Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития самостоятельности у обучающихся начальной школы 8
1.1 Понятие самостоятельности в психолого-педагогической
литературе 8
1.2 Психолого-педагогические условия развития
самостоятельности у обучающихся начальной школы 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у младших школьников на уроках математики 19
2.1 Диагностика уровня самостоятельности у младших
школьников 19
2.2 Разработка и внедрение комплекса заданий для повышения
уровня самостоятельности у младших школьников на уроках математики 26
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной
работы 41
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение А Результаты диагностических методик 55
Аннотация. Введение.
Цель: разработка и проверка опытно-экспериментальным путем
эффективность психолого-педагогических условий в процессе развития самостоятельности у обучающихся в младших классах.
Объект: процесс развития самостоятельности младших школьников.
Предмет: развитие самостоятельности у обучающихся начальной школы на уроках математики.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты проблемы развития самостоятельности у обучающихся начальной школы в учебной деятельности;
- диагностировать уровень развития самостоятельности у младших школьников;
- разработать и внедрить комплекс заданий по математике, направленный на развитие самостоятельности у обучающихся начальной школы;
- проанализировать и обобщить выявленные результаты исследования, доказать эффективность разработанного комплекса заданий.
Был сделан вывод – именно младший школьный возраст имеет наиболее благоприятный характер для эффективного развития самостоятельности у младшего школьника.
Определение самостоятельности – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, адекватной самооценке, критичности и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Опытно-экспериментальная работа включала в себя три этапа и была реализована на базе муниципального бюджетного учреждения «Школа №88» г.о. Тольятти, где выборка составила 50 человек, где 25 учащихся 3 «В» класса (контрольная группа) и 25 учащихся 3 «Б» класса (экспериментальная группа) в возрасте от 9 до 10 лет.
Констатирующий этап включал в себя подбор комплекса диагностических методик и осуществление диагностики в экспериментальной и контрольной группах с целью выявления самостоятельности у учащихся. Анализ полученных данных позволил сделать вывод: большинство учащихся младшего школьного возраста находятся на среднем и низком уровнях самостоятельности, что вызвало необходимость проведения формирующего этапа эксперимента.
На формирующем этапе осуществлялась разработка и внедрение комплекса заданий, цель которого - развитие самостоятельности у младших школьников. На данном этапе были проведены 10 уроков по математике с внедрением различных видов самостоятельной работы с учащимися экспериментальной группы.
После реализации комплекса заданий был проведен контрольный этап, который включал в себя повторное диагностическое исследование экспериментальной и контрольной групп. Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал положительную динамику и доказал эффективность проведенной работы, так как уровень развития самостоятельности у младших школьников в экспериментальной группе значительно повысился, что показали и количественные, и качественные показатели.