Деловая репутация субъектов предпринимательства и её правовая защита по нормам российского гражданского права
|
Введение 3
Глава 1 Характеристика деловой репутации субъектов предпринимательства
и предпосылки её защиты 8
1.1 Понятие деловой репутации субъектов предпринимательства 8
1.2 Сведения, порочащие деловую репутацию субъекта
предпринимательства 16
Глава 2 Защита деловой репутации субъектов предпринимательства при распространении недостоверных или порочащих сведений 23
2.1 Правовой механизм защиты деловой репутации при
распространении недостоверных или порочащих сведений 23
2.2 Способы защиты деловой репутации субъектов
предпринимательства при распространении недостоверных или
порочащих сведений 30
Глава 3 Защита деловой репутации субъектов предпринимательства в случае её неправомерного использования 46
3.1 Особенности защиты деловой репутации при незаконном
использовании фирменного наименования и коммерческого обозначения 46
3.2 Защита деловой репутации при нарушении права на товарный знак 53
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 62
Глава 1 Характеристика деловой репутации субъектов предпринимательства
и предпосылки её защиты 8
1.1 Понятие деловой репутации субъектов предпринимательства 8
1.2 Сведения, порочащие деловую репутацию субъекта
предпринимательства 16
Глава 2 Защита деловой репутации субъектов предпринимательства при распространении недостоверных или порочащих сведений 23
2.1 Правовой механизм защиты деловой репутации при
распространении недостоверных или порочащих сведений 23
2.2 Способы защиты деловой репутации субъектов
предпринимательства при распространении недостоверных или
порочащих сведений 30
Глава 3 Защита деловой репутации субъектов предпринимательства в случае её неправомерного использования 46
3.1 Особенности защиты деловой репутации при незаконном
использовании фирменного наименования и коммерческого обозначения 46
3.2 Защита деловой репутации при нарушении права на товарный знак 53
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 62
Деловая репутация предпринимателя сегодня играет немаловажную роль: покупатель по репутации выбирает продавца, заказчик - исполнителя, подрядчика, поставщика. «Черное пятно» на репутации может непредсказуемо отразится на финансовом положении и привести к убыткам и потере клиентов, этим могут воспользоваться контрагенты в нечестной конкурентной борьбе. Деловая репутация предпринимателя представляет собой актив особого рода, что требует адекватных мер его защиты. В связи с чем, актуальным на наш взгляд, является исследование особого механизма защиты деловой репутации, предусмотренного в нормах гражданского законодательства.
Цель исследования заключается в исследовании деловой репутации как правовой категории в совокупности с механизмом её защиты, определении проблемных мест правового регулирования, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
В рамках поставленной цели будут решены следующие задачи:
- сформулировать понятие «деловая репутация субъекта предпринимательства»;
- провести анализ действующего законодательства,
регламентирующего порядок защиты деловой репутации;
- рассмотреть гражданско-правовой механизм защиты деловой репутации субъекта предпринимательства, а также пределы и способы такой защиты;
- проанализировать процессуальные особенности защиты деловой репутации субъекта предпринимательства, в частности, особенности судебной защиты и некоторые аспекты доказывания по делам о защите деловой репутации субъекта предпринимательства.
Объектом исследования выступают общественные правоотношения, складывающиеся в процессе реализации права на защиту деловой репутации и в рамках такой защиты.
Предмет исследования составляют правовые нормы, закрепляющие порядок защиты деловой репутации предпринимателя.
Научная новизна исследования выражается в научном подходе к исследованию, основанном на взаимосвязанном анализе правовой природы деловой репутации предпринимателя и механизма её защиты.
В качестве методов исследования использовались такие методы научного познания, как метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический.
В качестве нормативной основы использовались: федеральное законодательство, подзаконные акты, иностранные нормативные источники, а также судебная практика по рассматриваемым в работе проблемам.
Эмпирическую базу исследования составили собственные исследования, а также работы российских и зарубежных авторов, проводивших исследования по схожей проблематике.
