ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Общая характеристика безопасности туризма 8
1.1 История вопроса обеспечения безопасности в туризме 8
1.2 Понятие, виды и задачи безопасности туризма 12
1.3 Классификация рисков (угроз) и источников опасности в туризме 17
ГЛАВА II. Административно-правовой институт безопасности туризма 27
2.1 Понятие, принципы, цели и задачи института безопасности туризма 27
2.2 Правовое регулирование в сфере безопасности туризма 31
ГЛАВА III. Механизм обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации 40
3.1 Понятие, содержание и виды режимов обеспечения безопасности туризма 40
3.2 Меры по обеспечению безопасности туристов 44
ГЛАВА IV. Проблемы безопасности туризма и пути их решения 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
Вначале двадцать первого века туризм стал занимать одно из ключевых мест в социально-экономической, культурной и политической деятельности государств, их развития, а также атрибутом социального прогресса.
В настоящее время туриндустрию в Российской Федерации можно справедливо назвать многоаспектным социально-экономическим и культурным феноменом.
Как указано в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, он рассматривается как источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.
Туриндустрия представляет собой довольно сложный механизм, требующий со стороны всех регулирующих, контролирующих органов, учреждений и организаций регулярного пристального внимания.
Существенное увеличение туристского оборота во всем мире вызвало значительную потребность в его правовом регулировании на различных уровнях, поскольку именно только при соответствующем правовом обеспечении возможно стабильное развитие туризма и его безопасное существование.
Туризм — это, прежде всего, синоним мира, спокойствия, стабильности и безопасности, часть государственной политики, форма организации отдыха, способ познания окружающего мира, область межрегионального и
4 международного сотрудничества, сфера услуг и предпринимательства. В современных условиях особую важность приобретает безопасность отрасли. Поэтому сфера безопасности туризма предполагает, прежде всего, выверенную государственную политику, качественное правовое регулирование, системный подход в координации усилий всех вовлеченных в эту деятельность органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, общественности и граждан.
Административно-правовое регулирование в сфере по обеспечению безопасности туризма, безусловно, является одним из основных направлений политики государства в упомянутой выше области.
В результате развития туризма стала остро проявляться проблема безопасности граждан, приобретающих туристический продукт.
Поэтому в туриндустрии на обеспечение безопасности туристов обращается повышенное внимание. Во многих государствах обеспечение безопасности туристов является первоочередной задачей.
Современная фаза стратегий и планирований в туристской индустрии связана с повышенным интересом к проблемам надежности и безопасности развития отрасли. В связи с чем вопросы обеспечения безопасности в сфере туризма на сегодняшний момент остаются весьма актуальными.
Актуальным остается вопрос разработки и реализации единой государственной политики в сфере безопасности туризма, а также вопросы выработки единых подходов к обеспечению комплексной безопасности объектов туристской индустрии".
Однако, имеющиеся в законодательстве пробелы, не урегулированность определенных аспектов туристской деятельности выступают причиной
5 совершенствования правового регулирования безопасности туризма.
Справедливо стоит отметить, что в настоящее время существует ряд определенных проблем, которые по сути снижают результативность и эффективность нормотворчества органов государственной власти в рамках данной сферы.
По мнению ряда исследователей, в нашей стране пока не существует целостной системы по обеспечению безопасности туристических путешествий. Еще не в полной мере осуществляется ведение статистики несчастных случаев, произошедших в сфере туризма, не проведен их анализ.
В большинстве научных трудов современное состояние правового регулирования в области обеспечения безопасности оценивается довольно критически. Также это касается и уровня научных исследований в данной области. Во многих публикаций авторы указывают на отсутствие в отечественной науке целостности и системности в исследовании проблем национальной безопасности.
Указанные проблемы, а также необходимость совершенствования административно-правового регулирования в сфере по обеспечению безопасности туристской деятельности предопределили выбор темы настоящей диссертации и ее актуальность.
