный этап - оценка эффективности программы.
В результате констатирующего этапа эксперимента было установлено, что большинство детей относятся к третьей группе (по Е.А. Стребелевой). Данные дети заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задание, понимают его условие и стремятся к выполнению. Однако самостоятельно во многих заданиях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания психологом многие из детей данной группы справлялись самостоятельно с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Самостоятельно не могут выполнять большинство заданий 20% детей. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем - отказ от выполнения задания. В условиях обучения, когда психолог просит выполнить задание по подражанию, данные дети справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.
Формирующий этап эксперимента заключался в разработке и апробации коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер детей; формирование навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми; овладение родителями методами и приемами конструктивного взаимодействия с ребенком. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируется самостоятельная деятельность с сенсорным материалом, активизируется речевая деятельность.
Спецификой данной программы психолого-педагогического
сопровождения является то, что психологом в процессе её реализации и проведении коррекционных занятий проводится динамическое наблюдение за психоэмоциональным состоянием и поведением детей.
На контрольном этапе эксперимента проводилась оценка эффективности разработанной программы психолого-педагогического сопровождения и отмечается положительная динамика познавательного развития детей, а также их поведенческих и эмоциональных проявлений.
1. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции
деятельности //Проблемы психологии личности: Советско-финский
симпозиум. - М., 1989. - 70с.
2. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л.И. Акатов — М.: Гуманитарное. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
3. Александрова Е.А. Ретроспектива и перспектива методов воспитания в контексте их влияния на культурные практики детства //Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 2 . С. 8-14.
4. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М.: Амрита- Русь, 2018. - 288 с.
5. Балаклеец В.А., Антонова З.П., Антонова Е.А., Гарькина А.И. «Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя с детьми с ОВЗ в ДОУ». - Учебный модуль. Самара 2019
6. Белопольская Н.Л. Личностные особенности детей с ЗПР в системе дифференциально-психологической диагностики: Автореф. дис. ...д-ра психол. наук. - М., 1996. - 47с.
7. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. -М.: Изд-во УРАО, 1999. - 148 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. -484с
9. Бондаревская Е.В., Педагогика / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. - Ростов на /Д, 1999. - 167 с
10. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. -М., 1983. - 15 с.
11. Бреслав Г.М. Воспитание нравственных чувств ребенка в семье //Вопросы психологии. 1986, №1. - С. 41-47
12. Бурменская Г.В., Карабанова, O.A., Лидере, А.Г. Возрастнопсихологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. -М., 1990. - 136 с.
13. Буторина О. Г. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Г. Буторина // Воспитание школьников, 2010. - №7. - С. 40-44
14. Варенова Т. В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. - М.: Форум, 2017. - 272 с. - ISBN 978-5-91134-677-5
15. Васильева Т.Л., Баранова Н.Ю. Программа раннего вмешательства для детей со множественными нарушениями // Не «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / Под ред. Е.В. Кожевниковой, Е.В. Клочковой.
СПб., 2017. - С.152-170
...