Научно-практическая значимость исследования. Выводы, полученные в рамках исследования, могут быть использованы при совершенствовании механизмов правового регулирования института защиты деловой репутации, а также в дальнейших исследованиях. Так, при оценке порочащих деловую репутацию сведений очень сложно установить, какое из высказываний причиняет больший ущерб, но такой подход противоречит принципу справедливости, закрепленному в ст. 1101 ГК РФ, в связи с чем, требуется разработать иные критерии, которые бы более соответствовали сущности вреда деловой репутации юридического лица. Поэтому автор считает возможным присоединиться к мнению авторов, которые предлагают дополнить статью 152 ГК РФ пунктом 9.1 следующего содержания: «Юридическое лицо, в отношении которого распространены порочащие деловую репутацию недостоверные сведения, вправе требовать компенсацию репутационного вреда».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием информации, опубликованной в официальных источниках, систематизированными практическими результатами собственной деятельности.
Гипотеза исследования. В отношении деловой репутации и её защиты могут складываться, в том числе, отношения, связанные с имуществом, поскольку: деловую репутацию можно признать нематериальным благом, но имеющим при этом некоторую имущественную составляющую; деловая репутация есть качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющая, в том числе, стоимостную оценку; диффамации является основанием правоотношения по защите деловой репутации, в рамках которого особо стоит отметить способы защиты, к которым может прибегнуть субъект предпринимательства и получить возмещение нанесенного ущерба.
Положения, выносимые на защиту:
Во-первых, деловая репутация субъекта предпринимательства есть качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющая, в том числе, стоимостную оценку.
Во-вторых, ущерб деловой репутации юридического лица может быть причинен диффамацией в отношении не только самого юридического лица, но и в отношении его руководителя, членов органа управления и работников при наличии безусловной связи между этими лицами и юридическим лицом.
В-третьих, факт подачи заявления о признании банкротом и распространение информации об этом факте может отрицательно сказаться на деловой репутации юридического лица: такая информация оттолкнет потенциальных контрагентов, поставит под сомнение возможность заключения новых сделок, ограничит возможность участия в закупках, то есть может повлечь убытки. Юридическое лицо вправе требовать восстановление своего нарушенного права только при доказанности всех элементов деликтной ответственности: противоправность деяния, то есть распространение вовне путем публикации, в средствах массовой информации, сети Интернет сведений, порочащих деловую репутацию; неблагоприятных последствий, наступивших для лица, например, уменьшение количества клиентов, и причинную связь между этими элементами, то есть оценке подлежит реальная возможность влияния противоправных действий на формирование общественного мнения.
В-четвертых, механизм защиты деловой репутации как система включает в себя следующие элементы: норму права, представляющую основу правового регулирования. В качестве такой основы выступают нормы, закрепленные в статьях 152 и 12 ГК РФ; юридические факты и фактические составы, приводящие в действие механизм защиты деловой репутации субъекта предпринимательства. В качестве такого «спускового крючка» выступают неправомерные действия, заключающиеся в распространении недостоверных и (или) порочащих деловую репутацию предпринимателя сведений.
В-пятых, в целях защиты деловой репутации субъект предпринимательства может воспользоваться следующими общими способами: потребовать признания права, потребовать восстановления положения, существовавшего до нарушения и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, потребовать возмещения убытков. Либо может воспользоваться одним из специальных способов: потребовать опровержения, потребовать опубликования ответа на распространенные сведения, потребовать замены или отзыва документа, в котором размещены порочащие или недостоверные сведения, потребовать удаления информации, потребовать изъятия и уничтожения экземпляров материальных носителей, содержащих сведения, порочащие деловую репутацию, без какой-либо компенсации; потребовать признания сведений несоответствующими действительности, потребовать прекращения выдачи ссылок на ресурс, потребовать выплаты компенсации за нарушение права.