Цель диссертации состоит в комплексном и всестороннем исследовании теоретических и практических проблем административно-правового обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации, а также разработке предложений по совершенствованию действующего законодательства.
Поставленная цель достигается путем решения нижеперечисленных задач:
1. дать общую характеристику безопасности туризма, а именно: проанализировать историю вопроса обеспечения безопасности в туризме, раскрыть понятие, виды и задачи безопасности туризма, а также рассмотреть классификацию рисков (угроз) и источников опасности в сфере туризма;
2. определить понятие, структуру и содержание административно - правового института безопасности туризма, а также раскрыть правовое регулирование в сфере безопасности туризма;
3. раскрыть понятие и содержание административно-правового режима безопасности туризма, классифицировать его на виды (подрежимы);
4. охарактеризовать административно-правовые меры обеспечения безопасности туризма;
5. осветить основные проблемы безопасности в сфере туризма и сформулировать пути к их решению.
Объектом диссертации выступают общественные отношения, которые складываются в сфере по обеспечению безопасности туризма в Российской Федерации.
Предмет диссертации составляют: положения современного и ранее действовавшего отечественного законодательства в сфере туризма, нормы зарубежного права, а также специальная литература.
Методологическую основу исследования составляет комплекс частно-научных методов. А именно, методы исторического, сравнительно-правового, системно-логического и статистического анализа.
Нормативная база магистерской диссертации включает законодательство Российской Федерации, судебную практику, а также международные договоры.
Теоретической основой магистерской диссертации стали труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в различных областях знаний, таких как Борисова К.О., Ефимова О.В., Зорина Е.А., Калинин Г.И., Кобец П.Н.,
7 Корнейчук Л.В., Кудреватых С.А., Кудреватых А.С., Ляховец Т.Л., Писаревский Е.Л., Хабиров А.И. и других.
Теоретическая значимость магистерской диссертации состоит в раскрытии основы теории административно-правового регулирования в области обеспечения безопасности в туризме в России.
Теоретическое значение магистерской диссертации заключается в раскрытии юридического содержания норм права, которые регулируют безопасность туризма в нашем государстве, в научном обосновании ряда рекомендаций, направленных на совершенствование административно - правового регулирования безопасности туризма.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что результаты исследования могут быть рассмотрены как предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере безопасности туризма.
Проведенный анализ законодательной базы, правоприменительной практики и специальной юридической литературы в контексте рассматриваемой темы позволяет сформулировать следующие выводы.
Туризм в Российской Федерации рассматривается как существенная составляющая инновационного развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе, как экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.
Безопасность туризма становится важным фактором
конкурентоспособности на международных туристических рынках.
В этой связи актуальным остается вопрос разработки и реализации единой государственной политики в сфере безопасности туризма, а также вопросы выработки единых подходов к обеспечению комплексной безопасности объектов туристской индустрии.
Правовое регулирование туристской деятельности актуально всегда ещё с древних времен государства пытались обеспечить безопасность своих гостей, сегодня безопасность туриста является важной частью разработки туристского продукта и в будущем, вероятнее всего, будут приниматься все новые и новые меры по максимизации безопасности туристов в путешествии.
Многообразие рисков и источников опасности в туризме не препятствует их достаточно подробной идентификации и классификации. Дифференциация источников опасности, а также классификация рисков, включающая опасности, возникающие при различных видах взаимодействий, свидетельствует о том, что в современных условиях для обеспечения безопасности как самих туристов, так и туристских предприятий, отдельными мерами и действиями обойтись не удастся. Назрела необходимость разработки действующей системы, которая бы охватывала все многообразие форм и методов обеспечения безопасности туристов, основанная на риск-ориентированном подходе.
Безопасность туризма представляет собой динамичное состояние,
78 характеризующее определенный уровень защиты туристического сектора от различных угроз, как внутренних, так и внешних, и подразумевающее устойчивое существование и стабильное развитие туристического сектора и его элементов, а также свойство не наносить ущерб и (или) не создавать угрозы нанесения ущерба окружающей среде, обществу и государству.
