Глава 1. Теоретические основы развития навыков взаимодействия у учащихся начальных классов
1.1.Особенности взаимодействия учащихся начальных классов
1.2.Возможности русского языка в развитии навыков взаимодействия
младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков
взаимодействия у младших школьников на уроках русского языка
2.1 Диагностика уровня развития навыков взаимодействия у младших
школьников
2.2.Разработка и внедрение комплекса уроков по русскому языку с целью
развития навыков взаимодействия у младшего школьника
2.3.Анализ и обобщение результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Внедрение Федеральных общеобразовательных государственных стандартов - новый этап в развитии общего начального образования. Поэтому современный учитель должен быть более творческим, инициативным, ответственным, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющим самостоятельно принимать решение в любой жизненной ситуации. Приоритетные средства для достижения этого - культура общения и культура речи.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социальной активной личности.
В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным участником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения.
Это в свою очередь требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития потенциальных возможностей.
В школе ребёнок учится излагать свои мысли. Он не просто повторяет вычитанные слова из учебников, а учится мыслить в речевой форме. В результате идёт развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.
Речь ребенка зависит от ситуации общения. Поэтому на уроках учителю необходимо создавать коммуникативную ситуацию, чтобы научить детей общаться в рамках учебных занятий. На уроках русского языка мы
можем решить проблему коммуникации. Всё это и обусловило актуальность выбранной темы педагогического исследования: «Развитие навыков
взаимодействия у учащихся начальных классов на уроках русского языка». Подходы к решению проблем развития навыков взаимодействия отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
Цель: разработка и апробация уроков по русскому языку,
обеспечивающих развитие навыков взаимодействия.
Объект: процесс обучения детей младшего школьного возраста на
уроках русского языка.
Предмет: развитие навыков взаимодействия у учащихся начальных
классов на уроках русского языка.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития навыков
взаимодействия у младших школьников будет достаточно высоким, если разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку с использованием приемов, направленных на развитие навыков взаимодействия у младшего школьника .
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
2. Выделить критерии развития навыков взаимодействия у детей
младшего школьного возраста.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков с использованием
приемов, направленных на развитие навыков взаимодействия у младшего школьника.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования в данной работе:
1.Изучение и анализ литературных источников;
2.беседа, тестирование;
3.опытно-экспериментальная работа.
Структура работы обусловлена целью и задачами работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В ходе написания нашей работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по проблеме развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Нами было выявлено, что в процессе взаимодействия детей в коллективе вырабатываются не только навыки общения, но и формируются доброжелательные отношения между учащимися и педагогами. Вследствие взаимодействия друг с другом у детей формируются симпатии и антипатии, определяется круг лиц, с которыми поддерживается контакт в коллективе, и через которые осуществляется усвоение групповых норм поведения, взаимопонимания. Необходимо отметить влияние возраста на формирование коллективистских отношений. Младший школьный возраст является важным периодом развития социальной жизни ребенка. В школе расширяется круг общения детей, складываются новые межличностные отношения. Изменяется состав значимых взрослых и сверстников, среди которых наряду с близкими родственниками, одно из приоритетных мест заняли учитель и одноклассники.
Мы пришли к выводу о том, что для детей младшего школьного возраста еще характерно в большей степени влияние именно взрослого, чем сверстника, в отличие от подросткового возраста. Это тот возраст, когда еще значим для ребенка совет старшего, а также признается авторитет учителя.
В ходе нашей работы нами был проведён эксперимент, который состоял из 3 этапов:
1этап - констатирующий, в ходе которого мы изучили методическую литературу и ряд диагностических методик, направленных на исследование развития навыков взаимодействия младших школьников, и выбрали
необходимые методики для выявления уровня коммуникативных
склонностей («Выявление коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова)), уровень взаимодействия («Рукавички» (Г.А. Цукерман)), уровень понимания позиции собеседника («Кто прав?» (Г.А. Цукерман)).
2этап - формирующий, на котором нами был разработан и реализован комплекс уроков по русскому языку с приемами развития навыков взаимодействия с целью повышения уровня навыков взаимодействия младших школьников.
3этап - контрольный, в ходе которого осуществлялась повторная диагностика уровня развития навыков взаимодействия младших школьников, также проводился анализ и обобщение полученных результатов.
Особенностью разработанного нами комплекса уроков является органичное сочетание изучения нового, повторения в виде актуализации знаний, формирования новых понятий и способов деятельности. Также происходит контроль усвояемости учебного материала, всей темы в целом в ходе его применения учащимися при постоянном решении ими на уроке практических и учебных задач, поэтому развитие навыков взаимодействия прошло наиболее легким путём.
1.Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А. В. Акрушенко. - М.: Эксмо, 2013. -157 с.
2.Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку [Текст] / О. А. Александрова // Русский язык. - 2009. - №3. -239 с.
3.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 67 с.
4.Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
5.Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. -214 с.
6.Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - № 1.-196с.
7.Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2010.-278 с.
8.Блонский, П. Психология младшего школьника [Текст] / П. Блонский. - М.: Просвещение, 2007. -243 с.
9.Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх [Текст] / М. Бройде. - М.: Академия, 2015. -156 с.
10.Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2012.-380 с.
11.Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков.- М.: Академия, 2010. -314 с.
12.Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный
компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс] / С.Г. Воровщиков // "Эйдос": интернет-журнал.
2007.- 30 сентября.
13.Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. -175 с.
14.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С.
Выготский. - М.: Педагогика, 2011. -156 с.
15.Гальперин, П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / П. Я. Гальперин.- М.: Владос, 2014. - 235с...