В-шестых, в целях защиты деловой репутации при нарушении исключительного права на фирменное наименование правообладатель может предъявить к нарушителю требование о запрете использования тождественного или схожего до степени смешения фирменного наименования в рамках аналогичного вида деятельности. При этом, является необходимым только доказывание факта нарушения (тождество наименований и аналогичность видов деятельности), и оно должно иметь место на момент вынесения судебного решения. Запрет реализуется, либо путем прекращения использования спорного наименования, либо посредством его изменения, причем право выбора на стадии исполнения судебного решения принадлежит нарушителю.
Апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования велись на протяжении всей научно-исследовательской работы. Некоторые выводы, приведенные в исследовании, изложены в научной статье «К вопросу о понятии деловой репутации в гражданском праве РФ», опубликованной в Сборнике научных трудов по материалам XXXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки и практики».
Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Цель исследования заключается в исследовании деловой репутации как правовой категории в совокупности с механизмом её защиты, определении проблемных мест правового регулирования, а также в разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
В рамках поставленной цели будут решены следующие задачи:
- сформулировать понятие «деловая репутация субъекта предпринимательства»;
- провести анализ действующего законодательства,
регламентирующего порядок защиты деловой репутации;
- рассмотреть гражданско-правовой механизм защиты деловой репутации субъекта предпринимательства, а также пределы и способы такой защиты;
- проанализировать процессуальные особенности защиты деловой репутации субъекта предпринимательства, в частности, особенности судебной защиты и некоторые аспекты доказывания по делам о защите деловой репутации субъекта предпринимательства.
Объектом исследования выступают общественные правоотношения, складывающиеся в процессе реализации права на защиту деловой репутации и в рамках такой защиты.
Предмет исследования составляют правовые нормы, закрепляющие порядок защиты деловой репутации предпринимателя.
Научная новизна исследования выражается в научном подходе к исследованию, основанном на взаимосвязанном анализе правовой природы деловой репутации предпринимателя и механизма её защиты.
В качестве методов исследования использовались такие методы научного познания, как метод системного анализа, сравнительно-правовой, формально-юридический.
В качестве нормативной основы использовались: федеральное законодательство, подзаконные акты, иностранные нормативные источники, а также судебная практика по рассматриваемым в работе проблемам.
Эмпирическую базу исследования составили собственные исследования, а также работы российских и зарубежных авторов, проводивших исследования по схожей проблематике.
Научно-практическая значимость исследования. Выводы, полученные в рамках исследования, могут быть использованы при совершенствовании механизмов правового регулирования института защиты деловой репутации, а также в дальнейших исследованиях. Так, при оценке порочащих деловую репутацию сведений очень сложно установить, какое из высказываний причиняет больший ущерб, но такой подход противоречит принципу справедливости, закрепленному в ст. 1101 ГК РФ, в связи с чем, требуется разработать иные критерии, которые бы более соответствовали сущности вреда деловой репутации юридического лица. Поэтому автор считает возможным присоединиться к мнению авторов, которые предлагают дополнить статью 152 ГК РФ пунктом 9.1 следующего содержания: «Юридическое лицо, в отношении которого распространены порочащие деловую репутацию недостоверные сведения, вправе требовать компенсацию репутационного вреда».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались использованием информации, опубликованной в официальных источниках, систематизированными практическими результатами собственной деятельности.
Гипотеза исследования. В отношении деловой репутации и её защиты могут складываться, в том числе, отношения, связанные с имуществом, поскольку: деловую репутацию можно признать нематериальным благом, но имеющим при этом некоторую имущественную составляющую; деловая репутация есть качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющая, в том числе, стоимостную оценку; диффамации является основанием правоотношения по защите деловой репутации, в рамках которого особо стоит отметить способы защиты, к которым может прибегнуть субъект предпринимательства и получить возмещение нанесенного ущерба.
Положения, выносимые на защиту:
Во-первых, деловая репутация субъекта предпринимательства есть качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющая, в том числе, стоимостную оценку.
Во-вторых, ущерб деловой репутации юридического лица может быть причинен диффамацией в отношении не только самого юридического лица, но и в отношении его руководителя, членов органа управления и работников при наличии безусловной связи между этими лицами и юридическим лицом.