Безопасность туризма делится на определенные виды, которые можно классифицировать по разным основаниям.
В отечественной правовой системе безопасность туризма является не только сферой административно-правового регулирования, но и комплексным институтом безопасности туризма, являющимся частью законодательства о туристической деятельности, со своими отдельными подинститутами.
Правовые нормы безопасности туризма выступают его основополагающим элементом, которые направлены на ограничение прав и свобод граждан в сфере туризма и в конкретных случаях выступают в качестве недопущения и исключения разного рода негативных последствий, появившихся в результате воздействия рисков и угроз в области туристической деятельности и её безопасности.
Институт безопасности туризма представляет собой определенную подсистему общественной безопасности России, включающие в себя определенные аспекты защиты туриста, общества, государства и окружающей природной среды.
Правовая основа безопасности туризма в России складывается из совокупности федеральных законов, других нормативно-правовых актов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Данные нормативно-правовые акты призваны создать условия и предпосылки для нормального функционирования общественных отношений, складывающиеся между всеми участниками туристической деятельности, а также закрепить на законодательном уровне способы, направление на нормальное регулирование рассматриваемой сферы.
Описывая качество административного нормотворчества в области
79 безопасности туризма, важно отметить, что федеральное законодательство добилось значительного прогресса в обеспечении безопасности туризма благодаря появлению в 2007-2010 годах новелл, которые в целом оказали весьма положительное влияние на ситуацию на туристском рынке.
В то же время, хотя законодательные и нормативно-правовые акты содержат правовые нормы и предписания в сфере обеспечения безопасности туризма, к сожалению, не всегда в полной мере отвечают современным проблемам в области обеспечения безопасности регионального туризма, принимая во внимание особенности конкретного субъекта РФ.
Помимо этого имеется необходимость в наиболее конкретной идентификации законодательного и подзаконного уровней административно - правового регулирования, а также на сегодняшний день имеется потребность в разработке новых и модернизации уже существующих административных регламентов.
Другими словами, для реализации принципа единства системы регулирования государства и в целях повышения безопасности туризма рекомендуется систематизировать и расширить правовую базу в туристической сфере.
Режим обеспечения безопасности туризма представляет собой определенный порядок правового регулирования, а также деятельности органов государственной власти, который направлен на:
- противостояние угрозам и рискам, оказывающих негативные последствия на безопасность туризма в целом;
- своевременное и оперативное устранение указанных выше последствий;
- предотвращение и исключение в будущем различных незаконных посягательств на сферу безопасности туризма.
Мера по обеспечению безопасности туристов — это правовое реагирование государства, нормативно закрепленное в соответствующих правовых актах, направленное на предотвращение явлений и событий,
80 способных нанести вред безопасности туризму, а также на устранение последствий причиненного вреда. Кроме того, мера по обеспечению безопасности туристов направлена на повышение уровня защиты туристического сектора с целью обеспечения его надежного существования и устойчивого развития.
Процедура по применению мер по обеспечению безопасности туризма представляет собой поэтапное применение субъектами органов государственной власти определенных административных действий, направленных на повышение уровня безопасности туристического сектора.
В Российской Федерации правовые основы безопасности туристской индустрии регулярно совершенствуются. Однако важнейшая задача по дальнейшему совершенствованию отечественного законодательства в области туристской деятельности, как представляется, состоит в качественном нормативном обеспечении безопасности туристов в соответствии с международными стандартами.
Сфера безопасности туризма предполагает, прежде всего, выверенную государственную политику, качественное правовое регулирование, системный подход в координации усилий всех вовлеченных в эту деятельность органов исполнительной и законодательной власти, местного самоуправления, общественности и граждан
Практика показывает, что в настоящее время ни в одной стране мира пока не существует универсального сценария по решению вопросов, связанных с обеспечением безопасности всех видов туристской деятельности. Поэтому необходимо разрабатывать собственный комплекс оптимальных мер, направленных на совершенствование обеспечения безопасности в туристской отрасли.
