Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие навыков взаимодействия у учащихся начальных классов на уроках русского языка

Работа №107151

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические основы развития навыков взаимодействия у учащихся начальных классов
1.1.Особенности взаимодействия учащихся начальных классов
1.2.Возможности русского языка в развитии навыков взаимодействия
младших школьников
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков
взаимодействия у младших школьников на уроках русского языка
2.1 Диагностика уровня развития навыков взаимодействия у младших
школьников
2.2.Разработка и внедрение комплекса уроков по русскому языку с целью
развития навыков взаимодействия у младшего школьника
2.3.Анализ и обобщение результатов
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Внедрение Федеральных общеобразовательных государственных стандартов - новый этап в развитии общего начального образования. Поэтому современный учитель должен быть более творческим, инициативным, ответственным, способным удовлетворить запросы каждого ребенка, помочь ему найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющим самостоятельно принимать решение в любой жизненной ситуации. Приоритетные средства для достижения этого - культура общения и культура речи.
Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социальной активной личности.
В соответствии с этим должна измениться роль учителя и ученика в учебно-воспитательном процессе. Ученик должен стать не объектом, а субъектом, активным участником процесса приобретения знаний. Учитель из информатора должен превратиться в организатора учения.
Это в свою очередь требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который бы в максимальной мере учитывал особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия и развития потенциальных возможностей.
В школе ребёнок учится излагать свои мысли. Он не просто повторяет вычитанные слова из учебников, а учится мыслить в речевой форме. В результате идёт развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.
Речь ребенка зависит от ситуации общения. Поэтому на уроках учителю необходимо создавать коммуникативную ситуацию, чтобы научить детей общаться в рамках учебных занятий. На уроках русского языка мы
можем решить проблему коммуникации. Всё это и обусловило актуальность выбранной темы педагогического исследования: «Развитие навыков
взаимодействия у учащихся начальных классов на уроках русского языка». Подходы к решению проблем развития навыков взаимодействия отражены в работах Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, А.В. Усова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
Цель: разработка и апробация уроков по русскому языку,
обеспечивающих развитие навыков взаимодействия.
Объект: процесс обучения детей младшего школьного возраста на
уроках русского языка.
Предмет: развитие навыков взаимодействия у учащихся начальных
классов на уроках русского языка.
Гипотеза: мы предполагаем, что уровень развития навыков
взаимодействия у младших школьников будет достаточно высоким, если разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку с использованием приемов, направленных на развитие навыков взаимодействия у младшего школьника .
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста.
2. Выделить критерии развития навыков взаимодействия у детей
младшего школьного возраста.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков с использованием
приемов, направленных на развитие навыков взаимодействия у младшего школьника.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования в данной работе:
1.Изучение и анализ литературных источников;
2.беседа, тестирование;
3.опытно-экспериментальная работа.
Структура работы обусловлена целью и задачами работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе написания нашей работы было изучено и проанализировано большое количество научно-методической литературы по проблеме развития навыков взаимодействия у детей младшего школьного возраста. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Нами было выявлено, что в процессе взаимодействия детей в коллективе вырабатываются не только навыки общения, но и формируются доброжелательные отношения между учащимися и педагогами. Вследствие взаимодействия друг с другом у детей формируются симпатии и антипатии, определяется круг лиц, с которыми поддерживается контакт в коллективе, и через которые осуществляется усвоение групповых норм поведения, взаимопонимания. Необходимо отметить влияние возраста на формирование коллективистских отношений. Младший школьный возраст является важным периодом развития социальной жизни ребенка. В школе расширяется круг общения детей, складываются новые межличностные отношения. Изменяется состав значимых взрослых и сверстников, среди которых наряду с близкими родственниками, одно из приоритетных мест заняли учитель и одноклассники.
Мы пришли к выводу о том, что для детей младшего школьного возраста еще характерно в большей степени влияние именно взрослого, чем сверстника, в отличие от подросткового возраста. Это тот возраст, когда еще значим для ребенка совет старшего, а также признается авторитет учителя.
В ходе нашей работы нами был проведён эксперимент, который состоял из 3 этапов:
1этап - констатирующий, в ходе которого мы изучили методическую литературу и ряд диагностических методик, направленных на исследование развития навыков взаимодействия младших школьников, и выбрали
необходимые методики для выявления уровня коммуникативных
склонностей («Выявление коммуникативных склонностей учащихся (Р.В. Овчарова)), уровень взаимодействия («Рукавички» (Г.А. Цукерман)), уровень понимания позиции собеседника («Кто прав?» (Г.А. Цукерман)).
2этап - формирующий, на котором нами был разработан и реализован комплекс уроков по русскому языку с приемами развития навыков взаимодействия с целью повышения уровня навыков взаимодействия младших школьников.
3этап - контрольный, в ходе которого осуществлялась повторная диагностика уровня развития навыков взаимодействия младших школьников, также проводился анализ и обобщение полученных результатов.
Особенностью разработанного нами комплекса уроков является органичное сочетание изучения нового, повторения в виде актуализации знаний, формирования новых понятий и способов деятельности. Также происходит контроль усвояемости учебного материала, всей темы в целом в ходе его применения учащимися при постоянном решении ими на уроке практических и учебных задач, поэтому развитие навыков взаимодействия прошло наиболее легким путём.


1.Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] / А. В. Акрушенко. - М.: Эксмо, 2013. -157 с.
2.Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку [Текст] / О. А. Александрова // Русский язык. - 2009. - №3. -239 с.
3.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли" [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2011. - 67 с.
4.Балашова, А.И. К вопросу о развитии универсальных учебных действий [Текст] / А.И. Балашова, Н.А. Ермолова, А.Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 5. - С. 69-73.
5.Беляева, Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. -214 с.
6.Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - № 1.-196с.
7.Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии [Текст] / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2010.-278 с.
8.Блонский, П. Психология младшего школьника [Текст] / П. Блонский. - М.: Просвещение, 2007. -243 с.
9.Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх [Текст] / М. Бройде. - М.: Академия, 2015. -156 с.
10.Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М.: Просвещение, 2012.-380 с.
11.Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст] / Б. С. Волков.- М.: Академия, 2010. -314 с.
12.Воровщиков, С.Г. Общеучебные умения как деятельностный
компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс] / С.Г. Воровщиков // "Эйдос": интернет-журнал.
2007.- 30 сентября.
13.Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006. -175 с.
14.Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С.
Выготский. - М.: Педагогика, 2011. -156 с.
15.Гальперин, П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии [Текст] / П. Я. Гальперин.- М.: Владос, 2014. - 235с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