В-третьих, факт подачи заявления о признании банкротом и распространение информации об этом факте может отрицательно сказаться на деловой репутации юридического лица: такая информация оттолкнет потенциальных контрагентов, поставит под сомнение возможность заключения новых сделок, ограничит возможность участия в закупках, то есть может повлечь убытки. Юридическое лицо вправе требовать восстановление своего нарушенного права только при доказанности всех элементов деликтной ответственности: противоправность деяния, то есть распространение вовне путем публикации, в средствах массовой информации, сети Интернет сведений, порочащих деловую репутацию; неблагоприятных последствий, наступивших для лица, например, уменьшение количества клиентов, и причинную связь между этими элементами, то есть оценке подлежит реальная возможность влияния противоправных действий на формирование общественного мнения.
В-четвертых, механизм защиты деловой репутации как система включает в себя следующие элементы: норму права, представляющую основу правового регулирования. В качестве такой основы выступают нормы, закрепленные в статьях 152 и 12 ГК РФ; юридические факты и фактические составы, приводящие в действие механизм защиты деловой репутации субъекта предпринимательства. В качестве такого «спускового крючка» выступают неправомерные действия, заключающиеся в распространении недостоверных и (или) порочащих деловую репутацию предпринимателя сведений.
В-пятых, в целях защиты деловой репутации субъект предпринимательства может воспользоваться следующими общими способами: потребовать признания права, потребовать восстановления положения, существовавшего до нарушения и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, потребовать возмещения убытков. Либо может воспользоваться одним из специальных способов: потребовать опровержения, потребовать опубликования ответа на распространенные сведения, потребовать замены или отзыва документа, в котором размещены порочащие или недостоверные сведения, потребовать удаления информации, потребовать изъятия и уничтожения экземпляров материальных носителей, содержащих сведения, порочащие деловую репутацию, без какой-либо компенсации; потребовать признания сведений несоответствующими действительности, потребовать прекращения выдачи ссылок на ресурс, потребовать выплаты компенсации за нарушение права.
В-шестых, в целях защиты деловой репутации при нарушении исключительного права на фирменное наименование правообладатель может предъявить к нарушителю требование о запрете использования тождественного или схожего до степени смешения фирменного наименования в рамках аналогичного вида деятельности. При этом, является необходимым только доказывание факта нарушения (тождество наименований и аналогичность видов деятельности), и оно должно иметь место на момент вынесения судебного решения. Запрет реализуется, либо путем прекращения использования спорного наименования, либо посредством его изменения, причем право выбора на стадии исполнения судебного решения принадлежит нарушителю.
Апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования велись на протяжении всей научно-исследовательской работы. Некоторые выводы, приведенные в исследовании, изложены в научной статье «К вопросу о понятии деловой репутации в гражданском праве РФ», опубликованной в Сборнике научных трудов по материалам XXXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы науки и практики».
Структура работы позволяет раскрыть тему, построена с учетом целей и задач исследования. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов.
Во-первых, деловая репутация субъекта предпринимательства есть качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющая, в том числе, стоимостную оценку.
Во-вторых, ущерб деловой репутации юридического лица может быть причинен диффамацией в отношении не только самого юридического лица, но и в отношении его руководителя, членов органа управления и работников при наличии безусловной связи между этими лицами и юридическим лицом. Также ущерб деловой репутации может быть нанесен незаконным использованием товарного знака, знака обслуживания, коммерческого обозначения или фирменного наименования. Кроме этого, к порочащим деловую репутацию субъекта предпринимательства сведениям относится информация о качестве, свойствах, количестве товаров, работ и услуг, реализуемых под соответствующим товарным знаком или коммерческим обозначением. Нанести ущерб деловой репутации субъекта предпринимательства может также необоснованная подача заявления о признании его банкротом. Для того чтобы получить компенсацию ущерба лицу придется доказывать: наличие сформированной деловой репутации, необоснованность поданного заявления, а также причинную связь между действиями заявителя и последствиями, наступившими для субъекта, в отношении которого подано заявление о признании несостоятельности.