Регулярная работа в указанном направлении окажет содействие в окончательной стабилизации ситуации на рынке туристских услуг и, конечно же, укрепит безопасность в туриндустрии.
В рамках нашего исследования наши предложены следующие
81 рекомендации по внесению изменений в законодательство, регулирующего вопросы безопасности туризма.
Считаем необходимым усилить ответственность туроператоров и турагентов за нарушение возложенных на них обязательств, в том числе в целях предупреждения банкротства турфирм. В этих целях считаем необходимым ввести приостановление до девяносто суток деятельности организаций, которые нарушили законодательство, не соблюдали порядок финансового обеспечения, что в последующем привело к банкротству этих юридических лиц и дальнейшему уходу с туристического рынка. А также считаем необходимым запретить ведение туроператорской деятельности не только должностным лицам таких фирм, то и собственникам этих фирм, в том числе их аффилированным лицам.
Рекомендуется увеличить размер финансового обеспечения ответственности туроператора, а именно: ввести гарантии в размере 1 миллиона рублей для туроператоров внутреннего туризма, 10 миллионов рублей — для въездного туризма, 50 миллионов рублей — для игроков рынка выездного туризма с оборотом до 100 миллионов рублей и 100 миллионов рублей для тех, у кого выручка выше указанной суммы. Бесспорно, что увеличение размера финансовой гарантии туроператора поспособствует тому, что каждый турист, находящийся за границей, получит все оплаченные им туристические услуги.
Также следует наделить Ростуризм надзорными и контрольными полномочиями, в рамках которых данное ведомство сможет контролировать деятельность туроператоров, проводить проверки, запрашивать результаты аудита, необходимую информацию и т.д.
Необходимо ввести и законодательно закрепить такой термин, как «туроператоры - организаторы чартерных рейсов», для которых обязательно установить ужесточенные требований, касающихся опубликования информации в средствах массовой информации, предоставления аудиторского заключения, раскрытие информации посредством сети Интернет и так далее.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета, 1993. 25 декабря. № 237.
2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 04.06.2001. № 23. Ст. 2277.
3. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.12.1996. № 49. Ст. 5491.
4. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной
безопасности» // Собрание законодательства РФ. 12.02.2007. № 7. Ст. 837.
5. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства РФ. 26.12.1994. № 35. Ст. 3648.
6. Закон Российской Федерации от 07.02. 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.
7. Постановление Правительства РФ от 24.01.1998 № 83 «О
специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» // Собрание законодательства РФ. 02.02.1998. № 5. Ст. 621.
8. Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства РФ. 18.11.2013. № 46. Ст. 5949.
9. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 252 «О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 13.03.2017. № 11. Ст. 1569.
10. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об
83 утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Собрание законодательства РФ. 23.07.2007. № 30. Ст. 3942
11. Постановление Правительства РФ от 30.12.1994 № 1451 «О
комплексе мер по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 24.11.2014. № 47. Ст.6572.
12. Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 N 292 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». URL: https://lawnotes.ru/pravitelstvo/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-21.03.2019-N-292/ (дата обращения: 29.03.2019)
13. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р «Об
утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» / Собрание законодательства РФ. 16.06.2014. № 24. Ст. 3105.
14. Распоряжение Правительства РФ от 07.03.2019 N 369-р <Об утверждении Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года> // СПС Консультант Плюс. Версия Проф. (дата обращения: 28.03.2019).
15. Приказ Ростуризма от 19.12.2007 № 141 «Об утверждении
Административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания» (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.01.2008 № 10915) // Бюллетень
нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 19.
16. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617. - Утратил силу.
17. Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. № 103. 06.05.1992. - Утратил силу.
18. Заявление Минспорттуризма РФ, Ростуризма от 31.01.2011 «О
84 поездках российских туристов в Арабскую Республику Египет» // СПС Консультант Плюс. Версия Проф. (дата обращения: 12.03.2019). - Утратил силу.
19. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф. (дата обращения: 28.03.2019).