В-третьих, механизм защиты деловой репутации как система включает в себя следующие элементы: норму права, представляющую основу правового регулирования. В качестве такой основы выступают нормы, закрепленные в статьях 152 и 12 ГК РФ; юридические факты и фактические составы, приводящие в действие механизм защиты деловой репутации субъекта предпринимательства. В качестве такого «спускового крючка» выступают неправомерные действия, заключающиеся в распространении недостоверных и (или) порочащих деловую репутацию предпринимателя сведений. В силу того, что деловая репутация является нематериальным благом, на требования по её защите не распространяется срок исковой давности. Срок исковой давности по спорам о признании распространенных сведений, не соответствующими действительности, «составляет один год со дня опубликования их в средствах массовой информации». В суде предпринимателю нужно будет доказать: факт распространения, порочащий характер распространенных сведений, а распространителю такой информации, то, что она соответствует действительности. При наличии указанных элементов гражданско-правовой механизм защиты деловой репутации будет приведен в действие.
В-четвертых, при защите деловой репутации субъект предпринимательства может воспользоваться следующими общими способами защиты: потребовать признания права, потребовать восстановления положения, существовавшего до нарушения и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, потребовать возмещения убытков. Либо может воспользоваться одним из специальных способов: потребовать опровержения, потребовать опубликования ответа на распространенные сведения, потребовать замены или отзыва документа, в котором размещены порочащие или недостоверные сведения, потребовать удаления информации, потребовать изъятия и уничтожения экземпляров материальных носителей, содержащих сведения, порочащие деловую репутацию, без какой-либо компенсации; потребовать признания сведений несоответствующими действительности или порочащими деловую репутацию, потребовать прекращения выдачи ссылок на ресурс, потребовать выплаты компенсации за нарушение права.
В-пятых, в результате незаконного использования товарного знака, коммерческого обозначения, фирменного наименования, причиняется вред деловой репутации субъекта предпринимательства, что влечет неблагоприятные последствия нематериального характера. Эти действия способны также привести к убыткам, имеющим материальное выражение.
Защита деловой репутации юридического лица-правообладателя фирменного наименования, коммерческого обозначения или товарного знака от паразитирования со стороны другого субъекта осуществляется и на уровне антимонопольного законодательства. Паразитарная конкуренция названа в качестве одного из видов недобросовестной конкуренции. Сущность ее заключается в том, что хозяйствующий субъект использует чужие средства индивидуализации в качестве основы продвижения своих товаров и услуг, тем самым получая выгоду из чужой деловой репутации.
Исследование позволило выявить некоторые проблемы в правовом регулировании защиты деловой репутации субъекта предпринимательства. В частности, при оценке порочащих деловую репутацию сведений очень сложно установить, какое из высказываний причиняет больший ущерб, но такой подход противоречит принципу справедливости, закрепленному в ст. 1101 ГК РФ, в связи с чем, требуется разработать иные критерии, которые бы более соответствовали сущности вреда деловой репутации юридического лица. Поэтому считаем возможным присоединиться к мнению авторов, которые предлагают дополнить статью 152 ГК РФ пунктом 9.1 следующего содержания: «Юридическое лицо, в отношении которого распространены порочащие деловую репутацию недостоверные сведения, вправе требовать компенсацию репутационного вреда».
Во-первых, деловая репутация субъекта предпринимательства есть качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющая, в том числе, стоимостную оценку.
Во-вторых, ущерб деловой репутации юридического лица может быть причинен диффамацией в отношении не только самого юридического лица, но и в отношении его руководителя, членов органа управления и работников при наличии безусловной связи между этими лицами и юридическим лицом. Также ущерб деловой репутации может быть нанесен незаконным использованием товарного знака, знака обслуживания, коммерческого обозначения или фирменного наименования. Кроме этого, к порочащим деловую репутацию субъекта предпринимательства сведениям относится информация о качестве, свойствах, количестве товаров, работ и услуг, реализуемых под соответствующим товарным знаком или коммерческим обозначением. Нанести ущерб деловой репутации субъекта предпринимательства может также необоснованная подача заявления о признании его банкротом. Для того чтобы получить компенсацию ущерба лицу придется доказывать: наличие сформированной деловой репутации, необоснованность поданного заявления, а также причинную связь между действиями заявителя и последствиями, наступившими для субъекта, в отношении которого подано заявление о признании несостоятельности.
В-третьих, механизм защиты деловой репутации как система включает в себя следующие элементы: норму права, представляющую основу правового регулирования. В качестве такой основы выступают нормы, закрепленные в статьях 152 и 12 ГК РФ; юридические факты и фактические составы, приводящие в действие механизм защиты деловой репутации субъекта предпринимательства. В качестве такого «спускового крючка» выступают неправомерные действия, заключающиеся в распространении недостоверных и (или) порочащих деловую репутацию предпринимателя сведений. В силу того, что деловая репутация является нематериальным благом, на требования по её защите не распространяется срок исковой давности. Срок исковой давности по спорам о признании распространенных сведений, не соответствующими действительности, «составляет один год со дня опубликования их в средствах массовой информации». В суде предпринимателю нужно будет доказать: факт распространения, порочащий характер распространенных сведений, а распространителю такой информации, то, что она соответствует действительности. При наличии указанных элементов гражданско-правовой механизм защиты деловой репутации будет приведен в действие.
В-четвертых, при защите деловой репутации субъект предпринимательства может воспользоваться следующими общими способами защиты: потребовать признания права, потребовать восстановления положения, существовавшего до нарушения и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, потребовать возмещения убытков. Либо может воспользоваться одним из специальных способов: потребовать опровержения, потребовать опубликования ответа на распространенные сведения, потребовать замены или отзыва документа, в котором размещены порочащие или недостоверные сведения, потребовать удаления информации, потребовать изъятия и уничтожения экземпляров материальных носителей, содержащих сведения, порочащие деловую репутацию, без какой-либо компенсации; потребовать признания сведений несоответствующими действительности или порочащими деловую репутацию, потребовать прекращения выдачи ссылок на ресурс, потребовать выплаты компенсации за нарушение права.
В-пятых, в результате незаконного использования товарного знака, коммерческого обозначения, фирменного наименования, причиняется вред деловой репутации субъекта предпринимательства, что влечет неблагоприятные последствия нематериального характера. Эти действия способны также привести к убыткам, имеющим материальное выражение.
Защита деловой репутации юридического лица-правообладателя фирменного наименования, коммерческого обозначения или товарного знака от паразитирования со стороны другого субъекта осуществляется и на уровне антимонопольного законодательства. Паразитарная конкуренция названа в качестве одного из видов недобросовестной конкуренции. Сущность ее заключается в том, что хозяйствующий субъект использует чужие средства индивидуализации в качестве основы продвижения своих товаров и услуг, тем самым получая выгоду из чужой деловой репутации.
Исследование позволило выявить некоторые проблемы в правовом регулировании защиты деловой репутации субъекта предпринимательства. В частности, при оценке порочащих деловую репутацию сведений очень сложно установить, какое из высказываний причиняет больший ущерб, но такой подход противоречит принципу справедливости, закрепленному в ст. 1101 ГК РФ, в связи с чем, требуется разработать иные критерии, которые бы более соответствовали сущности вреда деловой репутации юридического лица. Поэтому считаем возможным присоединиться к мнению авторов, которые предлагают дополнить статью 152 ГК РФ пунктом 9.1 следующего содержания: «Юридическое лицо, в отношении которого распространены порочащие деловую репутацию недостоверные сведения, вправе требовать компенсацию репутационного вреда».
Подобные работы
- Деловая репутация субъектов предпринимательства и её правовая защита по нормам российского гражданского права
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Защита деловой репутации корпорации (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Деловая репутация юридических лиц и ее правовая защита
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Деловая репутация юридических лиц и ее правовая защита
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ В
ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ В СИСТЕМЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ЗАЩИТА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СФЕРЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016



